Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов
Оценка 4.6

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Оценка 4.6
doc
русский язык
1 кл
21.01.2020
Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов
Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов.doc

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

 

https://2.bp.blogspot.com/-7O4-G4t6VZQ/WiAxKVlDwYI/AAAAAAAACAM/kKojtHQhNxQ3ydfAxDnLm-AwCIzYuKrMwCLcBGAs/s200/img9.jpg

Локтева Наталья Викторовна,

учитель начальных классов МБУ «Школа№5»  г. Тольятти

Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Под фонематическим слухом принято понимать тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (Т.Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия младших школьников принято выделять следующие этапы:

·                     упражнения в различении неречевых звуков;

·                     упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

·                     упражнения  в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

·                     упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 С первых уроков обучения грамоте учу  слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак.

Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, учу  сначала различать звуки по твердости-мягкости, а затем по глухости-звонкости. Как правило, для того чтобы сформировать у детей понятие о твердости и мягкости согласных звуков, использую  и различные игровые персонажи, один из них «произносит» звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах, словах. Буквы парные по мягкости и твёрдости мы в классе решили называть твёрдый – «Старшим братцем», мягкий –« Младшим братцем». Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, объясняю детям, что при произнесении звонких звуков «горлышко дрожит», и предлагаю, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в горлышке тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук. Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных на ленте букв  введены  картинки-символы.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.

Приёмы и упражнения для формирования фонематического слуха:

 

Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале занятия проводится упражнения «Лошадка», «Грибок», «Улыбка», «Трубочка» и другие.

Задания, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков.

•        На что похожи эти звуки?

•        Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).

•        Шутки - чистоговорки.

Ал-ал-ал-пенал на пол упал,

•        Игра «Не торопись, подумай, что не так».

Серый вол (волк) в лесу ходит злой, голодный.

Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

•        Игра «Скажи дальше».

Заяц скакал.

Заяц белый скакал.

Заяц белый скакал за лыком.

Заяц белый скакал за лыком зимой.

Заяц белый скакал по лесу за лыком зимой.

•        Выделите из текста предложение с определенным количеством слов.

•        Поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству слов в предложении.

•        Составьте схему предложения.

•        Слово.

Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных: А...А, У...А.

•        Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.

•        Вставьте нужный слог (ма...на, ..шина).

•        Изменяя один звук слова, составьте новое слово (сом-сок, суп-сук, точка-бочка, балка-палка, макет-пакет).

•        Составьте слова из букв одного слова (машина - шина, Маша, ниша).

•        Добавьте звуки к слогу, чтобы получились новые слова: ли-(к), ли-(са), ли-(мон), ли-(сица).

•        Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.

•        Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком.

Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.

•        Измените слова по образцу

Листья березы – березовые листья

Нора лисы – лисья нора

Шаль бабушки – бабушкина шаль

Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

•        Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).

•        Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается листом бумаги).

•        Чтение и составление слов отличающихся одной буквой

плач - плащ

зачищать - защищать

чёлка - щёлка.

•        Наращивание слов

То - сто - стол - столб - столбик.

•        «Эхо».

Ученики читают вслед за учителем.

•        «Жужжащие чтение».

Чтение одновременно с учителем.

С помощью данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.

 

 

 

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020