Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Умка»
Краткосрочный проект
«Удивительный мир шахмат»
(для детей 6-7 лет)
Воспитатель:
Моргунова А.Х.
Мегион, 2021
Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»
Актуальность:
Концепция развития шахматного образования в учебных учреждениях Российской Федерации нашла отражение в нормативных документах Департамента образования и молодёжной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Был утверждён план мероприятий по популяризации игры в шахматы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определены основные направления развития начального шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры.
Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.
Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.
Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни.
Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Шахматы – игра сильнейших.
Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.
Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Процесс обучения азам игр в шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
Цель: Познакомить дошкольников с миром шахмат, прививать интерес к игре.
Задачи:
Ø Образовательная: расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
Ø Воспитательная: дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах.
Ø Эстетическая: обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
Ø Физическая: развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
Ø Коррекционная: помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (6-7 лет), педагог, родители.
Продолжительность проекта: две недели.
Продукты проекта: альбом с изображением шахматных фигур и их названия, выставка рисунков «Волшебный мир шахмат», оформленные книжки с загадками и рассказами на тему «Волшебный мир шахмат», изготовление шахматных фигур из различных материалов
2.Теоретический обзор
Игры в шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.
Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды он пришел к королю и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы) очень понравилась правителю, но взамен крестьянин попросил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился.
Условие было такое:
Положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтобы с каждым разом количество зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку 1 зерно, на вторую 2 зерна, на третью клетку 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!
Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил всё досконально об игре в шахматы. В награду король отдал все запасы зерна из амбаров крестьянину, который разделил все поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.
Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.
Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии. В шахматах их шесть разных видов фигур. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка по два комплекта – белые и черные. В шахматы играют 2 соперника: один из них белыми фигурами, другой - черными. У каждого из игроков 16 фигур.
Правила игры в шахматы:
Первое правило шахматной игры для начинающих:
«Тронул – ходи!» при желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю»
Второе правило игры в шахматы:
«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры»
Третье правило:
«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью»
Четвертое правило в шахматах:
«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».
Пятое правило:
«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции»
Этапы работы
Этап/ Дата |
Тема |
Форма организации |
Участники |
1 этап. Подготовительный |
|||
14.10 -16.10. |
Знакомство с историей развития шахмат |
Сказка «Два короля» Игра «Найди кубики» Экскурсия по шахматной доске Изготовление масок «Шахматные фигуры» |
Дети 6-7 лет, родители |
2 этап. Основной |
|||
17.10 -18.10. |
Знакомство с шахматной доской. |
Игра « Расположи правильно шахматную доску» Игра «Диагональ» Игра «Буковки» Игра «Шахматные дорожки» Изготовление альбома «Шахматные фигуры» |
Дети 6-7 лет, родители |
21.10 - 23.10. |
Знакомство с шахматными фигурами. |
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Дидактическая игра «Волшебные дорожки» Шахматный театр «Колобок», «Репка» и «Теремок»
|
Дети 6-7 лет, родители |
22.10. |
Шахматный калейдоскоп |
Дидактическая игра «Кто быстрее расставит фигуры» Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает» Дидактическая игра «Первый-второй» Выставка рисунков «Волшебный мир шахмат» |
Дети 6-7 лет |
3 этап. Заключительный |
|||
23.10. |
Досуг «Шахматный мини-турнир |
|
Дети 6-7 лет, родители |
Вывод
Дети дошкольного возраста познакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.
Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли книги о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр.
Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.
Литература
1. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
2. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
3. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.