Проблемы проектирования и реализации
инклюзивного подхода в условиях ДОУ
Нормативное обеспечение процесса инклюзии дошкольного учреждения
Для обеспечения процесса инклюзии локальные акты дошкольного учреждения требуют внесения определенных изменений:
• в Уставе – в разделы, касающиеся целей и задач функционирования учреждения, режима работы, комплектования, контингента воспитанников, содержания и организации педагогического процесса, функционирования структурных подразделений, должны быть внесены соответствующие изменения (например, для обеспечения нормативного функционирования инклюзивного учреждения в уставе учреждения должна быть формулировка не только о всестороннем развитии и охране жизни и здоровья воспитанников, но и об осуществлении квалифицированной коррекции нарушений физического и психического развития);
• в Коллективном договоре – в разделы, отражающие особенности графиков работы сотрудников, учета рабочего времени, положения об оплате труда и т. п., должны быть внесены изменения, отражающие новую специфику работы учреждения (например, в положение об оплате труда в учреждении, являющееся обычно разделом коллективного договора, может быть внесен пункт о доплате сотруднику, выполняющему функции координатора инклюзии, указан ее размер);
• в Правилах внутреннего трудового распорядка;
• в Должностных инструкциях работников – особенности организации инклюзивного образовательного процесса требуют внесения изменений в функциональные обязанности многих сотрудников;
• в Инструкции по технике безопасности – эти внутренние локальные акты требуют значительных изменений (например, порядок действий сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда ведет, что делать в том или ином случае);
• в Положениях о структурных подразделениях,
методическом объединении, ПМПк и др.;
• в Договорах с родителями (законными представителями) имеет смысл разработать на основе Типового договора с родителями (законными представителями) воспитанника несколько форм договоров, отражающих особенности посещения ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности;
• в Программе развития учреждения вводится раздел, отражающий концепцию развития инклюзивного образования в дошкольном учреждении, проект предположительных результатов в этом направлении, непосредственный план действий педагогического коллектива и администрации, направленный на достижение этого результата, а также предусматриваются конкретные сроки и ответственные, возможности финансирования;
• вразработка адаптированных основных образовательных программ, на основе Федеральных государственных требований, отражаются все особенности педагогического процесса;
• в годовом плане особенности инклюзивного образовательного процесса могут быть отражены во всех разделах годового плана или выделены в раздел; решение этого вопроса осуществляется педагогическим коллективом при согласовании с методическим центром;
• в приказах руководителя для обеспечения функционирования учреждения как инклюзивного руководитель издает в течение учебного года несколько групп приказов: 1) об открытии и комплектовании структурных подразделений и групп различной направленности (в течение года приказы о зачислении, отчислении и переводе воспитанников внутри учреждения); 2) об утверждении положений, планов, инструкций, графиков, циклограмм, работы персонала и структурных подразделений; 3) об установлении нагрузки педагогам и специалистам, возложении обязанностей, установлении доплат и надбавок.
Важным вопросом функционирования учреждения в правовом поле является наличие лицензии и аккредитационного свидетельства, которые являются не локальными актами учреждения, а разрешительными документами. Для осуществления инклюзивного образования дошкольное учреждение должно иметь лицензию и аккредитационное свидетельство на реализацию общеобразовательных программ и осуществление квалифицированной коррекции нарушений в физическом и психическом развитии воспитанников. В случае, если в коррекционном процессе предоставляются медицинские услуги (например, массаж, ЛФК, физиотерапия и др.), учреждение должно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по предоставляемым услугам.
С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В.В. Ткачева (2007)
1.Реабилитационно-восстановительная функция.
2.Функция эмоционального принятия.
3.Коррекционно-образовательная функция.
4.Приспособительно-адаптирующая функция.
5.Социализирующая функция.
6.Профессионально-трудовая функция.
7.Функция личностно-ориентированного подхода.
8.Рекреационная функция.
Øинформирование;
Øиндивидуальное консультирование;
Øсемейное консультирование (психотерапия);
Øтьторство;
Øвовлечение в мероприятия по программе межведомственного взаимодействия;
Øиндивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери;
Øгрупповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп;
Øмассовые открытые онлайн-курсы (massive open online course-mooc);
Øсмешанное (гибридное) обучение, blended learning; Øгеймификация.
1. Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:
• они делают слово «видимым»;
• они помогают создать «мостик» к устной речи;
• они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова; • они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
• они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
2. Установление контакта с ребенком с помощью книги. Обучение глобальному чтению.
Занятия с книгой могут быть избраны сначала просто потому, что книга уже что-то значит для такого ребенка потому, что она привлекает его внимание. На основе этой мимолетно проявляемой избирательности могут возникать и фиксироваться первые формы контакта.
3. Обучению использованию системы карточек PECS.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.