Проблема адаптации ребенка в школе

  • docx
  • 12.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала адаптация.docx

Проблема адаптации ребенка в школе

Исследуя психологическую адаптацию первоклассников, психологи, В.В. Давыдов, Ш.Л. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, пришли к выводу, что успешность адаптации детей к школе зависит от отношения учителя к детям и стиля его общения.

Как отмечает Л.И. Божович, обучение детей шести лет без необходимой мотивации не способствует развитию познавательной потребности, лежащей в основе психического развития обучающихся.

Исследования Эльконина и Давыдова показали, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки.

Венгер выделяет 3 уровня адаптации:

1.                  Высокий. Первоклассник положительно относится к школе, учебный материал легко осваивает, ему по силу сложные задания, внимательно слушает учителя, не отвлекается.

2.                  Средний. Первоклассник положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебной программы, бывает сосредоточен только тогда, когда занят интересным делом, дружит со многими одноклассниками.

3.                  Низкий. Первоклассник отрицательно относится к школе, наблюдаются нарушения дисциплины.

Этому периоду не зря уделяют так много внимания. Во многом от успешной адаптации в первом классе зависит отношение ребенка к школе, желание учиться. Даже малышу, который обычно легко привыкает к новым условиям, бывает сложно перестроиться с детсадовского режима, где не было таких жестких правил относительно дисциплины, занятия проходили в игровой форме, а в середине дня была возможность поспать. Первоклашка попадает в совершенно новые условия: нельзя бегать по коридорам или свободно передвигаться по классу во время урока, нужно поднимать руку, если хочешь выйти в туалет, необходимо не только заниматься в школе, но и делать домашние задания.

Чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, нужно готовиться к первому классу заранее. Специалисты отмечают, что у детей, посещающих детский сад, адаптация проходит лучше: они уже имеют представление о том, как выстраивать отношения в коллективе с ровесниками и взрослыми. При этом им же бывает сложнее перестроиться с игровой формы получения знаний.