"Природа и люди Древней Индии"

  • Работа в классе
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс: 5 Тип урока: Урок изучения нового материала Цели урока: • формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; • развитие восприятия, внимания, расширение кругозора; • приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации. Задачи урока • развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию; • развитие интереса к истории, мотивации к учению; • формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты. Форма организации деятельности: • фронтальная, • индивидуальная
Иконка файла материала Природа и люди Древней Индии1.doc
"Природа и люди Древней Индии" Класс: 5 Тип урока: Урок изучения нового материала Цели урока:  формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей  Древней Индии; развитие восприятия, внимания, расширение кругозора; приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.   Задачи урока   развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать  информацию; развитие интереса к истории, мотивации к учению;  формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты. Форма организации деятельности:  фронтальная,  индивидуальная Структура урока 1. Организационный этап. 2. Подготовка к активному усвоению новых знаний. 3. Изучение новой темы:  местоположение Индии;  природные условия Индии;  занятия жителей Древней Индии. 4. Подведение итогов 5. Объяснение домашнего задания Оборудование   учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2003 г., компьютер,  мультимедийный проектор,     презентация, отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека"; схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4, на другой стороне ­ контурная карта) и на  доске; таблички с надписями "Индостан", "Инд", "Ганг", "Гималаи", "Земледелие",   картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы,  хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца; сахара, чая, пряностей, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры; раздаточный материал: пакетики с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата,  сахар, рис, чай, к пакетику прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего  задания. Методы    словесный, наглядный, практический. Предполагаемый результат: 1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися  класса. 2. Расширение кругозора. 3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации. Организационный этап. Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется...  Впрочем, что это за страна ­ вы назовете мне сами после подсказки. (Исполнение индийского танца). Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке?  (Дети отвечают: "Индия"). Подготовка к активному усвоению новых знаний . Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии".(Презентация ­ слайд №1 ­  Приложение №1). На доске ­ схема. (Приложение № 2). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня  будем говорить на уроке? (Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по  территории Индии, чем занимались жители Древней Индии"). Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация ­ Слайд № 2)  Местоположение Индии  Климат Индии  Животный и растительный мир Индии  Занятия жителей Древней Индии. Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения  темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать  мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и  вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание  понятно? Есть вопросы? Итак, начинаем. Изучение новой темы:Учитель: Запишите тему урока (Презентация, слайд №3). Для работы нам необходима карта. Она  находится в учебнике на стр.92 (Презентация, слайд № 4). Индия находится в южной части Азии. На  полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров ­ это часть суши, с трех сторон омываемая  водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Давайте  поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и  название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой). Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших  реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5). Свое название страна получила от названия реки Инд.  Воды Ганга жители Индии считают священными. Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора  Сицилийского "Историческая библиотека".( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 3). Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими  плоды деревьями :" Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы") Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?  (Дети отвечают: Гималаи). (Презентация, слайд №6) Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает  "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется?  (Джомолунгма ­"поднебесное жилище богов"). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №7). Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает  по два дождливых сезона ­ один зимний :, другой ­ летний:" Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди"). Учитель: Дожди В Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с  севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из­за этих особенностей климата большая  часть территории страны покрыта непроходимыми лесами ­ джунглями. (Презентация, слайд №8). Учитель: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает  огромная высота деревьев, густота растительности ­ здесь всегда темно и душно. Гигантскими  гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В  вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон  птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами  предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи,  лекарственные травы). Учитель: Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду,  ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека  подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут  страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и  старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд №10). Индийцы приручили  слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях­ воины сидели на спине у слона и  осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из  главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №11). Ребята,  вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как  называется эта книга, кто ее автор? (Дети отвечают: "Маугли", автор ­ Киплинг, по этой книге  сняты фильмы, мультфильм). Физминутка:Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:       заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза ­ открываем  (несколько раз); идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги ­ вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра); увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух  носом); раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками  (потягивания). Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №12). Индийцы занимались  охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. (Презентация,  слайд №13). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но  главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №14). А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних  индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли,  которые им предстоит сыграть. (Учитель раздает слова Клеопатры, 1 путешественника, второго путешественника). Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько  путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране. 1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна ­ Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и  делают из неё красивые и прочные ткани: Учитель: Клеопатра воскликнула: Клеопатра:   Учитель: Взмолился путешественник. 1 путешественник: Помилуй меня! Это правда! Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация,  слайд №15).Царица помиловала путешественника и сказала: Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране. Учитель: Тогда заговорил второй путешественник: 2 путешественник: (Презентация, слайд №16). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо  известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает  желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами  отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране  меняются слайды:(Презентация, № 17­20). Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками. Поклон. Аплодисменты.   Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!Учитель: Ребята, у вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со  схемой). Подведение итогов Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами, ребята, будем заполнять схему,  которая на доске. Вы должны поменяться листочками и проверять работу своего соседа. Каждый  правильный ответ ­ 1 балл, если ваш сосед неправильно написал ­ исправьте. После этого вы  посчитаете полученные баллы и поставите оценку вашему однокласснику за работу на уроке. Заполнение схемы на доске ­ прикрепление табличек с надписями: "Индостан", "Инд", "Ганг",  "Гималаи", "Земледелие", картинок с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона,  коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца. Учитель: А теперь посчитаем баллы (Презентация, слайд №21) и поставим оценки друг другу.  Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание вам сегодня записывать не надо (Презентация, слайд №22). Потому что в нашем  чудесном сундучке для каждого из вас приготовлен подарок: на память об уроке вы получаете  пакетик с символами Индии, к которому прикреплена картинка с изображением слона и написано для  вас домашнее задание.

Посмотрите также