«Проблема поиска справедливости по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»» Теоретико-практическое исследование
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

«Проблема поиска справедливости по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»» Теоретико-практическое исследование

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Научно-исследовательская работа +1
docx
МХК +2
11 кл +1
05.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Содержание.docx
Содержание: Значение справедливости  в картах Таро.  Вступление…………………………………………………………….3 стр.  Понятие справедливости в Библии.  Понятие справедливости некоторых философов.   Проблемный анализ поиска справедливости в романе: o  Идея справедливости o Образы­носители этой идеи o Образы антиподы o Ключевые моменты, которые помогают понять и решить данную  проблему. o Идея справедливости в современном мире (соц. опрос)   Список литературы. Заключение. Введение. Современную молодёжь, и нас в том числе, интересуют многие проблемы. Одной  из первых является поиск справедливости. Для освещения этой темы мы решили  прибегнуть к самому загадочному и интригующему, на наш взгляд, произведению М.  Булгакова «Мастер и Маргарита». Цель работы: Рассмотреть проблему поиска справедливости в романе Михаила Булгакова  «Мастер и Маргарита». Выявить образы­носителей идеи справедливости и понять их  роль в решении поставленных задач. Гипотеза:  Справедливость существует в современном мире.  Идея справедливости оформлена библейской мыслью: «Каждому  воздастся по вере его», а также перефразирована Булгаковым: «Каждому  воздастся по делам его», мы хотели бы понять, насколько живы эти идеи  сегодня. Новизна: В нашей работе мы попытаемся сравнить представление о справедливости начала   XX века с тем, что происходит сейчас, в современном мире, почти век спустя. Для  этого мы воспользуемся методом проблемного, контекстуального и сравнительного  анализов. Актуальность: Проблема поиска справедливости, на наш взгляд, актуальна и в наши дни. А роман  Михаила Афанасьевича, по нашему мнению, как нельзя более точно отражает эту  мысль. При выполнении работы нами были рассмотрены понятия справедливости в  Библии (Н.З.), некоторых философов, изложенных во множествах источников. Мы  сравним эти представления с точки зрения Булгакова, а также с социальным  положением  современного общества. Содержание: Свою работу мы построили следующим образом: Значение справедливости  в картах Таро.  Вступление.  Понятие справедливости в Библии.  Понятие справедливости некоторых философов.   Проблемный анализ поиска справедливости в романе: o  Идея справедливости o Образы­носители этой идеи o Образы антиподы o Ключевые моменты, которые помогают понять и решить данную  проблему. o Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)   Список литературы. Заключение. 1 часть. Понимание справедливости с библейской точки зрения. Проблема поиска справедливости интересовала людей издавна. На наш взгляд,  одним из наиболее старых источников представления этого понятия мы можем найти в Библии. Чтобы понять идею справедливости в романе М.Булгакова, более правильным будет обратиться к Новому Завету. Ниже приведены примеры из этого  древнего памятника.  Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по  Справедливость в Библии (Новый Завет). правой щеке, подставь и левую. (Мф.5:39) На первый взгляд, нам кажется, что в этом стихе нет справедливости, но суть в  том, что не надо самому пытаться вершить справедливость, Господь Сам накажет  неблагочестивых. Справедливость в жизни Иисуса Господь дал людям Свой Закон — мерило порядка и справедливости. Вот как его  охарактеризовала Библия: «Есть ли какой великий народ, у которого были бы  такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей» (Втор.4:8). «Безграничная справедливость и милость являются основными принципами  Божественного правления» [ПП.4:24]. Господь справедлив в суде: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои»  (Пс.118:137). «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами  Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27). Господь наказал допотопный мир; Господь наказал развратившиеся города Содом и Гоморру; Господь наказал народы Ханаана; Господь вознаградит добрых и милосердных: «Тогда скажет Царь тем,  которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,  наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали  Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы  пришли ко Мне» (Мф.25:34­36). Господь вознаградит людей, живущих по Его воле: «Блаженны нищие духом,  ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть  Царство Небесное» (Мф.5:3­10). Справедливость в Библии также представлена, как справедливое отношение к  другим людям, беспристрастие.                                    Божия справедливость       ­ Его пути справедливы (праведны) =>Откр 15:3       ­ любит справедливость (правду) =>Пс 10:7 ;Пс 32:5       ­ действует справедливо => Соф 3:5 {C}       ­ судит справедливо => 1Пет 2:23 ; Откр 16:5,7 Сущность справедливости Божией       ­ беспристрастен => 2Пар 19:7 ; Иов 34:19 ; Рим 2:11       ­ защищает жертв несправедливости =>Пс 9:18,19 ; Пс 102:6 Выражения справедливости Божией       ­ плата за грех ­ смерть => Быт 2:17 ; Рим 6:23       ­ выражается в том, что Он прощает нас, => 1Ин 1:9 Новый Завет.   "И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому ­  либо, ибо не смотришь ни на какое лице". ­­­ Иисус справедлив, Он этого не отрицает.   "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси  Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога,  когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное  по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни  меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно  говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". ­­­ Второй злодей признал, что с ним поступили справедливо, он признал свою вину.  Он признал правду и вступился за нее, поэтому ему открывается Истина и путь в Рай. "Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала,  что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не  муж тебе; это справедливо ты сказала". ­­­ Женщина сказала правду ­ "справедливо ты сказала". Нынешние женщины часто  своих сожителей называют мужьями (!!!).   "Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том  помышляйте". ­­­ Справедливость в одном ряду с чистотой, истиной, честностью, добротой.   "Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не  гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро,  целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова,  согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и  противящихся обличать". ­­­ Как не хватает этих качеств современным священникам, жаль! Резюме: Понятие справедливости в философии. Шло время, нравы менялись, менялось представление о смысле жизни, но  неизменным оставалось стремление людей найти справедливость. Для оптимального  поиска, человеку уже мало было библейских истин. Он стал обращаться к мудрецам. Здесь приведено несколько понятий справедливости с точки зрения философии,  мы представили мысли философов прошлого.   Справедл вость ии  — понятие о должном соответствии деяния и воздаяния;  отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается  как несправедливость.                          ­ ВИКИПЕДИЯ. ВИКИЦИТАТНИК.      В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься  своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. — Леонардо да Винчи                         Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет  счастья. Поступай же справедливо. — неизвестный автор Древней Индии Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. — Иммануил Кант Надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это — основа  справедливости. — Цицерон, «Об обязанностях», I, 14, 42 Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к  великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия. — Константин Паустовский Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся  на справедливости и правосудии. — Мухаммед Аззахири ас­Самарканди Правосудие — это справедливость в действии.  — Бенджамин Дизраэли Справедливость без мудрости значит много, мудрость без  справедливости не значит ничего. — Цицерон Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости  — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то,  что сильно, было справедливо.          — Блез Паскаль Справедливость есть высшая из всех добродетелей. — Цицерон Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт,  как хлеб. — Карл Бёрне Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, она не даёт  им наносить вред. — Фрэнсис Бэкон  Термин "справедливость" имеет два различных значения,  однако в обыденном словоупотреблении они зачастую пересекаются,  вызывая путаницу. Существенно важно различать эти два смысла,  когда мы говорим о политике и праве, а особенно ­ о международных  правовых отношениях. Во­первых, следует выделять  "процессуальную" справедливость. В этом смысле справедливость  относится к результату или решению, достигнутому благодаря  правильно функционирующему механизму отправления закона.  Считается, что применение закона, относящегося к сфере статутного  или обычного права, к тому или иному конкретному случаю имеет  целью достижение справедливости. Именно это понимание  справедливости традиционно символизирует фигура с мечом, весами  и повязкой на глазах. В такой интерпретации справедливость ­ это  логическая, почти механическая оценка действия согласно  критериям, зафиксированным в общепринятой и обязательной  нормативной системе ­ законе. Во втором значении справедливость ­  это апелляция к некоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в  законе. В принципе, именно это обычно имеют в виду, когда говорят о "праве справедливости". Высшая заповедь "Пусть восторжествует  справедливость!" выражает убеждение в том, что если механизм  отправления правосудия не способен достичь справедливости,  которая диктуется этим верховным критерием, то судебное решение  должно быть исправлено своего рода моральным судом. Понимая  необходимость такого дополнения, способного обеспечить право  справедливости при отправлении правосудия, даже демократические  государства с представительной системой правления предоставляли  исполнительным органам право помилования или смягчения  наказания.  (Энциклопедия Кольера )  Резюме:  Старший аркан 8 Таро Справедливость (Правосудие) Справедливость, иногда также Правосудие, что неправильно, ибо  эта карта соответствует очередной аристотелевской добродетели, а  правосудие есть скорее сфера социального действия, чем качество, и  к тому же на карте, согласно традиции, изображена не богиня  правосудия Фемида, а ее дочь Дике, олицетворявшая правый суд, то  есть именно справедливость. Карта изображает женщину в простом наряде, без украшений; в  одной руке у нее меч, в другой — весы: недаром в Египетском Таро  эта карта называется Равновесие и Меч. Справа и слева от нее —  колонны, за спиной — занавес, как у Жрицы, только ничем не  разукрашенный. Иногда на голове у нее изображается корона. Она подтверждает открытие, уже сделанное человеком, ее  вытянувшим: да, в мире все обстоит именно так, как он это видит  теперь, все оказалось иначе, чем казалось прежде; но ведь и он сам оказался совсем не таков, каким считал себя раньше. Требующий от  богов справедливости не должен забывать, что первый счет будет  предъявлен ему самому. «Ибо каким судом судите, таким и вас будут судить, и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить»,  говорил Иисус.0 (А. Хшановска «Магия таро»)                                            Резюме: Проблема поиска справедливости в романе Мастер и Маргарита. «Многим не нравится роман «Мастер и Маргарита»,   потому что здесь зло не дьявол, а люди». «КАЖДОМУ  ВОЗДАСТСЯ  ПО  ВЕРЕ  ЕГО».       Вопросы веры во все времена были самыми деликатными и полемичными, их  пытались разрешать в аудиториях и на полях кровавых битв, на ученых диспутах и в  застенках инквизиции, но воз и ныне там. Напрашивается объяснение этому, что сам  предмет споров уж больно незрим и неосязаем, а человек не так уж далеко ушел от  обезьяны, ему подавай аргументы, которые можно понюхать и пощупать, и тут нужны совсем другие органы чувств.  Великие умы всех религий давно уже пришли к  выводу, что человеческое сознание и убеждения силой не переломать, терпимость  веры и прощение сильнее меча, что и внесли в постулаты веры, но их адепты далеко  не всегда им внимают и время от времени затевают убийственные войны,  прикрываясь символами веры. Простому человеку, понятно, все эти искусы в  фолиантах теологических дискуссий мало о чём  говорят, легче воспринимается  эпизод, когда пастор в фильме «Берегись автомобиля», отвечая на вопрос неофита— а сами­то вы верите в Бога?—рассудительно отвечает, что одни считают, что Бог  есть, другие считают, что Бога нет, но и то, и другое­­недоказуемо, большинство  доверяет  словам демиурга Воланда (из «Мастер и Маргарита»), что не надо ничего  доказывать, надо просто верить, что Иисус действительно был, и все станет на места  свои, и абсолютно все здравомыслящие согласны, что «Веры всякие нужны, веры  всякие важны», потому как человек без веры—кукла бездушная. Поэтому сама собой напрашивается мысль о том, что донесение веры до каждого—это искусство  простоты ее изложения.   В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» одной из основных идей является  идея поиска справедливости. Ее в произведении воплощают «нестандартные» для  этой темы герои – Дьявол и его свита. Тем самым автор подчеркивает, что в том  «вавилонском столпотворении», что представляла собой Москва 30­ых гг. 20 века,  только Сатане по силам было восстановить справедливость и каждому воздать по  заслугам, – Добро здесь оказывалось бессильным. Современная Булгакову Москва рисуется писателем как воплощение ада на земле, где царят все известные человечеству пороки.  И если жизнь превратилась в ад, то  почему бы в ней не появиться Князю Тьмы? Эти вопросы вечные. И, нам кажется, они будут волновать души людей ещё не  одну тысячу лет. Поэтому роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мы называем  ГЕНИАЛЬНЫМ!                     Образы­носители идеи справедливости. В романе «Мастер и Маргарита» вершителями справедливости являются Воланд и  его свита. Именно эти герои судят и наказывают провинившихся, именно они  восстанавливают ту справедливость, которую никто, кроме них, восстановить не в  силах.  Справедливость же (в словаре: «беспристрастность, в соответствии с истиной») в  романе вершит Воланд – дух зла. Он судит в романе почти всех по их делам.  Насколько необычным нам представлен этот образ можно судить по следующему  сравнению: Библейский персонаж. Булгаковский герой  (Воланд). Герой Г.Гёте  (Мефистофель) Азазелло Демон­убийца предстает перед нами в необычайно нелепом и комичном виде ­  "маленький, но необыкновенно широкоплечий, <...> с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще и огненно­ рыжий" [1;85], "один глаз с бельмом" [1;114], "прихрамывающий" [1;199]. Азазелло является правой рукой Воланда, выполняет его поручения. На наш  взгляд, в Азазелло, как и в Воланде, соединяются черты человека и демона, что  придает образу некоторую комичность.Главная функция Азазелло в романе связана с насилием (сказывается влияние прототипа) ­ демон без промедления выбрасывает  Степу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из нехорошей квартиры дядю Берлиоза Поплавского, убивает барона Майгеля. М.А.Булгаков, сохраняя основную функцию прототипа Азазелло, дополняет ее ­  демон не только карает виновных, но и читает им нравоучения по этому поводу  "хамить не надо по телефону, лгать не надо по телефону" [1;287], "если еще когда­ нибудь поднимешь чужую вещь, в милицию е сдавай, а не за пазуху прячь" [1;293]). Получается, что демон выполняет самую грязную, черновую работу ­ убийства,  избиения. На основании приведенных фактов, мы делаем следующий вывод: в образе  Азазелло. М.А.Булгаков в равных пропорциях соединил сущности человеческие и  демонические, но реального и "серьезного" в нем больше, чем комического. И  комическое, по сути дела, проявляется в Азазелло изредка и исключительно внешне.  Демон­убийца словно неохотно носит не им придуманную маску, кривляясь и  паясничая лишь изредка и, более того, презирая за подобные поступки Бегемота. В конце романа лунный свет избавляет Азазелло от нелепой маски, и герой  предстает перед читателями в своем истинном обличье: "Сбоку всех летел, блистая  сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. <...