Признаки одаренности ребенка

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное приложение к программе "Одаренные дети" будет помощником любому учителю. Каждый педагог работает с детьми исключительными, талантливыми. Образовательный продукт позволит проанализирвать одаренность обучающихся и составить программу для развития и обучающихся, а также совершенствования одаренности. Помочь учителю может школьный психолог. Успехов!
Иконка файла материала Приложение 3 одарен диагн.doc
Памятка в помощь педагогу «Признаки одаренности  детей» Сфера  деятельности Психофизическо е развитие Психосоциальна я сфера Развитие  познавательной  сферы Признаки  повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у таких детей меньше, чем у сверстников);  относительная   неравномерность   (гетерохронность)   развития   различных психических   функций   (например,   развитие   координации   движений   может отставать от познавательных способностей)  преобладание   мотивов,   связанных   с   содержанием   деятельности (деятельность   выступает   эффективным   средством   развития,   когда   она стимулируется   не   чувством   долга,   не   стремлением   получить   награду,   а интересом к содержанию);  самостоятельность, умение принимать решения, настойчивость в выполнении задания;  стремление  доводить продукт любой своей деятельности  до соответствия самым высоким требованиям (перфекционизм);  социальная автономность, готовность и стремление отстаивать собственную точку зрения, независимость в суждениях;  склонность к лидерству, доминированию в межличностных отношениях;  соревновательность — склонность к конкурентным формам взаимодействия;  чувство юмора (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых   разных   ситуациях   свидетельство   одаренности   и   вместе   с   тем эффективный механизм психологической защиты);  способность понимать мотивы поведения других людей;  терпимость к особенностям других людей;  склонность к самоанализу;  терпимость к критике;  готовность делиться идеями;  чуткость в анализе нравственных проблем;  уверенность в своих силах   умение   нестандартно   мыслить,   предлагать   неожиданные,   оригинальные решения;  большое упорство в решении поставленных задач;  способность находить альтернативные пути решения проблем;  способность предвидеть, прогнозировать последствия;  стремление всегда проверить новую идею;  способность оценивать процесс и результат действий;  изобретательность в выборе и использовании различных предметов;  способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие;  способность   не   только   предлагать   собственные,   но   и   разрабатывать собственные и чужие идеи;  продуктивность, способность предлагать большое количество самых разных идей и решений; способность и склонность к интуитивному поиску;  склонность к логическим построениям и рассуждениям;   способность оперировать абстрактными понятиями;  чувствительность к противоречиям;  интерес к построению гипотез;  интерес и исключительные способности к классификации и категоризации;  раннее языковое развитие, способствующее накапливанию  и интенсивному использованию   большого   количества   информации,   а   также   большой словарный запас;  умение хорошо излагать свои мысли;  владение большим объемом информации;  способность   хорошо   улавливать   связь   между   одним   событием   и   другим, между причиной и следствием;  способность к переносу усвоенного опыта на новый материал;  интерес   к   решению   сложных   задач,   требующих   умственного   усилия, напряжения;  наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;   высокий уровень развития памяти, способность долго удерживать в памяти символы,   буквы,   слова,   умение   быстро   запоминать   услышанное   и прочитанное без специального заучивания;  широкий кругозор (круг интересов);  постоянное желание задавать много вопросов о происхождении и функциях предметов;  способность легко обучаться, все схватывать на лету;  проявление ярко выраженной разносторонней любознательности;  умение делать выводы и обобщения;  способность следить за несколькими процессами одновременно;  способность создавать в воображении альтернативные системы;  превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации;  способность к высокому уровню сосредоточенности;  изобретательность и богатая фантазия 3.2. Тест­анкета «Мои способности» Ф. И. ____________________________________ Возраст_____ Класс _____ Дата ____________ Инструкция. Оцени в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого характерного  признака  5 — ярко выражен; 4 — хорошо выражен; 3 — средняя степень выраженности;  2 — слабо выражен. 