Проблемы студенческой молодежи в современном обществе
Оценка 4.9

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
28.02.2018
Проблемы студенческой молодежи в современном обществе
В связи с происходящей в наше время модернизацией высшего образования, переходом его на многоуровневую систему обучения, в основу которой кладется компетентностный подход, т.е. подготовка высокого качества специалистов, особую важность и актуальность приобретает изучение проблем студенческой молодежи. От того, насколько быстро студент приспособится к требованиям вузовской среды, к новой системе обучения, к новым социальным отношениям, зависит дальнейшее развитие молодого человека, а в будущем – выпускника вуза.
ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.doc
ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Кузнецова Е.В., зам. декана педиатрического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет», г. Киров, Россия В  связи  с  происходящей   в наше  время   модернизацией   высшего образования, переходом его на многоуровневую систему обучения, в основу  которой кладется  компетентностный  подход,  т.е.  подготовка высокого   качества   специалистов,   особую   важность   и   актуальность приобретает   изучение   проблем   студенческой   молодежи.   От   того, насколько   быстро   студент   приспособится   к   требованиям   вузовской среды, к новой системе обучения, к новым социальным отношениям, зависит   дальнейшее   развитие   молодого   человека,   а   в   будущем   – выпускника вуза.  В последнее время возрос интерес к молодежи. Особенно к такой части   молодежи   как   студенчество.   На   студенчество   возлагаются большие надежды в научных исследованиях и открытиях. Это вызвано целым   рядом   причин,   происходившими   в   нашей   стране.   Во­первых, бурно развивающиеся  промышленность,  народное хозяйство,  наука и культура   обуславливают   дальнейшее   увеличение   численности   и качества подготовки специалистов с высшим образованием. Во­вторых, возрастает учебно­ подготовительных функций студентов вузов. В­третьих, студенчество является   главным   источником   воспроизводства   интеллигенции.   В­ четвертых,   студенчество   играет   важную   роль   в   общественно­ политической жизни нашей страны. социально­экономическая значимость         структурой, Сам термин «студенчество» обозначает собственно студентов как характеризующуюся социально­демографическую численностью, определенной   половозрастной   территориальным   распределением;   определенными   социально­ психологическими   особенностями,   особенностями   социализации   и имеющую свои социальные роли и статус и занимающую определенное общественное положение. группу,     Современное   студенчество   –   это   основной   политический   и экономический,   интеллектуальный   и   инновационный   потенциал общества.   обладающая   Это   мобильная   социальная   группа, специфическими   особенностями   образа   жизни   и   потребностей, ценностей и интересов. Студенческие   проблемы   существовали   всегда.   Однако   жизнь каждого нового поколения студентов протекает уже в иных реалиях и выявляет   другие   проблемы.   Поэтому   их   исследование   всегда   будет актуально и необходимо. Бытует мнение, что период обучения в вузе – самая беззаботная и веселая пора жизни. Но так ли это? Российские студенты в условиях экономического   и   социального   кризиса   испытывают   достаточно серьёзные трудности при решении имеющихся проблем. Из них наиболее значимыми и актуальными являются следующие. 1. Проблема адаптации иногородних студентов. Оказавшись без родительской   опеки,   они   тяжело   и   долго   приспосабливаются   к вузовским   требованиям.   Но   легко   и   охотно   идут   на   различные нарушения   общепринятых   норм   и   правил   (дисциплины,   сна,   отдыха, питания,   гигиены)   и   не   всегда   бывают   самостоятельны   и коммуникабельны. 2.   Проблема   необеспеченности   жильем  ­   самая   острая студенческая проблема. Многие из студентов нуждаются в общежитии. Но   вуз   не   всегда   предоставляет   такую   возможность.   Тогда   им приходится снимать жилье, что требует дополнительных затрат. 3.   Финансовая   проблема.   