Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)
Оценка 4.9

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +1
doc
воспитательная работа +2
8 кл
28.07.2018
Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)
Путеводитель "Полна чудес могучая природа" (по весенней сказке "Снегурочка" имеет содержание, которое ведет нас по местам, связанными с образом Снегурочки. Впервые Снегурочка появилась в 1873 году как молодая помощница Деда Мороза и сначала считалась дочкой зимнего волшебника. Затем развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала и возвратилась в 1935 году вместе с разрешением празднования Нового года. В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь вначале 1950-х, благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.Путеводитель начинается с истоков образа Снегурочки в языческой культуре славян, затем исследуется место рождения этого образа: Щелыково, Абрамцево, Кострома. Путеводитель уводит нас в мир литературы и музыки, связанных с образом Снегурочки: А. Островский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков. В изобразительном искусстве и кинематографе этот образ занимает значительное место.
Путеводитель по весенней сказке Снегурочка - Полна чудес могучая природа.doc
Составитель Н.Д. Ходунов, 8А класс Содержание Введение…………………………………………………………………… Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян……………… Родина Снегурочки………………………………………………………… Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»……………………… Музыка П.И. Чайковского к спектаклю «Снегурочка»………………… Опера­сказка «Снегурочка» Н.А. Римского­Корсакова………………… Музыка в опере…………………………………………………………… Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве…………… Николай Михайлович Васнецов………………………………………… Михаил Александрович Врубель…………………………………………. Николай Константинович Рерих………………………………………… Иван Яковлевич Билибин………………………………………………… Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка»…………………………… Список литературы………………………………………………………… 3 5 6 8 12 13 15 16 16 18 19 22 22 26   2 Снегурочка   родилась   в   России   и   больше   нигде   в   мире   на   новогодних   и Введение рождественских праздниках не фигурирует. Происхождение   Снегурочки   до   недавнего   времени   было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза,   но   кто   ее   отец   и   мать   до   недавнего   времени   было известно весьма путано и туманно. Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по­русски превелико выпивать   –   с   божественным   здоровьем   у   него   все   в   порядке, никакие   хвори   и   опьянения   его   не   берут…     Однажды   у   Деда Мороза родился сын Снеговик. Он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. В один прекрасный момент у Снеговика родилась дочь Снегурочка. Всем Снегурочка вышла – и   невиданной   божественной   красотой,   и сообразительностью, и перенятой от Снеговика добротой.    и   умом, А   славный   дед,   которого   сопровождает   барышня Снегурочка, оказывается, не так уж стар, как кажется: появился он сравнительно недавно. Как утверждает легенда, он спускался на   землю   шестого   декабря   (старого   стиля)   и   объезжал   дома   и   избы   на   белом   коне   в сопровождении   юного   арапчонка   Петра   –   своего   слуги.   Однажды   во   время   такой рождественской   поездки   святой   выронил   несколько   золотых   монет.   Они   провалились   в дымовую  трубу и  попали в детский  чулок, сушившийся  у огня. С той поры  и «пошла» традиция дарить ребятишкам подарки. А слуга святого Николая     арапчонок Петр часто простужался в русском морозном лесу, и однажды он так озяб, что его пришлось оставить в келье. И тогда святой Николай вспомнил о Снегурочке, которая, оказывается, была к морозу привычна, расторопна в метелицу, весела и радостна в стужу. Это заметили еще древние славяне,  отмечавшие   Новый   год   сначала   в   марте,   а   позже   в   сентябре.   В   то   время   был распространен сюжет­сказ: дед и баба, не имеющие  детей, лепят девочку из снега. Во время игры она прыгает через костер и тает.  Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил также Владимир Иванович Даль.   В сказке   В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл   ветошкой   и   поставил   на   окошко.   Взошло   солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять».  Так   появилась   девочка   «беленькая,   как   снежок,   и   кругленькая, комок». Снегурочка как   Сказочная тает,   3 прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо. Владимир Иванович Даль.   Сама Снегурочка в нынешнем статусе появилась впервые в 1873 году как молодая помощница Деда Мороза и сначала считалась дочкой зимнего волшебника. Это произошло благодаря пьесе А. Островского, которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей   от теплых солнечных лучей. Сюжет пьесы прекрасно подходил к зимним праздникам: сказочная девушка из снега ушла к людям, манимая их песнями.   Снегурочка   имеет   вид   прекрасной   бледной светловолосой   девушки.   Одета   в   бело­голубую   одежду   с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини представлена ее   необыкновенной   эмоциональностью   и   стремлением   познать человеческие   чувства,   хоть   и   губительные   для   нее.   Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики. Но это было только поначалу…   Дальнейшее   развитие   образ   Снегурочки   получил   в работах   педагогов   конца   XIX   —   начала   XX   века,   которые готовили   сценарии   для   детских   новогодних   ёлок.  История   о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной   и   очень   хорошо   «вписалась»   в   программы городских  рождественских елок. Снегурочка   пришла   к   Деду   Морозу   не   сразу.   Хотя   ещё   до   революции   фигурки Снегурочки   вешались   на   ёлку,   девочки   наряжались   в   костюмы   Снегурочки,   делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.  После революции религия находилась под все возрастающем давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. Окончательная точка была   поставлена   в   канун   1929  года.   Рождество   и   по  старому   и   по  новому   стилю   было объявлено   обычным   рабочим   днем,   а   специальные   патрули   ходили   по   городу   и всматривались в окна, не стоит ли там елка. Вместе с елкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка. В   период   репрессий   1927–1935   годов   Снегурочка   вдруг   пропала.   Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на   ранних   советских   изображениях   Снегурочка   чаще   изображена 4 маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно. В послевоенный период Снегурочка – почти обязательная спутница Деда Мороза во всех   праздничных   торжествах   и   поздравлениях.   В   качестве   обязательной   постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь вначале 1950­х, благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.   Дед   Мороз   и   Снегурочка   вошли   в   общественную   жизнь   страны   как   обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются   обязанности,   с   которыми   на   американской   и   западноевропейской рождественской   елке   Санта   Клаус   успешно   справляется   сам.   