ПРоект для старшего дошкольного возраста "Вместе играем, вместе читаем"

  • docx
  • 02.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект Читаем вместе, игрем вместе.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИе

«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

 

 

пРОЕКТ

для Детей старшего дошкольного возраста

"Вместе почитаем, вместе поиграем"

 

 

 

 

 

https://osbs-rzn.ru/image.php?image=/uploads/gallery/2020/untitled-folder/zbzzgopmavm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

Иванова Л. О.

 

Тема: "Вместе почитаем, вместе поиграем"

Актуальность:Для разработки данного проекта послужили две причины.

Первая:Много ли сейчас родители общаются со своими детьми? Скудное общение сказывается как на эмоциональном состоянии ребенка самого по себе и в коллективе в частности, так и на речевом развитии в целом. Дети, с которыми мало общаются, чаще всего обладают малым пассивным и активным словарем в своем багаже знаний, им сложно называть некоторые слова и так же действия, выражать свои мысли и таким образом в принципе сложно общаться со сверстниками.

Родители стали больше работать, соответственно больше уставать. Приходя домой взрослым, хочется отдохнуть, а ребенок, которому очень нужно поделиться с папой или мамой событиями, произошедшими с ним за день, чаще всего становится им в тягость. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире, думают, что дети сами по себе всему постепенно научатся. Некоторые взрослые считают, что с ребенком же не о чем разговаривать, он ничего не знает о жизни, следовательно, и общаться с ним не о чем. Сейчас столько нас окружает гаджетов, способных увлечь и «обучить» ребенка. Вот и прибегают родители или к включению телевизора с мультфильмами, или компьютера (планшета или телефона) с играми. Правильно ли это, верный ли родители выбирают путь? Знакомство с новыми видами техники или с поиском информации в современном обществе конечно необходимо, но это знакомство ни в коем случае не должно брать верх над простым общением, тем более родителей со своими детьми. Ребенку нужно постоянное родительское внимание и ласковая поддержка, обучение окружающему их  интересного мира и жизни в целом, а так же семейным традициям, которые дети нигде кроме как в своей семье получить не могут.

Вторая:Как познакомить ребенка с помощью художественного текста с разнообразием жизни на Земле? Через художественный текст ребенок познает окружающий мир, его многообразие. Современный ребенок все чаще познает мир через экран. Экран монитора (телевизора, телефона, компьютера, интернет-планшета и т. п.) формирует представления дошкольника о том, как живут люди в разных странах, какие отношения существуют в мире взрослых, какие поступки надо совершать, чтобы быть успешным, сильным, смелым. Но попаданная с экрана картинка оставляет мало места для фантазии, воображения, ребенок получает информацию о мире в готовом виде. Предлагаю познакомить ребенка с разнообразием жизни на Земле с помощью художественного текста.

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у дошкольников. Анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Цель проекта:приобщить детей к социокультурным ценностям (семья, дружба);способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, социумом  и семьей.

Задачи:

1. Помочь родителям осознать ценность общения детей и родителей.

2. Активизировать работу родителей по развитию семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

3. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;

4.Повысить интерес к библиотеке, как к центру хранения книг и поиска новой информации;

5. Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагог, дети, родители, социальные партнеры;

6. Приобщить детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

7.Способствовать зарождению традиции семейного чтения;

8. Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

9. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;

10. Способствовать развитию речи, памяти, внимания.

Участники проекта: подготовительная группа, воспитатели, родители, библиотекари, музыкальный руководитель, кукольный театр г. Орск, ОрскийДраматичесчкий театр им. Пушкина, ЦДТ "Радуга".

По срокам реализации: долгосрочный.

По целевой установке:Познавательная, речевая, творческая, продуктивная, художественно-эстетическая, практико- ориентировачный.

Ожидаемый результаты:

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции семейного чтения не менее чем в 50 % семей от числа семей, посещающих образовательную организацию.

3. Повышения уровня общения детей и родителей.

