Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369» г. Перми
Проект
«Радуга – знакомая незнакомка»
Автор:
Воспитатели 1 категории
Коваленко Н.Н.
Доронина Н.А.
Педагог – психолог 1 категории
Константинова Е.Л.
Пермь
2017 год
Информационная карта
Учреждение |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369» г. Перми |
Полное название проекта |
«Радуга – знакомая незнакомка». |
Авторы проекта |
Воспитатели Коваленко Наталья Николаевна, Доронина Нина Алексеевна, педагог-психолог Константинова Елена Леонидовна |
Руководитель проекта |
Руководитель СП Зобачева Ирина Александровна |
Кадры, реализующие проект |
Воспитатели Коваленко Наталья Николаевна, Доронина Нина Алексеевна, педагог-психолог Константинова Елена Леонидовна |
Город, район |
г. Пермь, Свердловский район |
Адрес организации |
г. Пермь, 614083, Ул. Балхашская,203 |
Телефон |
Тел./факс 241-91-84 |
Электронная почта |
ds369@mail.ru; |
Сайт учреждения |
http://detsad369.caduk.ru/ |
Вид, тип проекта |
познавательно-исследовательский |
Цель, направления деятельности проекта. |
Знакомство с природным явлением «радуга». |
Краткое содержание проекта |
Исследовать возникновение радуги в природе, рассмотреть и изучить цвета радуги и их расположение. |
Место проведения |
МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми |
Сроки проведения |
Январь - март |
Количество участников |
27 детей, 3педагога |
Возраст детей |
От 4 лет до 5 лет |
Форма проведения |
Совместная деятельность взрослого и ребёнка (беседы, опыты, творческая деятельность и т.д.) |
Продукт проекта |
Проект, альбомы для рассматривания, рисунки детей, дидактические игры, литературный фольклорный материал |
Актуальность: Выбор темы обусловлен работой по реализации программы развития образовательного учреждения и результатами диагностирования детей, из которых выяснилось, что у детей большие затруднения с запоминанием цветов и их оттенков.
Цель: Знакомство с природным явлением «Радуга».
Задачи:
Задачи это пошаговые действия по реализации цели. Что необходимо для знакомства детей с явлением природы? Например: Осуществить подбор наглядного материала….
1. Разработать и внедрить в РППС группы, развивающие дидактические игры сенсорной направленности.
2. Знакомить детей со спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов и находить их в окружающих предметах.
2. Познакомить с фольклорным материалом, связанным с радугой.
3. Познакомить с творчеством поэтов о радуге.
4. Вызывать интерес к исследовательской деятельности.
Нормативно-правовая база:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
· Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года.
· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
· Программа развития МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми до 2018 года.
Возможные риски и пути их преодоления:
Карантин по ОРВИ и ГРИППУ и следствие небольшой охват воспитанников.
Пути решения: в группе в Контакте выкладывать информацию.
Планирование работы по реализации проекта.