А   под   Новый   Год   часто Снегурочками   работали   студентки   театральных   ВУЗов   и   актрисы.   В   самодеятельных постановках   на   роль   Снегурочек   выбирали   старших   девочек   и   молодых   женщин,   чаще светловолосых. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян Снегурочка — русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза.   Ни   один   из   его   младших   или   зарубежных   собратьев   не   имеет   такого   милого сопровождения. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом, что функционально соответствует древнегреческим демонам и христианским ангелам. Она мифологический персонаж русской сказки.  В ее образе сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру.   Вероятно,   с   образом   Снегурочки   соединилась   одна   из версий   такого   мифа.   До   нашего   времени   сохранилась   лишь первая   часть   сказания,   ставшая   самостоятельным   сюжетом. Сюжет о девочке – Снегурочке, слепленной дедом и бабой и ожившей   им   на   радость,   встречается   в   многочисленных пересказах, вошел он и в детский фольклор как часть пересказов о приключениях рождественского деда. Она внешне похожа на обычную   девочку,   которой   (это   единственное   отличие   от окружающих)   запрещается   выходить   на   солнечный   свет. Нарушение запрета приводит к гибели героини.      Титульный лист русской                                                         народной сказки «Снегурочка». Версии рождения Снегурочки таковы: • Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая  богиня, одетая  только в белые одежды. • Истоки   появления   восходят   ко   временам   друидов   –   жрецов   и   поэтов   у   кельтских народов (Ирландия). В достопамятные времена зима (оцепенелость природы, холод лютый) ассоциировалась   со   смертью.   В   небе   ей   был   найден   аналог   –   Сатурн.   Друидам   он представлялся в виде старца с длинной, седой бородой, в руках его была коса или посох (жезл – символ власти), которым старик управлял смертью. В зимнее солнцестояние этого дедулю надо было умилостивить. Первоначально ублажали его…юной девушкой, которую привязывали  к  дереву  и  оставляли   замерзать в  дикий   мороз.  Если   застывала   – значит, жертва принята. Так что история появления Снегурочки – однозначно печальна. И мешок Деда   Мороза   поначалу   был   предназначен   не   для   раздачи   подарков,   а   для   сбора жертвоприношений [7, c.157].  5 • По   преданиям     Дед   Мороз   женился   на   языческой   богине Снежной Деве. И родилась у них дочь ­ Снегурочка. И подарки на Новый год приносят именно они – Дед Мороз да Снегурочка, потомки древнего рода, ведущего отсчет  от динозавров. • Ледяная девочка Снегурочка  –  прямая родственница снежных баб.  Чтобы не скучно было бродить Морозу по Земле русской, дали   ему   находчивые   славяне   прекрасную   спутницу   – Снегурочку, да нарекли ее внучкой. Наши предки верили, что в воздухе   живут   небесные   феи,   повелевающие   снегами.   Чтобы умилостивить их, люди и лепили снежных баб. Снегурочка тоже возникла   из   снега,   но   осталась   загадкой,   «чудом   рожденным дитя».   Никто   ее   не   лепил,   да   и   жизнь   ее   у   язычников   была уготована короткая – именно она предназначалась в жертву Солнцу, как искупление злобы Зимы перед Летом. Снегурочка долгое время оставалась связью между силами природы и самими людьми.  [4, c. 175].  Через нее часто обращались к Деду Морозу. Так добрел Дед Мороз, и постепенно его и Снегурочку стали соотносить с зимними карнавалами, елкой и подарками детям – героями новогодних праздников они стали лишь в конце XIX века, примерно сто лет назад.   Истинные корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей  ледяной девочки часто встречается в преданиях тех времен. В русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила [1, c. 107].   Бесспорно,   образ   Снегурочки   является   мутацией   и трансформацией   многих   дохристианских   верований,   мифов   и обычаев.     Снегурочка   всегда   воспринималась   как   положительный персонаж. Классическая версия происхождения и образе жизни Снегурочки   заключается   в   ее   безгреховном   существовании. Снегурочка живет с Дедом Морозом и весь год они при помощи лесных   зверушек   готовятся   к   предстоящему   Новому   году: мастерят подарки и следят за поведением детей (потому что если ребенок   плохо   себя   вел   в   течение   года,   подарок   он, соответственно, не получает). Она персонаж, отдавший все свое существование,   причем,   судя   по   внешнему   облику,   вечное,   на помощь Дедушке. Ведь как бы он справился с такой необычайно тяжелой ношей, если бы не она? Родина Снегурочки   Многих интересует вопрос: "Почему Кострома ­ родина Снегурочки?" Впервые образ Снегурочки был создан великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским, который, начиная с 1851 года, ежегодно проводил лето в имении Щелыково Костромского уезда. Именно там, в 1873 году, он написал пьесу "Снегурочка".  6 Государственный музей­заповедник А.Н. Островского  «Щелыково» Костромской области. Отец драматурга коренной костромич Николай Федорович Островский в 1847 году приобрел в Кинешемском уезде Костромской губернии имение Щелыково.   Сюда до конца своих   дней   с   надеждой   и   верой   в   целительное   и   вдохновляющее   влияние   «милого Щелыкова» стремился А. Н. Островский. Здесь ему работалось и отдыхалось лучше, чем в любом другом месте. В течение девятнадцати лет ездил он в Щелыково каждое лето, в щелыковском доме провел последние дни жизни.   Вот   территория   заповедника...   Тропинка   вьется   по   краю   обрывистого   берега Куекши к густому лесу, выводит на лесную поляну, в глубине которой блестит небольшой водоем, обрамленный шестигранным пробивающийся из земли фонтанчик и выталкивает из глубины белый песок. При ярком солнце разноцветные блики вспыхивают на илистом дне, и это равномерное движение кажется волшебным действом. Родник и колодчик зовутся Голубым ключиком, и давно уже родилась легенда о том, что прозрачно­голубой водоем образовался на месте гибели Снегурочки, потому вода в нем так холодна и прозрачна. Но сердце   Снегурочки   не   умерло:   разбуженное   матерью   Весной   и   наполненное   страстной силой любви, бьется оно на дне Голубого ключика. Ключик же обладает чудодейственной силой сохранять красоту и молодость тем, кто каждый день на утренней заре приходит сюда умываться его живительной водой [6, с.313].        Сказочность   природы   Щелыкова   непременно   вызывает   в   памяти   фольклорные мотивы   и   образы.   Здесь   все   дышит   преданием   и   в   предание   обращается.   Поэтому   и появление пьесы­сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно. Таким образом, возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково.    Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно считать и Абрамцево. Да лучшего места для её «дома» и не найти. 