Проблемы позиционной игры
Оценка 4.6

Проблемы позиционной игры

Оценка 4.6
docx
12.03.2020
Проблемы позиционной игры
проблемы позиционной игры.docx

 

 

«ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ ПИАНИСТА»

Концертмейстер высшей категории

Воронова Т.В.

 

Позиционная игра лежит в основе всей фортепианной технике. Любой пассаж представляет собой сумму отдельных позиционных звеньев, и успех исполнения пассажа зависит не только от того, на сколько хорошо исполнена каждая позиция, но и от того, найдены и отточены ли связывающие их движения.

В данной работе речь пойдет о вариантах выбора аппликатуры в позициях, о разных способах соединения позиции, о роли первого пальца в позиционной игре и, наконец, о позиционном мышлении.

Термин «позиция» пришел в фортепианную технику из лексикона исполнителей на струнных инструментах. Позицией называют группу нот, укладывающуюся в устойчивом положении руки. Позицией руки у пианистов называют то ее положение, в котором она берет клавиши без новой подставки первого пальца. Сознательно или бессознательно, но пианист обязательно делит пассаж на звенья. Обычно пассаж состоит из последовательности однотипных – позиций, изменяющихся лишь в направлении движения.  Выбирая аппликатуру для позиций, надо учитывать ряд технических условий:

1.     В пределах позиции пальцы должны распределяться как можно более удобно (длинные пальцы лучше помещать на черных клавишах, а короткие – на белых);

2.     Стремиться объединить в одной позиции как можно большее число пальцев;

3.     Очень важно учитывать пластичность движения (лучше ставить первый палец на акцентируемой ноте позиции);

4.     Одинаковые по ритму и графическому рисунку фигуры удобнее играть одинаковой или подобной аппликатурой;

5.     Унисонные фигуры целесообразнее играть симметричной аппликатурой.

Разнообразие условий, которые приходится учитывать при выборе аппликатуры и которые часто оказываются в противоречии друг с другом, делает выбор аппликатуры весьма сложной задачей. Много зависит от темпа исполнения. Аппликатура, подходящая для исполнения в медленном темпе, может оказаться непригодной для быстрого темпа. Важное значение имеют также артикуляция пассажа, его характер и динамика.

Большую роль в позиционной игре играет первый палец. Обладая способностью противостоять другим пальцам, но очень самостоятелен и независим.

Первый палец работает легко, без всяких усилий, при поворотах кисти; при смене позиций первый и пятый пальцы удобнее держать параллельно.

Основная причина толчков и неровностей в исполнении пассажей – малоподвижный первый палец. По этому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость, подкладывать его незаметно, готовя заранее, не меняя при этом уровня кисти.

Можно использовать следующее упражнение для развития умения подкладывать первый палец: играть гамму в расходящемся движении на октаву и обратно двумя пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Можно так же играть гамму с перекладыванием через 3,4,5 пальцы следующей аппликатурой: 1-2-3-1-2-3, 1-3-4-1-3-4, 1-4-5-1-4-5.

Очень полезно выполнять эти упражнения в разных тональностях, добиваясь плавности. Важно избежать толчков на черных клавишах. Кисть при перекладывании через 3, 4, 5 пальцы не поднимается, а только слегка поворачивается по горизонтали. Лучше держаться ближе к черным клавишам, чтобы при переходе с белых клавиш на черные и обратно не пришлось двигать руку от себя и к себе («скользить» по клавишам).

Можно привести еще несколько упражнений, помогающих развивать ловкость и подвижность первого пальца при исполнении гаммаобразных пассажей:

1.     Перенос руки с одной позиции на другую. Рука плавно соединяет интервалы, звуки которых являются границами позиций. Например, гамма До-мажор будет выглядеть так: правая рука чередует терцию до-ми (1-3) и тритон фа-си (1-4), левая рука зеркально повторяет движения правой, для достижения большего эффекта нужно проигрывать во всех тональностях. Упражнение позволяет почувствовать в руке каждую позицию гаммы и помогает ученикам лучше усвоить ее аппликатурную формулу (3-4).

