"Проблема и пути решения гиподинамии"
Оценка 4.8

"Проблема и пути решения гиподинамии"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
биология
8 кл
20.02.2017
"Проблема и пути решения гиподинамии"
Публикация является частью публикации:
Почему гиподинамия стала проблемой современности и как с не бороться.doc
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»        Исследовательская работа на тему: Почему гиподинамия стала проблемой современности и как с ней бороться? Направление: «Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан ­ 2030» ­ секция «Биология» Выполнила: ученица 9 «Г» класса Дюсенбекова Күнім Руководитель: учитель биологии СОШ №16  Сакишева Э.Ж. 1 г. Караганда 2016 год 2 Содержание I. Введение ................................................................................................................ 2 II. Основная часть ……………………………………………………………...... 4 1. Теоретическая часть ………………………………………………………….. 4 1.1.Влияние двигательной активности на рост и развитие организма ….……... 4 1.2 Симптомы и последствия гиподинамии …………………………….……….. 5  2. Практическая часть ………………………………………………………..…. 6 2.1 Результаты исследования ………………………………………………...…… 6 2.2 Выводы и рекомендации …………………………………………………..….. 8 3. Заключение  ………………………………..…………………………………. 10 Список используемой литературы ……………………………………………… 11 Приложения ………………………………………………………………………. 12 1 I. ВВЕДЕНИЕ «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет.  Так и человек: если он много двигается, он не болеет» Китайский врач и философ  Шен Джуа То Во всех развитых цивилизованных странах ученые и доктора давно бьют тревогу,   обеспокоенные   ростом   количества   полных   людей   всех   возрастов, включая детей и подростков. Гиподинамия является самой распространенной из всех   проблем   в   современном   мире,   потому   она   что   оказывает     негативное влияние на здоровье человека, не используя слов.  Пониженная  подвижность  людей возникает  вследствие  уменьшения  силы движений,   в   частности,   вследствие   перегрузок   школьников   домашними заданиями и соответственно сокращения времени для игр и спортивных занятий. Гиподинамию принято считать социальным заболеванием и оборотной стороной прогресса,   так   как   все   меньшее   количество   людей   прилагают   хоть   какое­то усилие,   чтобы   выполнить   ту   или   иную   работу.   Современные   дети   огромное количество времени уделяют не столько учебе и спорту, сколько компьютеру и телефону. Многие врачи связывают данную проблему ожирения с  увеличением числа сердечно ­ сосудистых заболеваний и снижением средней продолжительности жизни человека во всех странах мира.  Наблюдая   за   людьми,   видя   их   предпочтения   и   поведение,   мне   стало интересно,  почему   современная  молодежь   ведет  пассивный   образ  жизни  и,  в особенности,   как   бороться   с   этой   проблемой.   Именно   поэтому,   я   решила написать научную работу, связанную с гиподинамией. Актуальность исследования В последние годы огромную тревогу вызывает состояние здоровья людей. Такое состояние здоровья ­  это есть результат длительного неблагоприятного воздействия   как   экологических,   так   и   социально­экономических   факторов, включая ряд других.  Культура   здоровья   –   неотъемлемая   часть   общей   культуры   человечества. Многие   понимают   это,   но   не   многим   удается   воплотить   это   понимание   в действительности.  Современные   дети   ведут   малоподвижный   пассивный   образ жизни. Свою подвижность они заменяют на многочасовое сидение у компьютера, за   сотовым   телефоном   или   телевизором.     Дети   и   в   школе,   и   дома   больше времени   проводят   в   одном   положении,   что   увеличивает   нагрузку   на определенные   группы   мышц   и   вызывает   их   утомление.   Именно   из­за   этого снижается   сила   и   работоспособность   скелетной   мускулатуры,   что   влечет   за собой   нарушение   осанки,   задержку   возрастного   развития,   плоскостопие, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и, наконец,  силы.  2 Не секрет, что большинство людей лишь с возрастом познают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи   и   материальные   блага   не   могут   компенсировать   его   потерю.   В индустриальном обществе, где производство механизировано, быт благоустроен, а  человеку   нет  нужды  вставать  с  дивана  даже  для  того, чтобы  переключить телеканал, появляется потребность в физических упражнениях. По   данным   исследований   гигиенистов   у   детей,   страдающих   от гиподинамии,   чаще регистрируются травмы,  до 82 – 85% дневного времени большинство   учащихся   находится   в   статическом   положении   (сидя).   