Маленький   размер   стипендии   не позволяет   оптимистично   оценивать   материальное   положение студентов. Они экономически зависимы от родителей и рассчитывают на их финансовую поддержку. А в случае отказа в помощи ­ пытаются совмещать   учебу   с   работой,   что   негативно   сказывается   на успеваемости. 4. Проблема здоровья. Приспособление неокрепшего организма к новым   социальным   условиям   сначала   вызывает   его   мобилизацию,   а затем   постепенное   физическое   истощение.   И   как   следствие   – обострение хронических заболеваний или появление и развитие новых, которые мешают полноценной учебе и активной жизни. И   каждому   из   них   надо   научиться   преодолевать   сложности   и успешно решать проблемы студенческой жизни, чтобы соответствовать гордому званию студента университета. В   ходе   проведения   исследования   по   выявлению   проблем студенческой   молодежи   было   опрошено   460   человек   ­   студентов Кировского государственного медицинского университета ­ с первого по пятый курс, по девяносто два человека с каждого курса. Всего было опрошено   267   девушек   (58%)   и   193   юношей   (42%).   В   данном исследовании   мы   ставили   целью   выявить   особенности   актуальных проблем  студенческой  молодежи  (на примере  студентов  Кировского ГМУ). Для этого мы выделили основные категории, проанализировав которые   можно   сформулировать   конкретные   вопросы   для респондентов:   проблемы   социализации, объективные   и   субъективные   факторы,   влияющие   на   появление проблем у студентов, социальная активность самих студентов, какие преобразования   возможны   со   стороны   руководства   ВУЗа,   а   также реформирование на уровне государства.    проблемы   адаптации, Проблемы   адаптации   предполагают,   прежде   всего,   появление финансовых проблем и проблем с жильём. Для того чтобы выяснить финансовое положение студентов был задан вопрос о том, работают ли они   и   если   работают,   то   по   какой   причине.   Как,   оказалось,   70% студентов не работают, лишь 12% опрошенных (55 человек) ответили, что   работают   и   18%   ­   осознают   необходимость   работать,   но   не работают. Выясняя,   по   какой   причине   студенты   работают,   мы   получили следующие результаты: наиболее часто выбираемый ответ ­ это «нужны деньги»,   его   выбрали   50   респондентов   из   55   работающих   (что составляет 90%); на втором месте ­ вариант «необходимо нарабатывать опыт»,   он   был   отмечен   у   39   респондентов   (70%).   Как   видно   из полученных   данных,   основной   причиной,   по   которой   студенты работают ­ это «нехватка денежных средств». Также важно отметить и достаточно   часто   выбираемый   ответ   «необходимость   нарабатывать опыт». Это говорит о том, что студенты осознают необходимость иметь уже   какой­то   опыт   работы   при   трудоустройстве,   после   окончания ВУЗа. И это действительно важно, так как одной из главных проблем современной студенческой молодежи является проблема безработицы.  проблемы   адаптации  студентов предполагают наличие трудностей с жильём. Респондентам был задан вопрос   «Где   Вы   живете?»,   были   получены   следующие   данные:   52% студентов,   то   есть   больше   половины,   живут   с   родителями;   21%   ­ снимают жильё; 18% выбрали ответ «живу в общежитие» и 9% выбрали другой вариант ответа, среди которых, главным образом, встречались такие   ответы,   как   «живу   в   собственной   квартире»   (такие   ответы встречались   у   студентов   старших   курсов).   Из   приведенных   данных видно, что достаточно остро стоит проблема необеспеченности жильем студентов. ВУЗ не может предоставить места в общежитие всем своим Как   было   отмечено   выше, иногородним студентам, что влечет за собой возникновение сложностей у   студентов   с   обеспечением   себя   жильём   на   время   получения образования.   В   поисках   решения   данной   проблемы,   студенты вынуждены   искать   съемное   жильё,   что   требует   дополнительных средств. А эти средства не всегда возможно получить от родителей, следовательно, необходимо искать источник доходов, что и приводит к такой   ситуации,   как   необходимость   совмещать   работу   и   учебу (феномен «вторичной занятости» студенческой молодежи), отводя при этом учебе меньше времени, чем следует. Также была выделена категория проблемы социализации. Говоря о процессе социализации, логично было бы обратиться к анализу досуга студенческой   молодежи.   