Проблема духовной деградации и личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
Оценка 4.9

Проблема духовной деградации и личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Оценка 4.9
docx
23.04.2020
Проблема духовной деградации и личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
«Проблема духовной деградации.docx

План урока по дисциплине «Русский язык и литература»

для профессии: 19.01.17 «Повар, кондитер»

Тема урока:  «Проблема духовной деградации и личной ответственности человека за свою жизнь    в рассказе  А.П. Чехова  «Ионыч»

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный, частично-поисковый.

Цели урока:

раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Образовательная: литературно-критический анализ глав рассказа

Развивающая:  развитие аналитического мышления и культуры монологической речи

Воспитательная: осознание причин духовной гибели человека(на примере личности главного героя)

Задачи: формирование умения проводить лингвостилистический анализ текста художественного произведения; определения художественных деталей и их значения   в раскрытии образа главного героя рассказа.

 

Структура урока:

1.Организационный момент (тема записывается в тетрадях).

2.Организация   группы  к   учебной   деятельности.

3.Мотивация – этап   актуализации субъектного отношения   учащихся.

4.Этап   изучения   нового     материала.

5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

 6. Обеспечение    осмысления    учащимися   методов, приёмов   анализа    художественного    произведения  для содержательных    выводов   по теме   урока.

7.Вывод. Подведение итогов.

Метод: частично-поисковый,  комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвистического анализа.

Общие компетенции:

· умение работать с информационным потоком;

· умение задавать вопросы;

· умение решать проблему;

· умение вырабатывать собственное мнение;

· умение выражать свои мысли;

· умение аргументировать свою точку зрения;                   

· умение сотрудничать и работать в группе

Основные понятия: обыватель, нравственность, деградация

Приобретаемые умения:

·        воспроизводить содержание литературного произведения;

·        анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Приобретаемые знания

·        содержание изученного  литературного  произведения;

Прогнозируемый результат:       

ОК - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество:

-                   выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности;

-                   в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами.

ОК  – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы:

-                   проводит анализ причин существования проблемы;

-                   предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля;

-                   оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

ОК- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

Обеспечение занятия: наглядные пособия, портрет писателя А.П.Чехова, текст рассказа «Ионыч», презентация урока.

Литература:  учебники: В.Ю.Лебедев «Русская литература XIX века», словари

Нормативно – техническая документация: КТП

 

 

 

I. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку

II.Организация   группы  к   учебной   деятельности.

III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

 

Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей» (запись в тетрадь).

Лексическая работа.

- Выясним значение слова нравственность.

 

        Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

 

                                        /Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./

 

- Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

- Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

 

IV. Этап изучения нового материала.

 

1)    Постановка проблемы урока.

 

«Проблема духовной деградации человека и личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

 

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

 

2)    Содержание в тезисах

3)    Система образов

4)    Семья Туркиных (Беседа по  вопросам)

 

- Что увидел Старцев у Туркиных?

-В чем заключается талант Ивана Петровича Туркина?

-Охарактеризуйте романы, которые пишет Вера Иосифовна. Как Чехов подчеркивает литературную бездарность ее романа?

- Какие два мира предстают перед нами в сцене чтения Верой Иосифовной своего романа?

Чтение отрывков из рассказа

-Почему Вера Иосифовна нигде не печатает свои произведения?

-Как Старцев относился к Туркиным в I главе?

 

5)     От Старцева к Ионычу – основные этапы

6)    Работа в группах

7)    Образ Екатерины Ивановны

8)    Сопоставление 2-х свиданий

9)    Лингвистический анализ (лабораторная работа)

Анализ фрагмента «На кладбище»

10)От Старцева к Ионычу.

 

 

 

Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

 

Тема произведении: «Протест против пошлости»

Идея произведении: «Берегите в себе человека»

Предлагаю поразмышлять над вопросом, что может повлиять на судьбу человека: профессия, общество, личные качества.

 

ПРОФЕССИЯ.

-материальное благополучие? Что мы знаем о Старцеве Дмитрии Ионыче?

 -кто получал медицинское образование в то время?

-подтвердите это примером из художественной литературы.