Даже   у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%; у 24% ­ повышение артериального давления и т.д.  Так что же делать? Как избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии?   Наше   исследование   поможет   в   этом   разобраться   и   дать профилактические рекомендации по борьбе с данной проблемой. Основной целью исследовательской   работы   является   оценить   степень влияния  гиподинамии на физическую работоспособность организма. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить информационные источники и  выяснить причины гиподинамии. 2. Провести анкетирование и проанализировать полученную информацию. 3. Сделать собственные выводы и рассказать о пагубном влиянии гиподинамии на организм человека. 4. Дать рекомендации по профилактике и борьбе с гиподинамией. Гипотеза:  Если   родители   и   ученики   будут   более   информированы   в вопросах, связанных со знаниями о гиподинамии, то это внесет свой вклад в улучшение здоровья школьников, будет способствовать повышению культуры здорового образа жизни. Объектом   исследования  послужила  гиподинамия   среди   подростков. Предмет исследования были учащиеся  5­9 классов.  Методами   исследования    стали   анализ   литературы,     социологический опрос учащихся, обработка статистических данных, разработка рекомендаций.  3 I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Теоретическая часть 1.1 Влияние двигательной активности на развитие организма Двигательная активность – это любая мышечная активность, позволяющая   улучшать   самочувствие, поддерживать   хорошую   физическую   форму, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни. Известно, что в процессе эволюции человека, изменения функций организма коснулись   всех   систем   человека.   Научно­технический   прогресс   в   эволюции человека  увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в свою очередь,  обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Большую часть физической нагрузки, в современном мире, выполняют за человека механизмы.  Самое   благоприятное   время   для   выработки   активности   –   это подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем. Физическая культура   всегда   занимала   ведущее   место   в   подготовке   человека   к   активной плодотворной   жизнедеятельности.   Физическая   культура   оказывает   важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным фун­ кциональным   колебаниям.   Всего   у   человека   600   мускулов,   и   этот   мощный двигательный   аппарат   требует   постоянной   тренировки   и   упражнений. Мышечные   движения   создают   громадный   поток   нервных   импульсов, направляющихся   в   мозг,   поддерживают   нормальный  тонус   нервных   центров, заряжают   их   энергией,   снимают   эмоциональную   перегрузку.   Под   влиянием мышечных   нагрузок   увеличивается   частота   сердцебиений,   мышца   сердца сокращается   сильнее,   это   ведет   к   функциональному   совершенствованию системы кровообращения. ­ Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляция легких. Интенсивное полное расправление   легких   ликвидирует   в   них   застойные   явления,   и   служат профилактикой легочных заболеваний. ­   Постоянные   физические   нагрузки   способствуют   увеличению   массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. ­   У   крепкого   человека   увеличивается   умственная   и   физическая работоспособность   и   сопротивляемость   к   различным   заболеваниям,   организм становится в целом более приспособленным к условиям внешней среды. ­ Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма. 4 Установленного стандарта определения хорошей физической формы нет, но специалисты пришли к общему мнению относительно оценки ее отдельных составляющих. Основные составляющие хорошей физической формы:  сердечно – дыхательная выносливость  мышечная сила и выносливость  скоростные качества, гибкость. 1.2 Симптомы и последствия гиподинамии Это достаточно распространенное состояние, которое сопровождается не просто большим, а действительно огромным количеством весьма разнообразных симптомов.   