1. Интеллектуальные способности Виды способностей БаллыВиды способностей Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Я обладаю хорошей памятью Быстро усваиваю новый школьный материал Люблю задавать вопросы по содержанию учебного материала Люблю читать научную литературу На уроках мне бывает скучно из­за того, что учебный материал уже  хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых Я хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города,  региона, страны, мира Бывает, беседуя со сверстниками, ощущаю себя более взрослым человеком Меня трудно убедить в чем­либо, если я имею на этот счет собственное  мнение Хорошо понимаю недосказанное, догадываюсьо том, что часто прямо не  высказывается, но имеется в виду. Устанавливаю причины поступков  других людей, мотивы их поведения Имею богатый словарный запас, легко могу использовать новые слова,  выражая свои мысли Всего баллов: Среднее значение: 2. Способности к обучению 1 2 Я усваиваю новые знания очень быстро, все «схватываю на лету» Я достаточно быстро запоминаю услышанное и прочитанное на уроке без  специального заучивания, не трачу много времени на осмысление того, что  нужно запомнить Я много знаю о таких событиях и проблемах, о которых многие мои  сверстники обычно не знают Я обгоняю в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в  более старшем классе, чем учусь сейчас Я очень любознателен, мне интересует практически все Я очень много читаю книг, научно­популярных статей по разным отраслям  знаний Я легко могу анализировать прочитанный тест, делать на основе него  выводы и обобщения Читать научно­популярные издания (специализированные и детские  энциклопедии, справочники) для меня гораздо интереснее, чем  художественные книги (сказки, детективы и пр.) Мне интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или  упорядочиванием предметов 3 4 5 6 7 8 9 10 Мне интересны естественно­научные опыты и эксперименты по химии,  физике, биологии и другим областям естествознания Всего баллов: Среднее значение: В кругу незнакомых мне людей я чувствую себя уверенно и комфортно 3. Лидерские способности 1 2 Мне легко дается общение как со сверстниками так и со взрослыми 3 Я хорошо понимаю причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимаю недосказанноеВиды способностей Баллы 4 5 В совместных играх и занятиях с другими ребятами я становлюсь ведущим  или руководителем, проявляю инициативу В общении я склонен принимать на себя ответственность за решения и  поступки 6 Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать меня в качестве партнера  по играм и занятиям Я легко могу убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить  свои идеи другим Как правило, я активно участвую в различных общественных мероприятиях  и вношу в них положительный вклад В случае возникновения споров в классе или среди моих друзей, они чаще  всего обращаются ко мне как к арбитру  10 Я очень энергичный, легко справляюсь с любыми социальными трудностям. Всего баллов: Среднее значение: 4. Творческие способности 1 Меня отличает развитое чувство юмора 2 3 Я не боюсь пробовать что­то новое, стремлюсь всегда проверить новую идею Если у меня что­то не получается, я всегда предпринимаю несколько  попыток чтобы все­таки добиться цели Я отличаюсь большой изобретательностью в выборе и использовании  различных предметов Если меня что­то интересует, то я погружаюсь в это занятие с головой К одной и той же проблеме я способен подойти по­разному Я могу не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи Если передо мной стоит какая­то трудная жизненная задача, то я  предпочитаю попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и  всем известный вариант 7 8 9 4 5 6 7 8 2 3 9 Чем бы я не занимался, я всегда предлагаю большое количество самых  разных идей и решений 10 Меня интересуют множество вещей и явлений, я очень любознателен Всего баллов: Среднее значение: 5. Художественно­изобразительные способности 1 В моих рисунках нет однообразия, мне легко выбрать сюжет, героев,  предметы и ситуации Когда я вижу хорошую картину, скульптуру или любую другую  художественную вещь, это вызывает во мне восхищение и интерес Я охотно рисую, леплю, создаю композиции, имеющие художественное  назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной  инициативе 4 Мне легко удается составление оригинальных композиций из цветов,  5 рисунков, камней, марок, открыток и других материалов Если мне нужно