>, кривоглазие оказалось  фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые пустые и черные, а лицо белое и  холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной  пустыни, демон­убийца" [1;373]. Отсюда следует вывод: на протяжении всего повествования Азазелло действовал  так, как требовала того его истинное демоническое "я", изредка совершая  комические поступки, соотносимые с обликом­маской. Азазелло ­ образ наименее  противоречивый. Во всех его действиях легко можно было "прочитать" истинную  сущность булгаковского героя. Бегемот. Бегемот является котом, что указывает на принадлежность персонажа к нечистой  силе. При дьяволе кот играет роль "амулета" ­ оберегает Воланда от пристального  внимания общественности. Характер кота был полностью заимствован у человека. По всей видимости,  писатель выделил в человеке все отрицательные качества и наделил ими Бегемота. Можно сказать, что булгаковский кот ­ образ собирательный и поучительный. На  наш взгляд, Бегемот олицетворяет собой все суеверные страхи, пороки и слабости  человека. Писатель как бы советует нам не поступать так, как поступает кот и  преодолевать в себе те отрицательные качества, которые без стеснения  демонстрирует Бегемот. Коровьев­Фагот На самом деле функция Фагота ­ "избавляться" от всех доказательств присутствия в городе нечистой силы, подчищать следы, по совместительству наказывая людские  пороки (заставляет служащих филиала зрелищной комиссии в наказание за  очковтирательство беспрерывно петь хором), срывать с людей маски, являя их  истинное лицо (информация о Лиходееве, "разоблачение" Семплеярова, предсказание судьбы Сокова). Подобно Бегемоту, Коровьев карает лишь тех, кто заслуживает этого: в сущности,  банда Воланда не способна выдумать ничего оригинального ­ проделки Фагота и кота есть чаще всего лишь доведенные до очевидности и гротеска нелепости самой жизни. Коровьев и Бегемот ­ разоблачители лжи, лицемерия, жадности и других  человеческих пороков. Они играют свои роли, забавляясь людской глупостью и  невежеством. Функции Фагота не сводятся к одним только уничтожениям доказательств,  наказаниям и разоблачениям. В нужный момент, булгаковский демон оказывает  пострадавшим непосредственную помощь (помогает Маргарите в общении с Фридой,  ухаживает за мастером, сжигает историю его болезни и вручает героям их  документы). Резюме: Образы антиподы. Героями­антиподами носителей идеи справедливости, на наш взгляд , являются:  Стёпа Лиходеев (глава7)  Варенуха (глава10,14)  Никанор Иванович Босой (глава 9)  Поплавский, буфетчик Соков (глава 18)  Николай Иванович (глава 21,24,27, эпилог)  АлоизийМогарыч (глава 24, эпилог)  Прохор Петрович(глава 17, 27)  Барон Майгель, Берлиоз (конец главы 23). Ключевые моменты, которые помогают понять проблему  справедливости. Фрагмент. Наказание. 1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту. 2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай. 3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу, и попадает в  психиатрическую клинику. 4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов. 5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает. 6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира. 7) Жорж Бенгальский остался на какое­то время без головы. 8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой  "говорящий костюм". 9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в  Киев. 10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм. 11) Представление в Варьете. 12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают) Проанализировав сцены свершения справедливости, мы видим, что Волан и его  свита выступают в качестве наказывающей силы. Герои, поступающие  несправедливо… Резюме: o Идея справедливости в современном мире (соц­опрос) o Резюме: Заключение Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мы  остались под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтения  возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до  сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к  общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории  огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы,  которые, не смотря ни на что, были «связанными». Сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом  Завете. Однако повествование в «Мастере и Маргарите» ведется от лица сатаны,  вследствие, мы можем услышать и второе неофициальное название романа —  «Евангелие от сатаны». Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается  в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га­Ноцри. А второй  смысл романа – это зло — тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель  невольно наталкивается на этих двух героев­противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения. «Встречу» с Воландом каждый герой пережил  по­своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в  обличии несущего истину, так же как и Иешуа. И взяточник Босой, финдиректор и  директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и  буфетчик Соков — все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих  героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или  же им самим. Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова.  В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и  не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой  шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно  соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.
скачать по прямой ссылке