Привлекательность дополнительного образования.
Оценка 4.7

Привлекательность дополнительного образования.

Оценка 4.7
doc
15.10.2020
Привлекательность дополнительного образования.
Дополнительное образование получило чвоё название как дополнение к общему образованию. Чем же оно привлекательно сегодня?
Привлекательность дополнительного образования.doc

 

 

 

 

 

 

Привлекательность дополнительного образования.

 

 

 

 

 

Автор: Григорьев Денис Вячеславович

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2019 г.

 

 

 

 

 

 

В современном обществе с постоянными экономическими преобразованиями, научно-техническим прогрессом, усложняющейся социальной структурой роль образования как никогда велика. В законе РФ «ОБ образовании» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Таким образом, основное образование является государственным заказом с одной стороны и залогом успешной жизни отдельного индивидуума с другой. Однако основному образованию с его жесткими государственными стандартами сложно своевременно и адекватно реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию развитию традиционных  и появлению новых направлений в науке и производстве. Современному образованию, загнанному в жёсткую форму (взять, хотя бы ЕГЭ как цели общего образования и вытекающими отсюда средствами и методами для достижения этой формальной цели) сложно подстраиваться под такой изменчивый мир и тем более давать знания, которые потребуются уже в ближайшем будущем. Общее образование имеет строгие границы, а требования современного мира к этому образования  постоянно растут и меняются. Это при том, что на современном образовании лежит поистине великая миссия. Как гласит закон РФ «ОБ образовании», образование – это «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Кроме того, через образование происходит воспитание и обучение, т.е. «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», «процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией деятельности, развитию способностей, приобретению опыта, применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Но насколько всё это будет актуально через пятнадцать-двадцать лет, когда нынешние ученики станут взрослыми людьми в изменившемся по отношению к сегодняшнему дню будущему? Насколько актуален будет их образовательный багаж в рамках сегодняшних образовательных стандартов?

В данной ситуации обнадеживающе выглядит система «другого» образования, с отсутствием в нём жестких рамок и общей обязательности. Наоборот, это дополнительное образование является вариативным и добровольным.

Термин «дополнительное образование» появился недавно, в 1993 г. 

До этого существовало «внешкольное образование», которое выходило за рамки основного, преподаваемого за школьной партой. Хорошо, на мой взгляд, показана разница, взаимное дополнение и взаимообогащение двух «ветвей» образования у Евладовой Е.Б. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002.)

Основное образование

Дополнительное образование

ОРИЕНТИРОВАНО НА:

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности

Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самостоятельности детей

Усвоение предметных знаний и способов их употребления

Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь средство обучения

Освоение возрастно-нормативного пространства

Построение пространства саморазвития

Социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности

Типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития

Поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития

Общечеловеческий опыт познания

Личностный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

 

Из таблицы видно, что дополнительное образование компенсирует то, чего недостает основному образованию.

Если рассмотреть отношение государства к дополнительному образованию, то необходимо обратиться к Федеральной целевой программе "Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года". «Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России».

Т.е. современное государство понимает ценность дополнительного образования. Далее: «Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора.… В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:

- свобода выбора программы…

- широкий набор видов деятельности…, позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей

- ограниченная регламентация поведения и общения…, более широкие возможности для… проявления инициативы, индивидуальности и творчества

- гибкость (мобильность) образовательных программ

- более тесная связь с практикой…

- возможности для приобретения социального опыта…

- возможности межвозрастного взаимодействия».

Таким образом, в Федеральной программе обозначены отличия дополнительного образования от унифицированного общего, и в этом состоит привлекательность (уникальные возможности) дополнительного образования.

Государство подчеркивает важнейшие функции дополнительного образования:

1.                 «Развитие человеческого капитала страны».

2.                 «Обеспечение социальной стабильности и справедливости в обществе, создание условий для успешности каждого ребенка».

3.                 «Удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей».

4.                 «Обеспечение потребностей местного сообщества».

