Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова
Доклад
на тему: «Проблема интернализма и экстернализма в науке».
по образовательной программе
- педагогика и психология
Выполнила: |
Абдуллаева Г.И., магистрант 1 курса очной формы обучения
|
Проверила: |
Амантаева А.Б., доцент, кандидат философских наук
|
Костанай, 2024
Содержание
Введение
Основные концепции интернализма
Основные концепции экстернализма
Сравнительный анализ интернализма и экстернализма
Заключение
Список литературы
Введение
В философии науки одной из ключевых и наиболее обсуждаемых тем является проблема интернализма и экстернализма. Данная тема раскрывает различные подходы к пониманию развития научного знания и того, какие факторы влияют на науку: внутренние, обусловленные самой логикой научных теорий и методов, или внешние, связанные с социальными, культурными и политическими условиями. Исследование этой проблемы позволяет глубже понять, как формируются научные теории и почему некоторые из них становятся доминирующими в определённые исторические периоды.
Интернализм фокусируется на внутренних аспектах научного познания, утверждая, что наука развивается благодаря своим собственным логическим и методологическим структурам. Сторонники интернализма, такие как Карл Поппер и Имре Лакатос, подчёркивают, что научные теории прогрессируют благодаря внутренним принципам, как, например, принцип фальсификации или развитие научных программ.
С другой стороны, экстернализм утверждает, что наука не может развиваться в вакууме, и её развитие определяется внешними факторами, такими как социальные, политические и культурные условия. Томас Кун, один из главных сторонников экстерналистского подхода, в своей работе «Структура научных революций» показал, что развитие научных парадигм связано с историческими и социальными процессами.
Цель этого доклада — провести анализ проблемы интернализма и экстернализма в философии науки, рассмотреть их основные концепции и подходы, а также выявить, каким образом эти два направления дополняют друг друга и создают целостную картину развития научного знания.
1. Основные концепции интернализма
Интернализм — это подход в философии науки, который утверждает, что развитие научного знания обусловлено внутренними логическими и методологическими факторами. Данный подход исходит из предположения, что наука имеет свою собственную внутреннюю логику, и её эволюция происходит согласно внутренним законам, независимо от социальных и культурных влияний. Внутренняя структура науки, по мнению сторонников интернализма, является движущей силой её прогресса. Рассмотрим основные концепции интернализма на примере теорий таких философов, как Карл Поппер и Имре Лакатос.
Карл Поппер: Фальсификационизм. Одной из ключевых концепций интернализма является теория фальсификации, предложенная Карлом Поппером. Согласно Попперу, научное знание развивается через выдвижение гипотез, которые могут быть опровергнуты (фальсифицированы) в ходе эмпирических проверок. Поппер утверждал, что наука не строится на накоплении подтверждённых фактов, как предполагалось ранее в позитивистской традиции, а, напротив, на способности теории быть подверженной критике. Если теория может быть опровергнута, она является научной. Этот принцип внутренней критики и тестирования делает развитие науки независимым от внешних факторов, таких как политическое давление или общественное мнение. Поппер подчеркивал, что наука прогрессирует через процесс «проб и ошибок», в ходе которого ложные теории отвергаются, а теории, выдержавшие проверку, продолжают использоваться. Поппер считал, что ключевой движущей силой научного прогресса является стремление учёных опровергнуть существующие теории, что делает науку самокритичной и динамичной системой. Его концепция фальсификации стала основополагающей для интерналистского подхода, поскольку она сосредоточена на внутренней логике научных теорий и их способности противостоять критике.
Имре Лакатос: Исследовательские программы Другим важным представителем интернализма является Имре Лакатос, который предложил концепцию исследовательских программ. В отличие от Поппера, который делал акцент на индивидуальных теориях, Лакатос предложил рассматривать развитие науки через исследовательские программы — последовательности взаимосвязанных теорий, объединённых общими основополагающими принципами. Согласно Лакатосу, каждая исследовательская программа состоит из «жёсткого ядра», включающего основные неизменные постулаты, и «защитного пояса», который может подвергаться изменениям в процессе развития программы.
Прогресс науки, по Лакатосу, определяется не только тем, насколько теории могут быть опровергнуты, но и способностью исследовательской программы предсказывать новые факты и развиваться, не противореча своему ядру. Это внутреннее развитие исследовательских программ является важным аспектом интерналистского подхода, так как прогресс научного знания, согласно Лакатосу, происходит благодаря внутренним методологическим изменениям, а не под воздействием внешних факторов. Лакатос также ввёл понятие «прогрессивных» и «деградирующих» программ. Прогрессивные исследовательские программы расширяют область применимости своих теорий и делают новые предсказания, в то время как деградирующие программы пытаются защитить свои положения за счёт модификаций без реального прогресса. Этот подход демонстрирует, что развитие науки связано с внутренними логическими процессами, определяющими направление движения каждой программы.
