В настоящее время основным представлением для научной статьи является печатная форма. Эта ситуация постепенно меняется – некоторые издательства наряду с выпуском печатного номера журнала выкладывают тексты опубликованных научных статей в интернет в свободный доступ. Однако в большинстве случаев это делается для подписчиков или на платной основе, что означает фактическое отсутствие статей в интернете и затрудняет поиск научной информации для исследователя.
Проект..doc
Проектноисследовательская работа по математике
«Мой район в задачках»
содержит сборник авторских задач
о Кондинском районе для 14 классов ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
ГЛАВА II
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА IV
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3
3
4
6
7
10 ВВЕДЕНИЕ
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно решать разные
Обоснование выбранного направления.
задачи, выполнять оценочные действия, использовать навыки устного счета, применять
действий с натуральными числами.
Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у
многих учащихся. Как научиться правильно и быстро решать задачи? Конечно, чем больше
решаешь задачи, тем большего результата добиваешься. Но есть еще один способ освоения
данного материала. Детям часто интересно идти от противного, не решить задачу, а
составлять ее самому. Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли
автора. Но этот процесс также приводит к освоению материала по решению задач и
приобретению соответствующего навыка. Для нас же важно, что придумывая собственную
задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает
известные типы задач, пополняет свой математический опыт.
Так пришла идея создать сборник авторских задач на основе интересующего
ребенка материала. На данный период особый интерес у нашего класса вызывают сведения
и факты, непосредственно к ним относящиеся, связанные с местами, где они чаще всего
бывают. Ребятам очень интересна вся доступная информация о Кондинском районе, ведь
это родной для них район.
ГЛАВА I. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА.
Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы создать математический
сборник задач о родном крае, постараться заинтересованность младших школьников
решать математические задачи о Кондинском район, создать такой сборник задач было
очень заманчиво. Мы понимали, что такая работа будет иметь и практическую значимость
для учащихся и педагогов. С классным руководителем в ходе обсуждения, подтвердил и
одобрил выбор темы для исследования. А также, были определены:
Объектная область исследования - учебный предмет
«математика». Объект исследования – решение математических
задач.
Предмет исследования – математические задачи
определенного типа.
Изучив научную литературу по данному вопросу,
выдвигаем
гипотезу исследования – если окажется возможным из
множества математических задач выбрать определенные
(«красивые») задачи и классифицировать их по
некоторым признакам, то возможно создание сборника
таких задач и использование его в качестве
математического саморазвития.
Цель нашего исследования – создать сборник
«красивых» математических задач.
Задачи:
1. изучить научную литературу, научные публикации
2. Определить понятие «красивая» задача в
по данной теме.
математике.
3. Классифицировать найденные задачи по разделам.
4. Подготовить материалы для сборника «красивых»
математических задач.
Методы исследования:
Теоретические.
Эмпирические.
Математические.
Ожидаемые результаты: Классификация «красивых» математических задач.
Подготовка материалов для сборника «красивых» задач
по математике.
Использование материалов сборника учащимися при
подготовке к олимпиадам, к урокам, для развития
математических способностей.
Использование материалов сборника учителями школы
для организации работы с учащимися. Глава I. «Красота» в математике
Человек немыслим без такого качества, как восприятие
мира в его красоте и гармонии. Поэтому сегодня одним
из основных направлений развития школы является
поворот обучения к человеку, его ценностному
потенциалу.
Многие из учащихся считают математику строгой наукой,
при изучении которой нет места эмоциям, хотя очень
многие заинтересованы этим предметом.
Известно, что решение задачи – одно из основных
средств математического развития школьников. Каждая
математическая задача служит конкретным целям
обучения, но основная её цель – развитие творческого и
математического мышления, формирование и развитие
эстетического вкуса. Еще Д. фон Нейман отмечал, что
математика «движима почти исключительно
эстетическими мотивами». Попытки раскрыть
содержание понятий «чувство красоты», «красивая
задача» предпринимаются многими математиками.
Например, Г. Биркгоф дал интересную характеристику
эстетической
привлекательности математического объекта: ,
где М – мера красоты,
О – мера порядка,
С – мера усилий, затрачиваемых для понимания сущности
объекта.
Из этой формулы следует, что для ученика красивыми
математическими объектами будут те, восприятие
которых сопряжено с наименьшими усилиями с его
стороны. Эстетическая мера объекта будет
увеличиваться с упорядочиванием структуры.