Иначе говоря, дополнительное образование индивидуально, социально справедливо и гибко, мобильно и адресно.

По словам Б.А.Дейча, «дополнительное образование - это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью - удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников». (Дополнительное образование детей. Б.А.Дейч. Новосибирск 2006)

Получается, что именно дополнительное образование позволяет ученику осознано и творчески реализоваться  и определиться как в личностном, так и в профессиональном плане. Это не просто активный досуг, но и возможность получить конкретные результаты в плане приобретения новых знаний, умений и навыков. То, что начинается на уровне увлечений, может превратиться в профессиональную деятельность.

Итак, уже в силу своей особенности по сравнению с общим образованием  и  фактического признания важности на самом высоком уровне дополнительное образование должно являться привлекательным. И здесь необходимо задаться вопросом, в чём же состоит эта привлекательность в первую очередь с точки зрения заказчика, т.е. обучающихся и их родителей?

А. В. Золотарева в своей статье «Привлекательность современной системы дополнительного образования детей в оценках детей и родителей» описывает методику оценки привлекательности системы дополнительного образования, критерии и на их основе делает выводы. Автор выделяет следующие группы критериев:

1) уровень состояния инфраструктуры и материально-технической базы системы дополнительного образования детей;

2) уровень состояния учебно-методического, кадрового, финансового обеспечения;

3) уровень удовлетворенности детей, родителей, общественности качеством предоставляемых услуг дополнительного образования детей.

Наиболее привлекательными оказываются занятия в специальных предназначенных учреждениях дополнительного образования (МБУ ДО) с детскими садами и школами. Наиболее востребованными являются спортивная и художественная направленности, менее – естественнонаучная, военно-патриотическая и социально-педагогическая. Основными причинами выбора является желание «провести время с пользой и узнать что-то новое». Около  96% обучающихся нравится их педагог. Автор делает вывод, что «дополнительное образование детей привлекательно и востребовано. К факторам привлекательности можно отнести: свободу выбора и разнообразие предложений, качество дополнительных образовательных программ, профессионализм педагогов, гибкий режим работы, возможность провести время с пользой, узнать что-то новое, интересное».

На мой взгляд, здесь выявлен не весь потенциал системы дополнительного образования. Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту, то в нём говорится следующее. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».

Таким образом, мы видим, что миссия дополнительного образования не просто в возможности «провести время с пользой, узнать что-то новое, интересное», но и в обеспечении адаптации детей в социуме, профессиональной ориентации, работе с одаренными детьми. Тогда становится понятно, почему дополнительное образование так привлекательно и является важной частью общего образовательного процесса.

По мнению Мельниковой Г.Н. привлекательным дополнительное образование делает его конкурентоспособность, а именно особый социально-педагогический потенциал. Это «создание условий для свободного выбора детьми образовательного учреждения, программы или ее профиля, педагога; индивидуальное ориентирование образовательного процесса, что способствует формированию личной мотивации, созданию атмосферы для достижения успеха каждым воспитанником; признание за ребенком права на пробы и ошибки в его выборе, гибкий подход к смене области развития». (Дополнительное образование детей: актуальные проблемы и пути решении. Мельникова Г. Т. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина РФ, г. Нижний Новгород, 27.12.2016 г).

Система дополнительного образования охватывает различные сферы деятельности – образование, культуру, спорт, волонтерство, социальные проекты. И в различных сферах дополнительное образование по-разному использует свои преимущества.

Например, в патриотическом воспитании именно «Учреждение дополнительного образования как субъект патриотического воспитания обеспечивает единство процесса социализации и воспитания патриотических качеств личности на основе развития задатков, склонностей и интересов молодого человека; решает задачи определения культурного облика личности специфическими средствами общения; способствует развитию индивидуальности учащегося, проектируя его самоопределение, выбор вида социально ценной деятельности; стимулируют социальную активность личности через приобщение к социально ориентированным видам деятельности (соревнования, состязания, выставки, конкурсы, поиск), развивая чувство гордости за своих наставников, спортивную команду, творческий коллектив; ориентируют образовательный процесс на развитие творческий личности, сообразно общим и специфическим целям и задачам патриотического воспитания». (В. В. Гладких, Л. Э. Белкина, В. В. Иванова, С. А. Исаева Тульская область, г. Ефремов Дополнительное образование как инструмент формирования ценностного мира ребенка и гражданской идентичности подрастающего поколения).

