Проблемы становления экономического сознания в формировании потенциального предпринимателя
Оценка 4.6

Проблемы становления экономического сознания в формировании потенциального предпринимателя

Оценка 4.6
Научные работы
pdf
преподавание
11 кл +1
24.04.2023
Проблемы становления экономического сознания в формировании потенциального предпринимателя
В статье раскрываются способы формирования экономического сознания будущего предпринимателя. Статья была представлена на базе исследования обучения экономистов в ВУЗе. Поскольку, спустя десятилетия, проблемы, поставленные в статье касаются уже подготовки школьников, то можно сказать, что статья сохранила свою актуальность.
ЗайцеваГВ Предприниматель.pdf

УДК 378.334

Г.В. Зайцева

НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина», г. Челябинск

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В общественной жизни в условиях современной рыночной экономики востребована новая личность, которая должна обладать экономическим сознанием, поведением, с рациональной направленностью. Способности молодых граждан к самореализации, во многом определяются сформированным экономическим поведением, которое в свою очередь может быть сформировано сообществом, объединяющим деятельность образования, власти и общественных организаций бизнеса. Молодые люди смогут самореализоваться, работая в бизнесе по профессии или организовав собственный бизнес. Общество же, установив взаимодействие образовательного процесса, властных структур, общественных организаций бизнеса должно создать условия для мотивации молодежи к предпринимательской деятельности. Таким образом, будет сформирована личность нового типа, наделенная рациональным экономическим поведением, приспособленная к жизни и деятельности в рыночном экономическом сообществе страны.

Today in the scope of market economy a new type of an individual is needed who should have rational economic conduct and behavior. The capacities of young people for the self-realization are determined by the formed economic conduct which can be created by the society, authorities, the educational system and business. The young people can realize themselves working as an economist or doing their own business. The society making the cooperation of the education system, authorities and business possible in its turn should create the conditions for the motivation of young people to do their own business. Thus the new type of an individual will be created, an individual with the rational economic conduct who is adopted to life and the activity within the scope of the market economy of the country.

Ключевые слова: рыночная экономика, рациональное экономическое поведение, самореализация выпускников вузов, малый бизнес. 

Keywords: market economy, rational economic conduct, self-realization of the graduates, small business.

 

Развитие и состояние современной экономики диктуют необходимость приобретения нужных компетенций для организации жизненного пространства, в целях самоопределения и самореализации, в частности возникает необходимость формирования экономического сознания личности в обществе, с тем, чтобы современное экономическое общество непрерывно вращалось в процесс развития и формирования. Современное общество называют обществом потребителей - на это работает рыночная система, которая предоставляет возможность получить необходимые для жизни продукты и товары в любое время, в зависимости от потребностей. Но одновременно, успех в обществе потребителей во многом зависит от сформированного экономического сознания и поведения, которые наделены рациональным подходом.

Современный студент стремится получить высшее экономическое образование вопреки отрицательной статистике трудоустройства. Трудно удивиться этому, поскольку долгое время именно знания в направлении предпринимательства, экономики и права в нашей стране были сокрыты от широкого круга граждан. Возникший интеллектуальный голод в области экономики и предпринимательства сложно утолить даже спустя почти два десятилетия. Поэтому и продолжает молодежь стремиться к получению экономического образования. И если мы говорим о сложностях трудоустройства специалистов с высшим экономическим образованием, то нужно найти пути подготовки не только специалиста как такового, но подготовить и предпринимателя в процессе подготовки экономиста в целом, который сможет самостоятельно сформировать пространство собственной свободы и занятости.

