Проект "Эхо войны" в подготовительной группе
информационно - практико - ориентированный, творческий, долгосрочный
Введение
В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин. Все, что совершается
в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям.
А. С. Макаренко
Без памяти о Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов, о Великой Победе в этой войне немыслим ни достоинство России, ни гуманизации российского общества, ни гуманитаризация российского образования. Великая Отечественная война 1941—1945 годов — это подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России...
Патриотизм — это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства возникают еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое страны.
Память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов живет в сознании наших людей как самое многотрудное и длительное испытание. Целые поколения родились и выросли с тех пор. Каждое новое поколение хранит память о зловещем отсвете зарниц жестоких сражений войны, больших утратах и долгожданных победных салютах.
Подвиг воинов, славные традиции служения России по- прежнему вдохновляют, делают нас причастными к знаменательным вехам истории Родины.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев — все это входит в понятие "патриотизм". Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, гордость за Россию.
Зайдите в любой дом, поинтересуйтесь, чем дорожат, перед, чем благоговеют, и вы окажетесь в мире бесценных семейных реликвий. Вам покажут семейный альбом с фотографиями пехотинцев, танкистов, летчиков, моряков, пограничников или партизан, расскажут об их боевых орденах и медалях, достанут сбереженные на память дедовскую фронтовую шинель, пилотку или флотскую бескозырку, похвалятся грамотами и знаками отличника и специалиста, полученными уже сыновьями и внуками ветерана. Все это бесценный материал для воспитания у наших детей верности традициям.
Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее...
Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы и новые подходы — проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Информационно - практико - ориентированный творческий проект «Эхо войны» позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности, интеллектуальной инициативы, что в свою очередь формирует готовность ребенка к школе и соответствует принципам общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы».
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители детей. Поэтому необходимы сотрудничество с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской.
Целями проекта «Эхо войны» являются:
- формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов;
- сохранение любви и уважения к историческому военному прошлому через произведения искусства.
Работа над проектом осуществляется в процессе:
· организованной образовательной деятельности;
· музыкального воспитания на основе наглядного материала;
· познавательных бесед по теме проекта;
· посещения районного краеведческого музея, памятника Боевой славы п.ст. Юрга - 2, мемориала Боевой славы г. Юрги;
· работы изобразительного кружка «Разноцветные пальчики»;
· работы музыкального кружка «Соловушка»;
· самостоятельной деятельности ребенка;
· работы нравственно - патриотического кружка «Совята».
Совместное творчество специалистов, педагогов, воспитанников и их родителей над проектом способствует успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Эхо войны»
Вид проекта:
Тип проекта:
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: с марта по май 2015 года.
Март - «Моя родина - Россия!»;
Апрель - «Священная война»;
Май - «Детство без войны».
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, специалисты: музыкальный руководитель, воспитатели старшей группы, родители детей.
Возраст участников проекта: 5-6 лет.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Актуальность темы: художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Структура проекта
Образовательные области |
Содержание |
Цикл «Речевое развитие» «Моя родина — Россия!" |
|
"Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Художественное - эстетическое развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие" |
1. Встреча с клубом ветеранов "Эхо войны". 2. Сюжетно - ролевые игры "Танкисты", "Моряки". 3. Беседы: "Фронтовые письма", "Полководцы и герои". 4.Выставка детских рисунков "Когда мои бабушка и дедушка были маленькими". 5.Чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны: "Рассказы о детях - героях" (Андрианов Ваня, Богданова Надя, Вашкевич Лида, Герасименко Люся), "Рассказы о войне" (Битва под Москвой, Сталинградская битва). 6.Консультации для родителей. 7.Конкурс чтецов "Были дни счастливые". 8. Изготовление стенгазеты "День Победы" |
Цикл "Священная война" |
|
"Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Художественное - эстетическое развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие" |
1.Занятие "Великая Отечественная война. Поклонная гора.". 2. Занятие "Заочная экскурсия в музей полководца Константина Васильевича Жукова" 3.Коллективный коллаж-диорама "Вставай, страна огромная..." 4. Чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны: "Рассказы о детях - героях" (Хоменко Витя и Кобер Шура, Цадиков Боря, Шишковский Вася, Щербацевич Володя, Дети в тылу врага), "Рассказы о войне" (Битва на Курской дуге, Мы победим). 5. Информационно - игровая программа"Никто не забыт, ничто не забыто!". 6. Просмотр диафильмов о войне. 7. Посещение Районного краеведческого музея.. 8.Музыкальная гостиная "Поем песни о войне". 9.Конкурс чтецов «"Эх, война, война, что ж ты сделала?" 10.Конкурс детского рисунка "Портрет героя". 11. Сюжетно - ролевые игры "Летчики", "Пограничники". |
Цикл "Детство без войны" |
|
"Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Художественное - эстетическое развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие" |
1. Конкурс стенгазет "Эх, война, война..." 2. Групповые посещения совместно с родителями мемориала Боевой славы г. Юрги. 3.Просмотр презентации "Медали и ордена Великой Отечественной войны". 4. Оформление и дизайн родительского уголка "Этот День Победы". 5.Ознакомление с произведениями искусства о ВОв. 6.Выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) "Никто не забыт, ничто не забыто". 7.Конкурс рисунка на асфальте "Мы рисуем мир". 8.Возложение цветов к памятнику. 9. Выступление на открытие выставки в Районном краеведческом музее. 10. Праздничный концерт "День Победы". |
Формы организации детей:
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
Формы контроля:
Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к новым знаниям; проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов; представления о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов), их фронтовых и трудовых подвигах; умение представить творческий продукт индивидуальной или коллективной деятельности; соотнесение воспринятой информации со своим опытом, чувствами и представлениями; интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи и скульптуры, прослушивание музыкальных произведений; проявление активного интереса к народной музыке, традиционной песне и пляске, музыке воинской тематики; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта
Продукт проектной деятельности.
