ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Оценка 5

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Оценка 5
docx
18.11.2019
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
opyt.docx

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

Опыт моей педагогической деятельности, как учителя начальных классов совсем небольшой. Придя в школу, я столкнулась с проблемой большинство детей младшего школьного возраста приходят в школу с желанием, с ожиданием нового, интересного, активно работают на уроке, успешно выполняют самостоятельные задания, но спустя некоторое время утрачивается это стремление к получению нового, учащиеся не всегда могут применить полученные знания на практике. Возник вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, к потребности в их самостоятельном поиске.

Таким образом, проанализировав результаты своей деятельности и деятельность ребят,  я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе наиболее эффективные методы обучения, в частности – проблемное обучение.

Актуальность опыта заключается в том, что ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Я остановилась на технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, включающий систему методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Особенностью проблемного обучения является – специфическая интеллектуальная деятельность учащихся по самостоятельному усвоению новых знаний путём решенияя учебных проблем.

Обратившись к опыту проблемного обучения и изучив труды основоположников проблемного обучения – Махмутова М. И., Занкова Л.В, Матюшкина А.М, Кудрявцева Т.В., В. Оконя были сформулированы цели и задачи дальнейшей деятельности.

Цель: создать условия для формирования мотивации к учебной деятельности.

Задачи:

1.      Отбор наиболее эффективных приемов и методов проблемного обучения

2.      Построение продуктивной совместной работы

3.      Анализ результативности применения проблемного обучения

В своей педагогической деятельности я использую проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемные ситуации, творческие задачи.

Задания подбираю с учетом возрастных особенностей и способностей детей.

1 класс

На уроках окружающего мира:

Проблемный вопрос: Зачем нужно знать, из каких частей состоят растения? Почему осенью осыпаются листья с деревьев?

Проблемное задание: Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?

Проблемная ситуация: Белые медведи – охотники, хищники. А вы знаете как защищаются пингвины от белых медведей? (Они живут на разных полюсах и никогда не встречались).

            На уроках русского языка:

Проблемная ситуация: Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева).

Попробуйте записать эти слова.

Сравнивают по произношению – прут, а как записали? (пруд).

Проблемный вопрос: Почему слышим одно, а пишем другое?

            На уроке литературного чтения:

Проблемный вопрос. Вспомним сказку «Петушок - золотой гребешок». Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?

 

2 класс

На уроках математики:

Проблемная ситуация. На доске запись: 13+9   25+5   2*2   7-3. Решите примеры. ( При решении ученики сталкиваются с видом примеров, которые они не могут решить).

Проблемный вопрос. Все ли примеры удалось решить? Почему не получилось?

Проблемные задачи. Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела. Придумай вопрос и реши задачу.

На уроке русского языка:       

Проблемный вопрос. Что такое лексическое значение слова?

Проблемная задача. Узнайте слово по его значению. ( ________- первый месяц осени.)

Проблемная ситуация. Мальчик Вова забыл выполнить домашнее задание и не выучил правило. При написании диктанта он допустил ошибки.

 Проблемная задача. Найди ошибки в работе Вовы.

На уроке литературного чтения:

Проблемная ситуация: сказка «Каша из топора». Прочитайте название сказки. Скажите, какие ингредиенты необходимы для приготовления такой каши?

Проблемные задачи. Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

 

Схема работы на уроке с элементами проблемного обучения.

 

1.      Создание проблемной ситуации

2.      Выдвижение гипотез (предположений)

3.      Поиск путей решения

4.      Выбор одного, более оптимального решения

5.      Решение проблемы

6.      Проверка решения

 

На основе методики Меркуловой Бетяновой проводится мониторинг УУД. Эта методика позволяет увидеть индивидуальный прогресс ребят и проблемы над которыми стоит поработать.

Работа ведется с самого начала 1 класса. В сентябре была проведена стартовая диагностика готовности к обучению («Школьный старт»). С ее помощью был определен уровень развития на котором находятся дети. Ориентируясь на полученные данные была выстроена работа с опорой на проблемное обучение в различных учебных дисциплинах. Далее, в апреле был проведен первый срез мониторинга. На основе анализа данных производилась оценка работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий период.

Диаграмма

Выводы:

В заключении хочется сказать, что при использовании  на уроках приемов проблемного обучения  ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявлять инициативу и творчески мыслить!

Спасибо за внимание!

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019