Природа и человек
Оценка 4.8

Природа и человек

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
экология +1
Взрослым
07.06.2019
Природа и человек
Природа и человек. Неразделимые понятия, почему же мы люди сами себе вредим? Наверное все дело в воспитании подрастающего поколения. Воспитывать нужно с молоком матери. Мы воспитываем будущих мам и пап. Так пусть же они несут просвещение в свои семьи. Дети.
Внеурочная_деятельность_Природа_и_человек_5_кл.docx
Программа элективного курса Природа и человек 5 класс (введение в естественные науки) Авторы: В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков. (17 ч) Пояснительная записка. Предлагаемая рабочая программа является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла, которая  составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;  Фундаментального ядра содержания общего образования;  Требований   к   результатам   освоения   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования,   представленных   в   федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;  Примерной программы основного общего образования  по астрономии, физике, химии, биологии, географии  как инвариантной  (обязательной) части учебного курса;  Программы развития и формирования универсальных учебных действий;  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. 1. Задачи курса:  Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;  Развитие знаний о живой и неживой природе, полученных в начальной школе в курсах природоведения и других;  Формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики, астрономии;  Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы изучения природы», «Мир астрономии», «Мир физики», «Мир химии», «Мир географии», «Мир биологии», «Единство наук о природе». При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:    проблемного обучения,  технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ        Внеурочная деятельность предусматривается в форме индивидуально­групповых занятий. В   процессе   изучения   курса   используются  формы   обучения,  как   диалог,   беседа,   дискуссия,   диспут.   Применяются   варианты   индивидуального, индивидуально­группового, группового способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:  Методами   организации   и   осуществления   учебно­познавательной   деятельности:   словесных   (рассказ,   учебная   лекция,   беседа),   наглядных (иллюстрационных   и   демонстрационных),   практических,     проблемно­поисковых   под   руководством   преподавателя   и   самостоятельной   работой учащихся.   Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.  Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса.  Используются следующие средства обучения: учебно­наглядные пособия (таблицы, карты, видеофильмы и др.), организационно­педагогические средства (карточки, раздаточный материал). Результаты освоения элективного  курса. В результате выполнения программы предусматривается повышение естественнонаучных знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.        Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях Личностным   результатом   обучения   элективного   курса   «Природа   и   человек»   в   основной   школе   является   формирование   всесторонне   образованной, инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой   современных   мировоззренческих   взглядов,   ценностных   ориентаций,   идейно­нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения: – ценностные ориентации учеников основной школы, отражающие их индивидуально­личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; осознание целостности природы, населения Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;         – гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; толерантность; –  образовательные результаты  – овладение на уровне общего образования законченной системой естественно ­научных знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Средством   развития  личностных   результатов   служит   учебный   материал,   нацеленный   на   понимание   собственной   деятельности   и   сформированных личностных качеств: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; – умение толерантно определять своё отношение к разным случаям; – умение использовать естественно ­ научные знания для адаптации и созидательной деятельности.  