Прежде   всего,   гиподинамия   приводит   к   различным   нарушениям морфофункционального состояния человеческого организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии костей и мышц, уменьшения синтеза белков и обмена   электролитов,   нарушения   обмена   веществ,   уменьшения   количества кальция в костях. Выявить все эти изменения не так уж сложно, так как они со временем начинают давать о себе знать. Так, к примеру, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов. При этом заболевании у людей отмечаются  также  и  такие  симптомы  как  частые   головные  боли, чрезмерная нервозность,  бессонница,  общая   усталость,  снижение   работоспособности.  Так как гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у больного начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то   есть   его   эмоциональное   состояние   можно   считать   неуравновешенным.   В результате, на лицо не только неврастения, но и астенический синдром. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким,   обмен   веществ   понижается,   происходит   застой   крови   в   нижних конечностях,   что   ведёт   к   снижению   работоспособности   всего   организма   и особенно   мозга:   снижается   внимание,   ослабляется   память,   нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные   последствие   гипокинезии   проявляется   так   же сопротивляемости   молодого   организма   «простудным   и   инфекционным заболеваниям»,   создаются   предпосылки   к   формированию   слабого, нетренированного   сердца   и   связанного   с   этим   дальнейшего   развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. У малоподвижных детей очень слабые   мышцы.   Они   не   в   состоянии   поддерживать   тело   в   правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. Наши мышцы лишаются   необходимой   тренировки,   слабеют   и   постепенно   атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем   организма   человека,   нарушаются   нервно­рефлекторные   связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда.  5 Последствия гиподинамии:  слабеют мышцы сердца;  нарушение обмена веществ;  дистрофия мышечной ткани;  истончаются  кости,  а  содержащийся   в  них  кальций   поступает   в  кровь, который оседает на  стенках  сосудов,  из­за чего  сосуды становятся  ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются;  сколиоз; избыточная масса тела. 2. Практическая часть 2.1 Результаты исследования В   настоящее   время   недостаточная   физическая   нагрузка   широко распространена   среди   людей   разных   возрастов.   Ученики   нашей   школы   –   не исключение.  Чтобы   оценить   состояние   здоровья   современных   школьников,   я начала свое исследование с анкетирования, среди учащихся 5­9 классов. Всего в социологическом опросе принимало участие 50 учащихся нашей школы, в том числе и мои одноклассники. Исследование на определение уровня двигательной активности   проводилось   в   виде   анкетирования   по   разработанной   анкете. (Приложение 1) Проанализировав   полученные   результаты,   я   наблюдала   следующую картину:  В среднем учащиеся 5 классов в движении находятся всего 4 часа в сутки, 6 классы – 3 часа. 7­е классы в сутки двигаются практически 4 часа, а вот 8 и 9 классы   –   около   5­ти   часов,   так   как   учатся   они   во   2­ю   половину   дня   и большинство из них посещают дополнительные занятия и консультации. На   вопрос,   есть   ли   у   Вас   проблемы   с   осанкой?   7   человек   ответили положительно, что составляет 14%, 43 человека ответили, что нет проблем – 86%. На 3­й вопрос, занимаетесь ли Вы каким­либо видом спорта? 23 человека ответили, что ходят в спортивные секции – это 46%, 9 учащихся совсем не занимаются, а 18 человек занимаются спортом, только на уроке физкультуры, что составляет 36%. На следующий вопрос:  Сколько времени Вы проводите за компьютером, сотовым телефоном? Свободное   время   чаще   всего   проводят   за   телевизором   или компьютером 17 учеников ­ 34% около 4 часов. Как отмечают школьники 5­6 классов,   им   не   разрешают   родители   долго   сидеть   за   компьютером. Старшеклассники считают, что компьютер позволяет им быстрее сделать уроки, а   также   получить   новые   знания,   пообщаться   с   друзьями   и   познакомиться   с новыми людьми. Спортом, считает большинство учащихся 8,9­х классов можно заняться позже. 6 По   5­му   вопросу,   сколько   времени   у   Вас   занимает   домашнее   задание? большинство   ответили,  что   сидят   более 5­ти   часов   в   день  (26  человек),   что составляет 52%. 20% человек занимаются более 6 часов. И   на   последний   вопрос,   Делаете   ли   вы   утреннюю   зарядку?   