Цели, определяемые социумом, государством, работодателем, являются внешними по отношению к образовательному процессу. Цели образовательной системы (образовательного учреждения, кафедры, учебного предмета, вида подготовки учебного занятия и т.д.) и цели обучающегося являются внутренними [1, с.157]. Проблемы воспитания гражданина, наделенного экономическим поведением – цель внешняя, она направлена, в частности на возможность воспитания потенциального предпринимателя, который способен начать свою деятельность с создания малого предприятия. Проблемы создания и развития малого бизнеса рассматриваются как внешние по отношению к образовательному процессу, являются актуальными для любого региона страны. В соответствии с Планами развития Правительства России ожидается увеличение малых предприятий к 2020 году примерно в 5 раз. Очевидно, что для достижения такой цели необходимо организовать подготовку огромного количества людей, способных организовать и успешно вести собственный бизнес, что может быть достигнуто внутренними целями высшего учебного заведения и обучаемых. В конечном итоге задачи, сформированные для достижения целей, определяют подготовку потенциальных предпринимателей, наделенных соответствующими компетенциями на базе экономического поведения личности, что и сформирует успешного члена современного общества.

В процессе получения высшего образования, студент уже может сформировать собственное экономическое поведение, в том числе, как потенциальный предприниматель. Будущему бизнесмену нужно точно знать, как подготовить правовые документы для организации бизнеса, какую форму учета выбрать, какова будет система налогообложения, оптимальная для его бизнеса. И все это возможно понять, оценить, подготовить в процессе обучения. Поэтому в рамках обучения необходимо, можно и нужно составить бизнес–проект, объединенный несколькими дисциплинами, которые позволят сформировать компетенции бухгалтера и специалиста[2, С. 41]. Одновременно, нужно сказать, что в современном рыночном обществе, выпускник вуза, будет примерять на себя разные роли экономических объектов, в составе которых рассматриваются потребители, производители, предприниматели и хозяйственные организации, прочие субъекты, которые занимаются хозяйственной деятельностью, или находятся в хозяйствующей среде.

Рациональное экономическое поведение, которое необходимо сформировать на первоначальном этапе жизненного пути, определяется как рациональное ведение хозяйства, рациональное хозяйствование с условием эффективного (хотя и необязательно оптимального) использования наличных ресурсов для достижения поставленных целей экономическим объектом. Рациональное экономическое поведение предполагает выбор удовлетворяющих некоторым заданным правилам установления предпочтений, при этом каждый раз из имеющихся возможностей выбирается такая, которая в наибольшей степени отвечает поставленной цели. Рациональность экономического поведения важна, как для потребителя, так и для производителя, коммерсанта, предпринимателя.

Если выпускнику-экономисту направление дальнейшей деятельности в некотором роде можно определить, как деятельность в рамках экономического поведения, то представителям других направлений обучения наиболее сложно сформировать собственное экономическое поведение с целью внедрения в социальную среду, хотя представители разных специальностей технологических, гуманитарных, могли бы стать достойными представителями малого бизнеса. Формирование экономического поведения формируется разными путями: здесь хорошую службу может сослужить опыт, который имеют домашние, опыт преподавателей, которые сформировали собственное экономическое поведение. Это может быть и возможность дополнительного обучения, организованного общественными организациями или властью регионов, которая, в первую очередь заинтересована в подготовке успешных людей и потенциальных предпринимателей в том числе. Немаловажным фактором в развитии экономического поведения будущего предпринимателя является, как умение привлекать инвестиции, так и способность формировать первоначальный капитал для открытия своего дела – а здесь уже должно быть сформировано не просто экономическое, но и рациональное экономическое поведение.

В данный момент региональная власть многих российских субъектов оказывает поддержку разного рода для предпринимателей. Для граждан, желающих организовать собственный бизнес, поддержка в данный момент не столь обширна. В качестве поддержки на начальном этапе, в том числе было организовано обучение будущих предпринимателей, была запущена работа технопарков и бизнес-инкубаторов. Что касается предоставления финансовой поддержки, то регионы прекратили ее в больших объемах для начинающих предпринимателей, и стараются помочь тем предпринимателям, которые уже состоялись - например, в части выплат банковских процентов. Тем Молодежь не стремиться к открытию малого бизнеса из-за отсутствия безвозмездной помощи, в том числе и возможности предупреждения рисков. Поэтому возникает необходимость поиска путей совместной подготовки будущего бизнесмена обществом, что позволит подготовить большее количество потенциальных предпринимателей, имеющих сформированное рациональное экономическое поведение. В таком случае запланированные показатели деятельности малого бизнеса действительно достигнут ожидаемого уровня, что даст возможность развития экономики рыночного хозяйства страны.