Научно-техническое направление в дополнительном образовании обосновывает свою актуальность и привлекательность обострением конкурентности в областях современной технологии и инновационных научных разработок, считая, что нынешние ученики в ближайшем будущем будут вовлечены в «непосредственное развитие инновационных сфер экономики страны». (В. И. Беднова, Г. П. Подвозных г. Екатеринбург Развитие технической направленности в учреждении дополнительного образования через систему сетевого взаимодействия и социального партнерства).

Нельзя обойти вниманием молодое и перспективное направление в этой области – робототехнику. «Дополнительное образование должно соответствовать целям опережающего развития», утверждают последователи данного направления. (О. Ф. Игошина, Г. П. Подвозных г. Екатеринбург Проект «Путь к творчеству: LEGO-конструирование и робототехника» для детей Кировского района г. Екатеринбурга»).

Данные примеры показывают, насколько привлекательно дополнительное образование в силу широты набора видов деятельности, гибкости и большой свободы выбора –  программ, педагога, учреждения.

Мне, как педагогу специфической направленности, а именно японского боевого искусства айкидо, в рамках дополнительного образования привлекательно спортивно-оздоровительное  направление и в том числе здоровый образ жизни. Здоровый человек может вести полноценный активный образ жизни, человеку неразвитому в физическом и морально-волевом аспектах это гораздо сложнее. В современных условиях техногенной цивилизации с неуклонным ростом науки, техники и производства здоровый образ жизни, который закладывается как потребность с детства, просто необходим. В рамках общего образования с тремя уроками физкультуры в неделю и тридцатью уроками сидя за партой, привить эту потребность невозможно.

«Для воспитания здоровой личности необходимо разнообразие образовательных технологий, методов, форм и средств, чтобы ребенок был успешен и достигал высокого физического, социального, психологического уровня развития, понимания своего предназначения в жизни». (Л. Е. Афонина, Л. Г. Дюкова, Е. В. Савичева Кемеровская область, г. Новокузнецк Организация воспитательно-досуговой деятельности в учреждении физкультурно-спортивной направленности с использованием здоровьесберегающих технологий).

Чем же привлекательно спортивно-оздоровительное направление именно в рамках дополнительного образования?

Широкий набор видов деятельности, позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей.

Занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности позволяют реализовать интересы обучающихся в областях, недоступных в рамках общего образования. Можно назвать командные виды (хоккей, футбол), силовые (гиревой спорт, тяжелая атлетика), спортивные единоборства (дзюдо, самбо, бокс), боевые искусства (айкидо, винь-чунь), плавание и многие другие.

Более широкие возможности для проявления индивидуальности.

Исходя из свободного выбора деятельности, каждый обучающийся спортивно-оздоровительного направления может проявить себя в практической соревновательной деятельности. Если же ему не по душе соревноваться, можно заниматься с целью получения и совершенствования умений и навыков, как физических (общих: сила, выносливость, гибкость, и специфических для данного спортивного направления) так и прикладных (таких как самооборона).

Гибкость (мобильность) образовательных программ.

В спортивно-оздоровительную секцию приходят дети разного уровня подготовки, в последнее время много физически неразвитых, а также с избыточным весом. Гибкость программы позволяет работать с группами различного уровня: от так называемой группы здоровья до группы  углубленного изучения предмета.

Более тесная связь с практикой.