7 Государственный историко­художественный и литературный музей­заповедник «Абрамцево». Во­первых, это на севере от Москвы, но совсем недалеко (50 км). До Абрамцева можно добраться и по железной дороге, и по прекрасной автостраде ­ Ярославскому шоссе. А места здесь прекрасные: Радонеж, Хотьково, Сергиев Посад, Троицко­Сергиева Лавра. И её волшебное появление в Абрамцеве как дочери Весны и Мороза вполне логично. Ведь Дед Мороз, как известно, проживает постоянно в Великом Устюге. Его путь в Москву всегда лежал через Абрамцево. Во время одного из своих путешествий с севера на юг в Москву он, вероятно, встретил в районе Абрамцево появившуюся там Весну­красну. И у них волшебным образом появилась дочь ­ Снегурочка.  Во­вторых,   на   маршруте   Деда   Мороза   Великий   Устюг   ­   Абрамцево­   Москва расположено селение Берендеево, которое находится недалеко от Абрамцева и Сергиева Посада.  Ведь именно в Берендеевом  царстве  происходили  события,  описанные в  пьесе Островского. Полное название пьесы «Снегурочка ­ весенняя сказка», т.к. события там происходят от зимы и до поздней весны. Поэтому абрамцевская Снегурочка «оживает» в парке музея не только на Новый Год, но и на весь зимне­весенний период.   Итак,   родиной   Снегурочки   может   быть   как   Абрамцево,   так   и   Щелыково.   Но Снегурочка впервые отпраздновала свой день рождения на Всероссийском уровне 4 апреля 2009   года.      И   Кострома   уже   официально   признана   родиной   Снегурочки.  Местом постоянной прописки Снегурочки стал костромской парк "Берендеевка». Кострома, "прописав" Снегурочку,   стала столь   же   популярна   среди   туристов,   как   и вотчина Деда Мороза. Теперь ежегодно  именно в Кострому заезжает Дед Мороз  в конце  декабря, чтобы,     забрав           внучку,    отправиться   в новогоднее путешествие по городам России. Кострома. Терем Снегурочки зимой. 8 Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»   Самое известное литературное произведение о Снегурочке – одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году.  В 1873 году Малый театр, душой которого являлся   Островский,   закрылся   на   капитальный   ремонт.   Руководство   Большого   театра соглашалось   предоставить   актерам   сцену   на   время   их   длительного   «отпуска»,   но подмостки его во много раз превосходили сценические площади Малого. Островский   разработал   замечательный план: задействовать весь свой коллектив актеров, музыкантов, гримеров, работников сцены в одной пьесе – сказке, удачно подобранной ко времени – Масленице.   Так   возник   замысел   многолюдного, разнохарактерного царства Берендеев.   Александр Николаевич Островский.    Государственный академический Малый театр. Долгое   время   драматург   изучал   труды   русских   археологов,   историков, фольклористов. Островский проштудировал «Народные русские сказки» А.Н Афанасьева. Он стремился к достоверному изображению древнего мира славян [5, c. 201].   Большинство   исследователей   творчества   Островского,   говоря   о   пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал   с   семьей   из   Москвы   в   Щелыково.   Путь   Островского   лежал   через   города Переславль­Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому. Может быть, во время остановки в Переславле­Залесском   автор   «Снегурочки»   и   услышал   местную   легенду   «о   царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». По народным преданиям, находилось оно на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого сохранялись остатки   древнего   городища.   Картины   русской   природы,   горячо   любимой   Островским, также   присутствуют   в   весенней   сказке   «Снегурочка».   Голубой   ключ   на   берегу   реки Куекши (у драматурга – озеро), чудесная поляна – прообраз Ярилиной долины и другие пейзажи в Щелыкове Костромской губернии встречаются в «Снегурочке». Песни, которые услышал Островский в тех местах, были использованы в напевах Леля. «Кроткий, добрый, на все способный», по словам Островского, народ, населявший окрестности Щелыкова, также близок берендеям, выведенным в пьесе.   По   сказке   Островского   ледяная   Снегурочка   отличалась   пугливостью   и скромностью,   но   не   было   в   ней   и   следа   душевного   холода.   Пребывая   в   морозной невозмутимости, где­то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие   теплые   эмоции.   Но   если   ее   сердце   полюбит,   станет   горячим,   погибнет 9 Снегурочка! Она это знала и все­таки решилась: вымолила у матери­Весны способность страстно любить. В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н. Островский   предпринимает   попытку   прикоснуться   к   глубинным   истокам   русской   и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. Первая же авторская ремарка к тексту   гласит:   «Действие   происходит   в   стране   берендеев   в   доисторические   времена». «Снегурочка» А.Н. Островского – это и мистерия, и национальное предание, и притча, и красивая утопия о счастливом сказочном царстве. История дочери Деда­Мороза и Весны­ Красны, живущей среди простых и беззлобных берендеев, погружает нас в гармоничный мир  древних   языческих  поверий,   одухотворенной   природы. Финал   «весенней   сказки»   трагичен:   кроткая   Снегурочка расплачивается   своей   жизнью   за   радость   и   «сладкий   дар» любви. Погибает и влюбленный в Снегурочку купец Мизгирь. Обречено   погибнуть   все,   что   выпадает   из   привычного, естественного уклада жизни. Показательно, что смерть героев не   печалит   берендеев.   Таким   образом,   задуманная   как феерия,   как   веселое   сказочное   представление,   пьеса разрастается   до   пределов   глубокой   философско­ символической драмы. Произведение   Островского   «Снегурочка»   –   это   в   которой   показана   красота удивительная   сказка, окружающего   мира,   любви,   молодости. Произведение   основано   на   народных   сказках,   песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал   народному   творчеству   весьма   своеобразный   колорит.   В   «Снегурочке»   главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.   природы,   Новую   окраску   приобретает   образ   под   влиянием   весенней   сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.   Действие происходит в сказочном месте – царстве Берендея. Описывая законы этой страны,   Островский   словно   рисует   своей   идеал   общественного   устройства.   В   царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность. Царь  Берендей  символизирует   народную  мудрость.  Он  прожил  на  свете  немало, поэтому знает очень многое.   О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать картинку общества. сказке добры, честны.   И   это писателя в сказочной идеальную сказочного Только в   могут быть так благородны   и намерение изображении идеальной   люди   10 действительности   согревает   душу   читателя,   заставляет   задуматься   о   прекрасном   и возвышенном.                                     Сцена из спектакля «Снегурочка» А.Н. Островского. Действительно, сказка «Снегурочка» с увлечением читается в любом возрасте. А после   ее   прочтения   появляется   мысль   о   ценности   таких   человеческих   качеств,   как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.  Но   в   «Снегурочке»   разговор   ведется   совершенно особым   образом.   В   форме   волшебной   сказки   читателю преподносятся   великие   истины   о   непреходящей   ценности любви.   