Пути способствования развитию предпринимательского класса могут быть определены, в том числе в системе высшего образования на конечном этапе, как и в системе образования, начиная со школьной скамьи в частности. Система подготовки экономистов в рамках бакалавриата предполагает знания студентами таких направлений деятельности предприятий, как менеджмент, маркетинг, правовое обеспечение деятельности, организация учетной, аналитической и контрольной работы предприятия. Определение направления применения таких знаний в организации послевузовской деятельности так же должно выявить для обучаемых возможности применения собственных знаний в процессе организации дальнейшей деятельности, карьеры, планирования системы переподготовки в течение всей жизни. В таком случае именно определение будущего пути в экономическом поведении приобретает особую ценность в процессе подготовки экономистов. Если основное направление, существующее в практике деятельности, востребовано как организация и развитие малого бизнеса, то вузам необходимо взять на себя создание среды предпринимательской деятельности на базе изучения дисциплин экономического направления с целью дальнейшего самоопределения выпускников и обретения ими жизненного направления деятельности.

Для организации предпринимательской структуры гражданину, планирующему собственный бизнес или желающему создать свое дело, необходимо осознать ценность знаний, направленных на организацию деятельности будущего предприятия, как и непосредственно понимать области применения сфер деятельности на предприятии.

Таким образом, в системе образования вуза необходима первооснова подачи знаний в виде интегрированных форм, объединяющих профессию и бизнес; получение профессиональных компетенций с объединением их внутри деятельности в бизнесе. И опять возникает вопрос интегрированной формы обучения, воспитания и конечной подготовки личности, обладающей интеграционными качествами и знаниями. Необходимо организовать процесс обучения, чтобы специалист, закончивший вуз, смог выполнять работу в малом бизнесе, объединяя экономическую деятельность и функциональную нагрузку управления. Если специалист-бухгалтер будет работать в малом бизнесе, то он должен объединить в собственно организованной деятельности выполнение обязанностей: плановика, учетного работника, работника системы налогообложения, работника, обеспечивающего правовую сторону деятельности организации, аналитика, способного обобщать результаты развития деятельности организации и разрабатывать рекомендации для дальнейшего ее роста. Если же выпускник вуза пожелает открыть собственное дело, то круг его обязанностей расширяется, основными направлениями деятельности при этом становятся маркетинговая и управленческая деятельность, направленная, прежде всего, на максимально возможное получение прибыли. Властные структуры заинтересованы в том, чтобы в обучаемом процессе каждой получаемой профессии, был сформирован рациональный подход, в том числе в обучении потенциального предпринимателя в процессе получения профессии. Именно предпринимательская деятельность востребована властью, как вид деятельности, обеспечивающий социальные гарантии занятости и организации качественной жизни граждан. Бизнес же ожидает от образовательной системы способного специалиста в экономике и учетно-контрольной деятельности, а так же грамотного бизнесмена. В образовательном процессе необходима интеграция в обучении специалиста, с одновременной подготовкой к организации и ведению малого бизнеса, возникает необходимость интегративного подхода. В центр интегративного подхода в обучении ставится гражданин, как считает Г. Сериков, как единица обучения, нацеленный на успех, и в профессиональной деятельности, и одновременно подготовленный к организации успешной деятельности в течение всей жизни, а это значит, что в жизнь должна вступить личность, обладающая рациональным экономическим поведением.

Предприниматель – это продукт общества, организации его внутренних взаимоотношений, определяющих востребованность молодого человека, способного заниматься бизнесом. В процессе его воспитания нужно ответить на вопросы его готовности к организации собственной качественной карьеры и выстраивания жизненного пути.

