Размещение
товаров в торговом зале и выкладка их на торгово-технологическом
оборудовании
Размещение
и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами
стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые
предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание
данным аспектам своей деятельности.
Размещение
товаров -- это их расположение на площади торгового зала.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно
формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания.
Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в
торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются
трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных
запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из
подсобных помещений к зоне размещения.
Под
выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с
расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом
оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая
в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители,
пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают
магазину прибыль.
Для
разработки рекомендаций по размещению и выкладке товаров в торговых
предприятиях был проведен анализ отечественной и зарубежной
литературы и практики размещения товаров в торговом зале. Полученные
рекомендации можно разделить по нескольким направлениям:
-
определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале;
-
определение площади торгового зала под секцию (комплекс);
-
определение способа и места выкладки товара на оборудовании;
-
оформление полок.
Определение
места расположения секции (комплекса) в торговом зале
Товары
в магазине группируются по секциям (комплексам). Специализация
последних может строиться по товарно-отраслевому принципу (секции
«Одежда», «Обувь») или по принципу комплексности спроса (комплекс
«Товары для женщин»).
Определение
места расположения секций -- это прежде всего продуманная
последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии
покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера
покупательского спроса.
Закрепление
за секциями зон размещения в торговом зале проводится с учетом
следующих основных требований:
-
зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине,
должна примыкать непосредственно к помещениям, где производиться
подготовка к продаже;
-
зона товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними
покупателей, размещается в глубине торгового зала;
-
зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые товары, должна
находиться около узла расчета или выхода из торгового зала;
-
затраты труда торгового персонала, связанные с пополнением и
перемещением товаров в торговом зале, должны быть минимальными;
-
к товарам должен быть обеспечен свободный доступ покупателей;
-
соблюдение принципа товарного соседства с учетом специфических
особенностей каждой товарной группы;
-
последовательность расположения секций целесообразно сохранять
неизменной. Так как покупатели привыкают к местам расположения
товаров, им не приходится затрачивать время на поиски нужной секции.
После
того, как определили месторасположение для секций (комплексов)
устанавливают, какую часть торгового зала должны занимать те или иные
секции. Для этого следует соотнести объем их продаж с общим объемом
продаж по магазину и полученным значением руководствоваться при
планировании использования торговой площади.
Выкладку
можно назвать «молчаливым продавцом». Особенно большое значение имеет
выкладка товаров при продаже методом самообслуживания. В торговых
залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы
выкладки товаров:
-
навалом;
-
штабелем;
-
стопками, расположенными в ряд.
Наиболее
удобный прием -- выкладка товаров навалом. Как показывает практика,
покупатели неохотно отбирают товары, выложенные в пирамидах или
стопками, и смелее берут товары, расположенные навалом. Это удобно и
для продавцов, которым не надо постоянно поправлять товары, уложенные
стопками или пирамидами.
При
выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании применяют
горизонтальный, вертикальный и комбинированный способы.
При
горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают на одной
или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию.
Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных
товаров.
При
вертикальном способе выкладки («ленточная» выкладка) одноименные
товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху
вниз. Преимущество этого способа -- хорошая обозримость и более
четкое разграничение выложенных товаров. Недостатком такой выкладки
является увеличение площади выкладки при размещении товаров. Этот
способ широко применяют в магазинах самообслуживания с торговым залом
большой площади.
Наиболее
часто на практике применяют комбинированный способ выкладки,
сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он
позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на
оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале.
При
оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей.
Основное правило -- выкладка должна быть насыщенной. При этом важно
определить количество единиц товара для выкладки. Так, нередко
мерчандайзеры совершают ошибку, выставляя на полке в «затылочек» несколько
флаконов духов, одеколонов или упаковок молочных продуктов. Из
мировой практики известно, что человеческий глаз может воспринять
товар, если рядом с ним представлены, как минимум, 3--5 однотипных
товаров, выставленных на полке по горизонтали.
Какой
бы ни была ширина полки, товар должен располагаться на ней
относительно свободно, иначе он теряется.
Все
товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании этикетками
и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей. Ценники
должны быть аккуратно оформлены, надписи на них -- разборчивы и легко
читаемы. Выкладка должна обеспечивать демонстрацию наилучших качеств
того или иного товара, той или иной марки продукции.
Существует
еще немало других принципов и нюансов эффективного размещения и выкладки
товаров, соблюдение которых создает не только привлекательный имидж
предприятия, но и позволяет управлять объемом его продаж и прибылью.
|