Метапредметными результатами изучения курса «Природа и человек» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:     самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно   средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; Познавательные УУД: – формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: •   анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; •  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций •  строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; •  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); •  вычитывать все уровни текстовой информации;  Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  Предметными результатами изучения элективного курса «Природа и человек», 5 класс (введение в естественные науки) являются следующие умения:  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и  животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и пре­вращение энергии в  экосистемах); объяснение роли астрономии, физики, химии, биологии, географии  в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли  различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами астрономической, физической, химической, географической ,биологической наук: наблюдение и описание объектов и  процессов; постановка экспериментов и объяснение их     осознание роли естественных наук в познании окружающего мира (объяснять роль различных источников  информации); освоение системы географических знаний о природе, населении(объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;    формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; выделять, описывать и объяснять существенные признаки    объектов и явлений); использование географических умений (находить в различных источниках и анализировать географическую информацию,   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы); использование карт как моделей (определять на карте местоположение географических объектов); понимание   смысла   собственной   действительности(определять   роль   результатов   выдающихся   географических   открытий,   использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды). Содержание курса Содержание   курса   «Природа   и   человек»   разработано   в   соответствии   с   задачами   данного   курса,   в   нём   раскрыты   основные   понятия   и   некоторые основополагающие законы физической, химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней.             Введение (1 ч) Естественные   науки:   астрономия,   физика,   химия,   биология,   физическая   география.   Методы   изучения   природы:   наблюдение,   эксперимент   (опыт), измерение. 1. Мир астрономии (2 ч) Рождение астрономии. Представления людей древности о Земле, Вселенной. Развитие взглядов на Вселенную в Древней Греции. Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею. Астрономические знания народов Востока. Выдающиеся учёные Востока: Бируни, Омар Хайям, Улугбек. Достижения древних астрономов Китая, Индии. Николай Коперник и его система мира. Роль Д.Бруно в развитии взглядов Н.Коперника. Законы движения планет И.Кеплера. Закон всемирного тяготения И.Ньютона. Методы астрономических наблюдений. Гномон. Г.Галилей. Значение его открытий. Современные методы исследования космоса. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты­гиганты. Плутон. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры. Мир звёзд, разнообразие звёзд. Созвездия. Солнце – ближайшая звезда. Солнечные и лунные затмения на Земле. Счёт времени в древности. Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Служба времени в наши дни. Влияние космоса на живые организмы. Солнце и жизнь на Земле. Свет в жизни живых организмов. Влияние Луны на живые организмы. Значение астрономии в наши дни. Практические работы. Изучение звёздного неба с помощью карты звёздного неба, наблюдение ночного звёздного неба; нахождение основных созвездий северного полушария неба; посещение планетария. 2. Мир физики (3 ч) Области, исследуемые физикой: движение тел, изменение тел при охлаждении и нагревании, электричество, звук, свет. Физические явления: механические, тепловые, электрические, звуковые, световые. Разделы физики (механика, акустика, оптика, электричество). Молекулы и атомы. Строение атома: ядро, электроны. Движение тел. Траектория движения. Скорость движения. Сила. Сила тяжести и сила трения. Невозможность остановки движущегося тела. Энергия. Виды энергии: механическая, электрическая, атомная. Примеры передачи и превращения энергии. Электризация тел. Положительные и отрицательные электрические заряды. Электрический ток. Проводники и непроводники. Простейшая электрическая цепь. Магниты. Северный и южный полюсы магнита. Магнитное поле. Земля – гигантский магнит. Звук и механизм его возникновения. Источники звука. Распространение звука в воздухе, воде, твёрдых телах. Эхо. Низкие и высокие звуки. Инфразвук и ультразвук. Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света и возникновение тени. Отражение и поглощение света телами. Разложение света; солнечный спектр. Природа цвета. Значение физики для практической деятельности людей. Физика­ основа техники. Роль знаний из области физики в повседневной жизни человека. Физика и охрана окружающей среды. 3. Мир химии (3 ч) Зарождение химии. Химические знания народов Древнего Египта, Китая, Индии, Греции и Рима. Развитие химии в средние века. Алхимия. Достижения химии лекарств, технической химии в XV – XVI вв. Р.Бойль ­ один из создателей химии. Химические исследования М.В.Ломоносова. Значение работ А.Л.Лавуазье в развитии химии. Многообразие веществ. Состояние веществ. Смеси и чистые вещества. Основные способы разделения смесей: дистилляция, выпаривание, отстаивание, фильтрование. Химический   элемент.   Химические   символы.   Простые   и   сложные   вещества.   Распространение   химических   элементов   в   природе.   