Многие планиметрические задачи напрямую связаны с
понятием «красивая», то есть «доставляющая
наслаждение, приятная внешним видом,
гармоничностью, стройностью». Восприятие
эстетической стороны такой задачи начинается с условия
и чертежа.
Например, задача построения с помощью циркуля
фигуры, изображенной
на рисунке,
привлекает внимание обучающихся прежде всего
условием (красивый узор). Но затем они начинают
фантазировать на данную тему, и у них получаются
оригинальные узоры, построение которых возможно
лишь с помощью циркуля. Решение «красивых» задач, мы считаем, должно быть
наглядно, неожиданно, просто. Задачи,
удовлетворяющие такому требованию, согласно нашим
наблюдениям, неизменно вызывают интерес учащихся и
побуждают их к поиску более коротких и простых путей
решения, что способствует развитию креативности.
Изучив множество литературы, мы пришли к выводу, что
«красивая» математическая задача должна отвечать
определенным требованиям:
1) Условие задачи должно быть интересно; если задача
геометрическая, то чертеж к ней – красивый.
2) Задача должна содержать нестандартный элемент,
отличающий ее от большинства задач по данной теме,
предлагаемых в учебниках. При этом нестандартность
может проявляться как в самом условии, так и в методах
решения. Особый интерес в этом смысле представляют
задачи, имеющие несколько различных методов
решения, и многовариантные задачи, имеющие
несколько ответов (причем желательно, чтобы факт
наличия нескольких ответов не был явно указан в
формулировке условия).
3) Задача может устанавливать интересный факт, порой
неожиданный.
4) 3адача должна быть доступна как по формулировке
условия, так и по сложности и объему используемого в
решении материала. Если сильные и слабые ученики
окажутся при постановке проблемы в изначально
неравных условиях, то предложенная задача потеряет
долю своей прелести и «сработает» только на часть
класса.
5) Желательно, чтобы в решении красивой задачи не
использовались искусственные приемы, особенно если они известны части учеников (например, посещающим
занятия-кружка или факультатива).
Наконец, основное: в решении задачи обязательно нужно
спрятать «изюминку», чтобы оно было наглядно и
удивительно просто.
Учась в среднем звене и готовясь к математическим
олимпиадам, мы сталкивались со множеством задач,
среди которых были такие, которые отвечали данным
требованиям и мы поняли, что их можно
классифицировать на несколько групп:
1) «Красивые» задачи по решению; 2) «Красивые» задачи
по чертежу;3) «Красивые» задачи по содержанию; 4)
«Красивые» олимпиадные задачи.
Глава II. Классификация красивых задач
2.1 «Красивые» задачи по содержанию
Некоторые «красивые» задачи привлекают учеников
изюминкой, находящейся в содержании поставленной
задачи. Приведем пример:
Маленький Петя подпилил все ножки у квадратного
табурета и четыре отпиленных кусочка потерял.
Оказалось, что длины всех кусочков различны и что
табурет после этого стоит на полу, пусть наклонно, но
по-прежнему касаясь, пола всеми четырьмя концами ножек. Дедушка решил починить табурет, однако нашел
только три кусочка с длинами 8, 9 и 10 см. Какой длины
может быть четвертый кусочек?
Решение. Пусть А, В, С, D – концы исходных ножек
табуретки, а А1, В1, С1, D1 – подпиленных. А1А + В1В =
С1С + D1D. Поскольку табуретка стоит, касаясь пола
четырьмя ножками, то точки А1, В1, С1 и D1 лежат в
одной плоскости. Табуретка квадратная, значит,
плоскости АВА1В1 и СDС1D1 параллельны.
Следовательно, А1В1 // С1D1. Аналогично,
В1С1 // А1D1. таким образом, четырехугольник А1В1С1D1
– параллелограмм, и его диагонали пересекаются в точке
О1. Пусть О – центр квадрата АВСD. Заметим, что отрезок
ОО1 – средняя линия как в трапеции АСС1А1, так и в
трапеции ВDD1В1, а значит , А1А+ С1С= 2ОО1= В1В+
D1D.
Теперь переберем возможные длины отпиленной части,
расположенной по диагонали от потерянной. При этом
получим, что длина отпиленной части удовлетворяет
одному из равенств:
8+x=9+10, 9+x=8+10, 10+x=8+9, x=7, x=9,x=11.
Поскольку длины всех кусков различны, =9, и остаются
только варианты 7 и 11.
Ответ: 7,11.
2.2 «Красивые» задачи по чертежу
Задачи на построение чертежей, вызывают интерес
именно условием (красивый чертеж). Поэтому учащиеся начинают фантазировать на данную тему, и у них
получаются оригинальные чертежи.
