Проекта «Сказки о жизни леса, животных и птиц» В. В. Бианки.
Цели и задачи проекта:
Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки.
Развивать интерес к художественной литературе;
умение вести наблюдения за птицами и насекомыми, делать выводы
Воспитывать бережное отношение к живой природе
Учить детей отгадывать загадки на основе полученных знаний.
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий, краткосрочный
Механизмы реализации:
· Чтение книг В. Бианки: «Чей нос лучше?», «Как Муравьишка домой спешил», «Кто
· чем поет?», «Мышонок Пик», «Лесные домишки». «Первая охота»
· Просмотр мультфильмов: «Мышонок Пик», «Как Муравьишка домой спешил» «Красная
· горка».
· Беседа по прочитанному материалу, иллюстрации к книгам, отгадывание загадок. Творческая работа Стенгазета «Вести из леса»
· Рисунки к сказки. «Как Муравьишка домой спешил».
Ход занятия
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена рассказам о животных и птицах. Эта тема выбрана не случайно. Сейчас вы поймете почему?
Ответьте, кто написал сказки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил» и др.. Назовите, какой писатель лучше всех знал жизнь животных. Правильно, это писатель-натуралист Виталий Бианки.
В этом году ему исполняется 125 лет.
Портрет писатель на доске
Виталий Бианки родился и вырос в Санкт-Петербурге, то есть был городским жителем, но очень любил отдых за городом, на даче. Там была полная свобода для фантазии мальчика. Именно детские воспоминания послужили основой для написания замечательных рассказов и сказок.
Выставка книги Бианки
Виталий Валентинович Бианки путешественник, исследователь, следопыт, писатель
Что же означают все эти слова.
Словарная работа:
Путешественник — человек, совершающий путешествие.
Бианки побывал во многих уголках нашей огромной страны. Вот его воспоминания об одном из них.
«Могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришёлся по душе мне…Это - Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там четыре года - и до сих пор вспоминаю это время, как чудесный сон».
(Виталий Бианки. Из письма. 13.01.1958 г.)
Следопыт -Охотник, выслеживающий зверя по следам.
Это подтверждают записи самого писателя «Сколько часов терпеливых провёл я
Писатель-натуралист- пишет о природе.
Отец, главный лесной учитель Виталия, всегда брал его с собой в лес, показывал животных, рассказывал о них, учил мальчика наблюдать за ними, а главное – делать записи своих наблюдений.
Отец Виталия Бианки был зоологом, то есть специалистом, который изучает животных. На даче вместе с отцом Виталий познавал науку о природе. Все для этого у него было рядом: и камыши на побережье, и речка, и поля вокруг деревень, и лес, где полно зверей.
Сам В.Бианки так вспоминал свое детство «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей.» (Виталий Бианки.)
Любовь к природе, родившуюся в детстве, Виталий Бианки стремился передать читателям в своих произведениях, хотел, чтобы дети и взрослые полюбили живую природу и бережно относились к ней.
Ведущая: Какие сказки, рассказы вы читали?
Учащиеся: сказки «Как Муравьишка спешил домой» «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик»
Наше занятие пройдет в виде игры. Вы разделились на команды. Будете выполнять задания по командам и зарабатывать очки.
Один из рассказов В.Бианки называется «Первая охота».
1 Слайд «Первая охота»
Главный герой – Щенок. Он очень любопытный. Щенок живет на даче с хозяевами, и кормят они его хорошо. Поохотиться ему хочется для разнообразия, чтобы вкусненько перекусить. Вот только беда – все дикие звери от него прячутся. Хотел поймать Выпь, так она в камыши спряталась, Вертишейка в дупле в змею превратилась, а вот ящерица…(Зачитывается отрывок из рассказа «Первая охота».)
2 Слайд «Ящерица»
«Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост».
Вопрос: Как повела себя ящерка?
3. Оставила хвост в зубах у Щенка и спряталась.
Какой из ответов правильный? Давайте прочитаем продолжение рассказа и узнаем.
3 На слайде
«…А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень! Хвост в зубах у Щенка извивается.
Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает».
Ведущая: Дальше речь пойдет о ласточках-береговушках, а сюжет для рассказа Виталий Бианки также взял из своих детских воспоминаний. Дача Бианки находилась в селении под названием «Лебяжья», где неподалеку, на берегу обрыва, есть песчаный обрыв. В этом высоком обрыве много гнезд ласточек-береговушек, наблюдая за которыми, автор придумал свой рассказ.
