МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИе
«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.
пРОЕКТ
для Детей старшего дошкольного возраста
"Вместе почитаем, вместе поиграем"
Автор проекта:
Иванова Л. О.
Тема: "Вместе почитаем, вместе поиграем"
Актуальность:Для разработки данного проекта послужили две причины.
Первая:Много ли сейчас родители общаются со своими детьми? Скудное общение сказывается как на эмоциональном состоянии ребенка самого по себе и в коллективе в частности, так и на речевом развитии в целом. Дети, с которыми мало общаются, чаще всего обладают малым пассивным и активным словарем в своем багаже знаний, им сложно называть некоторые слова и так же действия, выражать свои мысли и таким образом в принципе сложно общаться со сверстниками.
Родители стали больше работать, соответственно больше уставать. Приходя домой взрослым, хочется отдохнуть, а ребенок, которому очень нужно поделиться с папой или мамой событиями, произошедшими с ним за день, чаще всего становится им в тягость. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире, думают, что дети сами по себе всему постепенно научатся. Некоторые взрослые считают, что с ребенком же не о чем разговаривать, он ничего не знает о жизни, следовательно, и общаться с ним не о чем. Сейчас столько нас окружает гаджетов, способных увлечь и «обучить» ребенка. Вот и прибегают родители или к включению телевизора с мультфильмами, или компьютера (планшета или телефона) с играми. Правильно ли это, верный ли родители выбирают путь? Знакомство с новыми видами техники или с поиском информации в современном обществе конечно необходимо, но это знакомство ни в коем случае не должно брать верх над простым общением, тем более родителей со своими детьми. Ребенку нужно постоянное родительское внимание и ласковая поддержка, обучение окружающему их интересного мира и жизни в целом, а так же семейным традициям, которые дети нигде кроме как в своей семье получить не могут.
Вторая:Как познакомить ребенка с помощью художественного текста с разнообразием жизни на Земле? Через художественный текст ребенок познает окружающий мир, его многообразие. Современный ребенок все чаще познает мир через экран. Экран монитора (телевизора, телефона, компьютера, интернет-планшета и т. п.) формирует представления дошкольника о том, как живут люди в разных странах, какие отношения существуют в мире взрослых, какие поступки надо совершать, чтобы быть успешным, сильным, смелым. Но попаданная с экрана картинка оставляет мало места для фантазии, воображения, ребенок получает информацию о мире в готовом виде. Предлагаю познакомить ребенка с разнообразием жизни на Земле с помощью художественного текста.
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у дошкольников. Анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.
Цель проекта:приобщить детей к социокультурным ценностям (семья, дружба);способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, социумом и семьей.
Задачи:
1. Помочь родителям осознать ценность общения детей и родителей.
2. Активизировать работу родителей по развитию семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
3. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
4.Повысить интерес к библиотеке, как к центру хранения книг и поиска новой информации;
5. Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагог, дети, родители, социальные партнеры;
6. Приобщить детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
7.Способствовать зарождению традиции семейного чтения;
8. Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
9. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;
10. Способствовать развитию речи, памяти, внимания.
Участники проекта: подготовительная группа, воспитатели, родители, библиотекари, музыкальный руководитель, кукольный театр г. Орск, ОрскийДраматичесчкий театр им. Пушкина, ЦДТ "Радуга".
По срокам реализации: долгосрочный.
По целевой установке:Познавательная, речевая, творческая, продуктивная, художественно-эстетическая, практико- ориентировачный.
Ожидаемый результаты:
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции семейного чтения не менее чем в 50 % семей от числа семей, посещающих образовательную организацию.
3. Повышения уровня общения детей и родителей.
4. Повышения компетенции членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
5. Дать представления детям о значении библиотеки в жизни человека;
6. Сформировать банк методических материалов по теме проекта;
7. Пополнить развивающую среду в группе;
8.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.
9. В ДОУ современной формой образования является культурная практика - «Вместе читаем, вместе играем"».