Задача
Зигзаг разделил правильный девятиугольник на
треугольники, как показано на рисунке. Какая часть
площади больше: закрашенная или незакрашенная?
Решение. Проведем в девятиугольнике еще несколько
диагоналей.
Девятиугольник разбился на 13 треугольников. На
рисунке образовалось много параллелограммов и
трапеций с диагоналями. Расставим номера
треугольников, причем одинаковым номером отметим
равные треугольники разных цветов. 12 из них разбились
на пары, а тринадцатому, который оказался
закрашенным, пары не хватило. Значит, закрашенная часть площади девятиугольника больше его
незакрашенной части.
Ответ: закрашенная.
2.3 «Красивые» задачи по решению
Нестандартность решения может проявляться и в
методах решения. Особый интерес в этом смысле
представляют задачи, имеющие несколько различных
методов решения, и многовариантные задачи, имеющие
несколько ответов (причем желательно, чтобы факт
наличия нескольких ответов не был явно указан в
формулировке условия).
Задача
Дан острый угол А, вершина которого недоступна
(находится за пределами чертежа). Постройте
биссектрису данного угла.
Эту задачу можно решить, как минимум, тремя
способами, каждый из которых по-своему красив.
Способ 1 опирается на тот факт, что три биссектрисы
треугольника пересекаются в одной точке. Взяв две
произвольные точки В и С на сторонах данного угла,
получим треугольник АВС (с одной недоступной
вершиной), две биссектрисы которого можно построить.
Точка пересечения этих биссектрис лежит на искомой
биссектрисе. Аналогично можно найти и вторую точку. Способ 2 использует свойство углов с соответственно
параллельными сторонами: проведя на равных
расстояниях от сторон данного угла прямые А1В1и А1С1,
параллельные соответственно сторонам АВ и АС, так
чтобы точка их пересечения лежала внутри угла,
получим угол В1А1С1, равный данному. Очевидно, что
биссектриса В1А1С1 лежит на искомой биссектрисе угла
ВАС.
2.4 «Красивые» олимпиадные задачи
Олимпиадные задачи всегда пользовались успехом у
учеников 5-11 классов, приведем пример «красивой»
олимпиадной задачи.
Задача
Дана белая доска размером 100*100 клеток. Двое по
очереди красят ее клетки в черный цвет, причем первый
всегда закрашивает квадрат 2*2, а второй—три клетки,
образующие «уголок». Уже покрашенную клетку второй
раз красить нельзя. Проигрывает тот, кто не может
сделать очередной ход. Кто выигрывает при правильной
игре: первый или второй? Ответ: второй
Решение. В одном из углов доски второй игрок своим
первым ходом закрашивает три клетки в прямоугольнике
2x3, а три оставшиеся клетки из этого прямоугольника
объявляет резервом. В дальнейшем второй игрок делает
все возможные ходы, не затрагивая резерва. Если такой
ход становится невозможным, то закрашиваются клетки
резерва. Ясно, что ответного хода у первого игрока нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по выбранной теме осуществлялась в
соответствии с планом исследования, а именно: были
определены объектная область, объект и предмет
исследования, сформулирована гипотеза, поставлены
цели и задачи, а также определены ожидаемые
результаты. Были указаны используемые методы
исследования, определена проблема, обоснована
актуальность. Анализируя выполнение поставленных задач, можно
сказать следующее:
В ходе исследования дано определение «красивой»
математической задачи, проведена классификация таких
задач по определенным признакам, а именно:
Задачи, «красивые» по решению
Задачи, «красивые» по содержанию
Задачи, «красивые» по чертежу
«Красивые» олимпиадные задачи.
Изучена литература по вопросу исследования, всего
изучено 10 научных публикаций и других источников.
Самыми интересными, на наш взгляд, оказались Бахтина
Т.П. Раз задачка, два задачка…..-М.:Аскар,2001 и Леман
И. Увлекательная математика/ Пер. с нем. Ю.А. Данилова.
М., 1985.
Подготовлены материалы для сборника «красивых»
математических задач.
В ходе данного исследования были использованы
заявленные методы (теоретические, эмпирические,
математические).
Анализируя планируемые ожидаемые результаты
исследования, можно отметить, что как основной
результат работы проведена классификация «красивых»
математических задач.
Считаем, что практическая значимость данной работы
заключается в следующем: Автор работы, изучив литературу по данному вопросу,
получил дополнительные знания в области математики,
укрепив свой интерес к этой науке.
