Проект «Детское экспериментирование -путь к познанию мира»
Оценка 5

Проект «Детское экспериментирование -путь к познанию мира»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
Детсад
24.08.2022
Проект  «Детское экспериментирование -путь к познанию мира»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
проект эксперим..docx

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 а. Башанта Арзгирского района Ставропольского края

 

 

 

 

Проект                                                        «Детское экспериментирование -путь к познанию мира»                      в младшей группе

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:                                                                                            Якубова Хадыча Сагандыковна                                                                       Воспитатель

 

 

 

а. Башанта

   Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в   младшей группе                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                  План по реализации познавательно исследовательского проекта                                           «Детское экспериментирование - путь к познанию мира»

Младшая группа

Подготовила: воспитатель Якубова Х.С

1. Актуальность проекта:

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,

- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, рода-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Деятельность реализуется в разных формах:

самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,

непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем;

совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.

Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

В начале проекта запланировано первичное диагностическое исследование с целью выявления формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.

Цель проекта:

Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, камень, песок, растения и т. д.

3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.

6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.

Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;

Игровые методы:  применение всех видов игр (подвижные,  дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)

Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;

детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);

художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);

образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.

Ожидаемые результаты проекта:

-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Тип проекта:

По тематике–познавательно - исследовательский

По срокам реализации – среднесрочный

Сроки реализации: ноябрь – март

По составу участников – групповой

Участники: Дети младшей группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта

I. Предварительный этап

*анализ основной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду,

* изучение требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде,

* изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности,

* определение содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы

* составление плана реализации проекта с постепенным усложнением познавательных задач,

* подготовка картотеки опытов,

* подбор игр по экспериментированию,

* проведение анкетирования родителей

* создание предметно - развивающей среды в группе

II. Основной этап.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.

1. Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.

2. Совместная деятельность педагога и детей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивной работы с родителями.

Тема: «Вода"

Игра – экспериментирование «Чудо – водичка»

Дать представления о том, что вода не имеет цвета и запаха (сравнить с молоком, соком)

.Игра – экспериментирование

«Приготовим сок для кукол»

Формировать представления о свойстве воды растворять некоторые вещества.

НОД «Экспериментирование с водой»

Цель:

--продолжать знакомить с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь.

--формировать элементарные представления об основных свойствах воды; развивать умение выделять отдельные признаки воды и интерес к экспериментированию; закрепить знания о названиях предметов, домашних и морских животных.

--стимулировать развитие интереса к совместным играм; формировать умение общаться, соблюдать отдельные элементарные моральные нормы и правила поведения.

«Познавательное развитие» (ФЦКМ) «Тонет — не тонет».

Цель: обогащение непосредственного чувственного опыта детей.

1. Учить детей узнавать о свойствах предметов, используя все анализаторы чувств.

2. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

3. Расширять и обогащать активный словарь детей.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться успеху других.

НОД «Свойства воды»

Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас — грязная и употребляется только после очистки).

Дидактические игры «Чистые ручки»«Помощники».

Тема«Бумага»

НОД Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательные задачи: Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает). Формировать умение наблюдать и делать выводы

Развивающие: Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; развивать мелкую моторику рук; Закрепить навыки рисования, используя нетрадиционную технику изо. деятельности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к книге.

НОД «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани». Цель: Познакомить со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, её можно склеить) и ткани (прочная, её трудно порвать, мнётся меньше, чем бумага, её можно сшить).

.Игра – экспериментирование

«Рвется, мнется»

Дать представления о тканях, о назначении и свойствах (в сравнении с бумагой)

Игры с бумажными куклами, игрушками из бумаги.

Чтение и рассматривание книг.

Тема«Песок»

«Песок сухой и мокрый»

Цель: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Игра– экспериментирование «Сыпем, лепим»

Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

«Испечем пирожки»

Цель:

Познакомить детей со свойствами сухого и сырого песка;

Задачи:

- Подготовить детей к игре с песком в песочном дворике;

- Дать понятия«сухой» песок сыплется, а «сырой» песок остается на ладошках, из него можно печь пирожки;

- Воспитывать желание трудиться, для других (гостей и куклы «Танечки»);

«Свойства песка»

Цель: Развивать познавательно-исследовательские способности детей.

