Приём «Круги на воде» является универсальным средством активизирования знаний учащихся и их речевой активности на стадии вызова. Этот приём подарила технология развития критического мышления через чтения и письмо. Данный приём выполняет несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями), организационную (выстраивает наш урок), пропедевтическую (подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и литературе). Приём «круги на воде» помогает создавать творческий мини-проект.
Приём КРУГИ НА ВОДЕ. Разработка..doc
Мастер-класс.
«Круги
на воде» при создании творческого мини-проекта на уроках по развитию речи.
Все уроки по
развитию речи нацелены на умение выражать мысли в устной или письменной речи.
Каждая творческая работа – это мини-проект, который создаётся здесь и сейчас.
Существует множество приёмов при создании творческих работ, например при
написании сочинения. Особенно хороши различные приёмы на этапе обучения
создания творческой работы. Дети, умеющие применять приёмы, уже в выпускном
классе не задумываются над техникой, это для них навык, который они не утратят
уже никогда.
Предлагаю
отправиться в пятый класс. Пишем сочинение в сентябре. Пятиклассников надо
удивлять, чтобы подкрепить их интерес к предмету. С ними нужно играть, чтобы им
было интересно. Известно, что познание начинается с удивления.
Мы даём тему
младшему школьнику и просим написать сочинение по этой теме. Конечно, ребёнок
что-то создаст. А нам надо что-то? Или нам нужно научить всем тонкостям
создания сочинения. Сочинение – это не тот вид работы, который должен
подчиняться принципу «что вижу, то и пою». Сначала нужно подумать, о чём
писать, составить план, то есть структурировать свои мысли. А план – это
ключевые слова, выражения. Именно умение находить ключевые слова – залог
хорошего сочинения.
Один из приёмов
работы с ключевыми словами – приём «круги на воде». Наша цель – познакомиться с
этим приёмом, понять его суть и в дальнейшем применять на уроках. Сначала
охарактеризуем этот приём образно. Представим круги на воде, которые начинают
расходиться от брошенного в воду камня и затягивают в себя все предметы вокруг:
листочек, веточку и т.п. Вот так же и от одного «брошенного» слова может
начаться движение, которое даёт толчок для новых ассоциаций и приводит к
созданию целой истории.
Теперь познакомимся
с алгоритмом работы по приёму:
1.Выбрать
любое слово, состоящее из 5-6 букв (нельзя использовать слова с мягким знаком).
2.Записать
это слово в столбик.
3.Написать
рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания,
словосочетания (не любое слово, а по заявленной теме, то есть нужно все слова
ассоциировать с главным словом).
4.Составить
связный текст с использованием всех букв.
Давайте это
посмотрим на практике.
Например, общая тема сочинения
Добро.
Добрый человек
Обида
Богатство
Радость
Олицетворение
Сделали. Это и
есть ключевые слова нашего сочинения. Составим мини-текст с этими словами.
Добро –
олицетворение радости. Добрый человек дарит много света, прощает все обиды. Добро
– главное богатство не только отдельного человека, но и всего общества.
Если вы, уважаемые
коллеги, внимательно прочитали мини-текст, то увидели, что перед нами позиция
автора по обозначенной теме.
А теперь, исходя
из темы и авторской позиции, можно сформулировать проблему нашего будущего
сочинения.
1. Роль добра в
жизни людей.
2. Умение добрых
людей изменять мир.
А теперь последнее
задание. Используя ключевые слова, сформулированные проблемы, авторскую
позицию, написать сочинение, конкретизируя его тему.
Проблема может стать темой сочинения.
Роль добра в жизни людей.
Каждый человек
мечтает, чтобы его окружали добрые люди. Почему? Чем больше добра, тем
комфортнее: ты чувствуешь себя спокойно, ты знаешь, что над тобой не будут
смеяться, тебя поддержат в трудную минуту. Где добро, там и свет.
Добро может
проявляться по-разному. Это может быть слово, которое поможет тогда, когда тебе
очень трудно и кажется, что всё рушится. Это может быть поступок, который
спасёт чью-то жизнь. Это искреннее прощение за нанесённые обиды. Как хорошо в
прощёное воскресенье от души извиняться перед тем, кому ты вольно или невольно
сделал плохо! В этот момент ты испытываешь лёгкость, тебе хочется летать и всем
дарить счастье. Добро – олицетворение радости.
Очень важно, чтобы
добрых людей было больше. Добро порождает добро. Сталкиваясь со злом, добро не
может превратиться в зло. Если все добрые люди объединятся, то наше общество
станет гармоничным и, может быть, приблизится к идеальному, поэтому добро –
главное богатство не только отдельного человека, но и всего общества.
Осталось сделать
немного: начать с себя, каждый день стараться делать что-то доброе. Потребность
делать добро сделает нашу жизнь счастливой. Давайте творить добро!
Вот так «круги на
воде» учат создавать тексты, а значит, развивают монологическую речь и учат
видеть главное.
Итак, приём «круги
на воде» является универсальным средством активизирования знаний учащихся и их
речевой активности на стадии вызова. Этот приём подарила технология развития
критического мышления через чтения и письмо. Этот приём выполняет несколько
функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой
информацией), информационную (заставляетвспомнить то, что
уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный
обмен мнениями и предположениями), организационную (выстраивает наш урок),
пропедевтическую (подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и
литературе). Приём «круги на воде» помог нам создать творческий мини-проект.
Мастер-класс. « Круги на воде» при создании творческого мини-проекта на уроках по развитию речи
Все уроки по развитию речи нацелены на умение выражать мысли в устной или письменной речи
Записать это слово в столбик. 2
Роль добра в жизни людей. Каждый человек мечтает, чтобы его окружали добрые люди
Приём «круги на воде» помог нам создать творческий мини-проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.