Подготовленные материалы для сборника «красивых»
математических задач могут быть использованы всеми
учащимися при подготовке к урокам, олимпиадам,
другим занятиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтина, Т.П. Раз задачка, два задачка...-
2. Ковалёва, С.П. Олимпиадные задания по математике
М.:Аскар,2001.
9 класс – В.: Учитель 2005.
3. Леман, И. Увлекательная математика/ Пер. с нем.
Ю.А. Данилова. М., 1985.
4. Лихтарников, Л.М. Задачи мудрецов: Кн. для
учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учебная
литература», 1996.
5. Прасолов, В.В. Задачи по планиметрии. – М.: Наука,
1986.
6. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе –
М.: Айрис пресс, 2002.
7. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-
11 класс – М.:Айрис пресс, 2005. 8. Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике
– М.: Экзамен, 2006.
9. Математические олимпиады и олимпиадные задачи –
http://www.zaba.ru.
10.
Международный математический конкурс
«Кенгуру» - http://.Kenguru.sp.ru.-
11.
Московская математическая олимпиада
школьников -http://olympiadas.mccme.ru/mmo/
ВЫБЕРИТЕ КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СО СКИДКОЙ 50%:
Менеджмент в образовании
Основы создания интерактивного урока: от презентации до видеоурока
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной
деятельности
Содержание и технологии школьного географического образования в условиях
реализации ФГОС
Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по
Активные методы обучения в дополнительном образовании (экология и
краеведение)
Методика преподавания информатики в начальных классах
Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди учащихся образовательных учреждении
предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Химия окружающей среды
Современные информационные технологии и их использование в работе
преподавателей. Системы автоматизированного проектирования одежды и
организация технологического процесса
Табличный процессор MS Excel в профессиональной деятельности учителя
математики
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута
обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения
качества образовательной деятельности
Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в
старших классах в рамках реализации ФГОС
Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя
математики в условиях ФГОС второго поколения
Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в
современной школе
История русской литературы конца 20 - начала 21 вв. и особенности ее
преподавания в новой школе
ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на
уроке биологии
Информационные технологии в деятельности учителя физики
Психолого-педагогическая компетентность педагога
Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности
Организация работы по формированию медиаграмотности и повышению уровня
информационных компетенций всех участников образовательного процесса
Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в
условиях перехода к новым образовательным стандартам
Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС
Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в
образовательном процессе в свете ФГОС
Облачные технологии в образовании
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
Специальная оценка условий труда
Охрана труда
Организация деятельности специалистов по ВЭД
Скачать материал
Автор
Благодаров Владимир Сергеевич
Дата добавления
28.11.2015
Раздел
Математика Подраздел
Просмотров
Номер материала
Другие методич. материалы
1480
ДВ-205630
Получить свидетельство о публикации
Чтобы добавить отзыв, войдите в Ваш кабинет или зарегистрируйтесь «Мобильное обучение как усовершенствование образовательной
Новый бесплатный вебинар
парадигмы»
Смотреть вебинар
Похожие материалы
Исследовательская работа по математике "Задачи со спичками"
28.11.2015
Просмотров: 2092
Комментариев: 0
Исследовательская работа по математике
Актуальность проекта. Заинтересованность младших школьников, лучше узнать о
своем Кондинский район, сформировать любовь и уважение к родному району. В
ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии
района, его истории, о том, что район делает для подрастающего поколения.
Научная новизна и мотивация.
Текстовых задач, содержащих
краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю
своего района в городе средствами математики, нет. Матвею (с участием его
одноклассников) предоставляется возможность самому создать такие задачи
для своего класса.
Цель проекта.
• обучение школьников составлению и решению текстовых
задач;
• усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами,
прежде всего с историей; •
составление сборника задач о Хорошевском районе города
Москва;
• демонстрация значимости математических знаний в
практической деятельности.
Гипотеза проекта.
В процессе составления авторских краеведческих задач
автор проекта с одноклассниками, не только освоят
математическую программу,
получат
дополнительные сведения о развитии района, его истории, о
том, что район делает для их поколения.
но также
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
В процессе работы над проектом нам необходимо решить следующие
задачи:
• Собрать фактические цифровые данные и сопроводить каждую задачу
исторической справкой.
• Выбрать из исторической справки математическое содержание и
определить тип задачи.
Задача должна решаться средствами
арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из
следующих тем:
Действия с натуральными числами.
Единицы измерения длины, площади (величины).
