Проблемы
проектирования и реализации
инклюзивного подхода в условиях ДОУ
Нормативное
обеспечение процесса инклюзии дошкольного учреждения
Для обеспечения процесса инклюзии локальные акты дошкольного учреждения требуют внесения определенных изменений:
•
в
Уставе – в разделы, касающиеся целей и задач функционирования
учреждения, режима работы, комплектования, контингента воспитанников,
содержания и организации педагогического процесса, функционирования структурных
подразделений, должны быть внесены соответствующие изменения (например, для
обеспечения нормативного функционирования инклюзивного учреждения в уставе
учреждения должна быть формулировка не только о всестороннем развитии и охране
жизни и здоровья воспитанников, но и об осуществлении квалифицированной
коррекции нарушений физического и психического развития);
•
в Коллективном
договоре – в разделы, отражающие особенности графиков работы сотрудников,
учета рабочего времени, положения об оплате труда и т. п., должны быть внесены
изменения, отражающие новую специфику работы учреждения (например, в
положение об оплате труда в учреждении, являющееся обычно разделом
коллективного договора, может быть внесен пункт о доплате сотруднику,
выполняющему функции координатора инклюзии, указан ее размер);
• в Правилах внутреннего трудового распорядка;
•
в Должностных
инструкциях работников – особенности организации инклюзивного
образовательного процесса требуют внесения изменений в функциональные
обязанности многих сотрудников;
•
в Инструкции
по технике безопасности – эти внутренние локальные акты требуют
значительных изменений (например, порядок действий сотрудников при передаче
ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда ведет, что делать в том
или ином случае);
• в Положениях о структурных подразделениях,
методическом объединении, ПМПк и др.;
•
в Договорах
с родителями (законными представителями) имеет смысл разработать на основе
Типового договора с родителями (законными представителями) воспитанника
несколько форм договоров, отражающих особенности посещения
ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности;
•
в Программе
развития учреждения вводится раздел, отражающий концепцию развития
инклюзивного образования в дошкольном учреждении, проект предположительных
результатов в этом направлении, непосредственный план действий педагогического
коллектива и администрации, направленный на достижение этого результата, а
также предусматриваются конкретные сроки и ответственные, возможности
финансирования;
•
вразработка адаптированных основных
образовательных программ, на основе Федеральных государственных требований,
отражаются все особенности педагогического процесса;
•
в годовом
плане особенности инклюзивного образовательного процесса могут быть
отражены во всех разделах годового плана или выделены в раздел; решение этого
вопроса осуществляется педагогическим коллективом при согласовании с
методическим центром;
•
в приказах
руководителя для обеспечения функционирования учреждения как инклюзивного
руководитель издает в течение учебного года несколько групп приказов: 1) об
открытии и комплектовании структурных подразделений и групп различной
направленности (в течение года приказы о зачислении, отчислении и переводе
воспитанников внутри учреждения); 2) об утверждении положений, планов,
инструкций, графиков, циклограмм, работы персонала и структурных подразделений;
3) об установлении нагрузки педагогам и специалистам, возложении обязанностей,
установлении доплат и надбавок.
Важным
вопросом функционирования учреждения в правовом поле является
наличие лицензии и аккредитационного свидетельства, которые являются не
локальными актами учреждения, а разрешительными документами. Для осуществления
инклюзивного образования дошкольное учреждение должно иметь лицензию и аккредитационное
свидетельство на реализацию общеобразовательных программ и осуществление
квалифицированной коррекции нарушений в физическом и психическом развитии
воспитанников. В случае, если в коррекционном процессе предоставляются
медицинские услуги (например, массаж, ЛФК, физиотерапия и др.), учреждение
должно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по
предоставляемым услугам.
С
НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В.В. Ткачева (2007)
1.Реабилитационно-восстановительная функция.
2.Функция эмоционального принятия.
3.Коррекционно-образовательная функция.
4.Приспособительно-адаптирующая функция.
5.Социализирующая функция.
6.Профессионально-трудовая функция.
7.Функция личностно-ориентированного подхода.
8.Рекреационная функция.
Øинформирование;
Øиндивидуальное консультирование;
Øсемейное консультирование (психотерапия);
Øтьторство;
Øвовлечение в мероприятия по программе межведомственного взаимодействия;
Øиндивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери;
Øгрупповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп;
Øмассовые открытые онлайн-курсы (massive open online course-mooc);
Øсмешанное (гибридное) обучение, blended learning; Øгеймификация.
1. Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:
• они делают слово «видимым»;
• они помогают создать «мостик» к устной речи;
• они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова; • они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
• они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
2. Установление контакта с ребенком с помощью книги. Обучение глобальному чтению.
Занятия с книгой могут быть избраны сначала просто потому, что книга уже что-то значит для такого ребенка потому, что она привлекает его внимание. На основе этой мимолетно проявляемой избирательности могут возникать и фиксироваться первые формы контакта.
3. Обучению использованию системы карточек PECS.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.