Проблемы и перспективы финансирования инновационной деятельности в России
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
12.04.2018
Важнейшим стратегическим направлением России на современном этапе является инновационное развитие экономики. Решение этой задачи обеспечит переход экономики страны на более высокий технологический уровень и повысит ее глобальную конкурентоспособность. Активизация инновационной деятельности стала еще более актуальной в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, что автоматически означает ужесточение конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Проблемы и перспективы финансирования инновационной деятельности в России.docx
Проблемы и перспективы финансирования инновационной
деятельности в России
Е.В. Кузнецова
Важнейшим стратегическим направлением России на современном этапе
является инновационное развитие экономики. Решение этой задачи обеспечит
переход экономики страны на более высокий технологический уровень и
повысит ее глобальную конкурентоспособность. Активизация инновационной
деятельности стала еще более актуальной в связи с предстоящим вступлением
России в ВТО, что автоматически означает ужесточение конкуренции на
мировых рынках товаров и услуг.
Процесс роста инновационной активности требует значительного
финансового обеспечения, поэтому развитие национальной инновационной
системы России требует решения проблемы финансирования инновационных
процессов. Как известно, все инвестиционные потоки в масштабах страны
делятся на внутренние (средства бюджетов различных уровней, предприятий,
внебюджетных финансовых фондов, сбережения населения) и внешние
(средства иностранных государств и иностранных частных компаний).
Большие надежды по оживлению инвестиционного процесса в стране
возлагались на средства предприятий. Однако по мировым стандартам
инвестиционноинновационная активность предпринимательского сектора в
России незначительна, всего 1014%. Альтернативой инновационному
развитию для многих отечественных компаний является скупка активов,
затраты на слияниепоглощение,
распределение доходов крупных
акционерных компаний между узким кругом крупных собственников, лишь в
малой степени использующих их для инвестиций в основной капитал. Лишь
немногие компании, в основном лидеры сырьевого сектора, действуют как
новаторы.
Ситуация может быть улучшена с формированием прогрессивного
механизма кредитования и финансовой поддержки инновационного процесса,
введением гибкой налоговой политики для предприятий инновационного типа
и льготного налогообложения для предприятий, направляющих свою прибыль
на инновационное обновление производства. Также должна развиваться
система государственного страхования и законодательноправовая база, что
обеспечит гарантии сохранности и возврата частных инвестиций. В условиях
ограниченности инвестиционных средств высокотехнологический комплекс,
обеспечивающий инновационную направленность
экономики и
воспроизводящий инновации, продолжает деградировать, его мощности
используются на 1520%. Что касается государственного участия в
финансировании инновационного сектора, то, несмотря на его приоритет, оно
мало результативно.
Реалии экономической практики свидетельствуют о довольно низкой
доле расходов государственного бюджета на инвестиционные цели, так как при ограниченных средствах бюджета страны первоочередному
финансированию подлежат текущие расходы (выплата заработной платы,
стипендий, пособий и т.п.).
Ограниченные объемы финансирования не позволяют ученым и
разработчикам своевременно доводить свою инновационную продукцию до
стадии конечной реализации. Число специализированных учреждений,
оказывающих услуги по маркетингу инновационных разработок, невелико. К
тому же многим коллективам разработчикам о них либо ничего неизвестно,
либо их услуги для них слишком дороги, а кредиты под завершающие стадии
инновационных разработок распространения в России пока не получили.
Поэтому упор в бюджетном инвестировании на сегодняшнем этапе должен
делаться не на объемы, а на совершенствование методов и принципов
формирования программ государственного финансирования. К таким
принципам, прежде всего, относится повышение эффективности инвестиций,
достигаемое путем действительного внедрения в практику, а не только
декларативного объявления на бумаге.
На сегодняшний момент не способствует повышению инновационности
отечественной экономики и привлекаемый иностранный капитал. Приобретая
контроль над высокорентабельными российскими отраслями и секторами и
заняв лидирующее положение в наиболее доходных областях внутреннего
рынка, инвесторы и российские предприниматели, как правило, впоследствии
теряют интерес к долгосрочному развитию отечественного производства,
импорту технологий и высокотехнологичного оборудования. Однако
возможно и эффективное привлечение иностранных инвестиций, т.е. не захват
иностранными инвесторами предприятий или отраслей, а приток передовых
технологий и мощностей, оборудования и «ноухау», а также перенос
практических навыков, рост объема производства, повышение качества
продукции, ее конкурентоспособность.
Наиболее перспективными для инвестиций должны стать производства,
связанные с более глубокой переработкой сырья. Подъем обрабатывающих
отраслей на качественно иной инновационный уровень, позволит, в том числе,
довести существующие в стране проекты, связанные с высокими
технологиями, до промышленного внедрения. К эффективным мерам
регулирования ПИИ можно отнести установление системы налоговых льгот
для иностранных разработчиков в России, создание необходимой
инфраструктуры для инвестиционных проектов иностранных компаний в
области НИОКР, формирование региональных модулей национальной
инновационной системы России. В целом можно сделать вывод о том, что
инновационное развитие экономики России в перспективе возможно как за
счет государственного, так и частного финансирования, в т.ч. зарубежного
капитала. Все зависит от эффективности использования инвестиций.
При этом важную роль играет уровень развития инновационного
климата в стране, законодательноправовая база, регулирующая отношения развитое информационное и
участников инновационного процесса,
исследований,
материальнотехническое
обеспечение
сотрудничество между субъектами инновационной деятельности. Также
необходимо разделение и четкое определение тех сфер и сфер и направлений,
которые могут быть профинансированы наиболее эффективным способом за
счет каждого источника.
научных
Проблемы и перспективы финансирования инновационной деятельности в России
Проблемы и перспективы финансирования инновационной деятельности в России
Проблемы и перспективы финансирования инновационной деятельности в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.