Идеальное   царство   берендеев   живет   так   счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому­то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что­то ужасное.  Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как   личное   оскорбление.   В   царстве   нет   кровавых   законов. Такое   могло   быть   только   в   волшебной   сказке,     созданной воображением   писателя.   И   эта   гуманность     делает   царство берендеев еще более прекрасным и чистым. Татьяна Еремеева — Снегурочка,  Владимир Колосов — Лель.  Малый театр, Москва, 1950 г. Примечательна   фигура   Снегурочки.   Она   совершенно   не   похожа   на   всех   вокруг. Снегурочка   –   сказочный   персонаж.   Она   является   дочерью   Мороза   и   Весны.   Именно поэтому Снегурочка – существо очень противоречивое. В ее сердце холод – это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем   старательно   охраняет   суровый   отец.   Но,   как   оказалось,   Снегурочка   похожа   не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну.    Именно   поэтому   она   устала   жить   в   одиночестве,   взаперти.   Ей   хочется   увидеть настоящую   человеческую   жизнь,   познать   всю   ее   красоту,   принять   участие   в   девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. «Без песен жизнь не в радость». В   том,   как   описывает   Снегурочка   человеческую   жизнь,   видно   ее   неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не 11 знает   любви   и   человеческих   чувств,   но   тем   не   менее   ее   уже   манит,   привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев.   Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто­либо из берендеев. Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из­за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала   девушка   равнодушна   ко   всем   вокруг.   Постепенно   она   начинает   испытывать   к пастуху Лелю какие­то чувства.   Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь.   Весна   дарует   своей   дочери   чувство   любви,   но   этот   дар   может   оказаться губительным для Снегурочки.   Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное   томление.   Она   отвечает   Мизгирю   согласием   стать   его   женой.   Но   Мизгирь   не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом. Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку. Но что со мной? Блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О мать Весна, благодарю за радость,  За сладкий дар любви! Какая нега Томящая течет во мне! О Лель, В ушах твои чарующие песни, В очах огонь… и в сердце… и в крови Во всей огонь. Люблю и таю, таю От сладких чувств любви. Прощайте, все Подруженьки, прощай, жених! О милый, Последний взгляд Снегурочки тебе. Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой  горы. Но гибель  Снегурочки представляется  берендеям чем­то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.          Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым, 12 «призрачно­бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «темного царства». Нет   ничего   удивительного   в   том,   что   театральная   постановка   «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на то, что в спектакле были задействованы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал  сам П.И. Чайковский,  несмотря на использование  технических диковинок:   движущихся   облаков,   электрической   подсветки,   бьющих   фонтанов, скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Пучины».   Лишь   в   начале   ХХ   века   драматургический   замысел   А.Н.   Островского   был оценен по достоинству.   Музыка П.И. Чайковского к спектаклю «Снегурочка» В   1873   г.   музыку   к   «весенней   сказке»   А.Н. Островского «Снегурочка» написал П.И. Чайковский. Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — русский   музыкально­   педагог, композитор,   дирижёр, общественный деятель.    Композитору работалось легко и непринужденно. За   три   недели   он   написал   19   номеров,   составивших партитуру музыкального спектакля. «Снегурочка»   Чайковского   стала   его   подлинным шедевром,   одним   из   самых   вдохновенных   сочинений, наполненных   светом,   богатством   красок,   буйным цветением   сказочных   колоритных   образов.   Это сочинение – кульминация в творческом союзе великого композитора   и   великого   русского   драматурга.   И,   что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы  императорских  московских   театров,  драматическая,   оперная  и  балетная   должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились  спектакли,  в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась  к  А.Н.Островскому.  Музыку   же  по  личной   просьбе  драматурга  заказали   33­ летнему Чайковскому, молодому  профессору Московской  консерватории.  Он уже начал свой   композиторский   путь   как   оперный   композитор,   был   автором   двух   симфоний. «Снегурочка» стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину».  В качестве сюжета «Снегурочки» Островский разработал и развил известную русскую народную   сказку.   Правда,   Островский   изложил   известный   сюжет   не   просто   как поучительную   притчу,   а   с   огромным   философским   подтекстом.   Как   кредо   драматурга звучит начало монолога царя Берендея: «Полна чудес могучая природа!».  А вслед драматургу вторили хоры – гимны Чайковского великой  и могучей силе природы, чистой и бесстрашной, самозабвенной любви девочки­Снегурочки, её чистоте и самопожертвованию. И   Островский,   и   Чайковский   работали   с   огромным   энтузиазмом   и   увлечением, постоянно   общались,   обменивались   написанным,   обсуждали   сделанное.   Островский выступал   в   роли   заинтересованного   заказчика,   постоянно   предлагал   композитору   для 13 использования   те   или   иные   русские   народные   песни,   наигрыши.   Как   признавался   сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели. На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, хор и оркестр Большого театра. Но жизнь на сцене совместного творения Островского­Чайковского была недолгой. Спектакль   вскоре   перестал   идти.   А   ставить   в   других   театрах   его   было   практически невозможно: ведь для его исполнения требовались огромные силы, которых не было в драматическом театре, а драматические актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала   звучать   как   самостоятельные   музыкальные   фрагменты   на концертной эстраде, что продолжается и по сей день. Отклики   на   музыкальное   сопровождение   пьесы   были разноречивыми.   Некто   П.   Акилов   в   «Театральных   заметках» замечал,  что  музыка   к  «Снегурочке»   монотонна   «до  усыпления». Банальность   и   аляповатость,   отсутствие   изящества   и   вкуса обнаружил   в   музыке   П.И.   Чайковского   Цезарь   Кюи.   Возможно, такому   впечатлению   способствовало   отвратительное   исполнение музыкальных номеров оркестром под управлением И.О. Шрамека. Сегодня вышеприведенные оценки отошли в разряд исторических казусов.                            Титульный лист партитуры. Опера – сказка «Снегурочка» Н.