Принципы проекта:
Этапы работы над проектом
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Подготовительный этап (разработка проекта) Цель: самосовершенствование по теме. март |
|
В самостоятельной творческой деятельности рисование на заданную тему. Прослушивание музыкальных произведений военных лет, исполнение песен о войне |
Диагностирование детей. Составление перспективного плана по реализации проекта. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы |
Этап: формулирование проблемы Цель: помочь детям осознать и личностно воспринять проблему. Март - Апрель |
|
Осознание и личностное восприятие проблемы. Принятие задач проекта |
Формулируется проблема: дети практически не знают о событиях Великой Отечественной войны 1941 1945 годов, о родственниках, участвовавших в боях, и их наградах. Цель: дать знания детям о событиях войны, оформить выставку работ, посвященную Дню Победы, прослушать музыкальные произведения военных лет, прочитать стихотворения, провести физкультурные игры на военную тематику. Формулирует задачи: - сформировать представление о времени начала и длительности Великой Отечественной войны 1941—1945 годов; - выбрать форму получения информации (занятие, экскурсия, беседа, творческая деятельность, просмотр слайдов и документальных фильмов); - определить наиболее интересные темы для детей |
Этап: систематизация информации о событиях войны Апрель - Май |
|
Беседы о событиях войны Коллективная лепка на военную тематику. Воспроизведение музыкальных проведений военных лет. Участие в творческих выставках рисунков и поделок |
Проведение бесед по теме проекта, организованной образовательной деятельности по художественному творчеству, музыкальному воспитанию и физическому развитию. Организация музыкальной гостиной, выставки детского творчества. Проведение конкурса семейных стенгазет |
Этап: практическая деятельное детей В течение всего проекта |
|
Выбор материалов для поделок. Совместное составление схемы последовательности выполнения работы, изготовление поделки по подгруппам с соблюдением выбранной последовательности. Выбор движений и музыки для танца. |
Предоставляет различные и изобразительные материалы и музыкальное сопровождение. Оказывает практическую помощь детям (по необходимости). Организует подгрупповую и индивидуальную работу |
Этап: оформление. В течение всего проекта |
|
Оформление выставки работ, творческих уголков группы. |
Помогает в оформлении выставки творческих работ. |
Этап: реализация проекта в образовательную практику Март—апрель |
|
Разучивание стихов, песен. Представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта. Совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ |
Разработка конспектов занятий, бесед. Проведение совместных мероприятий с родителями. Посещение Районной библиотеки, Районного краеведческого музея, памятника Боевой славы п.ст. Юрга - 2, мемориала Боевой славы г. Юрги. Организация мини-музея в группе «Воспитываем патриота». Участие в конкурсах рисунков "Салют Победы", "Был месяц май...", посвященных Победе. Оформление альбома "Вечный огонь". Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам. Диагностика детей |
Заключительный этап Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив. Май |
|
- Творческий отчет (концерт, выставка, презентация). - Анализ результатов проекта. - Анкетирование и опрос детей и родителей. - Создание мультимедийных презентаций. - Обобщение работы и размещение ее в Интернете, публикация в СМИ, издание в научно-педагогических издательствах |
План работы по реализации проекта
Мероприятие, тема |
Ответственные |
Участники |
Цикл: "Моя родина - Россия" |
||
Встреча с клубом ветеранов "Эхо войны".