выразить свои чувства и настроение, я обращаюсь к рисунку или лепке 6 Мне нравится создавать объемные изображения, работать с глиной,пластилинов, бумагой и клеем Виды способностей Баллы 7 Мне нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы 8 Если мне понравилась какая­либо картина или другое художественное  произведение, я попытаюсь воспроизвести его или создать нечто похожее Высказывать свои оценки художественным произведениям для меня не  составляет никакого труда 9 10 Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и  мультфильмы мне хотелось проиллюстрировать Всего баллов: Среднее значение: 6. Музыкальные способности 1 Мне очень нравятся уроки музыки в школе 2 3 4 Когда я слышу музыку, я очень четко реагирую на ее характер и настроение Я хорошо пою Когда я пою или играю на музыкальном инструменте, то вкладываю в это  много чувств и энергии 5 У меня есть много музыкальных записей 6 7 8 9 10 Когда я слышу хорошую музыку, у меня бегут «мурашки» по коже Я с удовольствием хожу на музыкальные концерты Я хорошо играю на музыкальном инструменте Свои чувства и настроения я стремлюсь выразить в музыке Я сочиняю собственные мелодии Всего баллов: Среднее значение: 7. Спортивные способности 1 2 3 Все свое свободное время я стараюсь посвящать спорту Я никогда не устаю, всегда активен и бодр Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и  реальными спортивными состязаниями и играми, то я обязательно выбрал бы спортивные соревнования 4 Мне все время хочется двигаться 5 Я внимательно слежу за спортивной жизнью нашей школы, города, региона,  страны 6 Чаще всего в спортивных играх и состязаниях я выигрываю у своих  сверстников 7 У меня есть определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.) 8 Мне очень нравится активный отдых 9 10 Я заметно выносливее своих сверстников Я люблю ходить в походы, выезжать «на природу» Всего баллов: Среднее значение: 8. Литературные способности 1 Могу легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончаяВиды способностей Баллы 2 разрешением какого­либо конфликта Когда я рассказываю что­то знакомое и известное всем, стараюсь привносить от себя что­то новое и необычное 3 Люблю сочинять рассказы и стихи 4 Рассказывая о чем­то, я всегда придерживаюсь выбранного сюжета, не теряю основной мысли 5 Мне нравится изменять тексты уже известных стихов и песен 6 Мне нравится писать сочинения и эссе 7 Мне нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам 8 Если я что­то рассказываю, стараюсь выбирать такие слова, которые  хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства Когда я что­нибудь рассказываю, мне важно описать своих героев живыми,  передать их чувства, настроение, характер 9 10 В литературных произведениях мне хорошо видны такие линии сюжета и  событий, которые скрыты на первый взгляд Всего баллов: Среднее значение: 9. Артистические способности 1 Мне очень легко изобразить другого человека, животного, персонаж 2 Мне очень интересна «кухня» актерской игры 3 4 Мне легко дается передать чувства и эмоциональные переживания 5 Я мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино Если я что­то рассказываю, то мне важно вызвать эмоциональные реакции у  своих слушателей Если мне нужно передать какое­то эмоциональное переживание или настрой, я активно использую мимику, жесты, пластику движений Без моего активного участия не обходится не один концерт и спектакль в  классе, школе Если у меня есть возможность изобразить какую­либо драматическую  ситуацию, мне удается хорошо изобразить конфликт 6 7 8 9 Мне часто говорят о моей артистичности и спрашивают, собираюсь ли я в  будущем стать актером 10 Когда возникает необходимость кому­то что­то объяснить, мне проще всего  это сделать, изобразив при помощи мимики, жестов, интонаций голоса Всего баллов: Среднее значение: 3.3. Тест­анкета «Способности ребенка» Ф. И. ребенка  ____________________________________________________________________ Возраст_____________Класс _____________________________Дата  ____________________ Педагог/ родитель (Ф. И. О.)  ___________________________________________________________Инструкция. Оцените в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого из предложенных  характерных признаков у ребенка (подростка). 