Органические   и неорганические вещества. Химические явления. Значение химических знаний в наши дни. Практические работы. Смеси; молекулы простых и сложных веществ; разделение смесей. 4. Мир биологии (3 ч) Разнообразие живых существ, строение их тел и работа органов, размножение и развитие организмов. Разделы биологии (ботаника, зоология и др.) Страницы истории биологии (Аристотель, У.Гарвей, Р.Гук, К.Линней, Ч.Дарвин, Г.Мендель, В.И.Вернадский). Клеточное   строение   организмов.   Строение   клетки   (оболочка,   цитоплазма,   ядро).   Деление   клетки.   Одноклеточные   и   многоклеточные   организмы. Разнообразие клеток многоклеточного организма. Царства живой природы. Основные отделы растений и типы животных. Способность к размножению – одно из главных свойств живого. Способы размножения организмов (размножение делением, спорами, семенами, откладка яиц,   рождение   живых   детёнышей   и   др.).   Половые   клетки.   Оплодотворение.   Развитие   зародыша.   Наследственность.   Наследственная   информация,   её хранение и передача от родителей потомству. Роль растений, животных, бактерий и грибов в природе. Организмы – производители, потребители и разрушители, обеспечение ими круговорота веществ в природе. Общение в мире животных – неотъемлемая часть их поведения; язык запахов, движений, звуков. Значение биологии для практической деятельности людей. Биология – основа сельского хозяйства и медицины. Роль биологических знаний в повседневной жизни человека. Обеднение живой природы под воздействием человека и её охрана. Практические работы. Изучение   устройства   светового   микроскопа   и   ознакомление   с   приёмами   работы   с   ним;   рассматривание   под   микроскопом   биологических   объектов; знакомство с растениями по гербарным материалам. 5. Мир географии (4 ч) Истоки географии. Геродот – родоначальник географии. Путешествия древних финикийцев вокруг Африки. Экспедиция Пифея на Британские острова. Открытие европейцами морского пути в Индию. Х.Колумб. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. А.Никитин, его путешествие в Индию. Освоение русскими Севера, Северной Америки. Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Открытие шестого материка. Методы географических исследований (географические описания, картографический метод, космические методы исследования). Строение Земли. Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Наружные оболочки Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера). Мировой океан. Свойства морской волны. Океаны Земли. Жизнь в мировом океане. Роль океана в жизни человека. Материки. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида (природа, животный и растительный мир). Практические работы. Описание рельефа, виды местности. Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших равнин  и гор. Нанесение на контурную  карту названий географических объектов. Заключение (1 ч) Единство наук о природе. Требования к уровню подготовки. Учащиеся должны знать:  многообразие тел, веществ и явлений природы  их простейшую классификацию отдельные методы изучения природы   факторы здорового образа жизни  экологические проблемы своей местности и пути их решения Планируемые результаты изучения элективного курса Ученик научится: ­ использовать различные источники информации (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико­ориентированных задач; ­ анализировать, обобщать информацию; ­ по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; ­ определять и сравнивать качественные и количественные показатели, процессы и явления, их положение в пространстве; ­ представлять в различных формах естественнонаучную информацию необходимую для решения учебных и практико­ориентированных задач. Ученик получит возможность научиться: ­ ориентироваться на местности при помощи топографических карт; ­ читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты; ­ различать и сравнивать географические объекты, процессы и явления в природе и жизни человека, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; Использовать знания о физических, химических, биологических и географических законах и закономерностях; ­ проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра; ­ выделять эстетические достоинства объектов живой природы; ­ осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ­ находить информацию о природных явлениях в научно­популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;  ­ выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. ­ создавать письменные тексты и устные сообщения о природных явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Предметные результаты обучения. Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «Солнце», «планета», «звезда», «физические явления природы», «Мировой океан», «химические явления природы»,  «наследственность», «карта», «погода», «биосфера», « реки», « горы» и находить значение указанных терминов в справочной литературе; называть и показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; основные признаки живой природы;  устройство светового микроскопа;  основные органоиды клетки; основные физические и химические явления, смеси; ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.                    приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения;  приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; указывать на модели положение Солнца и  Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; сравнивать природные объекты не менее чем по 3­4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях; пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами: оценивать работу одноклассников.             Личностные результаты обучения        Учащийся должен обладать:      ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной   компетентностью   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками   в   процессе   образовательной,   творческой   и   других   видов деятельности; основами экологической культуры. Тематический план № п/п Раздел 1 2 3 4 5 6 7 Введение Мир астрономии Мир физики Мир химии Мир биологии Мир географии Заключение Итого Общее кол­во часов Практические и лабораторные работы 1 1 1 2 6 1 2 3 3 3 4 1 17 час Календарно ­ тематическое планирование элективного курса «Природа и человек». № Тема Основное содержание  Тип Деятельность Планируемые образовательные результаты занятия, дата (понятия) н о в о г о , учащегося Предметные   Регулятивные, УУД: Познавательные, Коммуникативные Личностные у ч е б н о г о   з а н я т и я ( л е к ц и я ,   л а б . о б о б щ е н и е ,   у р о к ­ и з у ч е н и я   р а б о т а , 1 Введение (1 ч) Методы изучения природы     физика, Естественные науки: астрономия,   химия, биология, физическая география.   Методы   изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.     комбинир ованный   Работать рисунками учебника   источниками информации. с Давать определения терминам как   Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранит ельного поведении;     Регулятивные: 1) осуществлять итоговый   и   пошаговый контроль по результату; 2) адекватно воспринимать предложения   и   оценки учителей, товарищей, родителей   и   других людей; Познавательные ориентироваться разнообразие   решения учебных задач; Коммуникативные допускать   возможность существования   различных точек   зрения,   в   т.ч.   не совпадающих   с   его собственной, и ориентироваться на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии; на способов Изучение нового материал а с как   Работать рисунками   учебника источниками информации. Давать определения терминам 2 Мир астроно мии (2 ч) Астроно мия   и методы астроном ических наблюден ий.   Рождение астрономии. Представления людей древности о   Земле,   Вселенной.   Развитие взглядов   на   Вселенную   в   Древней Греции. Астрономические знания народов Востока, Китая, Индии. Николай   Коперник   и   его система   Методы астрономических   наблюдений. Гномон.   Г.   Галилей.   Значение его   открытий.   Современные методы исследования космоса.   мира.   3 Состав Солнечно й системы. Планеты комбинир ованный Солнечная система. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы,   метеориты,   метеоры. Мир   звёзд.   Созвездия.   Солнце. Служба   времени   в   наши   дни. Влияние   космоса   на   живые организмы.   Влияние   Луны   на живые   организмы.   Значение астрономии   в   наши   дни. Практическая   работа   №1. Изучение   звёздного   неба   с помощью карты звёздного неба,   с как Работать рисунками учебника   источниками информации. Составлять рассказ рисункам, обобщать,   делать выводы. по   Использовать знания   о   планетах для аргументированног о ответа.  Обосновывать необходимость знаний о космосе.  Научится различать основные   признаки суточного вращения звездного неба. Регулятивные:         на способов 1) адекватно воспринимать предложения   и   оценки учителей, товарищей, родителей   и   других людей; Познавательные ориентироваться разнообразие   решения учебных задач; Коммуникативные допускать   возможность существования   различных точек   зрения,   в   т.ч.   не совпадающих   с   его собственной, и ориентироваться на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии; Регулятивные выполнять учебные действия   в   устной, письменной   речи,   во внутреннем плане. Познавательные 1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать причинно­следственные связи   в   изучаемом   круге явлений;       Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранит ельного поведении; 1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно­ познавательные и внешние мотивы 2)учебно­ познавательный интерес к наблюдение   ночного   звёздного неба;   нахождение   основных созвездий   северного   полушария неба; посещение планетария. Изучение нового материал а   звук, Области, исследуемые физикой: движение тел, изменение тел при охлаждении   и   нагревании,   свет. электричество, Физические явления: тепловые, механические, электрические, звуковые,   Разделы   физики. световые. Молекулы   и   атомы.   Движение тел.         