А. Римского­Корсакова  В начале семидесятых годов Р им с к ий ­ Ко р с а к о в  познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна». Опера   сочинялась   летом   1880   года   в   глухой   русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение   не   давалось   ему   с   такой   легкостью   и быстротой, как «Снегурочка» [8, с.27]. В 1881 году опера была завершена.   Первое представление оперы состоялось 29 января  1882 г.  в петербургском  Мариинском  театре. Дирижировал Э.Ф. Направник. Роли исполняли: Девушка­ Снегурочка   –   Ф.Н.   Велинская,   Весна­Красна   –   М.Д. Каменская,   Купава   –   М.А.   Макарова,   Лель   –   А.А. Бичурина, Царь Берендей – М.Д. Васильев, Мизгирь – И.П. Прянишников, Дед­Мороз – Ф.И. Стравинский. Николай Андреевич Римский­Корсаков. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский:  «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо   выражающего   всю   поэзию   русского   языческого   культа   и   этой   сперва   снежно­ холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки» [9, c. 15]. Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы,   несущих   людям   счастье   —   коренится   в   народной   поэзии.   «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой силе искусства. 14 Сцена из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского­Корсакова. В   опере   противопоставлены   два   мира   —   реальный   и   фантастический, олицетворяющий,   по   словам   композитора,   «вечные,   периодически   выступающие   силы природы».   Снегурочка,   пастух   Лель   и   царь   Берендей   —   персонажи   полуреальные, полуфантастические.   Яриле­солнцу   —   «творческому   началу,   вызывающему   жизнь   в природе и людях» (Р им с к ий ­ Ко р с а к о в ) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной   правдой   выражения   показывает,   как   постепенно   любовь   и   тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.  8   октября   1885   г.   «Снегурочка»   была   поставлена   в   Москве   на   сцене   Частной русской оперы С.И. Мамонтова. Партию Снегурочки по рекомендации П.И. Чайковского пела   Н.В.   Салина.   Эта   постановка   примечательна   великолепным   художественным оформлением, осуществленным В.М. Васнецовым, И.И. Левитаном и К.А. Коровиным. Опера   Н.А.   Римского­Корсакова   с   успехом шла в лучших российских театрах. В разное время в роли Снегурочки блистали М.А. Эйхенвальд, Н.И. Забела,   Е.Я.   Цветкова,   А.В.   Нежданова,   Е.К. Катульская, Н.А. Обухова. Музыка в опере 15 «Снегурочка»   —   самая   поэтичная   опера  Р им с к о г о ­ К о р с а к о в а .   Композитор считал   ее   своим   лучшим   творением.   «Снегурочка»   поражает   удивительно   чутким, любовным   воспроизведением   картин   народного   быта,   обрядов   древнего   язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой   простотой   народных   песен,   окрашена   мягкой   лирикой,   весенними   тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере А .   П .   Б о р о д ин . Оркестровое   вступление   к   прологу   —   красочный   музыкальный   пейзаж, живописующий   пробуждение   природы   от   зимней   спячки;   суровая,   угрюмая   мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая   народная   песня)   оркестр   имитирует   голоса   птиц.   В   арии   Снегурочки   «С подружками   по   ягоду   ходить»   легкие   и   грациозные   переливы   голоса   перекликаются   с прозрачными и холодноватыми  напевами флейты. В лирически­проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково­нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно­песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения. Первый акт открывается протяжной песней Леля «Земляничка­ягодка» и веселой плясовой «Как по лесу лес шумит». Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением   нежной   грусти.   Рассказ   Купавы   «Снегурочка,   я   счастлива»   передает восторженное, порывистое чувство. Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов. Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное место занимают сцены­ диалоги.   Неторопливая   величаво­ спокойная   песня   гусляров   «Вещие, звонкие,   струны   рокочут»   напоминает старинные   эпические   напевы.   В   дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!»   сбивчивая,   взволнованная   речь Купавы   оттеняется   ласковыми   и спокойными царя. Торжественно, эпически величаво звучит гимн   берендеев   «Привет   тебе, премудрый».   В   каватине   Берендея «Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового   сопровождения   спокойно   струится   мечтательная,   поэтичная   мелодия. Сцена из оперы «Снегурочка»   репликами     Третий акт начинается большой массовой сценой. Девушки и парни поют веселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихо отплясывает под разудалый напев «Купался   бобер»   (обе   темы   народные).   «Пляска   скоморохов»   —   виртуозный симфонический   эпизод,   изобилующий   яркими   оркестровыми   красками,   увлекательными ритмами.   Третья   песня   Леля   «Туча   со   громом   сговаривалась»   начинается   пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая, привольная мелодия. Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря «На теплом синем море». Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно­ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога).                16 Сцена   таяния   Снегурочки   —   один   из   трогательнейших   в   мировой   оперной литературе   эпизодов.   Хрупкая   нежность   образа Снегурочки   оттеняется   величественным,   лучезарным звучанием   заключительного   хорового   гимна   «Свет   и сила, бог Ярило». Уже более ста лет слушают миллионы людей – и детей и взрослых, эту оперу и восхищаются ею.   Музыка   оперы   проникнута   любовью   к   людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего все лучшее в человеке.         Снегурочка и Мизгирь Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве Виктор Михайлович Васнецов Всё   творчество   Виктора   Михайловича   Васнецова   проникнуто   духом   русского фольклора. Живописец своими произведениями желал отразить всю ту духовную силу и красоту, которыми обладает русский народ. Русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова (1848­1926) нашла своего   художника.   Он   первым   среди   отечественных   живописцев   второй   половины   19 столетия обратился к устному народному творчеству, тонко почувствовав своеобразие его поэтики. С ранних лет Васнецов проникся поэзией народных преданий:  «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». «Я всегда только Русью жил», ­ говорил Виктор Михайлович.    Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в   русском   театрально­декоративном   искусстве. Дарование   Васнецова   проявилось   в   оформлении спектакля   «Снегурочка»   по   одноимённой   пьесе великого   русского   драматурга   Александра Николаевича (1823­1886), поставленного   в   январе   1882   года   на   домашней сцене   Абрамцевского   кружка.   Художественную часть постановки взял на себя Виктор Михайлович – вот когда развернул он во всю ширь свои таланты. Живописец   проникся   поэзией   дивной   сказки, прочувствовал   её   русский   дух.   