2.     Плавное подкладывание первого пальца и переносы через него остальных пальцев на стыках позиций гаммы (упражнение Г. Нейгауза). На примере До-мажорной гаммы пассаж будет идти по звукам до-ми-фа-си (1-3-1-4) для правой руки при движении вверх, по звукам до-ля-соль-ре (1-3-1-4) для левой руки при движении вниз. Это упражнение позволяет не только ровного перехода с позиции на позицию, но и ровности звука на границах позиций. Для этого надо контролировать движение кисти. При подкладывании первого пальца не стоит менять уровень положения кисти, лучше немного поворачивать его по горизонтали.

3.     Постепенное увеличение гаммообразной линии в прямом и обратном движении: к позиции добавляется одна нота из следующей позиции (в До-мажоре это будет так: до-ре-ми-фа-ми-ре-до (1-2-3-1-3-2-1)). Этот фрагмент пассажа постепенно доводится до исполнения в быстром темпе. Затем добавляется следующая нота пассажа (до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до (1-2-3-1-2-1-3-1-2-1)), и опять терпеливо отрабатывается движение от медленного темпа к быстрому. Если у ученика хватит терпения довести эту работу до конца, пассажи приобретут легкость и виртуозность исполнения.

4.     Упражнение, увеличивающее подвижность первого пальца. Внимание концентрируется на стыках позиций. Например, для правой руки в До-мажоре это будут такие эпизоды ми-фа-соль-фа-ми (3-1-2-1-3) и си-до-ре-до-си (4-1-2-1-4). При многократном повторении это упражнение развивает незаметное подкладывание первого пальца в гамме. Его очень полезно играть в разных

тональностях.

5.      Упражнение на сближение первого пальца с остальными. Например, до-ре-ми-ре-до (1-2-1-2-1). Очень полезно использовать разные варианты аппликатур: 1-3-1-3-1, 1-4-1-4-1, 2-1-2-1-2, 3-1-3-1-3, 4-1-4-1-4. Можно играть это упражнение в виде секвенций, поднимаясь по хроматизмам в непрерывном движении.

 

Все вышеприведенные упражнения направлены на достижение качественного исполнения пассажей. Они учат добиваться ровного звучания и находить верные движения руки во время быстрой игры. Начинать работу нужно всегда с очень сдержанного темпа, чтобы понять смысл упражнения, его главную задачу, и только после этого постепенно увеличивать скорость, следя за сохранением качества исполнения. Чем больше темп, тем мельче и точнее движения, тем ближе друг к другу кончики пальцев.

Скорость исполнения пассажа зависит от способности пальцев совершать наиболее экономичные, минимальные по размаху, строго выверенные движения. Быстрая игра требует строгой расчетливости и скупой артикуляции. Известен афоризм: «Техника – это не плюс что-то необыкновенное, а минус что-то лишнее». Важно найти рациональное расположение руки на клавиатуре для того, чтобы исключить лишние движения при исполнении сложного, с точки зрения техники, места.

Принципы экономии внешних средств сочетается со стремлением к удобству позиций на клавиатуре. Удобство и свобода должны ощущаться на протяжении всей игры. Экономия движений и свобода не противоречат друг другу. Отсутствие лишних движений, использование только тех из них, которые строго необходимы, связано со стремлением к максимальному слиянию с инструментом, простоте и естественности исполнения.

Требования свободного исполнения отнюдь не означает, что надо играть «вялыми» руками. Ленивые руки так же малопригодны для работы, как и «зажатая» рука. Известная доля мышечных напряжений во время игры необходима и неизбежна. Все дело в том, что напряжения могут быть целесообразными и нецелесообразными, помогающими игре на рояле и мешающими ей.

Если у пианиста возникает напряжение в игре, мешающее исполнению, надо искать причину. Очень часто напряжение появляется, когда текст выучен недостаточно, а исполнитель стремится играть быстро. Какие еще могут быть причины «зажимов»: слишком сильное напряжение кисти играющего, лишнее давление на клавиатуру, что мешает легкости и свободе исполнения, могут появиться «сопутствующие» напряжения лица, шеи, может возникнуть страх перед трудным местом, который вызовет внутреннее «зажатие».

Качественное исполнение пассажей отличается ровностью звучания. Плавное, ровное звучание в позиционном пассаже, зависит от двух моментов: грамотного подкладывания первого пальца при смене позиций кисти и текучего «legato» внутри позиции. Часто пассаж не получается из-за неподготовленности руки. Ученик не успевает вовремя настроиться на новую фактурную комбинацию. О необходимости подкладывания первого пальца вспоминается в самый последний момент, когда уже требуется непосредственно использование его в игре. В результате не происходит плавной смены позиции, отсюда и толчки, рывки и прочие звуковые неровности. Очень важно научить своего ученика мысленно предвидеть предстоящие трудности и заблаговременно готовить к ним руки.

