Государственное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних городского округа город Шахунья»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБУ
«СРЦН городского округа город Шахунья»
_________________ В.А.Кузнецова
Приказ от___________________
ПРОЕКТ
«Быть здоровым хорошо»
Возраст воспитанников 10 –12 лет
Срок реализации проекта 2 месяца
Автор:
Ушакова Елена Анатольевна,
воспитатель ГБУ «СРЦН
городского округа город Шахунья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка предусматривает:
· Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
· Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
· Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
· Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Проблема:
В большинстве случаев дети, находящиеся в нашем реабилитационном центре, воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создавали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который они получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, раннему началу половой жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями. У детей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Поэтому, чем раньше у воспитанников сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
С целью изучения сформированности навыков здорового образа жизни у воспитанников социально-реабилитационной группы был проведен опросник «Что я знаю о своём здоровье?» (см. приложение).
Изучение личности воспитанников включало в себя следующие показатели: знание правил личной гигиены, правил правильного питания и режима дня, умение укрепить и сохранить своё здоровье, какие привычки вредят здоровью.
На начальном этапе положительные и правильные ответы на все предложенные ситуации не дал ни один воспитанник. Все воспитанники давали ответы, свидетельствующие о несформированности навыков здорового образа жизни.
Сравнивая содержание ответов воспитанников, анализируя наблюдения за содержанием, можно сделать вывод, что у 6 воспитанников выявлен низкий уровень (не умеют правильно строить режим дня и выполнять его; не пользуются правилами личной гигиены; считают, что курение не вредит здоровью), у 3 воспитанников средний уровень сформированности навыков здорового образа жизни (правильно сориентировались в некоторых предложенных ситуациях, однако не все знают, от чего зависит здоровье; знают не сложные приёмы самооздоровления, но не пользуются ими).
Можно сделать вывод, что у воспитанников не сформированы навыки здорового образа жизни, у них нет того уровня знаний, которые наиболее опасны для здоровья и жизни.
Из выше сказанного следует, что необходима коррекционная работа с несовершеннолетними по сформированности навыков здорового образа жизни. Согласно требованиям к социально-реабилитационному процессу и соответственно показателям сформированности навыков здорового образа жизни у воспитанников был создан проект «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель: Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности; приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
Воспитательно – реабилитационные:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные функции – мышление, память, воображение, внимание, восприятие.
Развивать представления о своем теле.
Развивать у детей умение обслуживать себя, соблюдать правила личной гигиены, анализировать свои поступки и поступки окружающих;
Информирующие:
Познакомить детей с особенностями строения и функционирования организма человека.
Дать представление о том, из каких компонентов складывается здоровье, способах его укрепления.
Дать представление детям о витаминах, их роли в жизни человека.
Повысить интерес к физкультуре и спорту.
Познакомить cо здоровыми принципами питания.
Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный этап:
Ø начальная диагностика;
Ø подготовка, разработка проекта «В здоровом теле – здоровый дух»;
Ø подготовка методического материала для проекта, наглядности;
2) Организационный этап:
Ø запуск проекта;
Ø привлечение мед. персонала;
3) Основной этап:
v реализация проекта «В здоровом теле – здоровый дух»;
Ø дети помогают в проведении мероприятий;
Ø познают, трудятся;
Ø делают открытия в себе, в окружающем мире;
Ø укрепляют свое здоровье;
v промежуточная диагностика;
v вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
4) Заключительный этап:
Ø подведение итогов, диагностика результатов работы по проекту;
Ø разработка памяток, книжек – раскладушек;
Возраст детей, на которых рассчитан проект и срок его реализации:
В проекте участвуют воспитанники 10- 12 лет.
Срок реализации проекта 2 месяца.
Методы работы по проекту
Словесные: беседы ; составление рассказов по теме: «Моё здоровье», прослушивание, заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадки на тему «Здоровье», чтение сказок, рассказов.
Наглядные: Показ видеофильмов, набор сюжетных картинок; просмотр мультфильмов: «Доктор Айболит», «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте.
Практические: Сюжетно – ролевые игры; дидактические игры; игровые упражнения; утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры), подвижные игры.
Экспериментальная деятельность: «Превращения воды». «Фильтрование грязной воды». «Рассматривание через лупу кожи рук, особенно перед их мытьем», «Сравнение чистых и грязных рук», «Значение воздуха для организма», «Воздух в нас».
Проектная часть
1)Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Подготовительный этап. Входящая диагностика. Определение проблемы. Написание проекта «В здоровом теле – здоровый дух». |
|
1. |
Основной этап. Вводное занятие «Путешествие в страну здоровья» |
1 |
2. |
Занятие «Где прячется здоровье?» |
1 |
3. |
Занятие «Кожа – наш защитник» |
1 |
4. |
Занятие «Органы чувств» |
1 |
5. |
Занятие «От здоровых привычек к здоровой жизни» |
1 |
6. |
Занятие «Откуда берутся болезни» |
1 |
7. |
Занятие «Режим дня, физические упражнения для здоровья» |
1 |
8. |
Занятие «Чистота - залог здоровья» |
1 |
9. |
Занятие «Продукты, полезные для здоровья» |
1 |
10. |
Занятие «Если хочешь быть здоровым - закаляйся» |
1 |
|
Заключительный этап. Подведение итогов по проекту. Заключительная диагностика. |
|
|
Всего: |
10 |
2)Основные формы реализации проекта.