10. «Организация мобильных библиотек», включая bookcrossing (книговорот) между читающими – ежемесячно: - «Есть Книга - Есть Будущее»; - «Читаем Сами»; - «Одна книга - одна семья»; - «Читаем Книгу - Познаем Мир»; - «Моя Первая Книга»; - «Открывая С.Я. Маршака»; - «В гостях у сказки»; - «Пермские писатели детям»; - «Путешествие юного натуралиста»; - «Диалог культур».
Ресурсное обеспечение:
- книги, рекомендованные для чтения по ФОП, канцелярские принадлежности для художественного творчества; ноутбук; наглядно-методические пособия; художественная литература; образцы изготовления атрибутов для инсценировок;
- детская городская библиотека;
видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей;
- тематические картотеки "стихи", "загадки", "сказки";
- ИКТ; ресурсы сети Интернет; изучение методической литературы; участие в конкурсах.
1
Участники |
Формы взаимодействия: |
Воспитанники |
образовательная деятельность; |
организация книжного уголка в группе; с тренинги, ситуативное обучение; |
|
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно); |
|
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; |
|
дидактические игры; |
|
создание книг-самоделок, книжные выставки; |
|
викторины, квесты, фестивали |
|
Родители, ЦДТ "РАДУГА" |
презентация опыта семейного чтения; |
наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи |
|
акции, фестивали, квесты мобильные библиотеки для детей и взрослых |
|
использование технологии обмена книгами (bookcrossing) в дошкольных образовательных учреждениях. |
|
Библиотека, воспитатели, дошкольники |
открытые мероприятия с участием родителей; |
арт-выставки «Вместе с книгой я расту»; |
|
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; |
|
экскурсия и познавательные встречи в городской детской библиотеке книжные выставки «Книжный парад для дошколят»; |
|
«Книга напрокат»; «Книжное дерево» литературные мини-музеи; |
|
традиции группы: «Гость группы», |
|
Литературный КВН, конкурс стенгазет «Папа, мама, я – читающая семья», |
|
акции, фестивали, квесты |
|
Орский драматический и кукольный театр, воспитанники |
театрализация |
В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:
«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;
«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;
«социализация» - развитие игровой деятельности детей;
«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;
«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта |
Участники проекта |
Сроки |
1. Подготовительный -изучение условий реализации проекта; -определение цели и задач; -обсуждение плана мероприятий с библиотекарем; -привлечение родителей к участию в проекте; -согласование выхода с администрацией МАДОУ и в ЦДТ «Радуга»в библиотеку; -подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала; |
Воспитатель, родители, дети, социальные партнеры |
Сентябрь 2024г |
2. Практический -проведение тематических развлечений с родителями; -приглашение родителей в один из дней недели для чтения детям художественной литературы; -театрализация сказок детей старших групп с показом для детей младшего и среднего возраста; - посещение семей Орского драматического театра; - приезд в детский сад кукольного театра г. Орск и Орского драматического театра. |
Воспитатель, родители, дети |
Октябрь- Май 2025г |
3.Заключительный Подведение итогов реализации проекта: Отчет о результатах проекта (презентация) В результате работы над проектом будут созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжка. |
Воспитатель, родители, дети |
Май 2025г |
План реализации проекта
Сроки реализации |
Содержание деятельности. Мероприятия |
сентябрь |
Беседа с детьми по теме: «История возникновения книги»; «От глиняной дощечки к печатной страничке», «Осень на страницах книг»; Презентации: «История создания книги; «Откуда книга к нам пришла?» Просмотр мультфильма и презентации «Скоро в школу» Отгадывание загадок на тему «Школа» «Навигатор в мире детских книг» (составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей) - «А Что читаете Вы?»; - «Читать - Это Модно»; - «Все мы родом из детства»; - «Книги нашего дома»; «Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей): - Борис Заходер (09.09.1918-07.11.2000)
Музыкальное развлечение в ДОУ на тему «Осенины»
Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»;Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»; «Колосок»; В. Осеева «Волшебное слово»; М. Зощенко Бабушкин подарок» Театрализованное представление в ДОУ (Орский кукольный театр) Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «Мама, почитай-ка»; Консультация для родителей: «Приобщение детей к чтению». |
