ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Федеральным законом №122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». По своей сути - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. К числу профессий, к которым в обязательном порядке должны применяться профстандарты, относится и профессия педагога.
В настоящее время обеспечить повышение качества педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта призваны Национальная система учительского роста и отвечающий за нее федеральный проект «Учитель будущего» в структуре нового Национального проекта «Образование».
При сохранении лучших традиций подготовки российских учителей и воспитателей, сегодня возникла необходимость развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания, развития и т.д.
ФЗ «Об образовании в РФ» (ч.1 ст.46) гласит, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям или профессиональным стандартам. Исходя из этого, возрастает значимость внедрения профессиональных стандартов педагогической деятельности, систематизирующих и обобщающих существующие требования к педагогам и их профессиональным качествам.
Ключевая идея профессионального стандарта педагогической деятельности – это характеристика квалификации педагога через описание трудовых функций, знаний, умений и компетенций, способствующих его готовности работать с разными категориями детей, в том числе с одаренными детьми; детьми мигрантов; детьми, имеющими проблемы в развитии; зависимыми, социально запущенными детьми; работать в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Профессиональный стандарт - сложный регулятор большого числа вопросов: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, разработки должностных инструкций, оплаты труда. В связи с его введением педагогам предстоит решать задачу освоения на практике новых для них трудовых функций и действий, а работодателям предстоит освоить требования профессионального стандарта для эффективного управлении педагогическим коллективом.
В этой связи актуализируется вопрос создания и реализации адресных программ повышения квалификации для педагогов различных образовательных организаций, обеспечивающих переход и формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Особо следует отметить, что программы повышения квалификации должны строиться с учетом концептуальных идей применения профессионального стандарта педагога, в числе которых обеспечение не только необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда, но и осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействие вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования. Разработчики Концепции Профессионального стандарта под руководством Е. Ямбурга отмечают, что в одиночку педагог не может решать эту задачу, ее нужно решать педагогической командой. Соответственно, программа должна обеспечить формирование у педагогов целостной картины введения профстандарта и способствовать появлению таких качеств, как «способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений», которые имеют управленческую природу.
В определении «профессиональный стандарт» ключевым словом является – «профессиональный». От слова «профессия», «профессионализм». Педагог - профессия особая, перед ней стоят серьёзные задачи. Это прежде всего ответственность за судьбу растущего человека и большая любовь. Любовь - определяющее качество педагогической специальности: в первую очередь, любовь к детям-вряд ли без неё можно стать профессионалом в своем деле; любовь к труду, ведь профессия педагога предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – оптимистический взгляд на решение проблем. Это очень ответственная профессия, которая требует ценностных, нравственных качеств от педагога: умения не только обучать, но и воспитывать, развивать; высокого профессионализма, компетентности в области образования. Педагог - профессия настоящих любящих своё дело людей. Стремительно меняется мир, меняются дети. Всё это даёт импульс к развитию современного педагога: в желании перестраиваться, овладевать информационными технологиями, профессиональными компетенциями. Быстрый темп развития общества, мира в целом, требуют особого взгляда на профессию педагога, переосмысления и совершенствования его деятельности. Профессиональный стандарт педагога направлен, прежде всего, на раскрытие творческого потенциала педагога и даёт новые возможности в педагогической деятельности. Но вместе с тем, профессиональный стандарт повышает меру ответственности за качественный результат педагогического труда. Всегда быть готовым оказать необходимую помощь обучающимся, нацелить на правильные ориентиры в его жизни, направлять и сотрудничать-вот цель современного педагога. Поэтому крайне важны не только деловые, но и личностные качества педагога и профессиональные компетенции. В последнее время профессия педагога становится востребованной, хотя могут быть и проблемы. Поэтому для повышения статуса педагога Профессиональный стандарт необходим. Ведь от нас педагогов, зависит в большей степени то, каким будет качество образования. Профессиональный стандарт педагога – это не сухой набор функций, полномочий, а стимул для дальнейшего развития нестандартных подходов к обучению в современном мире, это создание оптимальных комфортных условий для реализации качественного образования, повышения престижа и статуса профессии педагога профессионала, мастера своего дела.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.