Профессиональный педагогический конкурс
«Исследовательские компетенции современного педагога в условиях ФГОС»
Номинация «Педагогический проект»
Направление: долгосрочный педагогический проект
ЭКО_ЛИКБЕЗ
или
Экологическое образование
младших школьников,
реализуемое через внеклассную работу
Авторы проекта:
Рыбина Елена Юрьевна,
зам. директора по ВР, учитель биологии
МОУ-СОШ с. Подлесное
Марксовского района Саратовской области им. Ю.В. Фисенко
Серенькая Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ-СОШ с. Подлесное
Марксовского района Саратовской области им. Ю.В. Фисенко
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………............…3
ГЛАВА 1. Теория экологического воспитания в начальной школе ………...4
1.1. Анализ проблемы экологического воспитания учащихся в педагогической теории и практике …………………………………………….………..……………4
1.2. Понятие об экологическом воспитании младших школьников ….…………4
ГЛАВА 2. Внеклассная работа ………………………………………..…………...6
2.1. Анализ изучения внеклассной экологической работы .………………..…….6
2.2. Анализ изучения индивидуальной работы ……….……………………………7
2.3. Анализ изучения групповой работы ……………………………………………9
ГЛАВА 3. Практическая часть. Уровни и критерии экологической воспитанности младших школьников …………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..................….….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….……15
ВВЕДЕНИЕ
В развивающейся системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Актуальность проекта. Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Проблема сожительства общества и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте. Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для достижения необходимой цели необходимо действовать в совокупности.
Направление: просветительская работа с целью формирования правильного мышления по отношению к природе, сочетая знания педагогов, родителей, школьников младших классов для проведения ряда мероприятий в муниципальном общеобразовательном учреждении имени Ю.В. Фисенко Марксовского района Саратовской области.
Целью проекта является выяснение уровня экологического образования младших школьников посредством внеклассной работы.
Задачи: сформировать рабочую команду для реализации проекта; изучить внеклассные формы и методы по естествознанию в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми.
Объект исследования: отряд «Эколята», 3а класс МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского р-на
Предмет изучения: уровень экологического образования младших школьников посредством занятий в отряде «Эколята».
Гипотеза заключается в предположении, что содержание экологического образования младших школьников в общеобразовательной организации фиксируется в программе и включает информационно-просветительскую и эколого-практическую направленность.
Практическая значимость – предложения, которые представлены в данном проекте, могут способствовать грамотному принятию мер по повышению уровня экологического образования младших школьников посредством внеклассной работы как в МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского р-на, так и в других общеобразовательных учреждениях.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского р-на.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Анализ проблемы экологического воспитания обучающихся в педагогической теории и практике
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, к формированию теории и практики экологического образования.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Экологическое воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. В решении этой проблемы главное место отводится школе, прежде начальной. Ведь природная любознательность, искренний интерес к окружающему - характерные психологические особенности младших школьников, создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания [2].
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. Сущность экологического воспитания делится две типа: первый – экологическое сознание, второй – экологическое поведение. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей обучающихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.
1.2. Понятие об экологическом воспитании младших школьников
Воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Экологическое образование и экологическое воспитание – понятие, которые иногда путают. Некоторые думают, что чем больше человек знает о природе, тем осознанней будет её защищать. Владение знаниями о предмете не всегда определяет отношение к нему. Школа должна позаботиться также о своевременном воспитании у детей готовности к экологической деятельности.
Экологическое образование – это лишь получение человеком экологических знаний. Гораздо важнее, на наш взгляд, является экологическое воспитание, которое представляет собой усвоение человеком особой экологической морали, этики отношения природы и человека.
В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно, во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.
Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание – «это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств» [2].
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
ГЛАВА 2. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
2.1. Анализ изучения внеклассной экологической работы
Внеклассные занятия по естествознанию выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми. Работа эта преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеклассная работа не имеет обязательной программы, а строится на основе интересов и самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ее должно быть углублением, развитием материала, изучаемого на уроках. В основу ее учитель ставит краеведческий принцип изучения и охраны природы – тогда, как на уроках эти вопросы изучаются на всех уровнях: местном, государственном, глобальном.
Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации на территории родного края помогает школьникам осваивать моральные нормы отношения к природе.
В конкретных локальных экологических условиях школьники могут не только осознать, но и почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы, а также имеют возможность принимать экологически правильное решение [2].
Изучая окружающую среду на внеклассных занятиях, дети на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой доходят собственным умом до правил поведения в природной среде.
Неоспорима роль внеклассной работы в приобщении младших школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, осуществляемой через эксперименты, кратковременное наблюдение и долгосрочное исследование взаимосвязей в природе, либо человека с природой.