Задачи:

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

-развивать представления о свойствах песка;

Дидактические игры «Следы»«Куличики».

Рисование на сухом песке.

Тема«Воздух»

«Воздух вокруг нас»

Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем); развивать умение решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

«Пускание кораблика в тазике с водой» (Проект)

Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.

«Пускание мыльных пузырей»

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Дидактические игры «Поймаем воздух»«Буря в стакане».

Игры с султанчиками, вертушками и веерами.

Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч», игры с воздушными шариками.

НОД «Легкий-тяжелый»

Цель: Показать детям, что предметы бываю легкие и тяжелые.

Задачи:

1. Показать, как можно определить вес предметов, взвешивая на руках.

2. Научить группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

3. Вызвать интерес к предметам разной весовой категории.

НОД «Какой формы камень?»

познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т. д.;

- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.)

- закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.

НОД «Захотела птичка пить…»

1. Развивать собственный познавательный опыт через экспериментально-практическую деятельность.

2. Расширять представление о взаимосвязи в неживой природе.

1. Игра – экспериментирование «Твердый, мягкий»

Формировать знания детей о свойствах некоторых предметов.

Игра - экспериментирование «Сказка о камешке (Тонет, не тонет)

Продолжать знакомить детей со свойствами предметов.

Наблюдение за веточками деревьев

Цели:

- Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек березы, вербы и абрикоса. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).

- Развивать эстетическое чувство, чувство радости от красоты природы.

Консультации на тему«Малыши познают мир вокруг себя«Детское экспериментирование дома».

Изготовление папки – передвижки «Экспериментируйте с детьми дома»

С целью привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду предлагается подготовить проекты «Экспериментируем дома».

Подготовка индивидуальных консультаций для родителей.

Показ презентации на родительском собрании. «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»

Заключительный этап:

Создание папки «Наши опыты»

Проведение повторной диагностики для выявления знаний у детей.

проведение анкетирования родителей с целью: выяснения отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни.

Отчет по реализации проекта и показ презентации «Детское экспериментирование – путь к познанию мира» на педсовете «Тонет –не тонет»

Тема: «Свойства бумаги» (рвется, мнется, размокает)                   



Центр художественной деятельности

   

Центр изобразительной деятельности

 

Центр двигательной активности

Налил и вылил

«Песок сухой и мокрый»

      

«Тонет – не тонет»

     

«Твердый, мягкий»


 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 а

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 а

Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группе

Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группе

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря

В начале проекта запланировано первичное диагностическое исследование с целью выявления формирования элементарных математических представлений у детей данной группы

В начале проекта запланировано первичное диагностическое исследование с целью выявления формирования элементарных математических представлений у детей данной группы

Формы организации по реализации проекта : игровая деятельность : дидактические настольные, словесные; с/р и др

Формы организации по реализации проекта : игровая деятельность : дидактические настольные, словесные; с/р и др

ФГОС ДО к предметно-пространственной среде, * изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности , * определение содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом…

ФГОС ДО к предметно-пространственной среде, * изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности , * определение содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом…

Цель : --продолжать знакомить с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь

Цель : --продолжать знакомить с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь

Формировать умение наблюдать и делать выводы

Формировать умение наблюдать и делать выводы

Дать понятия : «сухой» песок сыплется, а «сырой» песок остается на ладошках, из него можно печь пирожки; -

Дать понятия : «сухой» песок сыплется, а «сырой» песок остается на ладошках, из него можно печь пирожки; -

Цель : Показать детям, что предметы бываю легкие и тяжелые

Цель : Показать детям, что предметы бываю легкие и тяжелые

Консультации на тему : «Малыши познают мир вокруг себя !» , «

Консультации на тему : «Малыши познают мир вокруг себя !» , «

Центр изобразительной деятельности

Центр изобразительной деятельности

Налил и вылил «Песок сухой и мокрый»

Налил и вылил «Песок сухой и мокрый»

Тонет – не тонет» «Твердый, мягкий»

Тонет – не тонет» «Твердый, мягкий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022