с как Работать рисунками учебника   источниками информации. Составлять рассказ рисункам, обобщать,   делать выводы. по     Использовать знания   о   строении вещества . Распознавать механические явления,   тепловые, электрические, звуковые,   световые на основе имеющихся знаний.   Коммуникативные допускать   возможность существования   различных точек   зрения,   в   т.ч.   не совпадающих   с   его собственной, и ориентироваться на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии   Регулятивные:   1) следовать установленным правилам   в   планировании и   контроле   способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый   контроль   по результату; Познавательные проводить сравнение, изученных   объектов   по заданным критериям; Коммуникативные учитывать   другое   мнение и   позицию,   стремиться   к координации   различных позиций в сотрудничестве   новому учебному материалу способам решения   новой задачи и     на   и Ориентация   на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. самоанализ самоконтроль результата, на соответствия результатов требованиям конкретной задачи анализ     Виды   энергии: Энергия. механическая,   электрическая, атомная.   Примеры   передачи   и превращения энергии. Электризация   тел.   Магниты. Северный   и   южный   полюсы   Комбини рованный   Находить в таблицах   и   на рисунках учебника физические явления. Анализировать   и   о . Использовать знания   электричестве Распознавать магнитные явления, звуковые , световые явления  на   основе Регулятивные: 1) следовать установленным правилам   в   планировании и   контроле   способа решения; 2) осуществлять Ориентация   на понимание причин успеха в учебной деятельности. 4 5 Мир физики (3 ч) Первонач альные сведения о строении вещества. Механиче ское движение . Энергия. Электрич ество. Магнитн ые явления. Звуковые явления. Световые явления 6 Примене ние физики. Охрана окружаю щей среды. сравнивать между собой.    их имеющихся знаний. магнита.   Звук   и   механизм   его возникновения.   Источники звука.   Распространение   звука   в воздухе,   воде,   твёрдых   телах. Свет. света. Отражение   и   поглощение   света телами.   Разложение   света; солнечный   спектр.   Природа цвета.   Источники         физики для Значение практической деятельности людей. Физика ­ основа техники. Роль знаний из области физики в повседневной   жизни   человека. Физика   и   охрана   окружающей среды. Обобщен ие о Анализировать информацию учителя   применении физики   повседневной жизни   человека. Определять   роль физики   и охраны окружающей среды. в   Использовать знания учащихся об общих   физических процессах. Приводить примеры   значения физики для практической деятельности людей.   Проверять правильность теоретических выводов   приемами самоанализа и самоконтроля.   Способность   к самооценке   на основе критериев успешности учебной деятельности.     итоговый и пошаговый   контроль   по результату; Познавательные проводить сравнение, изученных   объектов   по заданным критериям; Коммуникативные учитывать   другое   мнение и   позицию,   стремиться   к координации   различных позиций в сотрудничестве Регулятивные:     выполнять учебные действия в устной,   письменной   речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию п ознавательной активности  учащихся, умения наблюда ть, сравнивать, обобщать и  делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять   взаимный контроль   и   оказывать   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. и 2)Устанавливать сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать   решение   и делать выбор. Зарождение химии. Химические знания   народов   Древнего Египта, Китая, Индии, Греции и Рима. Изучение нового материал а   Развитие химии в средние века. Алхимия. Многообразие веществ.   Состояние   веществ. Смеси   и   чистые   вещества. Основные   способы   разделения дистилляция, смесей:   выпаривание, отстаивание, фильтрование.   о Использовать знания   многообразии веществ. Распознавать   смеси и чистые вещества.     с Работать текстом и схемами учебника как   источниками информации. Составлять рассказ рисункам, обобщать,   делать выводы. по       сложные элемент. Химический Химические   символы.   Простые и вещества. Распространение   химических элементов природе. Органические  и  неорганические вещества.  в       Изучение нового материал а   в Находить таблицах учебника химические элементы. Анализировать   и сравнивать простые сложные вещества.  и   о   Использовать знания   веществах .Распознавать простые и сложные вещества. Анализировать распространение химических элементов природе. в   7 8   Мир химии  (3 ч) Многооб разие веществ. Смеси   и чистые вещества. Химичес кие элементы Простые и сложные вещества. Распрост ранение химическ их элементо в в природе.   