Представлена статья на тему «Проба пера» или азбука творчества
Название статьи выбрано не случайно. «Проба пера» - первая ступенька к творческой лаборатории, к собственному видению мира, к созданию стихотворений. «Проба пера» — именно так назывался кружок, на заседаниях которого рассматривались основы стихосложенияКак писала М.Рыбникова: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники- это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело подготовить ярко чувствующего, критически мыслящего читателя».
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2018 г
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
«Проба пера» или азбука творчества
О юность, ты пора стихосложений
На холст судьбы бросаешь яркие мазки
(Из стихотворения учащегося)
Название статьи выбрано не случайно. «Проба пера» первая ступенька к
творческой лаборатории, к собственному видению мира, к созданию
стихотворений. «Проба пера» — именно так назывался кружок, на заседаниях
которого рассматривались основы стихосложения. Теоретические вопросы
(рифма, ритм, размер) изучались и на уроках литературы. Как
литературоведческую информацию (для многих детей сложную и
неинтересную) превратить в увлекательное путешествие в мир поэзии?
Сопоставляя и сравнивая слова, предложения, ребята увидели отличие прозы
от поэзии, изучили размеры стиха. В игровой форме на практике закрепили
изученный литературоведческий материал. Игра «Буриме», проведённая в
классе, вызвала живой отклик и положительную рефлексию. И тема урока по
теории стихосложения переросла в увлечение поэзией. Сочиняли 4 строки, но
не только рифмовали, а старались написать так, чтоб был смысл в этих 4
строках. Первый рукописный сборник так и назывался «Всего 4 строки».
Отшумела метель,
Зазвенела капель.
А когда будет роса,
Пригодится вам коса.
(Аня К.)
Варёный рак
Красен как мак.
По – моему, так
А по – вашему как? (Ира В)
Вижу искры на снегу.
К солнцу я по ним бегу.
Вдруг наткнулся я на лёд
Замечательный полёт.
(Дима К)
Много у меня стихов,
А также грехов.
Мои стихи
Мои грехи.
(Коля Л)
Взлетел
(глагол в прямом и переносном значении)
От счастья я на небеса взлетел!
Но вот незадача, запнулся о ножку стула.
На ветке встрепенулся, испугавшись шума,
Маленький грач далеко взлетел.
(Саша Т)
Мне сегодня не везёт.
Улетел мой самолёт.
Уехало моё такси.
Как надоело не везти.
(Дима К.)
Небо, небо голубое,
Солнце светит озорное,
Лучик солнечного света
Отражает небо это.
(Лолита П)
Как красива вся природа
От цветка до огорода.
От лужайки до реки
Ты всё это береги!
(Оксана А )
Четыре строки, шестистишие, стихотворение, сказка, поэма, сочинение,
сценарий конкурсного выступления в стихотворной форме — всё это писали
ребята. Жанры и темы стихотворений самые разнообразные: послание, элегия,
подражание, буриме, миниатюра, философская лирика, писали про любовь,
дружбу, природу, Родину, времена года, явления природы, жизнь, людей... Художник серый заглянул к нам в город.
Он серой краской всё разрисовал.
Палитры серой он плеснул на горы
И серость в небе расплескал.
Он цвета, не жалея, красил
Деревья, солнце и дома.
Подснежник первомайский даже
Припудрил серостью дома.
Проказник ты, художник серый,
Ты цветом грусти всё залил.
Ты серый цвет попутал с белым.
Сотри! И снова всё начни!
(Наталья Ч., 7 кл. 2000 г., школа № 46 с. Урульга)
****
Кинь монету старику –
Божьему скитальцу.
Окрестят твою судьбу
Три махорных пальца.
Не смотри, что он убог,
Ходит с костылем.
Знаешь, пыль его дорог
Пахнет ковылем.
Боль исхоженных равнин,
Святость старины.
Меж редеющих седин
Отблеск тишины.
Слышишь, как поет во сне
Русская земля?
Знаешь, очень дорог мне
Запах ковыля…
(Игорь Б., 10 кл., 2002 г., школа № 46 с. Урульга)
****
Белый ангел
Белый ангел расправил крылья
И взлетел высоко в облака.
Белый ангел землю покинул,
Он простился с землёй на века.
Нет, его не достали соседи
И не выгнала злая жена. на
свете,
простужена,
города
ненужная,
холодом…
счастливая,
потухшая,
наивная,
опухшими…
усталая,
расплачется.
старая
обид
этого
от
улицам
трудно
ему
жить
никому
его
ведь
как
как
Просто
Где лишь серость и скука одна.
Сердце ангела просит простора,
А земля лишь темница из льда.
Душа ангела жаждет полёта,
И о небе простая мечта.
И взлетел он высоко и гордо
С вольным ветром играть и мечтать
Не забуду такого полёта,
Жаль, что я не умею летать.
( Екатерина С., 7кл. 2008 г., школа № 46 с. Урульга)
****
Душа
Душа
По
Бредет
Избитая
Была
Сейчас
Душа,
С
Вернется
Не
Лишь
К рукам ее бледным ластится…
( Анна К., 11 кл., 2013 г., «Центр образования» г. Чита)
****
Не мне учить вас жизни, люди ,
Ведь чтоб взлететь, нужно упасть.