Деление и умножение многозначных чисел
Среднее арифметическое
Деление с остатком.
Решение задач на нахождение неизвестного по
двум разностям.
Решение задач на движение.
Решение задач в косвенной форме.
Нахождение целого числа по части.
Нахождение части от целого числа. 3. Просто и понятно сформулировать задачу, или составить кроссворд с
терминами по данной теме. Задача должна быть интересна и с
математический, и с краеведческой точки зрения.
4. Подготовить правильное оформление для каждой задачи:
наличие исторической справки;
корректность формулировки условия;
наличие подробного решения;
подготовка
иллюстраций,
соответствующих
историческим фактам,
составлена задача.
на основе которых
Поисковые темы:
История происхождения Хорошевского района
Архитектура Хорошевского района
Исторические цифры и факты нашего района
Достопримечательности Хорошевского района
Парки в нашем районе
Все о детях в нашем районе
Методы исследования:
теоретические методы: анализ исторической и научной литературы,
анализ интернет – источников;
эмпирические методы: изучение опыта составления задач в классе
вместе с одноклассниками, эксперименты по запоминанию фактов и
дат,
наблюдение за реакцией
одноклассников на процесс составления авторской задачи.
используемых в задачах,
Применяемые умения:
проектные (организационные,
информационные,
поисковые,
коммуникативные, презентационные, оценочные);
предметные (математические).
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая значимость. Проект содержит большой раздел
исторических и краеведческих сведений и фактов о Хорошёвском районе
Москвы, на основе которых автором проекта под руководством научного
руководителя созданы задачи по математике для учеников 34х классов.
Результат и форма продукта деятельности. Результатом и основной
составляющей проекта становиться сборник авторских задач по математике о
Хорошёвском районе Москвы, который оформлен на бумажном носителе в
виде задачника (Приложение №1), и на цифровом носителе DVD
(демонстрируется в момент защиты проекта). Такой учебник может в
дальнейшем использоваться на уроках математике в 3х и 4х классах.
Перспективность проекта: Хорошёвский район, как вся Москва
постоянно обновляется и развивается, застраивается и ремонтируется,
появляются не только новые памятники, музеи, архитектурные здания, но и
рождаются целые улицы (например, Уго Чависа), поэтому новые факты, даты
и сведения относительно Хорошёвского района будут появляться постоянно.
В связи с этим, можно быть уверенным в том, что всегда найдется материал
для составления задач о Хорошёвском районе Москвы, при этом
математический уровень этих задач также будет с каждым годом повышаться.
Кроме того, учитывая тонкую, но прочную связь между примыкающими
районами (Аэропорт, Сокол, ХорошевоМневники, Беговая и др.), очень
чувствуется взаимопроникновение районов Северного округа Москвы.
Некоторые исторические сведения сложно привязать к какомуто из районов
конкретно. Учитывая это, у учеников есть перспективная возможность
создания сборника авторских задач по всему Северному административному
округу Москвы.
ГЛАВА IV. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
I этап.
Погружение в проектную
деятельность и
Принятие решения о создании сборника
задач для учащихся 4 классов о планирование.
Хорошевском районе города Москвы.
Постановка конкретной задачи по
проекту: придумать и решить задачу на
материале о Хорошевском районе.
На этом этапе автором проекта в программе PowerPoind
была создана небольшая презентация «Знакомство с
проектом» и продемонстрирована своим одноклассникам на
уроке математике 4.10.2013года. Матвеем была собрана
соответствующая информация,
и
подготовлены задачи с иллюстрации по темам «Архитектура
Хорошевского района», и «Парки в нашем районе».
обработана им,
Целью этого было привлечь внимание учеников 4 «Я»
класса к работе по проекту: познакомить одноклассников с
темой проекта, объяснить цель и задачи работы. Ребята узнали
новые интересные факты о районе, в котором многие из них
живут и учатся. После чего, ученики с удовольствием решили
несколько задач, которые были заранее составлены и
подготовлены Матвеем. В процессе показа презентации автор
отметил, как непросто было самому придумывать задачи. И
предложил ребятам поучаствовать в мастер-классе по
созданию задач на одном из уроков математике. (Приложение
№2: текст выступления Матвея и скан слайдов мини -
презентации «Знакомство с проектом).
II этап. Сбор фактических
Поиск, отбор и изучение необходимой
данных о
Хорошевском
районе города
Москвы для
составления
информации в предложенных
источниках, самостоятельное
фотографирование некоторых объектов.
