ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6-ой класс слабослышащее отделение Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.docx

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

6-ой класс слабослышащее отделение

Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

Программа предмета составлена на основе Закона об образовании РФ, Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной Программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Изучение курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Характеристика курса. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов:  от начала истории человечества, мира древности, средних веков, новое времени, встречи Европы и Америкой и др. Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему миру, основанному на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России, историческим фактам России, становлению России как государства и всего человечества. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников с нарушениями слуха фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса в 6 классе отведено 1 час в неделю. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014

Обучающиеся получат возможность:

- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- работать в паре, группе, индивидуально;

- оценивать себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения

Планируемые результаты освоения программы играют значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. У детей продолжают формироваться:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

 - работать с текстом: осознанное чтение текста.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других:

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить вою точку зрения;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты УУД:

 - понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Знания, умения и навык  должны стать средствами достижения поставленной цели.

Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в стандарте в качестве «портрета выпускника»:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;

- готовый самостоятельно действовать и отвечающий за свои поступки.

Данная учебная программа «Природоведение» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины – природоведения для учащихся 6 «А» класса слабослышащего отделения, основывающийся на типовой программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2-ого отделения (вариант 2).

Специфика данной дисциплины обусловлена использованием выше означенной методической базы, ориентирована на применение широкого комплекса технических средств – в этом заключается новизна данной программы. Особый  акцент в программе сделан на локальное включение компьютерных технологий на уроке (по требованиям СанПиНов не более 15 минут), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Задачами  учебной рабочей программы являются:

закреплять и развивать представления о государстве Российском, его исторических фактах, патриотах России, мастерах печатных дел.

 воспитывать у детей стремление бережного отношения к историческим фактам нашего государства;

формировать у детей гуманное отношение великим людям, прославляющим государство Российское;

воспитывать культуру общения, нравственного отношения к людям труда, результатам их трудовой деятельности;

систематизировать знания детей о страницах истории Российского госудврства, что служит необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения исторического курса России;

 воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить её  до конца.

В процессе уроков сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчёта 34 учебных недели, 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа. Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима самого урока.

Кроме этого, классификация уроков – явление динамичное: у учителя всегда есть возможность преобразовать один тип урока в другие в зависимости от конкретного учебного материала, этапа обучения, степени готовности учащихся к той или иной деятельности и конкретной педагогической ситуации.

 

Используемая литература

1.      Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. (2 часть) - М.: Просвещение, 2014

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014г.

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

 

1.            Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»

2.            Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.

3.            Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

 

Объём и сроки изучения программы

 

Продолжительность учебного года - 34 учебных недели.

Количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1 час.

Количество часов в I четверти – 8 недель – 8 часов

Количество часов в II четверти – 8 недель – 8 часов

Количество часов в III четверти – 10 недель – 10 часов

Количество часов в IV четверти – 8 недель – 9 часов

 

 

 

I четверть, природоведение

1 час в неделю, 8 недель,  всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Начало истории человечества. С.4-8

1

Объекты живой и неживой природы

2.

 Мир древности: далёкий и близкий. С. 8-15

1

Адрес дедушки и бабушки, сельский двор, сельский дом

3.

Средние века. Время рыцарей и замков. С. 15-22

1

Сравнение школ, изображённых на рисунке

4.

Новое время: Встреча Европы и Америки. С. 22-28

1

Огороженное, укреплённое стеной поселение

5.

Новейшее время: История продолжается. С. 28-34

1

Объекты живой и неживой природы

6.

Жизнь древних славян. С. 34-40

1

Календарь – система счёта дней и месяцев года

7.

Во времена Древней Руси. С. 40-46

1

Погода – это состояние воздуха у поверхности Земли

8.

Итоговый урок.  Наглядно-практический материал для проверки знаний

1

Проверка речевого материала, отражающего курс природоведческого цикла. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям:

понять взаимосвязи в системе «человек-общество-история»;

осознать необходимость изучения исторических фактов среднего, нового и новейшего времени, выполнения правил поведения в процессе взаимодействия в течение всего урока, сущность нравственно-этических установок.

 

II четверть, природоведение

1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Страна городов. С. 46-55

1

Древняя Русь, славяне, широкмие рвы, дикие звери

2.

Из книжной сокровищницы Древней руси. С. 55-59

1

Византия, Кирилл и Мефодий, памятник в Москве

3.

Трудные времена на Русской земле. С.58-65

1

Нашествия Батыя, полчища Батыя, богатый Новгород, Козельск – злой город

4.

Русь расправляет крылья. С.65-70

1

Возрождение Руси, кожевники, гончары, сапожники

5.

Куликовская битва. С. 70-75

1

Белокаменные стены Кремля. Мамай решил наказать Русь за неповиновение

6.

Иван Третий. С. 75-82

1

Ордынская зависимость, освобождение через сто лет

7.

Мастера печатных дел. Чтение, разбор. С. 82-87

1

Царь Иван Грозный. Типография, первопечатник, Китай-город

8.

Итоговый урок. Патриоты России. С. 82-87

1

Проверим наши знания. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям:

закрепить полное название Родины, символы государства, названия народов, населяющих Россию;

ориентироваться в достопримечательностях, транспорте Москвы, любить, гордиться и уважать свою Родину.

III четверть, природоведение

1 час в неделю, 10 недель, всего 10 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Пётр Великий. С.94

1

Царь-преобразователь, император, повелитель. Боярская дума. Земские соборы. Град Петра.

2.

Михаил Васильевич Ломоносов.  С. 101

1

Холмогорский дворянин. Отправился в Москву постигать науки.

3.

Екатерина Великая. С. 105

1

Продолжительница дел Петра Великого.  Дворяне и крепостные крестьяне.

4.

Отечественная война 1812 года. С.112

1

Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну поднялся весь народ.

5.

Страницы истории 19 века. С.122

1

Декабристы. Освобождение крестьян. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.

6.

Россия вступает в 20 век.  С. 127

1

Последний русский император. Россия в первой мировой войне. Гражданская война.

7.

Страницы истории 1920 1930-х годов. С. 136

1

Образование Советского Союза. Страна-труженица.

8.

Великая Отечественная  война и Великая Победа. С. 140

1

Всё для фронта! Всё для Победы! Героическая летопись Великой Отечественной.

9.

Страна, открывшая путь в космос. С 147

1

Первые в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин.

10.

Итоговый урок.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям:

закрепить знания исторического наследия России, о тяжёлых временах, выпавших на долю народа во время Отечественной войны, Великой Отечественной войны.

 

IV четверть, природоведение

1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1, 2.

Основной закон России и права человека. С.156-164

2

Конституция – основной закон России. Мы имеем право на особую заботу и помощь

3.

Мы – граждане России. С. 164-168

1

Права и обязанности гражданина. Правительство Российской Федерации

4.

Славные символы России. С. 168-175

1

Государственный герб, государственный флаг, государственный гимн

5, 6.

Такие разные праздники. С.175-180

2

12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага, 4 ноября – День народного единства, 9 мая – День Победы

7.

Путешествие по России. С 180-204

1

Дальний восток, просторы Сибири, Урал, ожерелье старинных городов

8.

Итоговый урок. Проверим себя и оценим свои достижения. С. 206-220

1

Страницы Всемирной истории. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.