Поэтому,   для   того   чтобы   выяснить,   каким образом   студенты   распределяют   своё   свободное   время,   мы   задали вопрос  «Чем  Вы  занимаетесь  в  свободное  от  учебы  и   работы   (если работаете)   время?».   Было   предложено   несколько   вариантов   ответа, необходимо было выбрать один из них, либо указать свой вариант. Студенты университета ответили следующим образом: варианты «Все время отнимает учеба и работа» (36%), «Занимаюсь спортом, или посещаю другие кружки» (28%) и «Встречаюсь с друзьями» (21%), 8% респондентов   ответили,   что   ничем   не   занимаются,   и   11%   выбрали вариант «другое», где, главным образом, указывали, что в свободное от основной   учебы   время   они   получают   еще   и   дополнительное образование   либо   изучают   иностранные   языки.   Респондентов, указавших вариант «другое» можно отнести к первой группе, то есть к тем, кто ответил, что всё время отнимает учеба (и работа), так как в свободное время они занимаются саморазвитием, то есть продолжают своё обучение вне стен Вуза. Активность студентов достаточно велика, так как более половины тратят всё своё время на учебу, работу, получение дополнительного образования,   спортивные   и   иные   досуговые   кружки   и   мероприятия. Лишь 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются. Далее респондентам был задан вопрос о том, как они оценивают своё здоровье. 38% имеют незначительные проблемы со здоровьем, 41% не болеют вообще, 18% имеют какие­либо хронические заболевания и 3%   воздержались.   В   целом   мы   имеем   положительную   картину: подавляющее   большинство   (79%)   либо   не   болеют,   либо   имеют незначительные   проблемы   со   здоровьем.   Но   такая   положительная оценка состояния здоровья студентов дана самими студентами, и мы не можем опираться на неё, оценивая состояние здоровья студенческой молодежи вообще. То есть, мы имеем дело с оценкой здоровья, а не реальным состоянием здоровья студентов. В   рамках   вопроса   социализации   также   был   проанализирован уровень   проблемности   студенческой   молодежи   в   целом.   Нас интересовала   оценка   своей   жизненной   ситуации   самими   студентами, поэтому   респондентам   было   предложено   отрефлексировать   свой уровень   проблемности.   В   анкете   было   предложено   отметить   свой уровень проблемности на предлагаемой пятибалльной шкале, где 1 ­ минимальный уровень проблемности, 5 ­ максимальный. Ответы были распределены следующим образом. Большая часть респондентов ­ 42% ­  оценивает  свой уровень проблемности  «на 2  балла»,  то есть  ниже среднего.  Примерно  одинаково  распределились  ответы  на уровнях  1 (минимальный   уровень)   и   3   (средний   уровень),   по   22%   и   26% соответственно; 6% респондентов оценили свой уровень проблемности на 4 балла (выше среднего) и 4 % ­ на 5 баллов, то есть максимальный уровень проблемности. В целом, можно говорить, что студенты не оценивают свою жизнь, как проблемную. Оценивая свою жизнь, студенты в своём большинстве распределились   на   шкале   до   3   баллов,   что   в   целом   создает оптимистичную   картину.   Не   отказываясь   полностью   от   наличия проблем,   молодежь   всё­таки   и   не   считает   свою   жизнь   высоко проблемной. Можно предположить, что такие ответы в определенной мере показывают и отношение студентов к жизни вообще. Возможно, возникающие   проблемы   студенты   рассматривают   как   временные трудности,   или   как   определенные   шаги,   ступеньки,   которые необходимо пройти на этом жизненном этапе, поэтому и не оценивают их в негативном цвете. Студенты   Кировского   государственного   медицинского университета на сегодняшний день в большей мере рассчитывают на собственные силы, а также на ВУЗ, в который они поступили.

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе

Проблемы студенческой молодежи в современном обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018