Своей Вы жизни сами судьи,
Но кто судья, а кто палач?..
Не мне учить Вас жизни, люди,
Я шанс свой жизни сам поймал,
И эта жизнь...Кто пчелы, трутень,
Кто, что построил, что сломал.
Мы независимы, не спорю,
Но часто жизни оборот
Решает: трудное простое,
Марионетка — кукловод.
Не мне учить Вас жизни, люди,
Живём, чтобы начать любить,
она
звезда
ребенок,
слёз
сдержится,
черная
глазами
домой
от
вновь
кошка Не нужно создавать распутье,
Чтоб научиться просто жить.
(Саша Т.. 6 кл., 2014 г. «Центр образования» г. Чита)
По своему желанию ребята в сочинения по русскому языку, литературе, в
устные сообщеня включали свои стихи. «Приходило вдохновение» и на
уроках литературы, стихотворение звучало в конце урока как вывод,
рефлексия по теме урока. Пусть они были не совсем совершенны, но желание
учащихся творить, мыслить, созидать вызывает поощрение и похваду. Вот
некоторые стихи, «рождённые» во время урока.
Её стихи..
Её стихи, которые она писала,
Врывались, словно струи изпод крана,
Разлетались, словно дождь внезапный,
Как алмаз иль камень ненаглядный.
Она признала в себе поэта!
Стихи её — заслуга эта!
Звезда, растущая не небе,
Присущая одной планете
( Дима И. 10 кл., 2010 г., школа № 46 С. Урульга)
****
Она богиня слов. Поэт души.
Но такая её судьбина.
За её слова не дают гроши.
Она Цветаева Марина.
В стихах так много света.
Слова звучат как гром.
Душа — источник лета.
А сердце — милый дом.
( Екатерина Г. 11 кл., 2009 г., школа № 46 с. Урульга)
****
«Рождённый»
Ты упал со стоном,
Опалённый высотой.
На земле рождённый
Снова должен стать землёй.
В. Холстинин. Беги за солнцем
Рождённый в неволе кричит на неё,
И рушит, и топчет, и губит своё.
Ранит её, рукой закрываясь. 11 кл.,
2011 г.
Урульга)
школа № 46 с.
Стучит на неё, по ней же скитаясь.
Дрогнуло небо, часы на покой.
Машет из неё Рождённый рукой:
Не повезло — зря я кричал,
Грозно ногами её я топтал.
Кончилась песня, смолк это крик.
Превратился в вечность мой миг.
( Виталий С.,
Слово
Рождает слово мир мечтаний,
Природой данное родство,
И детский лепет ожиданий
Превратится в волшебство.
Потом взрослеет наше слово,
Крепчает, наливаясь силой,
И волшебство приходит снова
С годами вспыхнув новй лирой.
И в день, когда погаснет солнце,
Мы будеи помнить так же ясно,
Что Богом данное нам слово
Всё также мирно и прекрасно.
( Игорь Б., 9 кл., 2002 г. школа № 46 с. Урульга)
****
Любовь — не слабоволие судьбы,
А чтото сильное, живое.
И нужно помнить о любви,
Когда вся жизнь идёт игрою.
Любовь — не милые мгновенья.
А вечность счастья рокового.
И жизнь становится смятеньем,
Когда минуты всходят снова.
Всё, что случилось, сохрани.
Ты в памяти... И эти блики...
Не слабоволие судьбы,
А перстни на руках владыки.
( Галина К., 10 кл., 2012 г., лицей г. Чита)
Любовь к стихам послужила написанию научноисследовательских работ
по литературе «Дороги Н.Рубцова», «Последний стих поэта», «Л.Филатов —
философ в шутовском колпаке» (3 место региональный уровень), «Весь мир
открыт для откровенья» (по стихам забайкальского поэта Б.Макарова) (1 они могли их читать на переменке,
место — муниципальный уровень), «Связь просвещённых поколений»
исследование стихотворений, написанных учащимися школы № 46 в разные
годы
обучения.
Работа написана к столетнему юбилею школы (3 место — региональный
уровень).
Рукописные сборники стихотворений на разные темы («Осень», «Зима»,
«Весна», «Любовная лирика», «Природа», «Родина») всегда были доступны
учащимся,
на уроках.
Изучая то или иное произведение, ребята сопереживают вместе с автором.
Читая стихи, они ощущают и определяют художественное своеобразие поэта,
удивляются многообразию тем, мотивов, образов, цветописи и красок.
Наслаждаясь звуками в профессиональных стихах, изучая творчество
классиков, ребята мечтали создать чтото похожее. Такм образом, появилась
идея написания стихов подражание. Стихи на темы: «Подражая
М.Цветаевой», «Подражая В. Маяковскому», «Подражая М.Ю. Лермонтову»,
«Подражая С. Есенину» и другие помогли учащимся лучше понять подтекст
стихотворения, философское его звучание. Детские стихи на тему
"Подражая..." это ещё одна возможность почувствовать силу и мощь
русского литературного языка, это возможность прикоснуться к великой
поэзии великого поэта. Пусть стихи эти несовершенны и чуточку наивны, но в
них есть чувства, мысли и душа.