Рука пианиста во время игры должна находиться в постоянном движении, изменяя свое положение на клавиатуре, чтобы встретить трудности в наиболее удобной позиции. Естественно, что готовить эту позицию лучше по возможности раньше, а не в самый последний момент. Здесь местно вспомнить упражнение Г. Нейгауза «Воспитание предусмотрительности». Это упражнение развивает сообразительность, чем двигательные навыки, но без учения «думать» технические достижения могут оказаться несостоятельными.

 «Чтобы быстро играть, надо быстро думать» (Э.Т.А. Гофман). Быстро думать для музыканта, означает легко и непринужденно ориентироваться в мгновенно изменяющихся игровых ситуациях, успевать видеть звуковые последовательности «мысленным взором», как в целом, так и во всех деталях.

Качество виртуозного пассажа зависит от умения гладко связать позиции. В настоящее время существует две точки зрения на соединение позиций. Реальное соединение пальцевым легато и использование иллюзорного пианистического легато,  которое достигается умелым обращением со звучностью (ее филировка и педализация). При игре пальцевым легато пальцы тесно связаны с клавиатурой и должны все время приспосабливаться к конфигурации пассажа на клавиатуре. Здесь могут возникнуть такие трудности:

1.     Сохранение ровности игры всех пальцев при смене положения,

2.     Быстрая смена широкого и тесного расположения пальцев,

3.     Умение быстро передвигать первый палец,

4.     Необходимо найти движение, которое бы объединяло группы позиций в одну звуковую линию.

При связывании позиций реальным legato легко теряется настройка руки на форму позиций. Каждое звено приходится создавать заново. Боюсь, что гарантии абсолютно точного попадания здесь быть не может. С точки зрения другого подхода, использующего иллюзорное «legato», решающая роль принадлежит не пальцам, как в первом случае, а координированному движению рук. Рука переносит из позиции в позицию кисть и пальцы, настроенные на исполнение требуемой фигуры. Ощущение кисти и пальцев при этом не нарушается. Здесь отпадает необходимость подкладывания первого пальца под ладонь, и кисть не перекладывается через него. При такой технике игры пассажей не так уж важно, какими именно пальцами связываются позиции. Первый палец может оказаться на черной клавише, становится возможным использование такой аппликатуры: 5-1 вверх, 1-5 вниз.

Если пассаж состоит из разнотипных позиций, то надо перестраивать форму пальцев, сохраняя при этом прежнее движение руки. Основная задача при таком исполнении заключается в поисках движения, которое будет объединять разные позиции. Ни в коем случае нельзя фиксировать руку, надо «помнить» соотношения пальцев, которые чутко реагируют и моментально приспосабливаются к изменениям в конфигурации пассажей. Позиция сохраняется не только в руке, сколько в голове, т.е. в сознании и ощущении.

«Скользящее» исполнение при соединении позиций гораздо легче и точнее реального соединения позиций пальцами, но при условии, что найдено движение, объединяющее позиции в одну линию. Г. Нейгауз советует учить такое соединение позиций двумя способами: первый – скорее познавательный, чем двигательно полезный. Главное внимание уделяется движениям руки. Пальцы при такой игре ведут себя очень спокойно, просто ложатся на клавиши. Таким образом изучается «дорога» движения. При втором способе, наоборот, соблюдая возможное спокойствие руки, доводя до минимума ее движения, нужно стараться всю работу проделать только пальцами, которые в этом случае должны проявить максимум живости и энергии. Использование этих двух контрастирующих приемов гарантирует разрешение задачи.

Еще одно качество, необходимое при позиционной игре, - точная пространственная ориентация пальцев. Другими словами, надо уметь безошибочно, чисто и вовремя попадать пальцами именно на те клавиши, которые обозначены в нотах. Успех  в достижении такой точности зависит от того, на сколько уверенно чувствует себя учащийся на клавиатуре инструмента. Полезно поиграть пассаж «вслепую», т.е. убрать зрительный контроль за руками. В этом случает обостряется пространственное ощущение в руках, руки сами начинают чувствовать расстояния, как бы «видят», по какой «дороге» им надо идти. Это особенно важно, когда темп игры быстрый, когда нет времени разглядывать клавиши.