(Приложение № 3: описание
Хорошевского района (данные, задачи. Обобщение
найденного
исторического
материала.
Процесс
составления
задачи.
Проверка задач.
III
этап.
найденные автором проекта с
иллюстрациями и фотографиями из
семейного архива).
Выбрать из исторической справки
математическое содержание, определить
тип задачи.
Задача должна решаться средствами арифметики или с
помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:
Действия с натуральными числами.
Единицы измерения длины, площади (величины).
Деление и умножение многозначных чисел
Среднее арифметическое
Деление с остатком.
Решение задач на нахождение неизвестного по двум
разностям.
Решение задач на движение.
Решение задач в косвенной форме.
Нахождение целого числа по части.
Нахождение части от целого числа.
Задачи могут быть использованы как дополнительные,
входящие в уроки математики для лучшего усвоения и
закрепления знаний, умений и навыков как фронтально, так и
индивидуально. Задачи разного уровня
могут быть
использованы для решения на разных видах уроков, а также на
любых его этапах. Специфика построения предлагаемых задач,
нацеленных на установление способностей учеников
использовать полученные данные в продуктивной
деятельности. Естественным окончанием третьего этапа является проверка правильности решения каждой задачи.
Обобщающим звеном второго и третьего этапа стали
два мастер-класса по созданию авторской задачи, которые
были проведены научным руководителем и автором проекта в
классе на уроках математики.
Для составления задач автором проекта были
предоставлены пять фактов на тему «Достопримечательности
Хорошевского района» (состоялся 14.10.13г.) и «Исторические
цифры и факты» (состоялся 9.12.13). На уроках математике все
ученики класса были разделены на пять групп. Каждая группа
под руководством учителя Кондаловой Т.И. работала с одним
из предложенных Матвеем фактов. (Приложение № 4:
фотографии мастер-классов и отзывы учеников 4 «Я» о
проектной работе Матвея Годунова)
В результате этого опыта в сборник авторских задач по
математике «Хорошевский район в задачках» будет включены
две главы «Достопримечательности Хорошевского района» и
«Исторические цифры и факты», которые
принадлежат
авторскому коллективу учеников 4 «Я» гимназии 1409.
Результат опыта составления задач.
Все ученики 4 «Я» проявили большой интерес к
проделанной работе. Многим захотелось поделиться с Матвеем
интересными фактами и данными о Хорошевском районе, и
стать авторами своих собственных задач.
IV
этап. Оформление задач
в печатном виде с
иллюстрациями или
в виде
Оформить отдельно каждую задачу,
как маленький проект с демонстрацией 3
слайдов или фото с описанием факта.
(Приложение №5: образцы оформления
факта к задачи). Важно, чтобы задача мультимедийный
презентаций.
была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения,
как математики, так и краеведения.
Как работать над формулировкой задачи:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и
установить зависимости между числами или выяснить, во
сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать
условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или составить
кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ,
выполнив действия.
V
этап. Создание диска
“Мой район в
задачах” из
мультимедийный
презентаций или
текстовых файлов.
Заключительный.
Обсуждение.
VI
этап.
Создание мультимедиа диска,
содержащего сборник авторских задач.
Создание презентации о том, как
проходила работа над проектом «Мой
район в задачках».
Обсуждение презентации и проделанной
работы с одноклассниками,
захотевшими принять участие в сборе
информации для составления задач.
Оценка общей проделанной работы.
Определение перспектив и
возможностей для будущей
коллективной работы класса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Составление задач на основе найденных мною исторических справок и
фактов оказалось для меня делом очень непростым, но интереснейшим.
Выполнены все задачи моего проекта: собраны исторические и фактические
материалы, сформулированы задачи, составлены кроссворды с терминами по
заданным темам.
Достигнута и основная цель проекта: я стал прекрасно решать
математические задачи! Довольно часто, когда мне попадается в руки
интересная информация с числовыми значениями, я стараюсь преобразовать
ее в задачу, и, конечно, решить её. Эти действия помогают мне быстрее и
лучше запомнить новые данные.
Кроме того, мои одноклассники, всерьез заинтересовавшись мои
проектом. В классе появилась инициатива собрать задачи по разным районам
Северного округа. И в будущем создать сборник математических задач для 4
класс «Северный административный округ Москвы в задачках». Все ребята,
поучаствовавшие в проекте вместе со мной, заметили, что им стало легче
решать любые задачи, и они стали лучше учиться.
Я горжусь тем, что мой труд принес пользу не только мне, но и
окружающим меня людям!
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Проект.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.