Наблюдения в природе оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включаются все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой.
К. Ушинский писал, что «Ребенок мыслит формами, красками, звуками».
Структурно процесс наблюдения состоит из 4-х этапов:
- подготовительного (сообщение учителем информации, ориентирующей на объект наблюдения);
- начала наблюдения (учитель с помощью приемов, требующих волевых усилий, умственного напряжения – загадок, стихотворений, художественных образов и прочего, - создает ситуацию загадочности, «сюрпризности», что помогает удержать внимание детей на объекте наблюдения;
- основного момента наблюдения (обследование объекта в целом и анализ отдельных его частей с последующим отношением его к группе однородных объектов – здесь отрабатываются классификационные навыки учащихся;
- заключительного (поведение итогов, обобщение, закрепление полученных знаний [1].
Организуя внеклассную работу, важно помнить, что помимо обучения, она должна способствовать отдыху учеников от напряженной работы в классе. Этого легко достигнуть, проводя ее в природных условиях: лесу, сквере, школьном парке, на водоеме и др.
Классные и внеклассные занятия взаимодействуют в 3- х направлениях:
1) познавательном; 2) ценностном; 3) деятельном.
1 – означает конкретизацию знаний, данных на уроке. Например, по теме «Наши зимующие птицы». В ходе экскурсии в пойме реки Волга в пределах зеленых насаждений, можно увидеть около десятка птиц. Соблюдая известную осторожность, можно наблюдать за их кормовым поведением: питанием, где и как (способы кормодобывания, почему не мешают при этом друг другу, т.е. не составляют конкуренцию). Такая несложная экскурсия, умело проведенная учителем, запомнится детям надолго и будет не раз вспоминаться в последующем на уроках.
2 – означает выработку нравственно - ценностной позиции по отношению к природе. Например, весенняя или летняя экскурсия по наблюдению за птицами, наводит детей на мысль о том, что, хочешь увидеть интересное: веди себя тихо, не хочешь навредить птицам: веди себя тихо, не кричи, не включай телефон. Дети имеют возможность сами увидеть, что вблизи источников шумового загрязнения птицы не поют, т.к. все равно не слышат друг друга. А ведь песня птиц в это время – это «государственная граница» ее гнездового участка. В условиях шума чаще появляются «незваные гости», немедленно изгоняемые. Обилие же стычек приводит к стрессовой реакции у птиц и нарушению жизнедеятельности их организма.
Разнообразная деятельность обучающихся реализуется во всех формах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.
Все эти формы связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки младших школьников, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.
2.2. Анализ изучения индивидуальной работы
Индивидуальная работа обычно выполняется отдельными учениками и часто носит эпизодический характер. Интерес такого рода обычно зарождается при выполнении домашних заданий или во время экскурсий в природу. Сначала учитель дает индивидуальные задания наиболее заинтересованным ребятам, проявляющим особый интерес к природоведению.
Это могут быть наблюдения за отдельными видами растений, животных, за природными сообществами (в окрестностях школы, микрорайона, где живет ученик, в месте его летнего отдыха). С равным успехом такие задания могут применяться в качестве заданий на дом, на лето и в рамках базисного учебного плана.
Примеры:
- наблюдения (дома) за распусканием листовых и цветочных почек на срезанных и поставленных в воду веточках тополя, яблони, сирени (лучше взять сломанные уже ветки, чтобы не наносить вреда);
- наблюдения за питомцами собственного живого уголка;
- наблюдения за живой природой в процессе летнего отдыха на даче т.д.
Важно, чтобы учитель, предваряя самостоятельные наблюдения учащихся, нацелил их на получение знаний не только о строении, поведении и развитии живых организмов, но и о взаимном влиянии их друг на друга и о взаимодействии человека и живой природы. Используя стихийный интерес, проявляющийся у многих обучающихся, учитель проводит работу по его дальнейшему развитию, постепенно вовлекая детей во внеклассные занятия. Важным шагом на пути к этому является приобщение их к чтению научно- популярной литературы (специальная, как правило, не подходит для младших школьников – за исключением иллюстрированных справочных фаунистических и флористических изданий – типа «Красной Книги России», атласов-определителей и т.п.) [4].
Имеется в виду научно-популярная литература о природе и взаимосвязи общества и природы с последующими сообщениями, докладами, обзорами прочитанных книг. Помимо навыков работы с книгой, ученик в этом случае приобретает и развивает навыки устной речи, а также формирует у себя способность к логике изложения материала. Книгой ученик должен руководствоваться при ознакомлении с растениями и животными, при наблюдении в природе. Потребность узнать больше о неизведанных тайнах природы опять ведет к книге.
