Проблема адаптации ребенка в школе
Исследуя психологическую адаптацию первоклассников, психологи, В.В. Давыдов, Ш.Л. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, пришли к выводу, что успешность адаптации детей к школе зависит от отношения учителя к детям и стиля его общения.
Как отмечает Л.И. Божович, обучение детей шести лет без необходимой мотивации не способствует развитию познавательной потребности, лежащей в основе психического развития обучающихся.
Исследования Эльконина и Давыдова показали, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки.
Венгер выделяет 3 уровня адаптации:
1. Высокий. Первоклассник положительно относится к школе, учебный материал легко осваивает, ему по силу сложные задания, внимательно слушает учителя, не отвлекается.
2. Средний. Первоклассник положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебной программы, бывает сосредоточен только тогда, когда занят интересным делом, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий. Первоклассник отрицательно относится к школе, наблюдаются нарушения дисциплины.
Этому периоду не зря уделяют так много внимания. Во многом от успешной адаптации в первом классе зависит отношение ребенка к школе, желание учиться. Даже малышу, который обычно легко привыкает к новым условиям, бывает сложно перестроиться с детсадовского режима, где не было таких жестких правил относительно дисциплины, занятия проходили в игровой форме, а в середине дня была возможность поспать. Первоклашка попадает в совершенно новые условия: нельзя бегать по коридорам или свободно передвигаться по классу во время урока, нужно поднимать руку, если хочешь выйти в туалет, необходимо не только заниматься в школе, но и делать домашние задания.
Чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, нужно готовиться к первому классу заранее. Специалисты отмечают, что у детей, посещающих детский сад, адаптация проходит лучше: они уже имеют представление о том, как выстраивать отношения в коллективе с ровесниками и взрослыми. При этом им же бывает сложнее перестроиться с игровой формы получения знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.