Илья   Ефимович Репин   (1844­1930)   писал:   «Васнецов   сделал   для костюмов рисунки, он сделал такие великолепные типы   –   восторг!!!»   Так   для   Васнецова «Снегурочка» стала не только самым задушевным его   произведением,   но   и   открытием   нового   Островского   направления в русском театрально­декорационном искусстве.     Виктор Михайлович Васнецов А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского­Корсакова «Снегурочка». Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. На вопрос, откуда он брал такие чудесные краски, художник отвечал: «…От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, 17 бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел у себя на родине, и которыми ещё была переполнена Москва восьмидесятых годов!». В театральных работах мастера – поэзия русской природы, народного творчества, поэтическая правда. Используя   архитектурные   детали   древнерусского   зодчества,   мотивы   русских народных   вышивок,   резьбы   и   росписи   по   дереву,   художник   создал   гармоничный   образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище.  В.М.   Васнецов.   Эскизы костюмов к опере Н.А. Римского­Корсакова «Снегурочка» Декорации,   создававшиеся   в   процессе   общей   подготовки   спектакля,   определяли многие   мизансцены   и   давали   художeственное   решение   целых   картин.   Равным   образом эскизы   костюмов   намечали   будущие   образы   спектакля.   В   качестве   основы   для   всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые   решения   орнаментов   создавали   выразительные   характеристики   персонажей   и яркий декоративный эффект. По   единодушному   мнению   зрителей   первого   представления   Снегурочки, восторженно принявших удивительную гармонию музыки, декораций, костюмов, либретто, Васнецов   не   только   сам   проникся   поэзией   этой   дивной   сказки,   но…   заразил   своим увлечением и всех участников.    Спустя годы, Васнецов вновь обращается к образу загадочной «ледяной девушки». В 1899 году живописец создаёт одноимённую картину. «Искусство рождается в молчании, оно   требует   долгой,   одиноко   и   трудной   работы»,   ­ утверждал   Виктор   Михайлович.   В   светлом   состоянии   в счастливой тишине своей мастерской он написал чудесное произведение Снегурочка. …Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды; тёмный лес, вдалеке   домики   с   заснеженными   крышами…   Зритель, глядя на картину, попадает в волшебную страну берендеев. По  пьесе   Островского  Снегурочка  родилась  в   дремучем 18 морозном лесу. Она – холодное дитя Мороза и Весны. Васнецов увидел её одиноко идущей по заснеженному лесу к людям. Боярышня! Живая ли? Живая. В тулупчике, в сапожках, в рукавичках. «Женский   образ   возвышается   до   божественного   звучания,   в   нём   переплетаются небесное и земное…» (Н. А. Ярославцева). Сказочная героиня в интерпретации Васнецова – это не просто идеальный женский образ, а выражение мечты о прекрасном. Снегурочка, как и другие женские персонажи, пленительна своим очарованием.   На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку.   Фигура   размещена   не   по   центру   картины,   а   несколько   сбоку.   Руки   разведены, голова повернута немного вправо, туловище расположено по диагонали, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам. Как отмечал Н. А. Ярославцев, в её образе тесно сплетается небесное и земное. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России»,   и   природа   полностью   повторяет   настроение   героини.   Неизвестный   лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.         Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего. Михаил Александрович Врубель В мировом изобразительном искусстве было немного столь разносторонне одаренных художников,   как   Михаил   Врубель.   Нет   и   человека,   более   восприимчивого   к литературному, музыкальному и театральному искусству. Композитор   Римский­Корсаков   написал   много   опер   на   сказочные   сюжеты,   но «Снегурочку» считал самой удачной. А лучшей исполнительницей этой оперной партии признавал Надежду Ивановну Забелу­Врубель, которая, как слышно из самой фамилии, была женой художника Врубеля — человека, сумевшего запечатлеть даже самого Демона. Супруги были бесконечно преданы друг другу, и со дня свадьбы Надежда Забела ни разу не обратилась   к   другому   театральному   художнику   для   создания своих   сценических   образов.   А   Врубель   писал   её   неустанно, превращая то в скромную модель для реалистического портрета, то   в   Царевну­Лебедь.   Его   эскизы костюмов   к   опере   Римского­ Корсакова   —   это   тоже   портреты жены, и каждая перемена оттенка — ещё   одна   попытка   поймать   зыбкий, исчезающий   отблеск     красоты. Обаяние   оперы  и  самой сказки было так   велико,   что   на   оформлении спектаклей Врубель не остановился. 19 Михаил Александрович Врубель       Михаил Врубель. Снегурочка.  Эскиз для костюма в опере «Снегурочка». Он создал целую серию скульптур в технике майолики. Есть там и Снегурочка, и Мизгирь,   и   Лель,   а   царь   Берендей,   по   мнению   многих   специалистов,   это   просто стилизованный   портрет   Римского­Корсакова,   с   которым   Врубель   дружил   и   которого безмерно уважал. Лель          Снегурочка                     Царь Берендей На почве сказаний, былин и песен, народных орнаментов создавал свои картины  Врубель.   Кроме   фольклора,   они   перекликаются   с   музыкальными,   театральными впечатлениями.   С   музыкой   было   тесно   связано   его   творчество.   В   постановках   опер Римского­Корсакова художник был автором декораций, костюмов, занавесов, плафонов для зрительного зала. Влияние музыки, литературы и театра на живопись Врубеля велико. Музыка   Римского­Корсакова   стала   счастливым   поворотом   в   творческой   судьбе художника. В его картинах отчетливо возникают новые трепетные переливы радужного спектра, связывавшего его живопись с музыкой замечательного композитора. В самом деле: можно заметить новые особенности в колорите картин Врубеля (не говоря уже о сюжетах), написанных в те годы. Теперь появляются волшебные, трепетные, не   яркие,   а   словно   бы   затаенные   переливы   светлых   тонов   радужного   спектра.   Забела называет   их   перламутровыми,   А.П.Иванов   –   опаловыми:   «Лучезарный   родник   светлых, прозрачных ликующих тонов, лазоревых и зеленых, ясную свежесть которых не нарушают даже перемежающиеся розоватые оттенки». Исследователь также связывает эту цветовую гамму с музыкой Римского­Корсакова, где, «как в чистых водах Светлого Яра, в час, когда над   ними   занимается   утренний   рассвет,   царят   покойно­лучезарные,   холодно­ясные переливы опала».   «Я   благодаря   Вашему   доброму   влиянию,­   писал   Врубель   композитору,­   решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». В музыке Корсакова, в голосе Забелы он услышал наконец отчетливо «интимную национальную ноту», «музыку цельного человека». Николай Константинович Рерих 20 Николая   Константиновича   Рериха   весенняя   сказка   Островского–Римского­ Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка.   