Спортивно-оздоровительные секции тем и привлекательны в современном обществе, что занятия проходят на катке, стадионе, татами, ринге - где угодно, но только не за партой. Обучающиеся приобретают реальные практические, а не только теоретические знания и умения. Они научаются играть в хоккей, поднимать тяжести, плавать, защищать себя, в конце концов, они становятся здоровее и приобретают тягу к такому образу жизни в дальнейшей, взрослой жизни.

Возможности для приобретения социального опыта.

Обучаясь в секции спортивно-оздоровительного направления дети постоянно контактируют друг с другом. Это касается как командных видов, где обучающиеся учатся взаимодействовать в коллективе, так и индивидуальных, где обучающиеся практикуют с постоянно меняющимися партнерами. Они приобретают такие качества как товарищество, дисциплинированность, трудолюбие, самостоятельность, способность выделять риски, активность, волю, ответственность, толерантность.

Спортивно-оздоровительное направление в дополнительном образовании решает такую немаловажную задачу, как профилактику отклоняющегося поведения, курения, алкоголизма и наркомании, сокращение преступности среди несовершеннолетних. Именно это направление привлекательно для семей и общества в целом направленностью на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, нравственного и физического совершенствования.

Считаю также необходимым обратить внимание на привлекательность спортивно-оздоровительного направления в плане профессионализации личности на уровне, связанном с целенаправленным формированием компетенций, «позволяющих управлять собственным поведением, мыслительной и эмоциональной сферами, эффективно строить стратегию своего поведения в различных ситуациях, осваивать и применять нормы поведения в обществе и действия в кооперации с другими людьми». (Дополнительное образование - продолжение или альтернатива? 05.05.2014 Автор: Павлов А.В.)

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые документы

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

2.     Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», «Концепция развития дополнительного образования детей», утверждена 4.09.2014 г.

Педагогическая литература

 

3.     Б.А.Дейч. Дополнительное образование детей. Новосибирск 2006. Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет"

4.     Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002

5.     Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы II Международной научно-практической конференции / Челябинск, 15–16 октября 2015 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015.

6.     Международная конференция и VII международный научно-практический семинар «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века» (ПРАГА, 11-13 ОКТЯБРЯ 2013)

7.     Мельникова Г. Т. Дополнительное образование детей: актуальные проблемы и пути решения. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина РФ, г. Нижний Новгород 27.12.2016


8.    

Привлекательность дополнительного образования

Привлекательность дополнительного образования

В законе РФ «ОБ образовании» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,…

В законе РФ «ОБ образовании» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,…

Но насколько всё это будет актуально через пятнадцать-двадцать лет, когда нынешние ученики станут взрослыми людьми в изменившемся по отношению к сегодняшнему дню будущему?

Но насколько всё это будет актуально через пятнадцать-двадцать лет, когда нынешние ученики станут взрослыми людьми в изменившемся по отношению к сегодняшнему дню будущему?

Типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития

Типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития

Таким образом, в Федеральной программе обозначены отличия дополнительного образования от унифицированного общего, и в этом состоит привлекательность (уникальные возможности) дополнительного образования

Таким образом, в Федеральной программе обозначены отличия дополнительного образования от унифицированного общего, и в этом состоит привлекательность (уникальные возможности) дополнительного образования

И здесь необходимо задаться вопросом, в чём же состоит эта привлекательность в первую очередь с точки зрения заказчика, т

И здесь необходимо задаться вопросом, в чём же состоит эта привлекательность в первую очередь с точки зрения заказчика, т

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,…

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,…

Система дополнительного образования охватывает различные сферы деятельности – образование, культуру, спорт, волонтерство, социальные проекты

Система дополнительного образования охватывает различные сферы деятельности – образование, культуру, спорт, волонтерство, социальные проекты

Нельзя обойти вниманием молодое и перспективное направление в этой области – робототехнику

Нельзя обойти вниманием молодое и перспективное направление в этой области – робототехнику

Широкий набор видов деятельности, позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей

Широкий набор видов деятельности, позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей

Возможности для приобретения социального опыта

Возможности для приобретения социального опыта

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2020