Приёмы организации взаимодействия обучающихся на уроке
Оценка 5

Приёмы организации взаимодействия обучающихся на уроке

Оценка 5
Работа в классе
doc
17.04.2021
Приёмы организации взаимодействия обучающихся на уроке
Уровень развития коммуникативной компетентности детей в момент поступления в школу весьма различен, в целом он далек от желаемого. Достигнуть результата можно только при умелой организации взаимодействия обучающихся.
Приёмы организации взаимодействия обучающихся на уроке.doc

Приёмы организации взаимодействия обучающихся на уроке.

 

      Мы живём в постоянно изменяющемся настоящем. Перед педагогами стоит цель подготовить ребёнка к неизвестному будущему. Возникает вопрос: какие базовые знание, умения, навыки должны быть сформированы, чтобы дети смогли реализовать себя как личность. Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление.

  • Коммуникация. Не секрет, что в современном обществе подчас многое решает умение открыто контактировать, устанавливать нужные связи.
  • Кооперация – способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь оптимального результата. Стоит отметить, что создавать атмосферу (например, приносить кофе, подбадривать или утешать), тоже кто-то должен уметь.
  • Креативность. Взлом рамок и шаблонов. Оригинальность, нестандартность.
  • Критическое мышление. Людьми без критического мышления управлять просто. Надо иметь достаточную смелость, компетентность, чтобы, анализируя ситуацию, высказать своё мнение, предоставить свой вариант решения.

      Что может сделать школа? В контексте нового ФГОС коммуникативная компетентность определена как ключевая. Уровень развития коммуникативной компетентности детей в момент поступления в школу весьма различен, в целом он далек от желаемого. Перед современным учителем стоит сложная задача: не только научить (дать определённый набор знаний, умений и навыков, которые, кстати, могут абсолютно не пригодиться через 10 лет), но и дать возможность раскрыться уникальным способностям ребёнка. Достигнуть результата можно только при умелой организации взаимодействия обучающихся.

      Рассмотрим, что может сделать учитель уже на первом году обучения.

В качестве традиционных технологий используются такие формы во взаимодействии, как:

– диалогическая, парная;

– групповая;

– игровая.

      Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети учатся общаться друг с другом, работать в парах, минигруппах.

      1 этап работы – это освоение элементарных норм ведения разговора (обращаться по имени, смотреть на говорящего, выслушивать до конца, оценку деятельности начинать с выделения  положительных моментов). Такой опыт накапливается в течение длительного периода времени.

      2 этап – организация временной работы в группах, состоящих из 3-6 человек. Обучающиеся обмениваются идеями, учатся выделять проблемы для дальнейшего обсуждения, выбирают варианты продолжения урока, т.е. решают задачи «промежуточного» характера, необходимые для следующего этапа учебного процесса. Предложения суммируются и далее могут обсуждаться всеми учащимися класса совместно.

      3 этап - создание ситуаций совместных переживаний, что способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность, которая содержит в себе элементы позитивного эмоционального переживания.

Для этого в ответе или подготовки к ответу участвует не один, а два или более учащихся, т.е. пара или малая группа. Учитель может помочь учащимся разделить ответ и заранее договориться, кто какую роль выполняет. Например, при проведении практической работы выделить экспериментатора, консультанта и регистратора.

      4 этап - организация работы учащихся-консультантов. Используют несколько вариантов метода организации работы консультантов:

– назначение консультантом одного из членов созданной или постоянно действующей группы на один урок (фрагмент урока);

– назначение консультанта по какой-то конкретной теме на несколько уроков или постоянно;

– помощь слабым ученикам и подготовка их к ответу учителю после уроков (в группе продленного дня);

– помощь учащимся любому желающему во время урока после выполнения своей собственной работы.

      5 этап - создание пространства возможных творческих решений. Учащимся предоставляется возможность (стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рассказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска.