41   человек ответили, что не делают – это 82%, и его малая часть ответили, что делают утреннюю гимнастику – всего 9 человек (18%). Старшеклассники   объясняют   свою   небольшую   двигательную   активность тем, что много времени проводят за подготовкой к занятиям и засиживанием за компьютером и сотовым телефоном, немногие смотрят телевизор. Определение сердечно­дыхательной выносливости Цель  ­   показать   изменение   пульса   у   тренированных   и   нетренированных учеников под влиянием различных нагрузок, рассказать о значении двигательной активности. Вначале   ребята   подсчитали   свой   пульс,   после   чего   им   было   предложено проделать упражнения с незначительной нагрузкой и вновь посчитать пульс. Используя   сведения   таблицы   нормы   пульса   по   возрастам,   (приложение   2, таблица 1) мы оценили полученный показатель.  Классы Количество детей с показателями Средний Высокий Очень высокий Критический 7 6 7 4 5 2 3 2 3 2 1 1 1 3 2 ­ ­ ­ ­ 1 5 6 7 8 9 Всего 50 человек 29(58%) 12(24%) 8(16%) 1(2%)   7 2.2 Выводы и рекомендации Исследования   показали,   что     нетренированных   учащихся   со   средними показателями – 29 человек ­ 58%. Высокий показатель сердечно – дыхательной выносливости – у 20 учеников (40%) и с критическим показателем 1 человек – 2%.     Спортом  занимаются только 1/4 часть учеников, а двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные.  Таким   образом,   я   пришла   к   выводу,   что   наши   школьники   страдают   от гиподинамии, не все стремятся к активному образу жизни. Поэтому необходима информация   и   ученикам   и   родителям   о   гиподинамии,   чем   она   грозит   в будущем. И единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, ­ это активный отдых и организованная физическая деятельность. Многим   людям   не   хватает   времени   или   средств   на   серьезные   занятия спортом. Но это – отговорка. Существенно укрепить свое здоровье возможно и с минимальными затратами, и такая возможность есть у каждого. Ученые пришли к   выводу,   что   даже   30­минутная   ежедневная   физическая   нагрузка   способна значительно   снизить   риск   возникновения   ожирения   и   других   сопутствующих заболеваний у людей, ведущих сидячий образ жизни. Избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии помогут наши рекомендации.  Советуем вам изменить образ жизни! Идеальный вариант – заняться спортом, бегом, записаться в спортивные клубы или секции, тем самым тренируя свое тело, формируя его и превращая в красивую, стройную фигуру. Если у вас нет финансовой или временной возможности это сделать, то попробуйте просто ежедневно увеличивать свои физические нагрузки (вместо лифта   пользоваться   лестницей,   больше   ходить   пешком,   дома   делать   легкую зарядку). 8 Если   у   вас   есть   возможность   завести   собаку,   то   это   отличный   способ привести  свой  организм в порядок.  Лучше не  просто  выпускать  гулять  ее  и стоять общаться с соседями, а взяв на поводок пройтись с ней по улицам и дворам. Старайтесь   выполнять   работу   по   дому   самостоятельно,   не   прибегая   к использованию посудомоечной или стиральной машин, пылесосу и швабры. Поменьше   времени   проводите   за   компьютером   и   телевизором,   больше двигайтесь. Ведь движение­это жизнь! Соблюдайте   полноценное   и   режимное   питание,   правильно   составленный распорядок   дня.   Если   у   вас   нет   времени   делать   различные   упражнения,   то можно заняться ими прямо на рабочем месте!  Для того чтобы улучшить физическую подготовленность, нужно повысить уровень   двигательной   активности.   Поэтому   мы   разработали   небольшую программу   мероприятий,   в   которую   включили   все   формы   двигательной активности.   Программа   была   представлена   учителю   физкультуры   и медицинскому работнику школы, и была принята для осуществления в учебном процессе   школы.   Эта   программа   включает   в   себя:   проведение   в   классе физкультминуток   во   время   уроков,   различных   соревнований   и   подвижных перемен,   и   обязательно   в   домашних   условиях.   Для   достижения   здоровья   и долголетия гимнастикой нужно заниматься два раза в день. 9 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных   избавить   человека   от   любой   физической   нагрузки.  Но   это   делает человека слабее. Во всем цивилизованном мире ширится движение за здоровый образ жизни. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности   просто   необходима  для   сохранения  здоровья.  