Приём "Круги на воде"
Оценка 4.7

Приём "Круги на воде"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
17.10.2022
Приём "Круги на воде"
Приём «Круги на воде» является универсальным средством активизирования знаний учащихся и их речевой активности на стадии вызова. Этот приём подарила технология развития критического мышления через чтения и письмо. Данный приём выполняет несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями), организационную (выстраивает наш урок), пропедевтическую (подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и литературе). Приём «круги на воде» помогает создавать творческий мини-проект.
Приём КРУГИ НА ВОДЕ. Разработка..doc

Мастер-класс.

«Круги на воде» при создании творческого мини-проекта на уроках по развитию речи.

 

Все уроки по развитию речи нацелены на умение выражать мысли в устной или письменной речи. Каждая творческая работа – это мини-проект, который создаётся здесь и сейчас. Существует множество приёмов при создании творческих работ, например при написании сочинения. Особенно хороши различные приёмы на этапе обучения создания творческой работы. Дети, умеющие применять приёмы, уже в выпускном классе не задумываются над техникой, это для них навык, который они не утратят уже никогда.

Предлагаю отправиться в пятый класс. Пишем сочинение в сентябре. Пятиклассников надо удивлять, чтобы подкрепить их интерес к предмету. С ними нужно играть, чтобы им было интересно. Известно, что познание начинается с удивления.

Мы даём тему младшему школьнику и просим написать сочинение по этой теме. Конечно, ребёнок что-то создаст. А нам надо что-то? Или нам нужно научить всем тонкостям создания сочинения. Сочинение – это не тот вид работы, который должен подчиняться принципу «что вижу, то и пою». Сначала нужно подумать, о чём писать, составить план, то есть структурировать свои мысли. А план – это ключевые слова, выражения. Именно умение находить ключевые слова – залог хорошего сочинения.

Один из приёмов работы с ключевыми словами – приём «круги на воде». Наша цель – познакомиться с этим приёмом, понять его суть и в дальнейшем применять на уроках. Сначала охарактеризуем этот приём образно. Представим круги на воде, которые начинают расходиться от брошенного в воду камня и затягивают в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Вот так же и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое даёт толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Теперь познакомимся с алгоритмом работы по приёму:

1.         Выбрать любое слово, состоящее из 5-6 букв (нельзя использовать слова с мягким знаком).

2.         Записать это слово в столбик.

3.         Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания, словосочетания (не любое слово, а по заявленной теме, то есть нужно все слова ассоциировать с главным словом).

4.         Составить связный текст с использованием всех букв.

 

Давайте это посмотрим на практике.

Например, общая тема сочинения

Добро.

Добрый человек

Обида

Богатство

Радость

Олицетворение

Сделали. Это и есть ключевые слова нашего сочинения. Составим мини-текст с этими словами.

Добро – олицетворение радости.  Добрый человек дарит много света, прощает все обиды. Добро – главное богатство не только отдельного человека, но и всего общества.

Если вы, уважаемые коллеги, внимательно прочитали мини-текст, то увидели, что перед нами позиция автора по обозначенной теме.

А теперь, исходя из темы и авторской позиции, можно сформулировать проблему нашего будущего сочинения.

1. Роль добра в жизни людей.

2. Умение добрых людей изменять мир.

А теперь последнее задание. Используя ключевые слова, сформулированные проблемы, авторскую позицию, написать сочинение, конкретизируя его тему.

Проблема может стать темой сочинения.

Роль добра в жизни людей.

Каждый человек мечтает, чтобы его окружали добрые люди. Почему? Чем больше добра, тем комфортнее: ты чувствуешь себя спокойно, ты знаешь, что над тобой не будут смеяться, тебя поддержат в трудную минуту. Где добро, там и свет.

Добро может проявляться по-разному. Это может быть слово, которое поможет тогда, когда тебе очень трудно и кажется, что всё рушится. Это может быть поступок, который спасёт чью-то жизнь. Это искреннее прощение за нанесённые обиды. Как хорошо в прощёное воскресенье от души извиняться перед тем, кому ты вольно или невольно сделал плохо! В этот момент ты испытываешь лёгкость, тебе хочется летать и всем дарить счастье. Добро – олицетворение радости.

Очень важно, чтобы добрых людей было больше. Добро порождает добро. Сталкиваясь со злом, добро не может превратиться в зло. Если все добрые люди объединятся, то наше общество станет гармоничным и, может быть, приблизится к идеальному, поэтому добро – главное богатство не только отдельного человека, но и всего общества.

Осталось сделать немного: начать с себя, каждый день стараться делать что-то доброе. Потребность делать добро сделает нашу жизнь счастливой. Давайте творить добро!

Вот так «круги на воде» учат создавать тексты, а значит, развивают монологическую речь и учат видеть главное.

Итак, приём «круги на воде» является универсальным средством активизирования знаний учащихся и их речевой активности на стадии вызова. Этот приём подарила технология развития критического мышления через чтения и письмо. Этот приём выполняет несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями), организационную (выстраивает наш урок), пропедевтическую (подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и литературе). Приём «круги на воде» помог нам создать творческий мини-проект.

 

 

 

 

 


Мастер-класс. « Круги на воде» при создании творческого мини-проекта на уроках по развитию речи

Мастер-класс. « Круги на воде» при создании творческого мини-проекта на уроках по развитию речи

Все уроки по развитию речи нацелены на умение выражать мысли в устной или письменной речи

Все уроки по развитию речи нацелены на умение выражать мысли в устной или письменной речи

Записать это слово в столбик. 2

Записать это слово в столбик. 2

Роль добра в жизни людей. Каждый человек мечтает, чтобы его окружали добрые люди

Роль добра в жизни людей. Каждый человек мечтает, чтобы его окружали добрые люди

Приём «круги на воде» помог нам создать творческий мини-проект

Приём «круги на воде» помог нам создать творческий мини-проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2022