2. Основные концепции экстернализма
Экстернализм как философский подход в изучении науки утверждает, что развитие научного знания невозможно рассматривать исключительно в рамках внутренних факторов науки, таких как логика, экспериментальные данные и рациональные аргументы. Напротив, экстерналисты акцентируют внимание на влиянии внешних, вненаучных факторов, таких как социальные, политические, экономические и культурные условия. Они считают, что наука — это не только система знаний, но и социальный институт, тесно взаимодействующий с обществом, его потребностями и историческим контекстом.
Одним из наиболее известных представителей экстернализма является Томас Кун. В своей работе «Структура научных революций» он вводит понятие научных парадигм и показывает, что развитие науки происходит не линейно, а через революционные изменения. Согласно Куну, смена парадигмы в науке не является только результатом накопления новых знаний, а тесно связана с изменениями в обществе и общими мировоззренческими сдвигами. Когда парадигма становится неадекватной для объяснения новых явлений, учёные и общество начинают пересматривать свои подходы к знанию, что в конечном итоге приводит к революционному переходу к новой парадигме. Таким образом, внешние факторы — социальные изменения, кризисные моменты в истории — оказывают существенное влияние на развитие научного знания.
Экономические и политические условия также играют важную роль в экстерналистских объяснениях. Например, развитие науки в эпоху промышленной революции было тесно связано с потребностями экономики и развитием технологий. Государства начали активно финансировать научные исследования, так как это напрямую влияло на их конкурентоспособность и военно-промышленные возможности. Экстернализм рассматривает такие взаимосвязи как ключевые для понимания динамики научного прогресса. Вклад учёных в науку, таким образом, часто определяется не только внутренними научными интересами, но и политическими задачами, целями бизнеса и потребностями общества.
Социокультурные аспекты также являются важной частью экстерналистского подхода. Многие исследования показывают, что научное знание не может существовать отдельно от культурного контекста, в котором оно формируется. Например, в разных исторических эпохах и культурах существовали различные взгляды на природу истины и методы её познания. Экстерналисты утверждают, что культура и общественные ценности влияют на выбор направлений научных исследований и на интерпретацию научных данных.
Таким образом, основные концепции экстернализма подчеркивают важность внешних факторов в развитии науки. Научное знание формируется не только внутри лабораторий, но и под влиянием более широких социально-экономических и культурных процессов. Экстернализм позволяет рассматривать науку как неотъемлемую часть общества, где взаимосвязи между наукой и внешними факторами играют важную роль в её эволюции.
3. Сравнительный анализ интернализма и экстернализма
Интернализм и экстернализм — это два противоположных подхода в философии науки, объясняющих, как развивается научное знание и какие факторы играют ключевую роль в этом процессе. Эти подходы выделяют различные детерминанты прогресса в науке, подчёркивая либо внутренние, либо внешние аспекты её функционирования. Для более глубокого понимания, как эти концепции дополняют друг друга или противоречат, важно провести сравнительный анализ.
1. Внутренние против внешних детерминант науки
Основное различие между интернализмом и экстернализмом заключается в том, какие факторы считаются главными двигателями развития науки. Интернализм акцентирует внимание на внутренних процессах науки, утверждая, что научные теории развиваются в соответствии с логическими и методологическими принципами самой науки. По мнению сторонников этого подхода, таких как Карл Поппер, наука движется вперёд благодаря процессу фальсификации, при котором гипотезы и теории постоянно подвергаются проверке на соответствие эмпирическим данным, что и обеспечивает научный прогресс.
Экстернализм, в свою очередь, утверждает, что наука не может развиваться изолированно от общества и его потребностей. Сторонники этого подхода, такие как Томас Кун, подчёркивают роль социальных, культурных и политических факторов в формировании научных парадигм. Согласно экстерналистам, смена научных парадигм происходит не только благодаря внутренним противоречиям и накоплению знаний, но и под влиянием внешних факторов, таких как социальные изменения, политическая ситуация или потребности экономики. Например, смена парадигмы в физике в начале XX века была тесно связана с общими изменениями в мировоззрении, вызванными новыми социальными реалиями.
2. Понимание научных революций
Интерналисты и экстерналисты по-разному подходят к объяснению научных революций. Интернализм, как правило, рассматривает науку как процесс поступательного накопления знаний, где научные революции происходят благодаря появлению новых теорий, которые лучше объясняют наблюдаемые явления. Для Карла Поппера научная революция — это смена одной теории на другую через процесс фальсификации, который ведёт к замене старой теории на новую, более точную. Имре Лакатос развил эту идею, утверждая, что развитие науки можно объяснить через конкуренцию научных программ, где одни программы оказываются более успешными, чем другие, благодаря своей внутренней логике и способности объяснять эмпирические данные.