-сделайте вывод: можно ли разбогатеть благодаря профессии врача, работающего в провинции?

-проверим второе предположение относительно профессии врача. Возможно, постоянное общение с больными делает врача равнодушным к людским страданиям. Что вы думаете по поводу этого?

-Вспомните примеры из художественной литературы, опровергающие это.

 

вывод: может ли профессия врача способствовать его деградации?

 

-рассмотрим другую версию. ОБЩЕСТВО.

 

-что утверждали приезжие города С?

-местные соглашались?

-что мы узнаем о библиотеке?

-а что представляет собой семья Туркиных?

-какая деталь подтверждает никчемность сочинений, нереальной описываемой жизни?

-кто еще в семье Туркиных?

-меняется ли что-нибудь с течением времени?

-но если уж такую семью считают самой образованной и талантливой, что можно сказать обо всем городе?

-Старцев понимает, в какое общество он попал?

-а он противится ему?

-сделайте вывод: влияет ли общество на человека, который в нем живет?

-но на каждого ли человека оно способно повлиять? Существуют ли примеры в литературе, когда человек не поддается его влиянию?

 

-получается, что не всегда нужно обвинять общество в деградации человека.

 

Поэтому рассмотрим еще одну версию: ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА.

 

-рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку.

Итак, молодой врач приезжает в город С. Что мы знаем о его целях в отношении работы?

-что мы понимаем о его культурном уровне?

-способен ли он испытывать серьезные чувства к женщине?

-но в то время, когда он влюблен и думает о дальнейшей совместной жизни с Котиком, какие мысли его посещают?

-вспомните сцену на кладбище, куда приезжает Ионыч по записке Котика. Что он представляет, пока ждет ее? О чем он думает?

-никакого умиротворения, уважения к памяти умерших мы не видим.

-получив отказ, Старцев переживает, но сколько времени?

-так были ли чувства его серьезными?

-какая фраза указывает на это?

-как характеризуют эти ситуации и фразы героя? -сделайте вывод: было ли что терять доктору Старцеву?

 

VI. Обеспечение    осмысления    учащимися   методов, приёмов   анализа    художественного    произведения  для содержательных    выводов   по теме   урока.

 

Индийский философ Инаят Хан Хидаят сказал когда-то: «Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений»

- а какой фразой заканчивает Чехов рассказ о жизни Ионыча?

 («Вот и все, что можно сказать про него»)

-что это значит?

 

VII. Подведение итогов:

Беседа   по вопросам:

- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?

- Какие проблемы рассказа являются современными и для нас?

(Проблема духовной деградации личности)

- к чему призывает Чехов своего читателя?

-какими качествами должен обладать современный человек, (специалист), чтобы общество, в котором он живет, не способствовало его деградации? Каким он не должен быть? 

 

Главное -  в человеке должно  отсутствовать равнодушие.

 

Сам Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

Его поддерживает Ричард Эберхард: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

-Берегите в себе человека.

 

 

Домашнее задание:

Студентам предлагается самостоятельно выбрать одну из предлагаемых

формулировок  основной проблемы произведения.

Написать сочинение – миниатюру «Берегите в себе человека».

 

 

 

Литература

Е.С. Роговер. Русская литература 19 века. Москва, 2008

Ю.В. Лебедев. Русская литература 19 века. Москва 2009

Русская литература 19 века. Под ред. Г.Н. Ионина. Москва 2003

М.П. Громов. Чехов. Москва, 1993 (Серия ЖЗЛ)

Г.А. Бялый. Чехов и русский реализм. Ленинград, 1999


 

Скачано с www.znanio.ru

План урока по дисциплине «Русский язык и литература» для профессии: 19

План урока по дисциплине «Русский язык и литература» для профессии: 19

Приобретаемые знания · содержание изученного литературного произведения;

Приобретаемые знания · содержание изученного литературного произведения;

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами

Анализ фрагмента «На кладбище» 10)От

Анализ фрагмента «На кладбище» 10)От

Поэтому рассмотрим еще одну версию:

Поэтому рассмотрим еще одну версию:

Главное - в человеке должно отсутствовать равнодушие

Главное - в человеке должно отсутствовать равнодушие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.