|
Воспитатели, музыкальный руководитель |
Дети, ветераны клуба "Созвездие" |
Сюжетно - ролевые игры "Танкисты", "Моряки". |
Воспитатели |
Дети |
Беседы: "Фронтовые письма", "Полководцы и герои". |
Воспитатели |
Дети |
Выставка детских рисунков "Когда мои бабушка и дедушка были маленькими" |
Воспитатели |
Дети |
Чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны: "Рассказы о детях - героях" (Андрианов Ваня, Богданова Надя, Вашкевич Лида, Герасименко Люся), "Рассказы о войне" (Битва под Москвой, Сталинградская битва). |
Воспитатели |
Дети |
Конкурс чтецов "Хорошо под мирным небом!" |
Воспитатели, старший воспитатель |
Дети, ветераны |
Изготовление стенгазеты "День Победы". |
Воспитатели |
Дети |
Цикл «Священная война» |
||
Занятие "Великая Отечественная война. Поклонная гора." |
Воспитатели |
Дети |
Занятие "Заочная экскурсия в музей полководца Константина Васильевича Жукова". |
Воспитатели |
Дети |
Сюжетно - ролевые игры "Летчики", "Пограничники". |
Воспитатели |
Дети |
Коллективный коллаж-диорама "Вставай, страна огромная…." |
Воспитатели |
Дети, родители |
Конкурс стенгазет "Эх, война, война…". |
Воспитатели, старший воспитатель |
Дети, родители, ветераны |
Выставка детского рисунка "Портрет героя". |
Воспитатели |
Дети |
Чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны: "Рассказы о детях - героях" (Хоменко Витя и Кобер Шура, Цадиков Боря, Шишковский Вася, Щербацевич Володя, Дети в тылу врага), "Рассказы о войне" (Битва на Курской дуге, Мы победим). |
Воспитатели |
Дети |
Музыкальная гостиная "Поем песни о войне". |
Музыкальный руководитель |
Родители, педагоги, дети |
Конкурс стихов о войне "Эх, война, война, что ж ты сделала?". |
Родители, воспитатели |
Родители, педагоги, дети, ветераны |
Просмотр диафильмов о войне. |
Воспитатели |
Дети |
Информационно - игровая программа"Никто не забыт, ничто не забыто!". |
Воспитатели |
Дети |
Посещение Районного краеведческого музея. |
Воспитатели |
Дети, воспитатели, родители |
Цикл «Детство без войны» |
||
Конкурс стенгазет "Эх, война, война..."
|
Родители, воспитатели |
Родители, дети, ветераны |
Выставка работ "Этот День Победы" |
Воспитатели |
Дети |
Выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) "Никто не забыт, ничто не забыто" |
Родители, воспитатели |
Дети, родители |
Конкурс рисунка на асфальте "Мы рисуем мир". |
Воспитатели |
Дети |
Возложение цветов к памятнику Боевой славы п.ст. Юрга - 2 |
Воспитатели, родители |
Родители, педагоги, дети |
Групповые посещения совместно с родителями мемориала Боевой славы г. Юрги. |
Родители, воспитатели |
Родители, педагоги, дети |
Просмотр презентации "Медали и ордена Великой Отечественной войны". |
Воспитатели |
Дети |
Ознакомление с произведениями искусства о ВОВ. |
Воспитатели |
Дети |
Праздничный концерт в честь празднования Дня Победы |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
Родители, дети, ветераны |
Оформление и дизайн родительского уголка "Этот День Победы". |
Воспитатели |
Дети |
Выступление на открытие выставки в Районном краеведческом музее. |
Воспитатели, родители |
Дети |
Модель педагогической деятельности с родителями в условиях реализации проекта
Содержание работы |
Сроки |
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей |
Март |
Консультации "Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов?", "Эхо прошедшей войны" |
Март, апрель |
Просмотр фильмов о воине вместе с детьми, прослушивание музыкальных произведений на военную тематику |
Март - май |
Привлечение родителей к организации выставки стенгазет макетов, поделок о войне |
Март - апрель |
Привлечение участия в выставке совместных рисунков и поделок о войне |
Март - май |
Выпуск газеты "Эх, война, война " |
Май |
Оформление информационного уголка "Солдаты — победители Великой Отечественной войны", "День Победы" |
Апрель—май |
Поездка с детьми к памятнику в г. Юргу, возложение цветов к Вечному огню |
Апрель—май |
Мониторинг эффективности. Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:
Оборудование:
Заключение
Проект «Эхо войны» предназначен для формирования у детей знаний об историческом прошлом Родины, целостного восприятия событий, связанных с Великой Отечественной войной 1941—1945 годов. Проект помогает установить историческую преемственность поколений.
Реализация проекта не только позволяет повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека — гражданина своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе "педагог – ребенок — родитель".
Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор). Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.