Экстернализм, в противоположность этому, утверждает, что научные революции не могут быть поняты исключительно через логику научных теорий. Томас Кун в своей «Структуре научных революций» показывает, что смена парадигм часто связана с внешними, историческими и социальными факторами. Он считает, что научные революции происходят не тогда, когда появляется новая теория, а когда существующая парадигма перестаёт соответствовать ожиданиям учёных и общества в целом. Кризис в науке может быть вызван не только логическими или эмпирическими проблемами, но и изменениями в обществе, которые требуют новых подходов к познанию.
3. Социальная роль науки
Интерналисты видят науку как автономную область знаний, которая развивается независимо от внешних факторов. Наука, по их мнению, управляется своими собственными законами и внутренней логикой, и её главная цель — это поиск объективного знания о мире. В этом смысле наука должна быть изолирована от политических и социальных влияний, чтобы сохранять свою объективность. Любое вмешательство извне считается нежелательным и может привести к искажению научной истины.
Экстерналисты, напротив, считают, что наука всегда тесно связана с обществом, и её развитие невозможно без учёта внешних факторов. Например, исследования в области атомной физики в середине XX века были стимулированы не только внутренними научными интересами, но и политическими и военными задачами. Наука здесь выступает как часть социальной системы, реагирующая на её потребности. Экстернализм подчёркивает важность социальных, культурных и экономических условий в формировании научных исследований и научных школ.
4. Влияние на научные теории и методы
Интерналисты полагают, что научные теории и методы определяются исключительно внутренними критериями науки, такими как логическая последовательность, предсказательная способность и соответствие эмпирическим данным. Например, дедуктивные и индуктивные методы являются фундаментальными для интерналистов, поскольку они подчёркивают строгость научных рассуждений и важность эмпирических доказательств.
Экстерналисты, напротив, указывают на то, что методы и теории часто формируются под влиянием внешних факторов. Исторический и культурный контекст может определять, какие методы считаются приемлемыми в научном сообществе. Например, в период Средневековья религия играла важную роль в определении методов научного познания, а в эпоху Просвещения науки стали больше ориентироваться на эмпирические данные и рационализм.
Заключение
В заключение можно сказать, что интернализм и экстернализм представляют два важных подхода к пониманию развития науки, каждый из которых акцентирует внимание на разных аспектах этого процесса. Интернализм подчёркивает автономию науки и рассматривает её как независимую систему знаний, которая развивается за счёт внутренних логических и методологических факторов. Этот подход ценен тем, что показывает, как строгость научного метода и его внутренняя логика способствуют прогрессу в научных исследованиях. Такие мыслители, как Карл Поппер, подчеркивают значимость фальсификации и критического подхода, что позволяет науке двигаться вперёд благодаря устранению ошибок и накоплению нового знания.
Экстернализм, в свою очередь, демонстрирует тесную связь науки с внешними социальными, культурными и историческими условиями. Этот подход особенно актуален, когда речь идёт о том, как политические, экономические и общественные изменения влияют на выбор направлений научных исследований и на формирование научных парадигм. Теория Томаса Куна о смене научных парадигм и роли социальных факторов в этих процессах показывает, что наука не существует в вакууме и часто зависит от контекста, в котором она развивается.
Взаимодействие интерналистского и экстерналистского подходов позволяет более полно понять сложную природу науки и её развитие. Наука, как система знаний, неизбежно определяется как внутренней логикой, так и внешними факторами. В реальной практике эти два подхода взаимодополняют друг друга. Понимание внутренней структуры науки важно для осмысления логики её развития, однако без учёта внешних факторов невозможно объяснить, почему наука в разные исторические эпохи развивается неравномерно и почему одни направления получают большее развитие, чем другие. Таким образом, наука — это сложная и динамичная система, находящаяся под воздействием как внутренних, так и внешних детерминант, и понимание этого взаимодействия помогает лучше ориентироваться в её эволюции и закономерностях..
Список литературы
1. Кун, Т. Структура научных революций. — М.: АСТ, 2001.
2. Поппер, К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983.
3. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
4. Мозговая Т.И. Интерналистские и экстерналистские подходы к развитию современной научной деятельности // Гуманитарные и социальные науки. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internalistskie-i-eksternalistskie-podhody-k-razvitiyu-sovremennoy-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.10.2024).
5. https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2014527
6. Философия науки: учебное пособие для аспирантов [Текст] / Л. В. Баева, П. Л. Карабущенко, А. П. Романова, Ю.В. Алтуфьев. Издание 2-е исправленное, дополненное. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский государственный университет», 2012. – 329 с.
7. учебное пособие для вузов / Р. А. Данакари; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2021. – 1 электрон. опт. Диск (CD – ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD – ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана. – 252
8. https://eor.dgu.ru/lectures_f/%D0%A3%D0%9F%20%D0%9F%D0%9E%20%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%A4%D0%98%D0%98%20%D0%98%20%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%98%20%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%9A%D0%98/project/p4aa1.html
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.