I этап – подготовительный
Сроки:
№/П |
Формы работы |
Дата |
Результат |
Ответственные |
1. |
Найти и изучить информационный материал, описывающий и объясняющий возникновение радуги. |
январь |
Приложение 5 |
Доронина Н.А Коваленко Н.Н |
2. |
Изучить определение значения слова «радуга» в разных словарях. |
январь |
словари |
Константинова Е.Л |
3. |
Познакомиться с фольклорным материалом, связанным с радугой. |
январь |
Приложение 4 |
Доронина Н.А |
4. |
Познакомиться с творчеством поэтов о радуге. |
январь |
Приложение 1 |
Коваленко Н.Н |
5. |
Подобрать мнемонические фразы по теме. |
январь |
Приложение 2 |
Константинова Е.Л |
6. |
Подобрать материал для оформления РППС. |
январь |
Приложение 3 |
Доронина Н.А Коваленко Н.Н Константинова Е.Л |
II этап – основной этап реализации проекта
Сроки: февраль-март
№/П |
Формы работы |
Дата |
Результат |
Ответственные |
1. |
Консультация для родителей «Мнемонические приёмы для запоминания цветов радуги». |
6-10.02
|
Выставлена папка передвижка |
Доронина Н.А Коваленко Н.Н Константинова Е.л |
2. |
Чтение фольклорного материала. |
13-17.02 |
Пополнение знаний |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А |
3. |
Чтение стихов по теме. |
20-24.02 |
Заучивание одного из них |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А |
4. |
Дидактические игры: «Цветная палитра», цветная магнитная мозаика. |
06.02-24.03 |
Знание цветов |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А |
5. |
Радужная мастерская Аппликация «Цветные зонтики», «Цветик – семицветик». ИЗО «Радуга в небе», «Мыльные пузыри», «Цветик – семицветик». |
06.02-24.03 |
Готовые работы |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А |
6. |
Заучивание мнемонических стихов. |
06.02-24.02 |
Знание стихов |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А |
7. |
Рассказ мнемоничных фраз по радуге |
Конец марта |
Знание фраз |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А
|
8. |
Радужная лаборатория: Опыт 1. Искусственная радуга. Опыт 2. Радужные
мыльные пузыри. Опыт 6. Радуга в мыльных пузырях. Опыт 7. Радуга, полученная путем опускания зеркала в воду. Опыт 8. Радуга, полученная путем. распыления воды из пульверизатора.
|
06.02-24.03 |
Освоен навык … |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А Константинова Е.Л |
III этап – Контрольно-оценочный
Сроки:
№/П |
Формы работы |
Дата |
Результат |
Ответственные |
1. |
Коллективная работа «Радуга – знакомая незнакомка »обрывная аппликация |
март |
выставка |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А
|
2. |
Презентация «Радуга – знакомая незнакомка » |
март |
Показ презентации |
Коваленко Н.Н Доронина Н.А
|
Материально-техническая база (финансовая составляющая) проекта:
· Ксерокс.
· Цветной принтер.
· Бумага цветная, белая А4 – 1 упаковка; цветные салфетки – 7цветов.
· Клей ПВА -0,5 литра.
· Краски гуашь.
· Карандаши: цветные, простые.
· Мультимедийный проектор.
· Компьютер.
· Ламинатор и пленка.
Ожидаемые результаты проекта: Дети изучили и запомнили цвета радуги, умеют проводить простые опыты. Знают мнемонические фразы о цветах радуги.
Скорректировать в соответствии с задачами.
Трансляция проекта:
· Сайт ДОУ.
· Презентация. Где?
Литература:
1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/ Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 512 с.
2. Большая школьная энциклопедия в вопросах и ответах. – М.:ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус»,2013. – 431 с.
3. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ Н74 КЛАССИК, 2002. -1456 с.
4. Сказки Чуковский К.И./Рис.Ю.Васнецова и др. – М.: Детская литература,1982. – 167 с.
5. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб:ИГ «Весь», 2009. – 1184 с.
6. Уникальный иллюстрированный толковый словарь В.И.Даля для детей/В.И. Даль; художник Т.А.Ляхович. – М.:Астрель, 2013. – 191 с.
Открытые Интернет источники.
1.1. http://ru.wikipedia.org,
1.2. http://slovari.yandex.ru,
1.3. http://otebe.info/statj/volshebstvo-radugi.html,
1.4. http://fs.nashaucheba.ru
1.5. http://images.yandex.ru
1.6. http://www.fun4child.ru/2581-stikhi.-s.-marshak.-raduga-duga.html
1.7. http://музрук.рф/slova_pesen/semdorozek
1.8. http://feb-web.ru
1.9. http://odogde.ru
Приложение №1
Радуга в творчестве поэтов.
Тема радуги очень часто воспевается поэтами в своем творчестве, как для детей, так и для взрослых.