октябрь |
Беседа с детьми по теме: «Труд библиотекаря». «Рекламный микрофон» (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок, плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами и др.) Чтение стихов «Багаж», «Где обедал воробей», «Дом, который построил Джек», «Мяч»; Чтение сказки «О глупом мышонке»; Просмотр спектакля в теневом театре по «сказке о глупом мышонке»; Просмотр мультфильма «Человек рассеянный с улицы Бассейной». Театрализованное представление в ДОУ. Инсценировка русской народной сказки «Как козел Мефодий огород охранял». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Красная шапочка»; «Откуда стол пришел?»; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; Б. Заходер «Серая звездочка»; Н. Носов «Живая шляпа»; Л.Толстой «Косточка», «Прыжок». Совместная деятельность с детьми «Мастерская по «лечению» книг» Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.) Акция "В Гае горят в домах литературные огоньки". организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор. "Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения):- - «Папа, почитай-ка».Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Консультация для родителей: «Зачем читать детям сказки на ночь?» |
ноябрь |
Беседа (этическая) «Книги бывают разные»; Визит сотрудника библиотеки в группу детского сада, с целью проведения беседы и знакомства детей с книгами, детскими писателями; «Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей): С.Я. Маршак (03.11.1887-4.07.1964);
«Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): «Читаем книгу про Оренбургскую оюласть»; Участие в конкурсе чтецов на тему: «Отечество славлю, которое есть и трижды, которое будет!» Выход в ЦДТ «Радуга», посвященная памяти Н. Носов (23.11.1908-26.07.1976); Чтение стихов: «Над нашей квартирой», «Троллейбус», «Все в порядке», «Жил-был один слоненок», «Тигр вышел погулять», «Разноцветная семейка». Просмотр мультфильма про то, как папы-осьминоги перепутали своих детей; Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; К. Чуковский «Федорино горе»; «Два жадных медвежонка»; «Петушок и бобовое зернышко»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»; М. Зощенко «Елка». Акция «Добрые книжки» (для малоимущих семей) "Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения):-«Поэзии мир необъятный»; Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Театрализованное представление в ДОУ. Консультация для родителей: «Десять ПОЧЕМУ детям необходимо читать». |
декабрь |
Беседы «Красота зимней природы на страницах детских книг»; «Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках»;
«Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «Читаем вместе»;
Выставка-галерея по произведениям А. Барто и С. Есенина.
Игровая деятельность - словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение» и т.д.
Квест-игра по произведениям Н.Носова;
Экскурсия в городскую детскую библиотеку и познавательное мероприятие по произведениям Н.Носова;
Акция "В Гае горят в домах литературные огоньки". организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор. Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Консультации для родителей: «Какую книгу подарить ребенку на Новый год: рекомендации по возрастам от 1 года до 6-7 лет», «Круг детского чтения по возрастам»;
|
январь |
Беседы «Зачем нужны книги»; консультации для родителей: «Шарль Перро: биография писателя для взрослых и детей, занимательные истории о создании сказок», «Как стать родителем читающего ребенка»; Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей): Шарль Перро (12.01.1928-16.05.1703); Театрализованная деятельность – пальчиковый, настольный театр; Конкурс чтецов «Зимний вернисаж»; Квест-игра по произведениям Шарль Перро; Просмотр диафильма «Кошка по имени мышка»; Раскрашивание и вырезание снежинок; Игровая деятельность - настольно-печатные игры «Расскажи сказку» и т.д. "Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): «Раз, два, три. Четыре, пять - начинаем Мы Читать»;Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Консультация для родителей: «Правила при организации игровой деятельности детей с компьютером». |
февраль |
«Виртуальная экскурсия в типографию детской книжки»; консультация для родителей: «Создаем книги вместе с детьми»;
Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей):М. Пришвин (04.02.1873-16.01.1954);
Игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры ««Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.)