      В ходе работы по организации взаимодействия обучающихся решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми;

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

      Рассмотрим более подробно приёмы организации работы первоклассников в минигруппах.

      А.Б.Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе:

1.  Позитивная взаимозависимость;

2. Личное взаимодействие;

3. Индивидуальная ответственность;

4. Навыки общения;

5. Совместная оценка хода работы.

      В первые недели учитель должен объяснить, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Обязательно дать образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдать за работой детских групп и выделять наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

      На уроках обучения грамоте обучающиеся, например, могут совместно подготовить рассказ о букве, на уроках технологии подготовить совместный проект, на уроках ознакомления с окружающим миром совместно выработать правила поведения в лесу, в транспорте или организовать «путешествие» в космос.

       Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников. Стулья могут быть расставлены по кругу, по квадрату, по треугольнику, друг против друга.

      Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Возможны следующие варианты:

  • По желанию, взаимному выбору.
  • По случайному выбору (по фантам, считалке, по порядку дней рождений, по цвету волос, по любимой детской книге и т.д.).
  • По лидеру, который организует свою группу.
  • По выбору учителя в соответствии с поставленными целями (например, для подготовки к олимпиадам и конкурсам).
  • По теме работы.
  • По уровню сложности задания.

      Не следует забывать, что первоклассник не имеет достаточного опыта совместной работы, поэтому необходимо выработать правила успешной деятельности, проанализировать все нюансы и «подводные камни», дать образцы форм взаимодействия, помочь распределить роли. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе.

            Учитель должен учитывать следующие моменты:

  • Не объединять только слабоуспевающих или застенчивых детей.
  • Не принуждать насильно.
  • Признать право ребёнка работать индивидуально.
  • Не требовать абсолютной тишины.
  • Оптимально распределять время.

      Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.

     Кроме стандартных заданий, основанных на готовых образцах и инструкциях, можно использовать задания – «ловушки» (предложение заранее неправильного результата или утверждения, порядка действий или картинок), задачи, не имеющие решения, задания, направленные на формирование оригинальной точки зрения.

    Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент урока. Важно оценить не только учебные, но и социальные достижения детей

      Приведу пример работы «вариационной пары». В первом классе данный вид организации я использую на уроках знакомства с окружающим миром. Например, на уроке по теме «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» отрабатываются материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. Работа ведётся в три этапа.

      Первый этап – работа с рядом сидящим. Партнеры задают друг другу

 вопросы, сличают ответы с записью на обороте карточки. Проверяющий

 следит за ходом работы по записи на обороте карточки. После

взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками.

Поворот к новому партнеру. Начинается второй этап – работа

с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает

по карточке, по которой только что был проверен сам. После завершения

 работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру.

Третий этап – работа с прежним партнером, но по новой карточке.

Работа завершается, как только вернулась своя карточка.

    Следует отметить, что первоклассники не имеют достаточного опыта сознательного чтения, поэтому вместо предложений можно использовать всем понятные символы. Такие приёмы общения детей помогают им освоить учебный материал и учат учиться.

      Таким образом, я думаю, проблема формирования коммуникативной компетентности может быть разрешена через данный комплекс приёмов, способствующих формированию коммуникативного опыта личности обучающегося.


Литература:
1. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

2. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»: Просвещение, 2010.

3. Интернет – ресурс: http://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/




Скачано с www.znanio.ru

Приёмы организации взаимодействия обучающихся на уроке

Приёмы организации взаимодействия обучающихся на уроке

Учащимся предоставляется возможность (стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность

Учащимся предоставляется возможность (стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность

Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы

Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы

Таким образом, я думаю, проблема формирования коммуникативной компетентности может быть разрешена через данный комплекс приёмов, способствующих формированию коммуникативного опыта личности обучающегося

Таким образом, я думаю, проблема формирования коммуникативной компетентности может быть разрешена через данный комплекс приёмов, способствующих формированию коммуникативного опыта личности обучающегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021