Детские поэты Самуил Яковлевич Маршак и Корней Иванович Чуковский посвятили свои стихи этому чудесному явлению. Вот стихотворение С.Я. Маршака под названием «Радуга-дуга»:
Радуга - дуга
Солнце вешнее с
дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и
дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная
арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Блещет
радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом -
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь
туман -
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя.
Вот из радужных
ворот
К нам выходит хоровод,
Выбегает из-под арки,
Всей земле несет подарки.
И чего-чего здесь
нет!
Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,
Дождь, блеснувший серебром,
Дни растущие, а ночи -
Что ни сутки, то короче.
Эй, ребята,
поскорей
Выходите, из дверей
На поля, в леса и парки
Получать свои подарки!
Поскорей,
поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо пешком.
Ладушки! Ладушки!
По радуге, по радужке,
По цветной дуге
На одной ноге,
Вниз по радуге верхом -
И на землю кувырком!
С.Я. Маршак
*****
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге на салазках, на коньках.
К. И. Чуковский
Но не только детские поэты посвящали стихи радуге. Стихотворения о радуге есть в творчестве Федора Ивановича Тютчева, Ивана Алексеевича Бунина и Петра Андреевича Вяземского.
«Радужным виденьем», «воздушной аркой» называет радугу в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев:
Как неожиданно и
ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса
вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Ф.Тютчев
Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Радуга» сравнивает радугу с божеским благоволением и дивным видением.
Радуга
Свод радуги —
творца благоволенье,
Он сочетает воздух, влагу, свет -
Все, без чего для мира жизни нет.
Он в черной туче дивное виденье.
Являет нам. Лишь избранный творцом,
Исполненный господней благодати, -
Как радуга, что блещет лишь в закате, -
Зажжется пред концом.
И.Бунин
*****
В сиянье радуга
взошла,
Ее цветные пояса
Вонзились в голубое море
И огибают небеса.
И что за весть несет она?
Каким таинственным ключом
Раскрыть смысл радужной депеши,
Облитой солнечным лучом?
Есть тайна в знаменье небес,
И верю, радуги — завет
Сестре-земле, родного неба
Благовестительный привет.
П.А. Вяземский
В детской песне «Семь дорожек» Михаила Танича поют о радуге .
Песенка "Семь дорожек"
Над рекой, над
городом
Вырос мост, вырос мост.
Это встала радуга
Выше звёзд, выше звёзд.
Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.
Мы подкову-радугу
Разогнём, разогнём.
И в косичку радугу
Заплетём, заплетём.
Семь дорожек светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.
Не растает радуга
Насовсем, насовсем.
Мы разделим радугу
Всем, всем, всем.
Всем, всем, всем.
Семь дорожек
светится
В зеркале реки,
Побежим по радуге
Наперегонки.
Улыбнётся солнышко
В рыжие усы,
Каждому достанется
Капелька росы.
Танич М.И.
Приложение №2
Мнемонические фразы (расположение цветов в радуге).
Радуга состоит из всех цветов спектра, которые плавно переходят друг в друга. Но принято выделять только семь основных цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Для запоминания порядка цветов в радуге придумали замечательные мнемонические фразы. Мнемонические фразы позволяют запоминать информацию методом ассоциации.
Цвета радуги можно запомнить по первым буквам следующих фраз, которые еще называют акростихами, потому что в первых буквах каждого слова зашифрован определенный цвет:
1. Самая известная фраза:
Каждый - красный
Охотник - охотник
Желает – желтый
Знать - зеленый
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан – фиолетовый.
2. Тоже известная фраза:
Как Однажды Жак-Звонарь Головою Сбил Фонарь.
3. Менее известный детский вариант:
Крот Овце, Жирафу, Зайке Гладил Старые Фуфайки.
4. А вот еще современный вариант, подаренный развитием компьютерной техники:
Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп.
Приложение №3
Радуга экспериментальным путем.
