ТЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА Токарева Татьяна Андреевна
Тема урока: Приставка
Класс: 3
Цель фрагмента урока: создание условий для формирования знаний о приставке, и умений образовывать новые слова с помощью неё.
Задачи фрагмента урока:
1) Формировать умения находить приставку в слове;
2) Развивать речь, память, мышление, восприятие на слух;
3) Воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Получение знаний о приставке, как значимой части слова;
2) Уметь находить приставку среди других частей слова;
3) Научиться образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
Регулятивные:
1) Определять цель деятельности на уроке, с помощью учителя и самостоятельно;
2) Обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем;
3) Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные:
1) Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
2) Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
2) Слушать и понимать речь других.
Личностные:
1) Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В.П. Канакина, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.
Межпредметная связь: окружающий мир.
Внутрипредметная связь: «Корень слова» 3 кл (1)
I. Организационный момент
1. Приветствие
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Сядет тот, кто может объяснить основную мысль высказывания: «Велик и могуч русский язык». Сядут все остальные.
-Как вы понимаете данную фразу?
-Совершенно верно! Русский язык красив, мелодичен и несравним ни с одним другим. (В подсказку)
-Ребята, а вы согласны с данным высказыванием?
-А всё ли вы знаете про русский язык?
-Нет… Посмотрите на экран. Кого вы видите? (Незнайку) Сл.1
2. Мотивация
-Правильно, это Незнайка. Он приглашает вас отправиться вместе с ним в страну «Формы слов», чтобы узнать много нового! У вас на столах лежит Карта путешественника, она понадобится нам на уроке, туда мы будем записывать наши сегодняшние наблюдения. (Карта путешественника)
-Кто знает, что такое путешествие?
-Если мы откроем большой толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, то узнаем, что «ПУТЕШЕСТВИЕ, - Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. по родной стране» (научная информация) Сл.2
-У вас на столах лежит цветок. Если вы выполните задание правильно, то сможете раскрасить один лепесток. У кого все лепестки к концу урока будут закрашены, тот получит оценку 5! (Цветок для самооценки)
-Вспомним урок окружающего мира, скажите, зачем нужно бережно относиться к растениям?
-Ребята, вы готовы отправляться в путь? Если да, то поднимите две руки. Отлично, улыбнитесь друг другу. В хорошем настроении мы начинаем наш урок!
II. Актуализация знаний
-Начнём урок с повторения раннее изученного материала. На экране вы видите слова. Прочитаем их все вместе. Сл.3
убежал, добежал, перебежал
- Что можно сказать про эти слова? (они однокоренные) (внутрипредметная связь) (В подсказку)
- Почему? (во всех словах одинаковый корень) (В подсказку)
- Какой корень? (бег) (В подсказку)
- А чем отличаются эти слова? (частью слова, которая стоит перед корнем) (В подсказку)
1. Проблема
- Разгадайте ребус (под документ-камерой)
-Какой ответ у вас получился? (В подсказку)
-Верно! Это приставка. А вы знаете, что такое приставка и для чего она нужна?
-У нас возникло затруднение!
2. Формулирование темы и цели урока
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Вы правы, тема нашего урока «Приставка» (Сл.4)
-Какую цель мы перед собой поставим?
-Верно! Цель урока: узнать, что такое приставка и для чего она служит, научиться находить ее в словах. (Сл.5)
3. Планирование деятельности
-На уроке мы будем работать по определённому плану. К сожалению, из-за сильного ветра все пункты в нём перепутались. Помогите мне восстановить его. Кто расположит предложения в правильном порядке у ИД? При работе с оборудованием не забывайте про ТБ: не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, пользуйтесь стилусом при выполнении задания. (Сл.6) (В подсказку)
План:
1. Выясним, что такое приставка и для чего она служит?
2. Научимся находить приставку.
3. Применим полученные знания.
-Ребята, кто согласен, поднимите правую руку. Молодцы! Садись.
-Вложите тему, цель и план нашего урока в Карту путешественника. Кто будет готов, покажите правильной посадкой.
-Ребята, сформулировав правильно тему и цель нашего урока, вы можете закрасить первый лепесток.
-Кто закрасит предмет, покажите посадкой. Не забывайте держать ровно спину.
III. Открытие новых знаний
1. Работа по первому пункту плана (Работа в пара)
-Начнём работу по первому пункту плана. Что нам необходимо узнать?
-Для этого поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в паре. Кто зачитает их? (правила) (Сл.7)
-Откройте учебник на странице 84 и выясните, что такое приставка и для чего она служит. Кто будет готов, покажите правильной посадкой. (Подготовить листы учебника)
-Вижу, что все готовы. Поверим, как вы справились с заданием. Ученики какой пары ответят на первый пункт плана? Ребята, если вы согласны со своими товарищами, хлопните в ладоши два раза. Отлично!
-На доске я запишу слово: отнёс. Как вы думаете, какая здесь приставка? (Сл.8)
-Верно! Посмотрите внимательно, именно так мы выделяем приставку в слове.