Регулятивные:   контролировать   давать уметь свои   действия, оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию  познавательной активност и учащихся, умения  наблюдать, сравнивать, об общать,  делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчи во объяснять свою мысль и  адекватно воспринимать и нформацию   партнёров по общению,  со здание условий для форми рования умений и навыков  групповой работы. Регулятивные:   контролировать   давать уметь свои   действия, оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию  познавательной активност и учащихся, умения  наблюдать, сравнивать, об общать,  делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчи во объяснять свою мысль и  адекватно воспринимать и нформацию   партнёров по общению,  со   на   и Ориентация   на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. самоанализ самоконтроль результата, на соответствия результатов требованиям конкретной задачи анализ     на   и Ориентация   на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. самоанализ самоконтроль результата, на соответствия результатов требованиям конкретной задачи анализ 9 Химичес кие явления. Химия   и окружаю щая среда. Химические   явления.   Типы химических   реакций.   Смеси. Значение   химических   знаний   в наши дни. Занятие практику м Практическая   работа   №   2. Смеси Проводить   опыты с   химическими реакциями, самостоятельно смешивать вещества и делать выводы.   Использовать знания учащихся об общих   химических процессах. Приводить примеры   значения химии для практической деятельности людей.   Проверять правильность теоретических выводов   приемами самоанализа и самоконтроля.   здание условий для форми рования умений и навыков  групповой работы     Регулятивные: выполнять учебные действия в устной,   письменной   речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию п ознавательной активности  учащихся, умения наблюда ть, сравнивать, обобщать и  делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять   взаимный контроль   и   оказывать   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать сравнивать   точки зрения. и различные   10 Мир биологии (3 ч) Клеточно е строение организм Разнообразие   живых   существ. Разделы   биологии   (ботаника, зоология   и   др.)   Клеточное строение   организмов.   Строение клетки   (оболочка,   цитоплазма, ядро). клетки. Одноклеточные и организмы. многоклеточные   Деление       Занятие практику м Групповая, коллективная работа   учащихся. Выделять в тексте базовые   понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов.   Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся   знаний в новой ситуации Регулятивные:     свои планировать в действия соответствии с поставленной   задачей   и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане     Способность   к самооценке   на основе критериев успешности учебной деятельности.   т. Смыслообразова ние,   е. установление учащимися связи между   целью учебной деятельности   и ее   мотивом, другими ов. Работа   с микроско пом. 11 Почему дети похожи на родителе й. Разнообразие многоклеточного организма.   клеток Практическая   работа   №   3. Изучение   устройства   светового микроскопа   и   ознакомление   с приёмами   работы   с   ним; рассматривание под микроскопом   биологических объектов.        Царства   живой   природы. Способность   к   размножению   – одно из главных свойств живого. размножения Способы организмов (размножение делением,   спорами,   семенами, откладка   яиц,   рождение   живых детёнышей др.). Наследственность. Наследственная информация, её хранение   и   передача   от родителей потомству. и     словами,   между результатом учения   и   тем, что   побуждает деятельность, ради   чего   она осуществляется Самоопределени е, нравственно­ этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви   к   родной природе.     самостоятельное и Познавательные 1) выделение формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование   учебного сотрудничества с учителем   и   сверстниками —   определение   цели, функций участников, способов взаимодействия     Урок­ изучения нового материал а.   Сравнивать представителей разных царств, делать   выводы   на основе сравнения,  использовать знания   биологии при изучении наследственности.   Определять   роль   в природе   различных групп организмов; находить   черты, свидетельствующие об усложнении живых   организмов по   сравнению   с предками, и давать им объяснение   Регулятивные:   контролировать   давать уметь свои   действия, оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию  познавательной активност и учащихся, умения наблюдать, сравни вать, обобщать,  делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчи во объяснять свою мысль и  адекватно воспринимать и нформацию   партнёров по общению,  со здание условий для форми рования умений и навыков  групповой работы. Комбини рованный Урок­ изучения нового материал а. 12 Круговор от веществ  в природе. Охрана окружаю щей среды 13 Мир географ ии   (4   ч) Страницы великих географи ческих открытий . Географи ческая карта.  Роль   растений,   животных, бактерий   и   грибов   в   природе. Организмы   –   производители, потребители   и   разрушители, обеспечение   ими   круговорота веществ  в  природе. Общение в мире животных – неотъемлемая часть   их   поведения;   язык   звуков. запахов, Значение для практической деятельности людей.   Роль   биологических знаний   в   повседневной   жизни человека.   