Здесь   его   могло   привлечь   многое   —   и   неповторимая   прелесть   образов,   и отражённое   в   сказке   миросозерцание   древних   славян,   и   общий   радостно­солнечный колорит. Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте».   На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки». Как же претворилось чудесное весеннее сказание в театрально­декорационном творчестве Н.К.Рериха?   Рерих всегда искал звук в цвете — оттого его краски звучат и поют. Такое обострённое восприятие музыкальности цвета перекликается с «цветописью» Римского­ Корсакова,   который   музыкальные   созвучия   и   тональности   видел   окрашенными   в определённые цвета, что, вероятно, и помогало ему достигать поразительной живописности в музыке. То, что композитор делал в музыке, Рерих осуществлял в красках, достигая при этом такого внутреннего единства с музыкальным образом.       Образы и тематика «Снегурочки» оказались близки излюбленной теме Рериха — теме Древней Руси.     Настроением суровой и радостной языческой старины пронизаны эскизы Н.К.Рериха к «Снегурочке». Четыре раза (в 1908, 1912,   1919   и   1921   годах)   обращался   Николай   Рерих   к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.   Спектакли   получили   осуществление   в   театрах Санкт­Петербурга,   Лондона   и   Чикаго.   Рассмотрим некоторые из них. Первой,   хотя   и   не   получившей   воплощения постановкой стала работа Рериха над оперой Римского­ Корсакова для театра парижской Opera Comique.   На эскизе к прологу «Лес» перед нами предстаёт прозрачная   зимняя   ночь,   усеянное   звёздами   небо   и застывшая   в   снегу   Красная   горка,   поросшая   густым еловым   лесом.   На   покрытой   льдом   реке   виднеются   вдали   светятся полыньи, окошки   причудливых домиков Берендеева посада. Мороз ещё сковывает землю, но весна близка.  Николай Константинович Рерих. Иное   настроение   в   «Ярилиной   долине»,   где   Весна доживает свой последний час. Тихо пламенеют нежные краски восхода…   Великий   мир   величаво­мудрой   красоты…   В живописи, как и в музыке, нет скорби: несмотря на гибель Снегурочки   и   Мизгиря,   здесь   взойдёт   негаснущее   солнце благодати, любви и жизни, которая не знает конца. В 1912 году (по предложению петербургского Русского Драматического   театра   А.К.Рейнеке)   Н.К.Рерих   пишет   ряд эскизов   к   сказке   А.Н.Островского.   Эскиз   «Лес»   передаёт ночные   колдовские   чары:   «валуны­оборотни   с   глазами­ светляками,   гнущиеся   под   ветром   ''живые   деревья''».   Это Леший, чтобы защитить Снегурочку, заколдовал лес.          Н.К. Рерих. Снегурочка. 1912. 21 Один из самых поэтических и одухотворённых пейзажей этого цикла — «Урочище». Радостно звучащие зелёные и золотистые краски передают весеннее ликование природы, а «тёмно­коричневые тона камней, как басовые аккорды, подчёркивают свежесть звучания молодой зелени». Всюду «реет и светит божественное ликование… и каждый камень согрет своим внутренним теплом».   Достойное  сценическое  воплощение   получили  эскизы  Рериха   к «Снегурочке» в чикагском театре «Опера Компани» в 1922 году. Эти работы отличаются уже несколько иной   трактовкой.   В  них   нашла   своё   воплощение   идея   широко   объединяющего   синтеза, являющаяся характерной чертой творчества Рериха, как и русской культуры вообще. Здесь уже не было  только Руси  дохристианской,  «все элементы  влияний  на Россию  видны  в ''Снегурочке'', — отмечал Николай Константинович. — Мы имеем элементы Византии: царь и его придворный быт. …Здесь царь является отцом и учителем, а не деспотом. Мы имеем элементы Востока: торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из тёплых стран. Мы имеем народный быт. Тип легендарного пастуха Леля, так близкого с обликом индусского Кришны. Типы Купавы, девушек и парней ведут мысль к истокам поэзии — к земле и весеннему Солнцу. И, наконец, мы имеем элементы Севера. Элементы лесных чар. Царство шамана:   мороз,  лешие,   Снегурочка.   …''Снегурочка''  являет   столько   настоящего   смысла России,   что   все   элементы   её   становятся   уже   в   пределы   легенды   общечеловеческой   и понятной каждому сердцу».   Рериху,   как   и   Римскому­Корсакову,   был   особенно близок образ Леля, восходящий к образу Орфея. «Сколько прекрасных   сказаний   от   самых   древнейших   времён утверждает   значение   божественных   созвучий,   —   писал Николай Константинович. — В назидание всем поколениям оставлен миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою».  Художник   не   раз   проводит   мысль   о   близости славянского Леля и индусского Кришны и посвящает этим легендарным персонажам целый ряд своих полотен. Картина «Святой Пастух» (1930) вобрала в себя мотивы, звучавшие в театральных   эскизах   художника   1919   и   1921   годов.   А   на картине «Кришна­Лель» (Новосибирская картинная галерея) эти образы сливаются воедино.    Н.К. Рерих. Снегурочка и Лель. 1921. В этих вечных понятиях сплеталась мудрость Востока с лучшими изображениями Запада». «Вне излишней историчности, вне надуманности «Снегурочка» являет столько настоящего   смысла   России,   что   все   элементы   ее   становятся   уже   в   пределы   легенды общечеловеческой   и   понятной   каждому   сердцу»,   ­   пояснял   Рерих   свою трактовку. Именно поэтому столь разнообразен и внешний вид персонажей оперы.   Эскиз   «Берендей   и   Снегурочка»   стилизован   автором   под древнерусскую   икону.   В   работах   «Лель   и   Снегурочка»   и   «Купава» художник создал вполне определенный азиатский этнический тип. Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду   текущего   сезона.   Рерих   вспоминал,   как   в  «Чикаго   во   время постановки   «Снегурочки»   мастерские   Маршала   Фильда   произвели 22 интересный   опыт,   построив   современные   костюмы   на   орнаментах   или   линиях доисторических славянских одеяний.   народов   всё­таки всё­таки Корсакова   было ценностям, фольклоре.   Н.К.Рерих утверждает: «Так понятна каждая общечеловеческая идея. Так же понятно, что сердце имеет   общечеловеческий   язык.   И   общий   язык   этот приводит к творческой любви».    В   миропонимании   у   Рериха   и   Римского­ много   общего:   они   оба   тянулись   к   истинным находя их в природе, русской старине, в истории, в Иван Яковлевич Билибин графики, Иван   Яковлевич   Билибин  (16.08.1876­07.02.1942)   –   выдающийся   художник­ иллюстратор и театральный оформитель, отобразивший сказочный и фантастический мир русского фольклора. Родился в селе Тарховка (близ Петербурга). Он получил известность как   один   из   самых   своеобразных   и   оригинальных мастеров     создатель   особого   типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга­тетрадь,   снабженная   крупными   цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги     – обложки,   инициалов,   особого   вида     Иван Яковлевич Билибин  шрифта и орнаментальных украшений. В 1901­1903 годах Билибин   создает   иллюстрации   к   сказкам   «Царевна­ лягушка»,   «Василиса­прекрасная»,   «Марья   Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»,   «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке».     Билибин увлеченно работает  над  эскизами  к первой  постановке «Золотого   петушка»   Римского­Корсакова.   