Проблемы социализации подростков в со-временном обществе
Оценка 4.7

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Оценка 4.7
docx
24.01.2020
Проблемы социализации подростков в со-временном обществе
Социалиация подростков.docx

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»

 

 

 

Доклад на педсовете

«Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО»

 

 

Протокол № от 27.12.2019 г.

 

 

Тема «Проблемы социализации подростков в современном обществе»

 

 

Разработала:

воспитатель Ватрасова В.С.

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

г. Козьмодемьянск, 2019

 

«Проблемы социализации подростков в современном обществе»

Педсовет 27.12.2019 г.

 

 

Введение

          Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, в процессе адаптации в обществе могут столкнуться с различными проблемами.

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях, и в результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Проблема заключается в том, что не у всех социализация проходит гладко. Большинство подростков сталкиваются с трудностями, стремясь приспособиться к жизни в современном обществе.

Социализация подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Процесс приспособления к жизни в обществе ­– и есть социализация.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания. Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Проблема социализации молодежи в современных условиях – одна из основных. Особенно остро она ощущается при решении проблем подросткового возраста, когда молодые люди стремятся как можно перестать подчиняться старшему поколению, при этом не имея достаточного опыта «взрослой жизни».

Происходят изменения семейного образа жизни: ликвидация трехпоколенной семьи, которая приводит к разъединению старших, средних и младших поколений; минимизация родственно-родительских связей, смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского, одиночно-индивидуального образа жизни. Эти факторы приводят к ослаблению родительского авторитета, неприятию “мира взрослых”, негативизма к старшим. Общество изменяется стремительно, и многое из того, что родители способны передать своим детям, становится устаревшим к тому времени, когда дети станут взрослыми. В результате молодые люди все чаще обращаются за советами и консультациями к своим сверстникам. Авторитет родителей, педагогов сменяется авторитетом сверстника, удачно устроившегося в жизни, даже если это потребовало войти в противоречие с законом.

Каждый человек является объектом социализации. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением от него. Очень часто именно в подростковом возрасте труднее всего найти этот баланс. Этот возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребёнка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребёнок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность,  противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. В период взросления подростки сталкиваются с несколькими проблемами:

1.     Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

2.     Одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.

3.     Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. У подростков ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстоять собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

4.     Самопознание, самореализация. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком самого себя, оказываются отрицательными. Количество таких переживаний с возрастом все растет.

В разных возрастных периодах существуют типичные опасности, влияющие на дальнейшую социализацию личности. Для подросткового возраста это пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи; развод родителей.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств — стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

    Социализация подростков в нашей школе осуществляется в учебной и во внеклассной деятельности, в которой делается акцент на внедрение социального проектирования, на создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся. Это и ежегодные акции: “Бей в набат”, “Чистый берег”, “Птичья столовая”, и “круглые столы” по проблеме духовно-нравственного воспитания. Встречи со специалистами, работающими в системе профилактики правонарушений, конкурсы рисунков на все праздники. Уроки патриотического воспитания “Я – гражданин России”, “Уроки мужества” и др.

             Процесс социализации подростка в школе призван “навести мосты” между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами. Социальное созревание в подростковом возрасте связано с переходом от юридического статуса ребёнка к статусу взрослого человека. Происходит процесс оценки роли человека и норм поведения, усвоения морали и правильного восприятия окружающего мира. Ребёнок усваивает, как он должен действовать в качестве члена общества и каким образом сосуществовать с другими его представителями, отстаивать своё мнение и подчиняться. И школа призвана, с одной стороны, помочь подросткам избежать социально-психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а с другой – подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми на следующих этапах жизни.

 Все перечисленные проблемы социализации и их решение являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать. При наличии необходимых объективных предпосылок для этого человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации – значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Таким образом, подросткам необходимо помочь выбрать правильный путь, определить род их деятельности и предоставить все необходимые условия. Кроме того, важно популяризовать те или иные виды деятельности среди представителей молодого поколения, пробудить в них интерес к труду на благо общества.

Кроме того, подростки, испытывающие трудности в процессе социализации, в первую очередь должны работать над собой. Одним из путей решения проблем социализации может являться самоизменение, направленное на:

·        самосовершенствование, развитие, преобразование имеющихся задатков, черт, знаний

·        самостроительство, взращивание, формирование желаемых свойств

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Пути решения, рассмотренные в данной работе, безусловно, помогут подросткам проанализировать свои собственные проблемы и выбрать для себя наиболее подходящий метод и, как следствие, облегчить социализацию.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. – М. , 2012.

3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для ВУЗов. –М. : Издательский центр «Академия», 2001 .

4. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. - № 1.

5. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 .

6. Кон И. С. Психология юношеского возраста.  М. , 1979.

7. Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8

8.   Кулагина И. Ю. Возрастная психология.  М.,2002.

9. Лисовский В. Т., Иконникова С. Н. Молодёжь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 1969

10.   Мерсина В. С. Возрастная психология. – М. , 1973.

11. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

12.   Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. М. , 2001.

13. Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997.

14.   Степанов С. Толпа компания коллектив. //Школьный психолог. -2000-№ 8.

15.   Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 2015.

16.   Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 1987.

Интернет ресурсы:

1.       https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/6392422. /

2.     https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/08/26/sotsializatsiya-podrostkov-v-sovremennom-obshchestve

 

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе

Проблемы социализации подростков в со-временном обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020