Создание мини-музея книг М. Пришвина;
Фестиваль лэпбуков «Я люблю читать».
Просмотр познавательного видео о медведях;
Чтение книги Т. Хедер «Доклад о медведях»;
Просмотр мультфильма «Умка»;
Изготовление маски белого медведя.
Участие в конкурсе чтецов «Звездочки Оренбуржья», посвященное году педагога и наставника.
Чтение художественной литературы: Бажов «Серебряное копытце»; В. Золотников «Подарок для самого слабого», «Верное средство», «Крошка енот»; Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом, (художником)»; «Как Незнайка сочинял стихи»; К. Паустовский «Похождения жука-носорога»; С.Баруздин «Шел по улице солдат». "Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения) - «Когда читатель улыбается»; Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Консультация для родителей: «Компьютерные игры в детском возрасте польза или вред?» |
март |
Беседы «Как хорошо уметь читать…»; Юбилейный литературный календарь» К.И. Чуковский (31.03.1882-28.10.1969); Викторина для дошкольников старшего дошкольного возраста по произведениям К.И. Чуковского; Экскурсия в городскую детскую библиотеку и познавательное мероприятие по произведениям К.И. Чуковского; Смотр-конкурс взросло-детского творчества «Обложки любимой книжки» Приезд Орского Драматического театра Чтение стихов «Щенок», «Котята»; Инсценировка театрализованного представления «Овощи»; Чтение сказки «Три поросенка»; Просмотр сказки в теневом театре «Три поросенка»; Просмотр мультфильма про девочку, которая плохо кушала. Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания»; В. Драгунский «Друг детства»; Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Э. Успенский «Зима в Простоквашино»; А. Н. Толстой «Буратино». "Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «Книги на все времена: о добре и дружбе»; Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Консультация для родителей: «Лучшие книги для лучших мам» |
апрель |
Беседы «Читаем и познаем мир – зачем нужны энциклопедии»; Литературный мини-музей «Необычные книжки»; Конкурс стенгазет «Папа, мама, я – читающая семья»; Фестиваль «Поэтический дуэт – «Весенний вернисаж; Дошкольники – малышам: инсценировка сказки «Муха-Цокотуха». Рассматривание выставки книг о космосе; Чтение книги из серии « Космические сказки» Елены Ольевой« Солнечная система»; Просмотр видео и чтение книги Юлии Ивановой « Межпланетная азбука»; Разгадывание загадок о космосе; Просмотр мультфильма « Загадочная планета». Музыкальное развлечение на тему «Космос» Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?»; В. Катаев «Цветик семицветик»; Р. Киплинг «Слоненок»; С. Баруздин «Шел по улице солдат» Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «А.Барто для детей». Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Консультация для родителей: Стихи для детей и родителей. Давайте улыбнемся вместе!»; |
май |
Беседы «Где в доме живет книга»; «Сказка о Марфуте и Волшебном цветке: добрые семейные сказки»; Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей)К. Паустовский (31.05.1892-14.07.1968) Литературный КВН «Волшебные сказки» Приезд Орского драматического театра в детский сад Чтение книги «Тигр, который пришел выпить чаю». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; А. Милн, Б. Заходер «Винни-Пух и пчелы»; А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.) пер со швед. Л.Лунгиной Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Консультация для родителей: «Мамины сказки: вечерняя сказка для малышей». |
Список используемых источников:
1. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
2. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
3. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
4. Интернет ресурсы – сайты: «Педагог ДОУ – Всероссийский электронный журнал» - Детско-родительский проект «С книгой вместе я расту» Койлыбаева А.А.; «Слово учителю» - Каманина С.В. Образовательный проект «Читаем вместе»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.