Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение
Оценка 4.7

Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение

Оценка 4.7
docx
30.04.2023
Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение
Проблема интеграции детей с РАС.docx

Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение

Расстройство аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Психическое развитие при аутизме происходит в особых условиях: нарушена регуляция психического тонуса и снижены пороги аффективной чувствительности, дети с РАС не способны адекватно реагировать на окружающую среду. Такое поведение приводит к тому, что задачи защиты и саморегуляции становятся для ребёнка более важными, чем активная адаптация к миру. Для педагогов дошкольного учреждения является важным этапом «введение ребёнка с расстройствами аутистического спектра в детский коллектив» уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы способы аутистического защиты от вмешательства в его жизнь ещё больше не укрепились в его поведении.

Период адаптации к дошкольному учреждению – обычно достаточно сложный этап в жизни любого ребёнка и его семьи. Естественно, проблем возникает больше, если у ребёнка существуют реальные трудности эффективной регуляции поведения.

Находясь в детском саду, аутичный ребёнок испытывает в бытовой адаптации особенно много сложностей, так как он не просто чувствителен к новой обстановке, но для него крайне важно соблюдение всех привычных деталей во всех процедурах, всех освоенных навыках. Он большой консерватор. Ему нужен определённый горшок, он избирателен в еде и отказывается пробовать непривычную пищу, для него может быть проблемой переодеться в группе (например, снять колготки и надеть носочки). Поэтому те навыки, которыми он уже владеет дома, хотя обычно недостаточно ловко, не могут помочь ему в новой обстановке в силу стереотипности его поведения [1].

Как же помочь такому ребёнку адаптироваться?

Для решения этой задачи нужны совместные усилия и близких ребёнка, и всех тех людей, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.

Мы в своей работе опираемся на три основные принципы интеграции: ранняя коррекция; обязательная коррекционная помощь каждому ребёнку; обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

Опираясь на собственных опыт, мы выделили основные условия:

-       наличие специалиста, владеющего основами диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра;

-       индивидуальная программа сопровождения ребёнка с РАС в процессе интеграции в образовательное учреждение

-       организация реабилитационной предметно- пространственной среды;

-       психолого-педагогическое сопровождение педагогов с целью обучения особенностям взаимодействия с детьми с РАС;

-       психологическая помощь в семье и психолого-педагогическое сопровождение родителей по: обучению их навыкам общения с детьми.

Во-первых, нужно понимать, что такому ребёнку привыкать к саду надо постепенно и готовить его к этому серьёзному изменению привычной жизни нужно заранее.

Родители, например, могут ходить с ним на прогулку к его будущему садику. Смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, что там будет: как будет проходить день, какая будет воспитательница для этого у близких должно быть собрано достаточно сведений о данном дошкольном учреждении и группе, куда попадёт ребёнок), когда его будут забирать домой. Эта тема должна проговариваться с малышом, а лучше –прорисовываться. По крайней мере, первое время ребенка надо приводить в сад на ограниченный срок, постепенно его наращивая. Удачный первый вариант такого дозированного посещения – момент прогулки в саду. На прогулке желательно присутствовать матери ребёнка. Во-первых, ему с ней комфортнее и надёжнее, во-вторых, она может познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, она сама может получить о них определённое представление и поближе познакомиться с воспитательницей. Это очень важно не только для понимания той атмосферы, куда опадёт малыш, но и для дальнейшей совместной с ним переработки впечатлений дня и поведения других детей, для эмоционального осмысливания событий. Эту работу следует проводить регулярно, тогда характерные проблемы адаптации будут вставать менее остро, ребёнок почувствует себя увереннее, спокойнее, приобретет некоторый опыт усложнения взаимодействия с окружением, который без помощи близкого взрослого, он будет переживать пассивно, достаточно фрагментарно и не сможет самостоятельно использовать.

Дозированность посещения дошкольного учреждения должна соблюдаться и в дальнейшем: в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения его возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем, регулярность хождения и определённый режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и поддерживать аккуратно. Это создаст определённый привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребёнка и соблюдение деталей которого, проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими, будет давать малышу также ощущение стабильности и комфорта [2].

От воспитателей, конечно, требуется дополнительное внимание к такому малышу: ему лишний раз, индивидуально, стоит напомнить, что сейчас предстоит делать (сесть за стол, сходить в туалет, одеваться), и, взяв за руку, отвести туда, куда нужно. Крайне важно, чтобы хватало терпения не выдергивать его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов), а дать ему возможность довести начатое дело до какого-то завершения. Также надо учитывать, как тяжело даются такому ребёнку все бытовые навыки, и быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке. Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой – дать возможность побыть на дистанции, понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия можно дозировано включать вместе с ним (держа его за руку или даже на руках), но не исключать его их общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, одновременно мягкости и настойчивости такой ребёнок может хорошо удерживаться в режиме.

Литература

1.     Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребёнка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. 1995. № 5.

2.     Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. 1997

3.     Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М., 1988.


 

4.    

Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение

Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение

Как же помочь такому ребёнку адаптироваться?

Как же помочь такому ребёнку адаптироваться?

Во-первых, ему с ней комфортнее и надёжнее, во-вторых, она может познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, она сама может получить о них определённое представление…

Во-первых, ему с ней комфортнее и надёжнее, во-вторых, она может познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, она сама может получить о них определённое представление…

Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой –…

Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой –…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023