Общество и власть могут помочь в этом незримым воздействием на привлечение молодых, талантливых людей к деятельности в бизнесе предоставлением возможности участия в конкурсах, экспертами в которых могли бы выступить профессионалы высокого уровня. Общение с людьми, которые уже владеют профессиональными компетенциями и знают, как их применить, дадут возможность достаточного набора опыта для дальнейшей деятельности студентам. Интересен здесь будет и конкурс начинающих предпринимателей, которые могли бы работать на выявление лучшего бизнес-плана, для его дальнейшей поддержки на любом уровне – помощью ли для участия в бизнесинкубаторах, дополнительными ли формами обучения, или денежной поддержкой. Преподаватели могут оказать помощь в подготовке студентов, а власть и бизнес оценивая подготовку тех, кто хочет заниматься бизнесом, могут оказать реальную помощь для развития инновационных предприятий в регионе. Предприниматель не может сформироваться, если человек не наделен экономическим рациональным поведением, подготовка предпринимателя ставит своей целью совмещение внешней и внутренней цели образования с постепенным решением вопросов формирования и развития экономического поведения предпринимательства в регионах страны.

Востребованность и самоопределение выпускников вузов в современных условиях профессионального образования определяются национальными приоритетами, которые зависят, прежде всего, от концептуальных идей развития общества, в том числе его экономики, пути развития которой диктуют заказ общества на специалиста, способного воспринимать и создавать инновации, организовать предпринимательскую деятельность и работать в инновационном пространстве современного общества. Успех современного специалиста в карьерном и личностном аспектах, определяется его самоопределением в профессиональной деятельности. Общество, в свою очередь, ожидает личность нового типа, способную к самореализации [3. С.128]. Личность, наделенная экономическим поведением, получает подготовку в обществе, сформировавшем внешнее и внутреннее целеполагание во власти, в образовательной системе, результатом сотрудничества будет востребованность молодых граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Васехо, О.Е. Модель формирования профессиональных компетенций педагогической деятельности бакалавра юриспруденции / Вестник ЧГАА, Издательство: Челябинская государственная агроинженерная академия (Челябинск) стр. 154-158

2.        Зайцева, Г.В. Методика преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет» в целях са-

мореализации выпускника экономического вуза. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: Труды 10-й Международной конференции «Актуальные проблемы современной науки». Гуманитарные науки. Часть 34. ПЕДАГОГИКА. Самара: Издво СГОУ(Н), 2009. 165 с. Стр.35-44.

3.        Зайцева, Г.В. Формирование качеств предпринимателя в процессе профессионального обучения. ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ , ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА № 3-4, 2011, стр. 128-136.

 

УДК 378.334 Г.В. Зайцева

УДК 378.334 Г.В. Зайцева

Современное общество называют обществом потребителей - на это работает рыночная система, которая предоставляет возможность получить необходимые для жизни продукты и товары в любое время, в…

Современное общество называют обществом потребителей - на это работает рыночная система, которая предоставляет возможность получить необходимые для жизни продукты и товары в любое время, в…

И все это возможно понять, оценить, подготовить в процессе обучения

И все это возможно понять, оценить, подготовить в процессе обучения

В данный момент региональная власть многих российских субъектов оказывает поддержку разного рода для предпринимателей

В данный момент региональная власть многих российских субъектов оказывает поддержку разного рода для предпринимателей

И опять возникает вопрос интегрированной формы обучения, воспитания и конечной подготовки личности, обладающей интеграционными качествами и знаниями

И опять возникает вопрос интегрированной формы обучения, воспитания и конечной подготовки личности, обладающей интеграционными качествами и знаниями

Общение с людьми, которые уже владеют профессиональными компетенциями и знают, как их применить, дадут возможность достаточного набора опыта для дальнейшей деятельности студентам

Общение с людьми, которые уже владеют профессиональными компетенциями и знают, как их применить, дадут возможность достаточного набора опыта для дальнейшей деятельности студентам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2023