ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6-ой класс слабослышащее отделение
Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна
Программа предмета составлена на основе Закона об образовании РФ, Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной Программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Изучение курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Характеристика курса. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от начала истории человечества, мира древности, средних веков, новое времени, встречи Европы и Америкой и др. Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему миру, основанному на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России, историческим фактам России, становлению России как государства и всего человечества. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников с нарушениями слуха фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса в 6 классе отведено 1 час в неделю. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014
Обучающиеся получат возможность:
- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- работать в паре, группе, индивидуально;
- оценивать себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения
Планируемые результаты освоения программы играют значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. У детей продолжают формироваться:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- работать с текстом: осознанное чтение текста.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других:
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить вою точку зрения;
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты УУД:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Знания, умения и навык должны стать средствами достижения поставленной цели.
Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в стандарте в качестве «портрета выпускника»:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;
- готовый самостоятельно действовать и отвечающий за свои поступки.
Данная учебная программа «Природоведение» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины – природоведения для учащихся 6 «А» класса слабослышащего отделения, основывающийся на типовой программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2-ого отделения (вариант 2).
Специфика данной дисциплины обусловлена использованием выше означенной методической базы, ориентирована на применение широкого комплекса технических средств – в этом заключается новизна данной программы. Особый акцент в программе сделан на локальное включение компьютерных технологий на уроке (по требованиям СанПиНов не более 15 минут), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Задачами учебной рабочей программы являются:
закреплять и развивать представления о государстве Российском, его исторических фактах, патриотах России, мастерах печатных дел.
воспитывать у детей стремление бережного отношения к историческим фактам нашего государства;
формировать у детей гуманное отношение великим людям, прославляющим государство Российское;
воспитывать культуру общения, нравственного отношения к людям труда, результатам их трудовой деятельности;
систематизировать знания детей о страницах истории Российского госудврства, что служит необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения исторического курса России;
воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить её до конца.
В процессе уроков сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчёта 34 учебных недели, 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа. Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима самого урока.
Кроме этого, классификация уроков – явление динамичное: у учителя всегда есть возможность преобразовать один тип урока в другие в зависимости от конкретного учебного материала, этапа обучения, степени готовности учащихся к той или иной деятельности и конкретной педагогической ситуации.
Используемая литература
1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. (2 часть) - М.: Просвещение, 2014
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014г.
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.
3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
Объём и сроки изучения программы
Продолжительность учебного года - 34 учебных недели.
Количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в I четверти – 8 недель – 8 часов
Количество часов в II четверти – 8 недель – 8 часов
Количество часов в III четверти – 10 недель – 10 часов
Количество часов в IV четверти – 8 недель – 9 часов
I четверть, природоведение
1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Начало истории человечества. С.4-8 |
1 |
Объекты живой и неживой природы |
2. |
Мир древности: далёкий и близкий. С. 8-15 |
1 |
Адрес дедушки и бабушки, сельский двор, сельский дом |
3. |
Средние века. Время рыцарей и замков. С. 15-22 |
1 |
Сравнение школ, изображённых на рисунке |
4. |
Новое время: Встреча Европы и Америки. С. 22-28 |
1 |
Огороженное, укреплённое стеной поселение |
5. |
Новейшее время: История продолжается. С. 28-34 |
1 |
Объекты живой и неживой природы |
6. |
Жизнь древних славян. С. 34-40 |
1 |
Календарь – система счёта дней и месяцев года |
7. |
Во времена Древней Руси. С. 40-46 |
1 |
Погода – это состояние воздуха у поверхности Земли |
8. |
Итоговый урок. Наглядно-практический материал для проверки знаний |
1 |
Проверка речевого материала, отражающего курс природоведческого цикла. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям:
понять взаимосвязи в системе «человек-общество-история»;
осознать необходимость изучения исторических фактов среднего, нового и новейшего времени, выполнения правил поведения в процессе взаимодействия в течение всего урока, сущность нравственно-этических установок.
II четверть, природоведение
1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Страна городов. С. 46-55 |
1 |
Древняя Русь, славяне, широкмие рвы, дикие звери |
2. |
Из книжной сокровищницы Древней руси. С. 55-59 |
1 |
Византия, Кирилл и Мефодий, памятник в Москве |
3. |
Трудные времена на Русской земле. С.58-65 |
1 |
Нашествия Батыя, полчища Батыя, богатый Новгород, Козельск – злой город |
4. |
Русь расправляет крылья. С.65-70 |
1 |
Возрождение Руси, кожевники, гончары, сапожники |
5. |
Куликовская битва. С. 70-75 |
1 |
Белокаменные стены Кремля. Мамай решил наказать Русь за неповиновение |
6. |
Иван Третий. С. 75-82 |
1 |
Ордынская зависимость, освобождение через сто лет |
7. |
Мастера печатных дел. Чтение, разбор. С. 82-87 |
1 |
Царь Иван Грозный. Типография, первопечатник, Китай-город |
8. |
Итоговый урок. Патриоты России. С. 82-87 |
1 |
Проверим наши знания. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям:
закрепить полное название Родины, символы государства, названия народов, населяющих Россию;
ориентироваться в достопримечательностях, транспорте Москвы, любить, гордиться и уважать свою Родину.
III четверть, природоведение
1 час в неделю, 10 недель, всего 10 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Пётр Великий. С.94 |
1 |
Царь-преобразователь, император, повелитель. Боярская дума. Земские соборы. Град Петра. |
2. |
Михаил Васильевич Ломоносов. С. 101 |
1 |
Холмогорский дворянин. Отправился в Москву постигать науки. |
3. |
Екатерина Великая. С. 105 |
1 |
Продолжительница дел Петра Великого. Дворяне и крепостные крестьяне. |
4. |
Отечественная война 1812 года. С.112 |
1 |
Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну поднялся весь народ. |
5. |
Страницы истории 19 века. С.122 |
1 |
Декабристы. Освобождение крестьян. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей. |
6. |
Россия вступает в 20 век. С. 127 |
1 |
Последний русский император. Россия в первой мировой войне. Гражданская война. |
7. |
Страницы истории 1920 1930-х годов. С. 136 |
1 |
Образование Советского Союза. Страна-труженица. |
8. |
Великая Отечественная война и Великая Победа. С. 140 |
1 |
Всё для фронта! Всё для Победы! Героическая летопись Великой Отечественной. |
9. |
Страна, открывшая путь в космос. С 147 |
1 |
Первые в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин. |
10. |
Итоговый урок. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям:
закрепить знания исторического наследия России, о тяжёлых временах, выпавших на долю народа во время Отечественной войны, Великой Отечественной войны.
IV четверть, природоведение
1 час в неделю, 8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1, 2. |
Основной закон России и права человека. С.156-164 |
2 |
Конституция – основной закон России. Мы имеем право на особую заботу и помощь |
3. |
Мы – граждане России. С. 164-168 |
1 |
Права и обязанности гражданина. Правительство Российской Федерации |
4. |
Славные символы России. С. 168-175 |
1 |
Государственный герб, государственный флаг, государственный гимн |
5, 6. |
Такие разные праздники. С.175-180 |
2 |
12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага, 4 ноября – День народного единства, 9 мая – День Победы |
7. |
Путешествие по России. С 180-204 |
1 |
Дальний восток, просторы Сибири, Урал, ожерелье старинных городов |
8. |
Итоговый урок. Проверим себя и оценим свои достижения. С. 206-220 |
1 |
Страницы Всемирной истории. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.