4. Повышения компетенции членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

5. Дать представления детям о значении библиотеки в жизни человека;

6. Сформировать банк методических материалов по теме проекта;

7. Пополнить развивающую среду в группе;

8.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

9. В ДОУ современной формой образования является культурная практика - «Вместе читаем, вместе играем"».

10. «Организация мобильных библиотек», включая bookcrossing (книговорот) между читающими – ежемесячно: - «Есть Книга - Есть Будущее»; - «Читаем Сами»; - «Одна книга - одна семья»; - «Читаем Книгу - Познаем Мир»; - «Моя Первая Книга»; - «Открывая С.Я. Маршака»; - «В гостях у сказки»; - «Пермские писатели детям»; - «Путешествие юного натуралиста»; - «Диалог культур».

Ресурсное обеспечение:

- книги, рекомендованные для чтения по ФОП, канцелярские принадлежности для художественного творчества; ноутбук; наглядно-методические пособия; художественная литература; образцы изготовления атрибутов для инсценировок;

- детская городская библиотека;

видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей;

- тематические картотеки "стихи", "загадки", "сказки";

- ИКТ; ресурсы сети Интернет; изучение методической литературы; участие в конкурсах.

1

 

Участники

Формы взаимодействия:

Воспитанники

образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе; с тренинги, ситуативное обучение;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации;

дидактические игры;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

викторины, квесты, фестивали

Родители, ЦДТ "РАДУГА"

презентация опыта семейного чтения;

наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи

акции, фестивали, квесты мобильные библиотеки для детей и взрослых

использование технологии обмена книгами (bookcrossing) в дошкольных образовательных учреждениях.

Библиотека, воспитатели, дошкольники

открытые мероприятия с участием родителей;

арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;

выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

экскурсия и познавательные встречи в городской детской библиотеке книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

«Книга напрокат»; «Книжное дерево» литературные мини-музеи;

традиции группы: «Гость группы»,

Литературный КВН, конкурс стенгазет «Папа, мама, я – читающая семья»,

акции, фестивали, квесты

Орский драматический и кукольный театр, воспитанники

театрализация

 

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.

 

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Участники проекта

Сроки

1. Подготовительный

-изучение условий реализации проекта;

-определение цели и задач;

-обсуждение плана мероприятий с библиотекарем;

-привлечение родителей к участию в проекте;

-согласование выхода с администрацией МАДОУ и в ЦДТ «Радуга»в библиотеку;

-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

Воспитатель, родители, дети, социальные партнеры

Сентябрь

2024г

2. Практический

-проведение тематических развлечений с родителями;

-приглашение родителей в один из дней недели для чтения детям художественной литературы;

-театрализация сказок детей старших групп с показом для детей младшего и среднего возраста;

- посещение семей Орского драматического театра;

- приезд в детский сад кукольного театра г. Орск и Орского драматического театра.

Воспитатель, родители, дети

Октябрь-

Май 2025г

3.Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

Отчет о результатах проекта (презентация)

В результате работы над проектом будут созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжка.

Воспитатель, родители, дети

Май 2025г

 

 

План реализации проекта

 

Сроки реализации

Содержание деятельности. Мероприятия

сентябрь

Беседа с детьми по теме: «История возникновения книги»; «От глиняной дощечки к печатной страничке», «Осень на страницах книг»;

Презентации: «История создания книги; «Откуда книга к нам пришла?»

Просмотр мультфильма и презентации «Скоро в школу»

Отгадывание загадок на тему «Школа»

«Навигатор в мире детских книг» (составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей) - «А Что читаете Вы?»; - «Читать - Это Модно»; - «Все мы родом из детства»; - «Книги нашего дома»;

«Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей): - Борис Заходер (09.09.1918-07.11.2000)

 

Музыкальное развлечение в ДОУ на тему «Осенины»

 

Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»;Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»; «Колосок»; В. Осеева «Волшебное слово»; М. Зощенко Бабушкин подарок»

Театрализованное представление в ДОУ (Орский кукольный театр)

Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг) Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «Мама, почитай-ка»;

Консультация для родителей: «Приобщение детей к чтению».