3)Содержание проекта.
1. Занятие «Путешествие в страну здоровья»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть:
а) игра «Собери цветок здоровья»;
б) «Необычное дерево»;
в) загадки;
г) физкультминутка;
д) игра «Совершенно верно»;
4) Рефлексия.
2. Занятие «Где прячется здоровье?»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть:
а) легенда «про здоровье»;
б) «три лучика здоровья»;
в) игра «Совершенно верно»;
4) Рефлексия.
3. Занятие «Органы чувств»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть: путешествие по стране чувств -
а) посёлок Зоркий;
б) долина запахов;
в) деревня Слухачей;
г) Море вкусов.
4) Рефлексия.
4. Занятие «Кожа – наш защитник»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть:
а) загадки;
б) исследование кожи;
в) физкультминутка;
г) враги кожи;
д) уход за кожей.
4) Рефлексия.
5. Занятие «От здоровых привычек к здоровой жизни»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть:
а) упражнение «Анаграммы»;
б) беседа «Основы здоровья»;
в) упражнение «Дай ответ»;
г) беседа «Привычки в жизни человека»;
д) ролевая игра «Суд над вредными привычками».
4) Рефлексия.
6. Занятие «Откуда берутся болезни»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть:
а) пословицы, поговорки;
б) посылка от Мойдодыра;
в) физкультминутка;
г) игра « Продолжи предложение»;
4) Рефлексия.
7. Занятие «Режим дня, физические упражнения для здоровья»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть.
а) «зарядка»;
б) загадки о спорте;
в) полезные советы;
г) физкультминутка «Я позвоночник берегу»;
д) игра «Правильно - не правильно».
4) Рефлексия.
8. Занятие «Чистота - залог здоровья»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть.
а) правила личной гигиены;
б) игра «Можно – нельзя»;
в) игра «Апчхи»;
г) поговорим о чистоте дома.
4) Рефлексия.
9. Занятие «Продукты, полезные для здоровья»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть.
а) « примерное меню на день»;
б) витамины для здоровья;
в) физкультминутка;
г) стих. С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»;
д) игра «Что полезно, что не полезно для организма».
4) Рефлексия.
10. Занятие «Если хочешь быть здоровым - закаляйся»
1) Организационный момент.
2) Мотивационно – ориентировочный этап.
3) Основная часть.
а) закаливание воздухом;
б) закаливание водой (умывание, ножные ванны, душ, купание);
в) закаливание пищей;
г) солнечные ванны.
4) Рефлексия.
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
У детей будет сформирована привычка к здоровому образу жизни через реализацию общеобразовательных областей.
Воспитанники овладеют знаниями о своём здоровье, о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье.
Снизится заболеваемость и повысится уровень здоровья детей.
Освоение детьми правил личной гигиены.
Список литературы:
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
Подольских Е. И. «Оздоровительная гимнастика «Изд .: Волгоград «Учитель» 2014 г.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
Подгорных О. М. «Формирование целостной картины мира у детей «Изд. : Волгоград «Учитель»2014 г.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство-Пресс 2010 г.
Кастрыкина В. Н. ; Попова Г. П. «Организация деятельности детей на прогулке» Изд. : Волгоград «Учитель» 2014 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник «Что я знаю о своём здоровье?»
1. Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
1) Нужно заниматься спортом
2) Нужно закаляться
3) Есть фрукты, овощи
4) Нужно не болеть
5) Быть здоровым
2. Что ты знаешь о своем здоровье?
1) Мое здоровье: Отличное
2) Не очень хорошее
3) Удовлетворительное
3. Как часто ты болеешь?
1) Часто болею
2) Иногда болею
3) Никогда не болею
4. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
1) Нет
2) Да
3) Иногда
5. Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
1) С полной отдачей
2) Лишь бы не ругали
3) Без желания
6. Занимаешься ли ты спортом?
1) В школе
2) Дома
3) В школьной секции
4) Нигде
7. Чувствуешь ли усталость после уроков?
1) Очень устаю
2) Всегда
3) Иногда
4) Не очень устаю
8. Как часто ты употребляешь фрукты и овощи в пищу?
1) Каждый день
2) Через день
3) Раз в неделю
4) Не употребляю
9. Сколько раз в день ты чистишь зубы?
1) Один раз
2) Два раза
3) Ни разу
10. Сколько времени в день проводишь за компьютером?
1) 1 час
2) 2 часа
3) Больше 3 часов
4) Не сижу за компьютером
В результате анализа ответов воспитанников на поставленные вопросы можно сделать следующие выводы: уровень представлений о ЗОЖ достаточно низок, дети болеют довольно часто, не задумываются о вредных факторах для здоровья, не в полной мере соблюдают правила личной гигиены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.