Процесс выучивания «дороги» надо начинать с медленного темпа. Это позволяет спокойно выверить движения рук, найти правильное положение кисти. Медленный темп необходим в работе пианиста, в нем налаживаются целесообразные и удобные движения, отрабатывается точная постановка каждого пальца на требуемую клавишу, в конечном итоге вырабатываются основные технические умения и навыки. В медленном темпе успеваешь проследить за свободой рук, вовремя снять возникшие «зажимы», скованности, проанализировать их проявление. Лишь в медленном темпе можно осознано управлять действиями рук. В быстром темпе все совершается автоматически подсознательно, но автоматизм подготавливается внимательной и усердной тренировкой в медленном темпе. В результате вырабатывается точность не только самих движений, но и предшествующих им приготовлений, что дает ритмическую и динамическую плавность игры. Медленная «рабочая» игра закладывает основу удачного исполнения.

При работе над виртуозным пассажем надо помнить о тесной взаимосвязи ритмических и звуковых неровностей. Обычно то место, которое у данного ученика получается неритмично в медленном темпе, не получится технически в быстром. Причину неудачи в этом случае надо искать не в «непослушных» пальцах, а в недостаточном слуховом внимании. Чем ясней слуховое представление цели движения, чем бдительнее слуховой контроль над получаемыми результатами, тем быстрее и точнее руки найдут требуемую комбинацию.

Несколько слов о позиционном мышлении.

Позицию надо «уложить» в руке как единицу движения, т.е. осмыслить ее не «по складам», а как бы «одним духом». Мышление позициями открывает возможности быстрой качественной игры. То, что в игре разворачивается последовательно- позиция за позицией, одна линия движения за другой – мыслится одновременно, как единое целое, как комплексы звучаний и пианистических движений. Такой процесс игры позволяет голове быть впереди рук, подсказывать им необходимые движения и положения.

Еще один очень важный, на мой взгляд, аспект игры – красивое звучание. При работе над самыми нудными упражнениями нельзя забывать про звук. Любой виртуозный пассаж всегда что-то обозначает в контексте произведения. Один пассаж должен быть «нарисован», т.е. исполнен как быстрая мелодия, в другом важно передать динамическое напряжение и тембровую окраску: он может быть бурно - стремительным, или ласково – журчащим, т.е. при внешне одинаковых формулах движения и подобных технологических способах исполнения пассажи имеют совершенно различное образно – эмоциональное содержание.

Блестяще выученный пассаж без учета получаемого звука – «блеск и треск» - всегда будет «выпадать» из произведения. Решая технологические проблемы, надо помнить о звуке, искать подходящее звучание, ведь в конечном итоге красота звучания является главной целью настоящего музыканта.

 


 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ

Разнообразие условий, которые приходится учитывать при выборе аппликатуры и которые часто оказываются в противоречии друг с другом, делает выбор аппликатуры весьма сложной задачей

Разнообразие условий, которые приходится учитывать при выборе аппликатуры и которые часто оказываются в противоречии друг с другом, делает выбор аппликатуры весьма сложной задачей

Плавное подкладывание первого пальца и переносы через него остальных пальцев на стыках позиций гаммы (упражнение

Плавное подкладывание первого пальца и переносы через него остальных пальцев на стыках позиций гаммы (упражнение

Скорость исполнения пассажа зависит от способности пальцев совершать наиболее экономичные, минимальные по размаху, строго выверенные движения

Скорость исполнения пассажа зависит от способности пальцев совершать наиболее экономичные, минимальные по размаху, строго выверенные движения

Естественно, что готовить эту позицию лучше по возможности раньше, а не в самый последний момент

Естественно, что готовить эту позицию лучше по возможности раньше, а не в самый последний момент

Ни в коем случае нельзя фиксировать руку, надо «помнить» соотношения пальцев, которые чутко реагируют и моментально приспосабливаются к изменениям в конфигурации пассажей

Ни в коем случае нельзя фиксировать руку, надо «помнить» соотношения пальцев, которые чутко реагируют и моментально приспосабливаются к изменениям в конфигурации пассажей

Медленная «рабочая» игра закладывает основу удачного исполнения

Медленная «рабочая» игра закладывает основу удачного исполнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020