Для того чтобы убедиться, что в радуге действительно семь цветов, и исследовать
это природное явление, мы проведем опыты.
Опыт 1. Искусственная радуга
Необходимый материал:
Емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.
Ход опыта:
В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет
фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления
луча на листе появляется радуга.
Объяснение:
Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то
раскладывается на составные части – семь цветов радуги.
Опыт 2. Радужные мыльные пузыри
Необходимый материал:
Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.
Ход опыта:
Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем
пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Объяснение:
Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные
кольца.
Опыт 3. Как из радуги получить белый цвет
Необходимый материал:
Бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.
Ход опыта:
Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать.
Вместо цветного круга, мы увидим белый.
Объяснение:
Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по
отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.
Опыт 4. Радуга в телефоне
Необходимый материал:
Телефон, настольная лампа, CD- диск.
Ход опыта:
Светим на зеркальную поверхность диска лампой. Включаем камеру на телефоне и
направляем на диск. На всей поверхности диска появляется радуга.
Объяснение:
Камера телефона, подобно нашему глазу, воспринимает свет. Диск раскладывает
белый свет фонарика на семь цветов спектра. Поэтому мы можем через камеру
телефона наблюдать радугу на зеркальной поверхности диска.
Опыт 5. «Ловим» радугу в компакт-диске.
Необходимые материалы:
Компакт-диск, источник света (настольная лампа, солнечный свет).
Ход опыта:
Направляем источник света под углом около 25 градусов к поверхности компакт-диска. Поверхность компакт-диска «поймает» луч света, и в результате преломления луча на поверхности компакт-диска возникнет радуга.
Опыт 6. Радуга, полученная путем опускания зеркала в воду.
Необходимые материалы:
Емкость с водой, зеркало источник света (настольная лампа, солнечный свет).
Ход опыта:
В емкость с водой помещаю зеркало под углом около 25 градусов к поверхности воды. Направляю источник света на зеркало, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникает радуга.
Опыт 7. Радуга, полученная путем распыления воды из пульверизатора.
Необходимые материалы:
Пульверизатор с водой, источник света (солнечный свет, настольная лампа).
Ход опыта:
При помощи пульверизатор с водой создаю облако падающих в воздухе капель и направляю источник света на облако из капель, в результате преломления луча в облаке из капель на стене или на потолке возникает радуга.
Приложение №4
Форматирование!!!
Мифы
о радуге у разных народов.
Радуга – это великолепное красочное явление, которое издавна поражало
воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Может
быть поэтому, человечество связало радугу с множеством мифов и легенд.
В христианстве радуга символизировала прощение, договор между Богом и
человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа.
В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как
образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли
(зеленый).
В Китае считали, что радуга – это небесный дракон, союз Неба и Земли.
У западных славян есть поверье, что колдунья может украсть радугу и спрятать
ее, а значит, произвести на земле засуху.
Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга
коснулась земли.
Согласно поверьям многих африканских народов, радуга – небесная змея,
которая служит стражем сокровищ, и в тех местах, где радуга касается
земли, можно найти клад.
А в мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается
покровителем воды и дождя.
Приложение №5
Возникновение радуги в природе.
Радугу
можно наблюдать перед дождем или после него. И только в том случае, если
одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. Лучи Солнца проходят
через капельки дождя. А каждая такая капелька разделяет белый свет Солнца на
его составляющие - лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого,
синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных
цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую
называют спектром.
Форма радуги определяется формой капелек воды (они более или менее круглые), в
которых преломляется солнечный свет. Поэтому для наблюдателя на земле радуга
обычно выглядит как дуга - часть окружности.
Вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между
солнцем и дождем.
Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная
радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге
«перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.
Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества
капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли
мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Однако радугу можно наблюдать не только после дождя. Зимой в сильный мороз, в
воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь
цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Хотя это явление
достаточно редкое.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.