Рассказ так и называется «Лесные домишки»
Ведущая: О ком этот рассказ?
Учащиеся: Главная героиня рассказа – ласточка-береговушка, испугавшись сокола, улетела так далеко от дома, что потерялась. Наступил вечер, ей негде было переночевать и пришлось искать домик для ночлега..
Ведущая: Вот только домик нашей ласточке для ночлега нужен подходящий: со стенами, потолком и полом, теплый и уютный. Но не тут-то было! Побывала она у разных птиц и дома видела разные. Например, такой…
«…Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами.
Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.
Береговушка остановилась и посмотрела, куда золотая птица ей показывает…
..Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка.
И видит Береговушка, что это и в самом деле домик…
Вопрос: Как зовут золотую птицу, чей дом так не понравился героине рассказа? Кого же Виталий Бианки называет «золотой птицей с черными крыльями»?
Слайд «Иволга»
Ведущая: Кто еще приглашал ласточку к себе в домок?
2. Задание
Вам нужно соединить стрелками домики и тех, кто в них живет.
Зуек, витютень-голубь, иволга, пеночка, чомга.
Слайд «Правильный ответ»
Итоги подводит жюри
Ведущая: ребята читая книги В.Бианки вы наверное заметили , что он очень много писал о птицах в подробностях. Повадки, образ жизни, место обитания и т.д. Это не случайно. В.Бианки –орнитолог….. Ученый который изучает птиц.
Релакс- минутка.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ПРИРОДЫ С ПЕНИЕМ ПТИЦ
(Слушание музыки несколько секунд).
Ведущая: Книги Бианки В. Учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса. Разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц и насекомых.
Предлагаю вам узнать по описанию героев, чтобы вспомнить сказку, которую вы читали. «УГАДАЙ, КТО ЭТО?»
1.На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. (гусеница-листовертка»)
2.Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат. (Паук-сенокосец)
Ведущая: Вспомнили, как сказка называется? «ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬИШКИ».
Слайд «Книга»
3. задание
Каждой команде раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали муравьишке добраться до дома.
(Гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, жучок-блоха, кузнечик, водомер, майский жук, гусеница-листовертка).
Проверка задания. Слайд
Молодцы!!!
Ведущая: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.
Если вы правильно отгадаете, сможете назвать героями какой сказки они являются.
Наловит мух – И в воду – плюх!
«Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли….. (Лягушки.
«Кто чем поёт? »)
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
«Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую (Аист «Кто чем поёт?)
Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом (Дятел)
Хозяйству он шкодит! На сверчка походит
«Скрипочки у неё на крылышках,.а вместо смычков длинные задние лапки . (Саранча.
«Кто чем поёт? ») .
Собрал нектар, домой умчал
Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками (Шмель)
Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея — тоненький-тоненький писк послышался. (Жук)
Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. (Бекас)
Как называется сказка?
Слайд Почему их В.Бианки назвал безголосые? Чем они поют?
Слайд «Красная горка»
Ведущая:
Давайте вспомним сказку «Красная горка». Главные ее герои воробей Чик и его подруга Чирика мечтали о гнезде с маленькими птенцами. Но Кот постоянно преследовал воробьиную парочку и разорял их гнезда. Посмотрим небольшой сюжет мультфильма.
А теперь задание. 4 задание.
Вопрос: Чем закончилось это происшествие?
Какой же из трех ответов правильный?
«… Но в эту минуту одна пустельга клюнула его в хвост, другая – в голову и две галки ударили в спину. (Конец сюжета, мультфильм.)
Ведущая: Мы вспомнили сегодня много сказок В Бианки. Но он писал не только сказки ,
Слайд
«… Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда и теперь одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая её чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из неё, как цыплёнок из яйца».
Виталий Бианки.
Сказать о стенгазете, о выставке рисунков и книг.
Ведущая: Что вы узнали нового?
Учащиеся: о природе, о жизни и творчестве Виталия Бианки. Что он писатель, ученый. Какие рассказы и сказки вы прочитали, которые не упомянули в игре?
«Мышонок Пик», «Чей нос лучше?»
Слайд Ведущая: Наша игра подошла к концу. Подведение итогов игры.
Надеюсь, что ваша любовь к природе перерастет в бережное отношение к ней. Помните, что разрушить всегда легко, а восстановить утраченное очень сложно, иногда совсем невозможно. Общение с природой, наблюдение за ней всегда приносит огромное удовольствие, и научат вас этому книги замечательного русского писателя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.