«Подражая М. Лермонтову»
Спустишься в долину,
Оглядишь вокруг.
Горные вершины
Шелохнутся вдруг.
Тихие берёзы
У реки стоят.
Разметали косы,
На реку глядят.
Не шумит здесь ветер,
И под свежей мглой
Мы здесь осень встретим
С горной тишиной
(Оксана В. 6 кл, школа № 46 с. Урульга)
****
«Кораблик»
Он дальше,
Дальше уплывал
И чуть заметным
В море стал. М.
Я думал,
Стоя на пригорке:
"Да он поместится в ведёрке!"
Но вот вернулся он, и Ухты!
Ему едва хватило бухты.
( Юля Ш, 6 кл., школа № 46 с. Урульга )
*****
Подражая
Под жёлтым солнцем ламп,
Под звездою под одной.
Разгорается лютая стая лап,
Заражённая ржавой судьбой.
По холмам — шаги короля.
По пескам — бездомные ветра.
По холмам — океан трав.
По пескам солнца жгучего воля.
Перекрёсток притаился у ног
Он опять будто пыльный цветок.
Он заполнил все наши шаги.
Он отпустит нас — мы с ним не враги.
(Роман П. 11 кл., школа № 46 с. Урульга)
****
Подражая С. Есенину
Слышу
Сладок
И
Унесусь
Там
Колосятся
Там
Теплым
Мшистыми
В
Вечно
Его
Сумерками
Кудри
И
Капли
(Игорь Б., 11 класс, школа № 46 с. Урульга)
окна
нежно
прольются
хмельною
печаль
далеком
боками
крапивы
зарослях
юный
сном
меня
эхо
и
теплых
любовь
с
в
и
тучные
песни
далек
святостью
свою
родимом
зацелует
на
золотых
родные
благодарных
Цветаевой
моя
кивают
месяц
чистым
отчий
журавлиной,
мотив.
старинной
забыв.
крае
поля.
встречает,
тополя.
утопает
дом.
поливает
серебром.
вечер
берез…
плечи
слез. Вдохновлённые творчеством поэтов, некоторые ребята даже пишут
интерпретацию лирического произведения в стихотворной форме.
Истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»
В пустыне далёкой и дикой
Древо Анчар растёт.
И царь всемогущий, великий
Покорного раба к себе зовёт:
Подика, раб, в пустыню
И древо смерти ты отыщи.
Пусть кровь твоя в жилах застынет,
Но яд ты мне принеси.
Что делать бедняге?
Негоже
Царю перечить сейчас.
Думает он:
Похоже,
Что в жизни моей это последний приказ.
И вот отыскал он то древо.
Собрал яд, что государь приказал.
Вернулся домой бледнобелый.
Раб тяжко, смертельно дышал.
Не обратив на него вниманья,
Владыка яд тот забрал.
Гордость его заняла всё сознанье,
А бедняга на полу умирал.
И ядовитые стрелы
К противникам своим он послал.
Мол: смотрите, какой я смелый
У древа смерти я смерть избежал.
Пушкин жестокость царя показал,
Тиранов народа он осуждал.
(Рубик Н. 9 кл., школа № 46)
Конечно, не все стихи мы можем назвать совершенными. Большинство
работ с точки зрения создания литературного произведения не имеют высокой
ценности, но в воспитательном, образовательном аспектах их значение велико.
Сама причастность к искусству слова облагораживает и возвышает душу. В
ученических стихах проглядывается и личность автора, и душевные качества
и нравственное сознание. Важно, чтобы в век научно – технического прогресса
ребята не потеряли интерес к слову, к книге, к искусству. Поэзия покоряет
человека, пробуждает в нём прекрасные чувства. Не зря в качестве эпиграфа
взяты строчки из стихотворения ученика: («О юность, ты пора стихосложений
На холст судьбы бросаешь яркие мазки»). В детском и юном возрасте многие пытаются выразить в поэтической форме обуревающие их чувства, мечты,
надежды. Конечно, не все, кто предпринимает попытку стихотворчества,
становятся поэтами. Как писала М.Рыбникова: «Если из наших классов
выйдут писатели и словесники это хорошо, но не на это мы рассчитываем.
Наше дело подготовить ярко чувствующего, критически мыслящего
читателя».
Источники:
1. Михайлов А., «Азбука стиха», издательство «Молодая гвардия», М., 1982 г
2. Рыбникова М.А., «Очерки по методике литературного чтения»,
издательство
г
3. Сайт «Уч. Портфолио», страница «Проба пера» портфолио Борискиной
Г.Г.
http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=22376
4. Сайт «Уч. Портфолио», страница «Творческие работы учащихся»
портфолио
Г.Г.
http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20175
«Просвещение»,
Борискиной
М.,
1963
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
«Проба пера» или азбука творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.