Приёмы формирования грамотного письма и развития речи учащихся начальной школы.
Оценка 5
Домашняя работа +1
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
02.06.2019
Данный материал послужит учителям для выбора приемов работы по повышению грамотности учащихся начальной школы, совершенствования правильной устной и письменной речи, орфографической зоркости на уроках русского языка и литературного чтения. данные приемы формируют у младших школьников различные компетенции, в соответствии с требованиями ФГОС, а также повышают успешность учащихся начальной школы.
Приёмы формирования грамотного письма и развития речи учащихся начальной школы.docx
Приёмы формирования грамотного письма и развития
речи учащихся начальной школы.
В настоящее время все большее и большее внимание
на начальном этапе обучения отводится использованию
различных приемов формирования грамотного письма и речи.
Это связано с тем, что они имеют возможность показать
развитие явлений, их динамику, сообщать учебную
информацию определенными дозами и управлять
индивидуальным процессом усвоения знаний.
Они
стимулируют познавательные интересы учащихся, создают
при определенных условиях повышенное эмоциональное
отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают
разностороннее формирование образов,
способствует
прочному усвоению знаний, пониманию связи научных
знаний с жизнью, при этом экономя время учителей. Также,
приемы, используемые во внеурочной и домашней работе,
развивают грамотное письмо и речь у младших школьников.
Рассмотрим приёмы, которые повышают грамотность
учащихся и несут познавательную функцию развития
ребенка.
Первый прием «Осознанное списывание текста».
Ребенок, начиная со второго полугодия 1 класса, с
помощью взрослого, выбирает текст для списывания,
руководствуясь своими интересами и предпочтениями. Это
может быть сказка или текст из энциклопедии для младших
школьников, рассказы о животных, стихотворения для детей
и т.д.
По «Памятке для списывания» учащийся
списывает текст:
1 класс – 20-25 слов на кружковом занятии или
дома;
2 класс – 35-40 слов в день;
3 класс – 50-65 слов в день;
4 класс – не менее 75 слов.
Дети в моих классах выбирают различные тексты и
выполняют списывание с большим удовольствием. Некоторые
учащиеся за полугодие списывают одну две сказки или
тексты рассказов и т.д.
Каждый раз ученик проставляет ударение в каждом
слове, затем только в незнакомых словах и трудных
для произношения, руководствуясь словарём.
В первом и втором классе учащийся может делить
слова текста на слоги. В третьем и четвертом указывать изученные части речи
или грамматическую основу предложения, а также
любые разборы по курсу начальной школы. Причем,
задавать задание в четвертом классе ребенок должен
себе сам.
Проверку этих работ я провожу в 1 классе ежедневно, во
2 классе – два раза в неделю. В 3 и 4 классе мы проводим
взаимопроверку, проверку родителями и даже учителями
среднего и старшего звена. Дети очень ответственно
относятся к такой работе. Они приносят с собой книги, из
которых списывают тексты, тем самым показывая другим
круг своих читательских интересов,
исподволь
заинтересовывают в чтении таких книг других детей.
Периодически я провожу конкурс на самую красивую
тетрадку по списыванию. Разрешаю им делать небольшие
иллюстрации к написанному.
Обязательно дети
пересказывают отрывок списываемого текста на кружковых
занятиях по развитию речи.
Итогом такой работы служит безошибочное чтение
учащимися текстов,
улучшение каллиграфического
написания слов, тренировка зрительной памяти, развитие
письменной и устной речи учащихся, умение выполнять
различные виды разборов по курсу начальной школы.
Осознание своей личностной успешности – неоспоримый итог
такой деятельности учащихся.
Второй приём. «Сообщение от руки» Письмо ручкой
помогает развивать не только пальцы, но и мышление,
потому что письмо от руки сильнее активизирует те районы
коры головного мозга, которые отвечают за память
и усвоение новой информации. Профессор Вирджиния
Беринге (Virginia Berninger) из Вашингтонского университета
попросила учеников второго, четвертого и шестого классов
начальной школы написать короткие сочинения: от руки
или на компьютере, а потом проанализировала получившиеся
тексты. Оказалось, что работы, написанные ручкой,
отличались более богатой фантазией и лексическим
разнообразием. Как полагает профессор Бернингер, так
происходит потому, что в процессе письма мозг работает
активнее.
Учащимся начальной школы очень часто на уроках
приходится делать небольшие умозаключения по итогам
групповой работы, готовить сообщения по многим
дисциплинам начальной школы и мини-проекты. Мои ученики
всю эту работу делают при помощи письменной речи. Напечатанные тексты к оцениванию не принимаются. Вся
найденная информация должна быть понята, выписана и
прочитана учащимися самостоятельно. Причем, текст не
может превышать определенных объемов для начальной
школы. Все нюансы работы предварительно оговариваются с
учащимися в классе. Могут быть выработаны свои правила
работы для разных предметов и т.д.
Третий приём. «Письмо однокласснику, другу, маме,
учителю или любому герою».
Ребенок в письменной форме рассказывает о новостях,
событиях в классе и т.д. Назначение
такой работы говорит само за себя. Форма письма может
быть любой. От простого перечисления событий до заочного
интервью ….
Четвертый прием. Чтение только: первой половины, средней
части или второй половины слов.
При чтении игнорируется половина каждого слова и озвучивается
только первая, средняя или последняя часть для данного названия: мысленная
линия раздела проходит примерно, абсолютная точность необязательна. Этот
прием акцентирует для ребенка каждую часть слова, как существенную его
часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и остальные, и
формирует навык побуквенного его анализа. Он приводит к резкому
уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда происходит
побуквенная замена в любой части слова, а главное, прочитывается лишь
начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Дети дали название приему: «чтение кусочками».
Вот такие несложные приемы, в совокупности с
другими видами работы на уроке, повышают интерес
ребенка к самостоятельному получению знаний,
мотивируют его, ведут к успешности.
Приёмы формирования грамотного письма и развития речи учащихся начальной школы.
Приёмы формирования грамотного письма и развития речи учащихся начальной школы.
Приёмы формирования грамотного письма и развития речи учащихся начальной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.