Обеднение   живой природы   под   воздействием человека и её охрана.   движений, биологии           Истоки   географии.   Геродот   – географии. родоначальник Открытие   европейцами морского   пути   в   Индию. Х.Колумб.   Открытие   Америки. Первое кругосветное путешествие.   А.Никитин,   его путешествие в Индию. Освоение русскими   Севера,   Северной   Ф.Ф.Беллинсгаузен, Америки.   Открытие М.П. шестого   материка.   Методы географических   исследований (географические описания, метод, картографический   Лазарев.         Работать с иллюстративным   и демонстративным материалом, текстом,   беседа, работа   в   парах, групповая работа. Анализ   по   тексту учебника содержания определения терминов. Решение   учебно­ познавательных задач круговороту веществ   проблеме спасения природы по и   с Создавать схематические модели   выделением существенных характеристик объекта. Анализировать   и читать карту.   Анализ   по   тексту учебника, содержания определения терминов. Нахождение тексте отличительных признаков   карты от плана местности. Работа с   географической картой. в     Осознание смысла нравственного содержания собственных поступков поступков других людей   и и Понимают потребность   в географических знаниях как   возможной области будущей практической деятельности   и   Регулятивные:   Планировать свои действия   пути достижения целей, принимать верное решения в   проблемной   ситуации. Познавательные создать условия для разви тия у школьников умения форм улировать проблему и пре длагать пути её решения; Коммуникативные умение   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные:       самостоятельно обнаруживать и формулировать   учебную определять проблему, учебной цель деятельности,   выбирать тему проекта; Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать   факты   и явления.  осуществлять   сравнение, космические исследования).   методы 14 Строение Земли. Мировой океан. Строение   Земли.   Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Наружные   оболочки   Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера).   Урок­ изучения нового материал а. Мировой   океан.   Свойства морской   волны.   Океаны   Земли. Жизнь   в   мировом   океане.   Роль океана в жизни человека. Совершенствовать умения   и   навыки работы с географической картой     и Называть показывать основные   земные сферы   и   части внутреннего строения   Земли, примеры основных   форм рельефа дна океана.       классификацию, самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию   на   основе дихотомического   деления (на основе отрицания); Коммуникативные самостоятельно организовывать   учебное взаимодействие в группе      Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат, конечный выбирать   из предложенных   и   искать самостоятельно     средства достижения цели; Познавательные выявлять   причины   и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение,   включающее установление   причинно­ следственных связей; создавать   схематические модели   с   выделением существенных     Понимают потребность   в географических знаниях   как возможной области будущей практической деятельности 15 Путешест вия   по материка м. Материки.   Евразия,   Африка, Северная   Америка,   Южная Америка, Австралия, Антарктида (природа, животный и растительный мир).   Комбини рованный Практическая   работа   №   4. Описание   виды местности.    рельефа,   и Называть показывать материки, приводят примеры природы   каждого материка, описывают растительный   и животный   мир материков. Совершенствовать умения   и   навыки работы с географической картой.   Понимают потребность   в географических знаниях   как возможной области будущей практической деятельности характеристик объекта;  Коммуникативные самостоятельно организовывать   учебное взаимодействие   в   группе (определять   общие   цели, распределять роли, договариваться   друг   с другом и т.д.).   Регулятивные:   составлять (индивидуально   или   в группе)   план   решения проблемы   (выполнения проекта); Познавательные составлять тезисы, различные   виды   планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию     из   одного вида  в другой  (таблицу  в текст и пр.); вычитывать   все   уровни текстовой информации;  Коммуникативные самостоятельно организовывать   учебное взаимодействие   в   группе (определять   общие   цели, роли, распределять 16 Реки мира. Горы мира. Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших равнин и гор. Комбини рованный   Называть и показывать реки и горы мира. Практическая   работа   №   5. Нанесение   на   контурную   карту названий географических объектов.   Совершенствовать умения   и   навыки работы с географической картой.   17 Заключе ние (1 ч) Единство наук   о природе. Обобщен ие знаний и умений   Работать рисунками учебника   источниками информации. с давать определения терминам как договариваться   друг   с другом и т.д.). Регулятивные:   работая по плану, сверять свои   действия  с   целью   и, необходимости, при исправлять ошибки   самостоятельно; Познавательные определять уметь   возможные источники необходимых   сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные самостоятельно организовывать   учебное взаимодействие   в   группе (определять   общие   цели, распределять роли, договариваться   друг   с другом и т.