Проект для детей дошкольного возраста "Удивительный мир шахмат"
Оценка 5

Проект для детей дошкольного возраста "Удивительный мир шахмат"

Оценка 5
docx
10.05.2022
Проект  для детей дошкольного возраста "Удивительный мир шахмат"
МОРГУНОВА ПРОЕКТ МИР ШАХМАТ.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Умка»

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный проект

«Удивительный мир шахмат»

 (для детей 6-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Моргунова А.Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мегион, 2021

Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»

 

Актуальность:

Концепция развития шахматного образования в учебных учреждениях Российской Федерации нашла отражение в нормативных документах Департамента образования и молодёжной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Был утверждён план мероприятий по популяризации игры в шахматы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определены основные направления развития начального шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры.

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни.

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Шахматы – игра сильнейших.

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.

Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Процесс обучения азам игр в шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия,  настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

Цель: Познакомить дошкольников с миром шахмат, прививать интерес к игре.

Задачи:

Ø  Образовательная: расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.

Ø  Воспитательная: дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах.

Ø  Эстетическая: обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.

Ø  Физическая: развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.

Ø  Коррекционная: помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.

 

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (6-7 лет), педагог, родители.

Продолжительность проекта: две недели.

Продукты проекта: альбом с изображением шахматных фигур и их названия, выставка рисунков «Волшебный мир шахмат», оформленные книжки с загадками и рассказами на тему «Волшебный мир шахмат», изготовление шахматных фигур из различных материалов

 

2.Теоретический обзор

Игры в шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.

Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды он пришел к королю и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы) очень понравилась правителю, но взамен крестьянин попросил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился.

Условие было такое:

Положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтобы с каждым разом количество зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку 1 зерно, на вторую 2 зерна, на третью клетку 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил всё досконально об игре в шахматы. В награду король отдал все запасы зерна из амбаров крестьянину, который разделил все поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.

 

Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии. В шахматах их шесть разных видов фигур. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка по два комплекта – белые и черные. В шахматы играют 2 соперника: один из них белыми фигурами, другой - черными. У каждого из игроков 16 фигур.

 

Правила игры в шахматы:

Первое правило шахматной игры для начинающих:

«Тронул – ходи!» при желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю»

Второе правило игры в шахматы:

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры»

Третье правило:

«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью»

Четвертое правило в шахматах:

«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

Пятое правило:

«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции»

 

 

Этапы работы

 

Этап/

Дата

Тема

Форма организации

Участники

1 этап. Подготовительный

14.10 -16.10.

Знакомство с историей развития шахмат

Сказка «Два короля»

Игра «Найди кубики»

Экскурсия по шахматной доске

Изготовление  масок «Шахматные фигуры»

Дети 6-7 лет,

родители

2 этап. Основной

17.10 -18.10.

Знакомство с шахматной доской.

Игра « Расположи правильно шахматную доску»

Игра «Диагональ»

Игра «Буковки»

Игра «Шахматные дорожки»

Изготовление альбома «Шахматные фигуры»

Дети 6-7 лет, родители

21.10 - 23.10.

Знакомство с шахматными фигурами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Дидактическая игра «Волшебные дорожки»

Шахматный театр «Колобок», «Репка» и «Теремок»

 

Дети 6-7 лет, родители

22.10.

Шахматный калейдоскоп

Дидактическая игра «Кто быстрее расставит фигуры»

Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает»

Дидактическая игра «Первый-второй»

Выставка рисунков «Волшебный мир шахмат»

Дети 6-7 лет

3 этап. Заключительный

23.10.

Досуг «Шахматный мини-турнир

 

Дети 6-7 лет, родители

 

Вывод

Дети дошкольного возраста познакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли книги о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр.

Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.

 

Литература

 

1. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.

2. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.

3. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «

Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»

Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»

Образовательная: расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание

Образовательная: расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание

Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии

Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии

Знакомство с шахматными фигурами

Знакомство с шахматными фигурами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022