-Какой вывод по первому пункту плана сделаем?
Микровывод: Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. (В подсказку)
-Молодцы! Вложите данный микровывод в Карту путешественника. Мы выполнили задание первого пункта плана. За это вы можете раскрасить ещё один лепесток.
2. Работа по второму пункту плана (работа в группах)
-Мы переходим ко второму пункту плана. Чему мы научимся?
-Для этого составим алгоритм. (Сл.9)
-На экране вы видите слово: приехать. Подберите к этому слову однокоренные слова так, чтобы изменилась приставка.
Приехать, _____________ (выехать, переехать) (В подсказку)
-Какой у них общий корень?
-Найдем приставку в словах. Молодцы!
-Итак, что же нужно сделать, чтобы найти приставку? (В подсказку)
1. Подобрать однокоренные слова.
2. Выделить корень.
3. Выделить часть слова перед корнем – приставку.
-Проверим. (Сл.10)
-Правильно! Какой вывод сделаем по второму пункту плана?
Микровывод: Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой. (В подсказку)
-Молодцы! Вложите данный микровывод в Карту путешественника. Мы выполнили второй пункт плана, поэтому вы можете закрасить ещё один лепесток.
-Кто будет готов, покажите правильной посадкой.
3. Групповая работа
-А сейчас поработаем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группе. Кто зачитает их? Хорошо, их нужно соблюдать! (правила) (Сл.11)
-Ребята из первой группы работают у ИП, а ребята из второй группы-у ИД. Ваша задача: выделить в словах приставку. При выполнении задания, соблюдайте дисциплину и ТБ при работе с оборудованием. (Сл.12)
1: прибежать, перейти, поджарить, выиграть, зацветать
2: пережарить, обходит, занёс, отморозить, наплакал
-Вижу, что все готовы. Обменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку. Если вы согласны со своими товарищами-вытяните две руки. Отлично! Садитесь.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Наше с вами путешествие подходит к концу, проверим, насколько оно было успешными и как вы усвоили тему урока. Перед вами лежат две карточки с заданием: зеленая с простыми заданиями, а красная с более сложными. По желанию выберите карточку и выполните задание. Не забывайте про правильную посадку и то, как нужно держать ручку. Кто будет готов-поднимите руку.
Зелёная каточка |
Красная карточка |
Восстановите определение:
Приставка – это значимая … (часть) слова, которая стоит перед … (корнем) и служит для … (образования) новых слов. |
Образуйте от глагола «рисовать» 5 однокоренных глаголов при помощи приставок. |
-Все готовы. Поднимите руку, кто выполнил задания из зелёной карточки.
-Проверим работу под документ-камерой. Кто согласен-поднимите две руки.
-Правильно! Ребята, которые выполнили задания из красной карточки, кто зачитает свои слова?
-Кто согласен-вытяните руки перед собой.
-Отлично! Вложите ваши работы в карту путешественника. Сохраните карту, так как она понадобится вам на следующих уроках русского языка.
-Вы справились с заданиями, поэтому закрасьте ещё один лепесток.
V. Подведение итогов. Рефлексия
1. Итог
-Подведем итоги сегодняшнего путешествия. Назовите тему нашего урока?
-Какую цель мы перед собой поставили?
-Что такое приставка?
-Для чего она служит?
-Как найти приставку в слове?
-Вернёмся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока. Можем ли мы сейчас ответить на данный вопрос?
2. Рефлексия
-Ребята, если мы достигли нашей цели, нарисуйте на своём цветке лицо с хорошим настроением.
-Если в течение урока вы верно отвечали на вопросы, закрасили все лепестки, то поднимите правую руку.
-Ваша оценка 5. Опустите.
-Сегодня на уроке мы совершили увлекательное путешествие, получили много новых знаний, а значит, стали умнее и сильнее. Я вам желаю не останавливаться на достигнутом, и продолжать узнавать новое и всегда стремиться к новым знаниям. Помните, что всю жизнь мы учимся, получая новые знания и новый опыт. Спасибо за работу на уроке! Я закончила.
Внимание! Слово приставка с самого начала говорить не нужно.
Слова: убежал, добежал, перебежал
мой вопрос: - Что можно сказать про эти слова? Эти слова однокоренные
Мой вопрос: - Почему? во всех словах одинаковый корень
Мой вопрос: - Какой корень? бег
Мой вопрос: - А чем отличаются эти слова? частью слова, которая стоит перед корнем
(ребус) Ответ: ПРИСТАВКА
Правильный план:
1. Выясним, что такое приставка и для чего она служит?
2. Научимся находить приставку.
3. Применим полученные знания.
Мой вопрос: -Какой вывод по первому пункту плана сделаем?
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. (Отвечает кто-то один)
Мой вопрос: -Итак, что же нужно сделать, чтобы найти приставку?
1. Подобрать однокоренные слова.
2. Выделить корень.
3. Выделить часть слова перед корнем – приставку.
Вывод по второму пункту плана:
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово
без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем,
и будет приставкой
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.