д.).         Регулятивные: в   диалоге   с   учителем совершенствовать самостоятельно выработанные   критерии оценки. Познавательные уметь определять   Понимают потребность   в географических   знаниях как возможной области будущей практической деятельности принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранит ельного поведении;       возможные источники необходимых   сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные допускать   возможность существования   различных точек   зрения,   в   т.ч.   не совпадающих   с   его собственной, и ориентироваться на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии   Основная литература. Рабочая программа ориентирована на использование  УМК:    География. Начальный курс. 5кл.:  учеб. для общеобразовательных учреждений/  И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.­М.: Дрофа, 2012.­140, [4 ]с.: ил., карт.  (Федеральный перечень: ФГОС 2011  РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1) Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009. – 202 с.  Атлас. «География 5, 6 класс».  М.: Дрофа. Издательство ДИК, 2013г.         Контурные карты. «География 5, 6, 7, 8, 9 класс».  М.: Дрофа. Издательство ДИК, 2013г.        Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.­ М.: Вентана­Граф, 2005.  Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.  Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6­7.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. ­ М.: НИИ школьных технологий, 2006.  учебника: Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. ­2­е изд., дораб.­ М.:«Вентана­Граф», 2010г.  Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;  Дополнительная литература.  Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс ­  М. Вако. 2013г  Энциклопедии для детей: География, Биология, Астрономия, Физика, Химия – М.: Аванта+, 2000.  Лаврова С. П. – Занимательная химия – М.: Белый город, 2013.  Вагнер Б.Б. ­ По океанам и континентам, Хрестоматия ­ М.: Московский Лицей, 2001.  Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.   Яворовская И.  – Занимательная география – Р.­ на ­ Д.: Феникс, 2007.  Е. Левитан. Занимательная астрономия ­ М. : «ДРОФА», 2012  Глен Веккеони «Занимательные опыты. 100 интересных экспериментов» 2008 год Экология для школьников; атлас под ред. А.Т. Зверева, М. АСТ­ПРЕСС, 2001г. Список литературы. Для учащихся:  1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.  2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997. 3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976. 4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  ­ М: ООО «Издательство АСТ»2002 5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  ­ М: ООО «Издательство АСТ»2002 6. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.  7. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.  8. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.  10. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.  11. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.  12. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;  13. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой ­ 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.  Для учителя: 1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, ­ «Корифей», Волгоград,2000  2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002­302 с.:ил/ 3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н. 4."Раннее развитие детей\" ­ География детям  Сайт:http://www.danilova.ru 5.Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru 6.Энциклопедическая библиотека. Сайт:http://megacollection.ru Материально­технического обеспечение  образовательного процесса: Технические средства обучения (средства ИКТ): 1. 2. 3. 4. 5. Персональный компьютер ­ рабочее место учителя и учащихся. Мультимедиапроектор. Интерактивная доска. Устройства вывода звуковой информации (колонки) Устройства для ручного ввода текстовой информации (клавиатура и мышь). Наглядно­печатные пособия:  Портреты  набор «Путешественники», набор «Великие ученые ­ естествоиспытатели»;  Географические карты (мира, отдельных областей земного шара), карта звездного неба, печатные раздаточные пособия, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по естествознанию. Глобус.  Карта звездного неба;  Модель Солнечной системы;  Фотографии планет Солнечной системы;    Приборы практические: компасы, магниты, пробирки, штатив и т.д.  Цифровые измерительные приборы: термометр, барометр  Объекты натуральные:   коллекции «Горные породы и минералы»,  «Полезные ископаемые».     Рельефные  модели: «Формы рельефа. Горы»,  «Речная система».  Коллекции: Коллекция горных пород и минералов, шкала твердости Мооса, набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов. 1.

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек

Природа и человек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2019