А   школьникам –  в первую очередь. И это надо ученикам и их родителям не только понимать, но и прикладывать определенные усилия, так как «закладка» здоровья происходит в школьном возрасте и от двигательной активности зависит многое. Нужно всегда помнить, что движение – это жизнь! Я считаю, что для привлечения большего числа людей для занятий спортом необходимо   проведение   спортивных   состязаний,   праздников,   конкурсов,   игр для детей и взрослых разного возраста. Создание спортивных и рекреационных сооружений, где каждый человек мог бы заниматься спортом. Проводить беседы и   приглашать   болельщиками   на   соревнования   учеников   младших   классов. Пропагандировать спорт с помощью агитационных плакатов, наглядных стендов. Организовывать   встречи     ребят   с     успешными   спортсменами   нашего   города. Дома, на классных часах и родительских собраниях, на школьных линейках и общегородских   мероприятиях   ставить   в   пример   тех,   кто   занимается физкультурой   и   спортом,   говорить   о   важности   активного   образа   жизни,   о сохранении своего здоровья для дальнейшей жизни.       Моё исследование можно использовать на уроках физкультуры, ОБЖ, классных часах и родительских собраниях с целью пропаганды здорового образа жизни. 10 Список использованной литературы 1. Сайт http://yalechusama.ru/gipodinamiya­vrag­1.html 2. Сайт http://www.fat­man.ru/gipodinamiya/ 3. Сайт http://www.systemdev.ru/articles/zd_articles/hipodinamia.html 4. Борискин Геннадий. Гиподинамия. Москва, 2005г. – 265 с.  5.   Вера   Феоктистова,   Любовь   Плиева.   К   здоровью   через   движение. Рекомендации.   Развивающие   игры.   Комплексы   упражнений.     Издательство: Учитель, 2010г. – 156 с. 6. Глеб Порогер. Дыхательная гимнастика и упражнения цигун для снижения веса и улучшения обмена веществ. Издательство: Феникс, Неоглори, 2000г. – 128 с. 7. Козлова, Т.В. Физкультура для всей семьи / Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. – М.: Физкультура и Спорт, 1990. –  459 с. 8. Ольга Хазова. Похудеть навсегда, или Путь к красоте тела через здоровье. Издательство: Предтеча, 2009г. – 164 с. 9.  Станкин,   М.И.   Спорт   и   воспитание   подростков   /   М.И.   Станкин.   –   М.: Физкультура и Спорт, 1979. – 276 с.  10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. Вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. ­ М.: Издательский цент "Академия", 2000. – 480 с. 11 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Класс _________ Анкета 1. Сколько времени в сутки Вы проводите в движении?    А) 1­2 Б) 3­4 В) 4­5 Г) другое _____________ 2. Есть ли у Вас проблемы с осанкой?  А) да Б) нет  3. Занимаетесь ли Вы каким­либо видом спорта? А) Спортивные секции Б) Не занимаюсь В) Только на уроках физкультуры 4. Сколько времени вы проводите за компьютером, сотовым телефоном? 12 А) менее 1 часа Б) 1­2 часа В) 3­4 часа Г) более 5 часов 5. Сколько времени у Вас занимает домашнее задание? А) 2­3 часа Б) 4­5 часов В) более 6 часов 6. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? А) да Б) нет Возраст человека Период новорожденности (от 0 до 1 месяца) От 1 до 12 мес. От 1 до 2 лет От 4 до 6 лет От 6 до 8 лет Приложение 2 Минимально допустимое Максимально допустимое значение пульса значение пульса Средний показатель пульса 110 102 94 86 78 170 162 154 126 118 140 132 124 106 98 13 От 8 до 10 лет От 10 до 12 лет От 12 до 15 лет От 15 до 50 лет От 50 до 60 лет От 60 до 80 лет 68 60 55 60 64 69 108 100 95 80 84 89 88 80 75 70 74 79 Таблица 1. Нормы пульса здорового человека всех возрастов Приложение 3 Классы Количество детей с показателями Средний Высокий Очень высокий Критический 5 6 7 8 9 Всего 50 человек 7 6 7 4 5 2 3 2 3 2 1 1 1 3 2 ­ ­ ­ ­ 1 29(58%) 12(24%) 8(16%) 1(2%) 14 Таблица 2. Показатели пульса по классам Приложение 4 Диаграмма 1. Сколько времени в сутки Вы проводите в движении? Приложение 5 15 Диаграмма 2. Есть ли у Вас проблемы с осанкой? Приложение 6 Диаграмма 3. Занимаетесь ли Вы каким­либо видом спорта? 16 Приложение 7 Диаграмма 4.  Сколько времени Вы проводите за компьютером, сотовым телефоном? Приложение 8 Диаграмма 5. Сколько времени у Вас занимает домашнее задание? Приложение 9 17 Диаграмма 6. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? 18 Социологический опрос (анкетирование) в 9­х классах Социологический опрос (анкетирование) в 6­х классах 19 Социологический опрос (анкетирование) в 5­х классах 20

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"

"Проблема и пути решения гиподинамии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017