5 — ярко выражен;  4 — хорошо выражен;  3 — средняя степень выраженности;  2– слабо выражен. Виды способностей Баллы 1. Интеллектуальные способности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обладает хорошей памятью: быстро запоминает услышанное или  прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на  повторение того, что нужно запомнить На уроках все легко и быстро схватывает. Без труда усваивает новый  школьный материал Без труда улавливает связь между одним событием и другим,  устанавливает причинно­следственные связи Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях На уроках ему (ей) бывает скучно из­за того, что учебный материал уже  хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых Хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города,  региона, страны, мира Легко и с интересом выполняет задания, предназначенные для гораздо  более старших детей Его (ее) трудно убедить в чем­либо, если он (она) имеет на этот счет  собственное мнение Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо  не высказывается, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков  других людей, мотивы их поведения Имеет богатый словарный запас, легко может использовать новые слова,  выражая свои мысли Всего баллов: Среднее значение: 2. Способности к обучению 1 Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету» 2 Достаточно быстро запоминает услышанное и прочитанное на уроке без  специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что  нужно запомнить 3 Много знает о таких событиях и проблемах, о которых многие его (ее)  сверстники обычно не знают 4 Обгоняет в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более  старшем классе, чем учится сейчас 5 Очень любознателен, интересуется практически всем 6 Очень много читает книг, научно­популярных статей по разным отраслям  знаний 7 Легко может анализировать прочитанный тест, делать на основе него  выводы и обобщения 8 Читать научно­популярные издания (специализированные и детскиеэнциклопедии, справочники) ему (ей) гораздо интереснее, чем  художественные книги (сказки, детективы и пр.) 9 Интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или  упорядочиванием предметов 10 Интересны естественно­научные опыты и эксперименты по химии, физике,  биологии и другим областям естествознания Всего баллов: Среднее значение: В кругу незнакомых людей чувствует себя уверенно и комфортно 3. Лидерские способности 1 2 Легко общается как со сверстниками так и со взрослыми 3 Хорошо понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения.  Хорошо понимает недосказанное В совместных играх и занятиях с другими ребятами чаще всего становится  ведущим или руководителем, проявляет инициативу В общении склонен принимать на себя ответственность за решения и  поступки 4 5 9 6 Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать его (ее) в качестве  партнера по играм и занятиям 7 Легко может убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим 8 Как правило, активно участвует в различных общественных мероприятиях и вносит в них положительный вклад В случае возникновения споров в классе или среди друзей, они чаще всего  обращаются к нему (к ней) как к арбитру  10 Очень энергичный, легко справляется с любыми социальными трудностями Всего баллов: Среднее значение: 4. Творческие способности 1 Отличается развитым чувством юмора 2 Не боится пробовать что­то новое, стремится всегда проверить новую идею 3 Если у него (нее) что­то не получается, всегда предпринимает несколько  попыток чтобы все­таки добиться цели  4 Отличается большой изобретательностью в выборе и использовании  различных предметов Если что­то его (ее) интересует, то погружается в это занятие с головой 5 6 К одной и той же проблеме способен подойти по­разному 7 Может не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи 8 Если перед ним (ней) стоит какая­то трудная жизненная задача, то  предпочитает попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный  и всем известный вариант 9 Чем бы не занимался, всегда предлагает большое количество самых разных  идей и решений 10 Интересуется множеством вещей и явлений, очень любознателен Всего баллов: Среднее значение:5. Художественно­изобразительные способности 1 В рисунках нет однообразия, легко выбирает сюжет, героев, предметы и  ситуации 2 Когда видит хорошую картину, скульптуру или любую другую  художественную вещь, активно проявляет восхищение и интерес 3 Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное  назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной  инициативе 4 Легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков,  5 камней, марок, открыток и других материалов Если нужно выразить свои чувства и настроение, обращается к рисунку или  лепке 6 Нравится создавать объемные изображения, работать с глиной,  пластилинов, бумагой и клеем 7 Нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы 8 Если понравилась какая­либо картина или другое художественное  произведение, попытается воспроизвести его или создать нечто похожее Высказывать свои оценки художественным произведениям для него (нее) не составляет никакого труда 9 10 Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и  мультфильмы охотно иллюстрирует Всего баллов: Среднее значение: С большой охотой посещает уроки музыки в школе 6. Музыкальные способности 1 2 Когда слышит музыку, очень четко реагирует на ее характер и настроение 3 Хорошо поет 4 Когда поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в это  много чувств и энергии С удовольствием ходит на музыкальные концерты 5 Имеет много музыкальных записей 6 7 Хорошо играет на музыкальном инструменте 8 9 10 Любит петь вместе с другими так, чтобы было слаженно и хорошо Свои чувства и настроения стремится выразить в музыке Сочиняет собственные мелодии Всего баллов: Среднее значение: Все свое свободное время старается посвящать спорту 7. Спортивные способности 1 2 Никогда не устает, всегда активен и бодр 3 Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и  реальными спортивными состязаниями и играми, то обязательно выбрал бы  спортивные соревнования Все время находится в движении Внимательно следит за спортивной жизнью школы, города, региона, страны 4 5 6 Чаще всего в спортивных играх и состязаниях выигрывает у своихсверстников 7 Имеет определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта  (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.) 8 Предпочитает активный отдых 9 Любит ходить в походы, выезжать «на природу» 10 Заметно выносливее своих сверстников Всего баллов: Среднее значение: 8. Литературные способности 1 Может легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая  разрешением какого­либо конфликта 2 Когда рассказывает что­то знакомое и известное всем, старается  привносить от себя что­то новое и необычное 3 Любит сочинять рассказы и стихи 4 Рассказывая о чем­то, всегда придерживается выбранного сюжета, не  теряет основной мысли 5 Нравится изменять тексты уже известных стихов и песен 6 Нравится писать сочинения и эссе 7 Нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам 8 Если что­то рассказывает, старается выбирать такие слова, которые  хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства 9 Когда что­нибудь рассказывает, старается описать своих героев живыми,  передать их чувства, настроение, характер 10 В литературных произведениях хорошо видит такие линии сюжета и  событий, которые скрыты на первый взгляд Всего баллов: Среднее значение: 9. Артистические способности 1 Очень легко изображает другого человека, животного, персонаж 2 Интересуется «кухней» актерской игры 3 Мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино 4 Легко удается передавать чувства и эмоциональные переживания 5 Если что­то рассказывает, то старается вызвать эмоциональные реакции у  своих слушателей Если хочет передать какое­то эмоциональное переживание или настрой,  активно использует мимику, жесты, пластику движений Без его (ее) активного участия не обходится не один концерт и спектакль в  классе, школе Если есть возможность изобразить какую­либо драматическую ситуацию,  удается хорошо изобразить конфликт 6 7 8 9 Отличается артистичностью 10 Когда возникает необходимость кому­то что­то объяснить, ему (ей) проще  всего это сделать при помощи мимики, жестов, интонаций голоса Всего баллов: Среднее значение:Итоговая таблица по результатам первичной диагностики  способностей детей  Пример заполнения итоговой таблицы: вносятся средние значения, полученные по каждому  из 9 показателей в столбец «У» — результаты заполнения анкеты учителем, в столбец «Р» — результаты, полученные в ходе заполнения анкеты школьниками, в столбец «=» — среднее  значение между столбцами «У» и «Р». В нашей школе добавляется еще один столбец с результатами анкетирования родителей. Анкету «Мои способности» заполняют школьники 5–11­х классов. В 1–4­х классах анкету заполняют только родители и педагоги. № Ф. И. ребенка интелле ктуальн ые к лидерск творчес обучени ю ие кие музыкал спортив ьные ные литерат урные артисти ческие художес твенно­ изобраз ительны е У Р = У Р = У Р = У Р = У Р = У Р = У Р = У Р = У Р = Способности 1 Иванова Катя 2 Петров Коля .. Итоговое значение показателей: 2–2,5 балла — способность слабо выражена; 2,6–3,5 балла — средняя степень выраженность способности; 3,6–4,5 балла — хорошая выраженность способности; 4,6–5 балла — яркая выраженность способности, одаренность.