Сказочные герои – добрые и злые, прекрасные и безобразные – волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость. 29 марта 1905 года, в Пражском Национальном театре состоялась премьера оперы Снегурочка» Н.А. Корсакова,   для Билибину   были костюмов и       Римского­ которой заказаны   эскизы декораций.   23 И. Билибин. Декорации к опере «Снегурочка» Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка» Художественный фильм «Снегурочка»   В конце 1960­х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году.   Режиссер: Павел Кадочников Сценаристы: Павел Кадочников, Леонид Любашевский Оператор: Александр Чиров Композитор: Владислав Кладницкий Производство: «Ленфильм» Год выпуска: 1968 Роли   исполняли:   Евгения   Филонова   (Снегурочка),   Павел   Кадочников   (Царь Берендей), Евгений Жариков (Лель), Ирина Губанова (Купава), Борис Химичев (Мизгирь), Сергей   Филиппов   (Бермята),   Наталья   Климова   (Весна­Красна),   Любовь   Малиновская (бобылиха), Валерий Малышев (Брусило), Геннадий Нилов (Курилка). Съемки фильма проходили под Костромой. Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев»: рубленые лубочные домики берендеев, островерхий дворец царя Берендея. После завершения съемок Берендеев посад было решено не разбирать. Деревянные декорации   были   перенесены   в   Кострому,   где   возник   парк   «Берендеевка»   ­   одно   из любимых мест отдыха костромичей.                                             Парк «Берендеевка». Кострома. Кроме этого, в Костроме теперь есть «Терем Снегурочки», в котором та круглый год   принимает   гостей.   В   2009   году   впервые   официально   отмечался   день   рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4­го на 5­ое апреля. Это не соответствует 24 сюжету   сказки,   в   которой   снегурочка   рождается   зимой.   Однако,   по   объяснениям организаторов,   «У   Снегурочки   отец   Дед   Мороз,   а   мать   Весна,   и   поэтому   у   нее   день рождения весной». В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы. Кадры из художественного фильма  «Снегурочка». 1968. Сюжет художественного фильма: Снегурочка – дочь Деда Мороза и красавицы Весны. Ее ледяное сердце никогда еще не ведало простых человеческих радостей, никогда не знало любви до встречи с Лелем. Его душевное   тепло   подарили   девушке   богатство   окружающего   мира,   растопили   сердце холодной красавицы. В фильме есть и чудесная природа, и веселые хороводы, и игры, и песни – все, без чего не может быть настоящей русской сказки.  В деревне берендеев появляется девушка, наделенная красотой, но не чувствами. На Снегурочку   засматриваются   все   молодые   парни,   только   сердце   ее   холодно,   даже сладкоголосому Лелю не под силу пробудить в Снегурочке любовь. Снегурочка скупа на ласку. Купава   и   Мизгирь   –   жених   с   невестою,   они   идут   на   праздник,   зовут   с   собой купавиных подружек. Мизгирь, увидев Снегурочку, предлагает Купаве идти на праздник без   него.   Снегурочка   становится   разлучницей,   сама   того   не   желая.   Мизгирь   прилюдно объявляет   о   погасшей   к   купаве   любви.   На   упрек   берендеев   в   непостоянстве   Мизгирь отвечает: «К чему слова? Для сердца нет указки. Купаву я любил, теперь люблю другую. Снегурочку». На общем собрании берендеев царь определяет срок: кто покорит   снегурочкино   сердце   к   утру   перед   восходом   Ярило­ солнца, тому и быть ее мужем.   Снегурочка просит мать­Весну дать ей любви девичьей. И в Снегурочке просыпается любовь к Мизгирю.   Вдвоем   они   пришли   к   Ярилe,   но   солнце   погубило Снегурочку – на рассвете она растаяла. Художественный фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975 год) – роль Снегурочки исполняет Ирина Борисова. 25 Художественный   фильм   «Снегурочка.   Пасхальная   сказка»   (2010   год)   –   роль Снегурочки исполняет Татьяна Петрова. Это с детства знакомая каждому, но открывающаяся иной гранью трогательная, душевная и поучительная история с точки зрения жизненной правды и нравственности. Появившись у стариков зимой, уже весной Снегурочка погибает на костре, а за этот недолгий период всеобщая любовь к ней сменяется завистью, сплетнями и судом. Мультипликационный фильм «Снегурочка»  «Снегурочка» (1952 год) — мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского­Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Режиссёр­постановщик: Иван Иванов­Вано. Режиссёр: Александра Снежко­Блоцкая. Композитор: Николай Андреевич Римский­Корсаков в обработке Л.А. Шварца. Студия   «Союзмультфильм»,   время   69 минут. Сюжет мультипликационного фильма: Заканчивается   зима   и   Дед   Мороз собирается   на   север.   Что   же   делать   с   дочкой Снегурочкой? Её ледяное сердце никогда не знало ни простых человеческих радостей, ни любви, но однажды   она   услышала   песни   Леля   и   захотела остаться в Берендеевом царстве. И просить свою мать — красавицу Весну — растопить её сердце… 1952 год. 1952 год. «Снегурочка»   (2006   год)   –   мультипликационный   (кукольный)   фильм   2006   года представляет   собой   максимально   сжатое   изложение   классической   пьесы   Островского (режиссер Мария Маут). Критик Екатерина Зуева пишет: «Снегурочка» Марии Маут,  где вся   пьеса   Островского   вместилась   в   16   минут экранного   времени   только   лишь   благодаря вышелушенной   до   ядра   идее   плодородного   и наивного язычества. И куклы – ядреные, девственно сексуальные,   а   голоса   на   озвучке   –   молодые, ломающиеся.   В   свете   грозного   божества   Ярилы, отвернувшегося   от   вырождающегося   народца, который   почти   разучился   любить   согласно природным законам, что заразил разбойничьего вида Мизгиря,   естественным   образом   гибнет   субтильная Снегурочка – морок, наваждение, имитация плоти и крови».   2006 год. 26 Список литературы 1. Алпатов С. Русский фольклор. М., 2000. – 245 с. 2. А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Т. II.  М., 1994. –  257 с. 3. Дубинская А.И. Островский А.Н Очерк жизни и творчества. М., 1989. – 316 с. 4. Королев К.М. Мифические существа. Энциклопедия. М., 1997. – 547 с. 5. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. ­  М., 1984 27 6. Обрядовая поэзия. – М., 1989. 7. Островский А. Н.  Собрание сочинений.  ­ М., 1992. 8. Островский А.Н. Драматургия. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ­ ЛТД», 1997. – 736 с.  9. Соловцов А. Статья Н. А. Римского­Корсакова «Снегурочка — весенняя сказка»   //   Римский­Корсаков   Н.   А.   «Снегурочка   —   весенняя   сказка» (Тематический разбор). М., 1978. – 289 с. 10. Истоки   образа   Снегурочки   в   языческой   культуре   славян.   –   Режим доступа: www.snegurochka.org/content (дата обращения 25.01.2018). 11. Опера   Н.   Римского­Корсакова   «Снегурочка».   –   Режим   доступа: http//www.belcanto.ru (дата обращения 02.02.2018). 12. Петр Ильич Чайковский. – Режим доступа: http://www.coolsoch.ru  (дата обращения 05.02.2018).    28

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)

Продукт проектной деятельности - путеводитель "Полна чудес могучая природа" (8 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2018