Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
• формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
• развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
• приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Задачи урока
• развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;
• развитие интереса к истории, мотивации к учению;
• формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
Форма организации деятельности:
• фронтальная,
• индивидуальная
"Природа и люди Древней Индии"
Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей
Древней Индии;
развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Задачи урока
развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать
информацию;
развитие интереса к истории, мотивации к учению;
формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
Форма организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
местоположение Индии;
природные условия Индии;
занятия жителей Древней Индии.
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
Оборудование
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2003 г.,
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация,
отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека";
схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4, на другой стороне контурная карта) и на
доске;
таблички с надписями "Индостан", "Инд", "Ганг", "Гималаи", "Земледелие",
картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы,
хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца;
сахара, чая, пряностей, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;
раздаточный материал: пакетики с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата,
сахар, рис, чай, к пакетику прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего
задания.
Методы
словесный,
наглядный,
практический.
Предполагаемый результат:
1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися
класса.
2. Расширение кругозора.
3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Организационный этап.
Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется...
Впрочем, что это за страна вы назовете мне сами после подсказки.
(Исполнение индийского танца).
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке?
(Дети отвечают: "Индия").
Подготовка к активному усвоению новых знаний .
Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии".(Презентация слайд №1
Приложение №1). На доске схема. (Приложение № 2). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня
будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по
территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация Слайд № 2)
Местоположение Индии
Климат Индии
Животный и растительный мир Индии
Занятия жителей Древней Индии.
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения
темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать
мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и
вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание
понятно? Есть вопросы? Итак, начинаем.
Изучение новой темы:Учитель: Запишите тему урока (Презентация, слайд №3). Для работы нам необходима карта. Она
находится в учебнике на стр.92 (Презентация, слайд № 4). Индия находится в южной части Азии. На
полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров это часть суши, с трех сторон омываемая
водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Давайте
поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и
название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой).
Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших
реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5). Свое название страна получила от названия реки Инд.
Воды Ганга жители Индии считают священными.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора
Сицилийского "Историческая библиотека".( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение
№ 3).
Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими
плоды деревьями :"
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?
(Дети отвечают: Гималаи). (Презентация, слайд №6)
Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает
"жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется?
(Джомолунгма "поднебесное жилище богов"). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают
боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №7).
Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает
по два дождливых сезона один зимний :, другой летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").
Учитель: Дожди В Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с
севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Изза этих особенностей климата большая
часть территории страны покрыта непроходимыми лесами джунглями. (Презентация, слайд №8).
Учитель: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает
огромная высота деревьев, густота растительности здесь всегда темно и душно. Гигантскими
гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В
вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон
птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами
предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи,
лекарственные травы).
Учитель: Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду,
ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека
подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут
страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и
старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь,
но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд №10). Индийцы приручили
слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях воины сидели на спине у слона и
осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из
главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №11). Ребята,
вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как
называется эта книга, кто ее автор? (Дети отвечают: "Маугли", автор Киплинг, по этой книге
сняты фильмы, мультфильм).
Физминутка:Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза открываем
(несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги вдруг нам встретится
змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух
носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками
(потягивания).
Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №12). Индийцы занимались
охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. (Презентация,
слайд №13). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы
не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но
главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №14). А сейчас мы с
вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних
индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли,
которые им предстоит сыграть.
(Учитель раздает слова Клеопатры, 1 путешественника, второго путешественника).
Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько
путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна Индия. Там на кустах растёт
белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и
делают из неё красивые и прочные ткани:
Учитель: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра:
Учитель: Взмолился путешественник.
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация,
слайд №15).Царица помиловала путешественника и сказала:
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:
2 путешественник: (Презентация, слайд №16). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо
известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.
Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает
желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами
отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране
меняются слайды:(Презентация, № 1720).
Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.
Поклон. Аплодисменты.
Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!Учитель: Ребята, у вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со
схемой).
Подведение итогов
Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами, ребята, будем заполнять схему,
которая на доске. Вы должны поменяться листочками и проверять работу своего соседа. Каждый
правильный ответ 1 балл, если ваш сосед неправильно написал исправьте. После этого вы
посчитаете полученные баллы и поставите оценку вашему однокласснику за работу на уроке.
Заполнение схемы на доске прикрепление табличек с надписями: "Индостан", "Инд", "Ганг",
"Гималаи", "Земледелие", картинок с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона,
коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.
Учитель: А теперь посчитаем баллы (Презентация, слайд №21) и поставим оценки друг другу.
Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание вам сегодня записывать не надо (Презентация, слайд №22). Потому что в нашем
чудесном сундучке для каждого из вас приготовлен подарок: на память об уроке вы получаете
пакетик с символами Индии, к которому прикреплена картинка с изображением слона и написано для
вас домашнее задание.