октябрь

Беседа с детьми по теме: «Труд библиотекаря».

«Рекламный микрофон» (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок, плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами и др.)

Чтение стихов «Багаж», «Где обедал воробей», «Дом, который построил Джек», «Мяч»;

Чтение сказки «О глупом мышонке»;

Просмотр спектакля в теневом театре по «сказке о глупом мышонке»;

Просмотр мультфильма «Человек рассеянный с улицы Бассейной».

Театрализованное представление в ДОУ. Инсценировка русской народной сказки «Как козел Мефодий огород охранял».

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Красная шапочка»; «Откуда стол пришел?»; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; Б. Заходер «Серая звездочка»; Н. Носов «Живая шляпа»; Л.Толстой «Косточка», «Прыжок».

Совместная деятельность с детьми «Мастерская по «лечению» книг»

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.)

Акция "В Гае горят в домах литературные огоньки". организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор.

"Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения):- - «Папа, почитай-ка».Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Консультация для родителей: «Зачем читать детям сказки на ночь?»

ноябрь

Беседа (этическая) «Книги бывают разные»;

Визит сотрудника библиотеки в группу детского сада, с целью проведения беседы и знакомства детей с книгами, детскими писателями;

«Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей): С.Я. Маршак (03.11.1887-4.07.1964);

 

«Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): «Читаем книгу про Оренбургскую оюласть»;

Участие в конкурсе чтецов на тему: «Отечество славлю, которое есть и трижды, которое будет!»

Выход в ЦДТ «Радуга», посвященная памяти Н. Носов (23.11.1908-26.07.1976);

Чтение стихов: «Над нашей квартирой», «Троллейбус», «Все в порядке», «Жил-был один слоненок», «Тигр вышел погулять», «Разноцветная семейка».

Просмотр мультфильма про то, как папы-осьминоги перепутали своих детей;

Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; К. Чуковский «Федорино горе»; «Два жадных медвежонка»; «Петушок и бобовое зернышко»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»; М. Зощенко «Елка».

Акция «Добрые книжки» (для малоимущих семей)

"Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения):-«Поэзии мир необъятный»;  Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Театрализованное представление в ДОУ.

Консультация для родителей: «Десять ПОЧЕМУ детям необходимо читать».

декабрь

Беседы «Красота зимней природы на страницах детских книг»; «Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках»; 

 

«Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «Читаем вместе»; 

 

Выставка-галерея по произведениям А. Барто и С. Есенина.

 

Игровая деятельность - словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение» и т.д. 

 

Квест-игра по произведениям Н.Носова;

 

  Экскурсия в городскую детскую библиотеку и познавательное мероприятие по произведениям Н.Носова;

 

 Акция "В Гае горят в домах литературные огоньки". организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор. Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Консультации для родителей: «Какую книгу подарить ребенку на Новый год: рекомендации по возрастам от 1 года до 6-7 лет», «Круг детского чтения по возрастам»;

 

январь

Беседы «Зачем нужны книги»;  консультации для родителей: «Шарль Перро: биография писателя для взрослых и детей, занимательные истории о создании сказок», «Как стать родителем читающего ребенка»; 

Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей):

Шарль Перро (12.01.1928-16.05.1703);

Театрализованная деятельность – пальчиковый, настольный театр; 

Конкурс чтецов «Зимний вернисаж»;

 Квест-игра по произведениям Шарль Перро;

Просмотр диафильма «Кошка по имени мышка»; Раскрашивание и вырезание снежинок;

Игровая деятельность - настольно-печатные игры «Расскажи сказку» и т.д. 

"Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): «Раз, два, три. Четыре, пять - начинаем Мы Читать»;Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Консультация для родителей: «Правила при организации игровой деятельности детей с компьютером».

февраль

«Виртуальная экскурсия в типографию детской книжки»;  консультация для родителей: «Создаем книги вместе с детьми»;

 

Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей):М. Пришвин (04.02.1873-16.01.1954);

 

  Игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры ««Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.) 

 

Создание мини-музея книг М. Пришвина;

 

  Фестиваль лэпбуков «Я люблю читать».

 

Просмотр познавательного видео о медведях;

 

Чтение книги Т. Хедер «Доклад о медведях»;

 

Просмотр мультфильма «Умка»;

 

Изготовление маски белого медведя.

 

Участие в конкурсе чтецов «Звездочки Оренбуржья», посвященное году педагога и наставника.

 

Чтение художественной литературы: Бажов «Серебряное копытце»; В. Золотников «Подарок для самого слабого», «Верное средство», «Крошка енот»; Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом, (художником)»; «Как Незнайка сочинял стихи»; К. Паустовский «Похождения жука-носорога»; С.Баруздин «Шел по улице солдат».

"Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения) - «Когда читатель улыбается»; Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Консультация для родителей: «Компьютерные игры в детском возрасте польза или вред?»

март

Беседы «Как хорошо уметь читать…»;

 Юбилейный литературный календарь» К.И. Чуковский (31.03.1882-28.10.1969);

 Викторина для дошкольников старшего дошкольного возраста по произведениям К.И. Чуковского;

 Экскурсия в городскую детскую библиотеку и познавательное мероприятие по произведениям К.И. Чуковского;

Смотр-конкурс взросло-детского творчества «Обложки любимой книжки»

Приезд Орского Драматического театра

Чтение стихов «Щенок», «Котята»;

Инсценировка театрализованного представления «Овощи»;

Чтение сказки «Три поросенка»;

Просмотр сказки в теневом театре «Три поросенка»;

Просмотр мультфильма про девочку, которая плохо кушала.

Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания»; В.  Драгунский «Друг детства»; Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Э. Успенский «Зима в Простоквашино»; А. Н. Толстой «Буратино».

"Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «Книги на все времена: о добре и дружбе»; Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Консультация для родителей:  «Лучшие книги для лучших мам»

апрель

Беседы «Читаем и познаем мир – зачем нужны энциклопедии»;  

Литературный мини-музей «Необычные книжки»; 

Конкурс стенгазет «Папа, мама, я – читающая семья»;

 Фестиваль «Поэтический дуэт – «Весенний вернисаж;

Дошкольники – малышам: инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».

Рассматривание выставки книг о космосе;

Чтение книги из серии « Космические сказки» Елены Ольевой« Солнечная система»;

Просмотр видео и чтение книги Юлии Ивановой

« Межпланетная азбука»;

Разгадывание загадок о космосе;

Просмотр мультфильма « Загадочная планета».

Музыкальное развлечение на тему «Космос»

Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?»; В. Катаев «Цветик семицветик»; Р. Киплинг «Слоненок»; С. Баруздин «Шел по улице солдат»

Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения): - «А.Барто для детей». Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Консультация для родителей: Стихи для детей и родителей. Давайте улыбнемся вместе!»;

май

 Беседы «Где в доме живет книга»; 

«Сказка о Марфуте и Волшебном цветке: добрые семейные сказки»;

 Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей)К. Паустовский (31.05.1892-14.07.1968)

Литературный КВН «Волшебные сказки»

Приезд Орского драматического театра в детский сад

Чтение книги «Тигр, который пришел выпить чаю».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; А. Милн, Б. Заходер «Винни-Пух и пчелы»; А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.) пер со швед. Л.Лунгиной

Участие одного из родителей в чтении художественной литературы детям (Каждый четверг)

Консультация для родителей: «Мамины сказки: вечерняя сказка для малышей».

 

Список используемых источников:

1. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г

2. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

3. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

4. Интернет ресурсы – сайты: «Педагог ДОУ – Всероссийский электронный журнал» - Детско-родительский проект «С книгой вместе я расту» Койлыбаева А.А.; «Слово учителю» - Каманина С.В. Образовательный проект «Читаем вместе»