Задача педагога – приучить школьников к самостоятельному чтению научно – популярной литературы. Это позволит им узнать много нового и интересного о различных явлениях, происходящих в окружающей природе. Замечательные книги М. Пришвина, В. Бианки, Н. Плавильщикова, И. Акимушкина и другие прививают любовь к миру растений и животных.
С точки зрения развития познавательного интереса и глубоких знаний обучающихся в области экологии особую ценность представляет реферирование литературы – т.е. составление ответа по заданной теме путем прочитывания и просматривания сразу нескольких книг. Литература при этом либо предлагается учителем, либо (что усложняет задание) требуется подобрать ее самому ученику. Это очень сложный для младших школьников тип заданий – но, тем не менее, он вполне применим (в упрощенной, адаптируемой форме) для учеников 3- 4, а иногда и второго классов. Общее требование к книгам, предлагаемых учителем младшим школьникам для реферирования: обилие иллюстраций при минимуме текста – простого и понятного.
Таким образом, в индивидуальной работе с учащимися учитель начальных классов должен стремиться к выявлению их интересов, к изучению природы, а в дальнейшем к привлечению детей к групповым или массовым формам внеклассной работы.
2.3. Анализ изучения групповой работы
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в экологическом кружке или в экологическом отряде. Вначале это может быть временная группировка школьников, объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, который потом по мере взросления и накопления знаний перерастает в постоянный кружок. Они проводят наблюдения за объектами природы, ставят опыты, обсуждают их результаты, участвуют в конкурсных мероприятиях. Содержание и тематика занятий зависит от того, какое направление во всей экологической работе будет принято как главное. Анализ ООП НОО показал, что экологическое направление фиксируется в программе и включает информационно-просветительские и эколого-практические внеклассные мероприятия.
Одним из инструментов экологического воспитания и образования детей младшего школьного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. В рамках проекта по линии РДШ в нашей школе был создан отряд «Эколята» из учеников 3а класса, руководитель Серенькая О.А..
Цель: формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
• дать знания об окружающей его
Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой
родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и
природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для
выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих
способностей;
• помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и
окружающим его миром;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в
природоохранной и экологической деятельности.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ
экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ученика;
• формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных
отношений к окружающей природной среде;
• развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной
и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Формы работы по реализации:
· Наблюдения и экологические экскурсии на территории села;
· Сюжетно-ролевые игры на территории ОУ;
· Создание мультимедийных презентаций, плакатов;
· Беседы, чтения, сюжетные рассказы по картинкам и п.д.;
· «Уроки доброты и вежливости»;
· Продуктивная деятельность;
· Лаборатория (опыты и эксперименты);
· Выпуск экологический памяток и буклетов;
· Эколого-познавательные праздники и развлечения.
План действий:
Дата |
Совместная деятельность педагога с детьми |
08.11.19г. |
Торжественное посвящение в отряд «Эколята» |
15.11.19г. |
Входная диагностика знаниевых компетенций (Практическая часть) |
22.11-29.11.19г. |
Беседа «Земля – наш космический дом» Участие в конкурсе рисунков «Нарисуй и сохрани» в рамках областной акции «Неделя в защиту животных» (ОЦЭКИТ) победитель, призёр. |
05.12.2019г.
13.12-20.12.19г. |
Эко ликбез – изучение экологических терминов, составление глоссария Участие
в первом этапе «Природа вокруг нас» областного конкурса «Фотострана»
номинация «Источник жизни» 3 место (ОЦЭКИТ) |
10.01.20г.
17.01.20г. |
Конкурс рисунков на тему: «Я и природа». Изготовление Памятки для родителей по экологическому воспитанию. Выступление на классном родительском собрании с экологической сказкой. |
Февраль 20г. 05.02-20.02.20г.
17.02.2020г. |
Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой» Участие во всероссийском проекте и проведение экологической игры «Сокровища Чёрного моря» Эко ликбез – изучение экологических терминов, составление глоссария |
10.03.-17.03.20г.
15.03-17.03.20г.
Февраль 20г. |
Участие в XXII районной экологической конференции «Мы в ответе за нашу планету», дистанционно «По страницам Красной книги Саратовской области», заочный – 2 место, Защита исследовательских проектов на тему «С любовью к природе» - 3 место Участие в районной акции «Цветами улыбается Земля» (посадка рассады петунии для озеленения школьной территории) |
22.04.20г. |
Мероприятие «День Земли» (дистанционно) |
11.05.20г. |
Промежуточная диагностика знаниевых компетенций (дистанционно) (Практическая часть) |
Ежедневно |
Уход за рассадой и комнатными растениями |
Май (учитель) |
Изготовление дидактического материала по экологическому воспитанию. Создание картотеки игр по экологии. |
Сентябрь 20г. |
Эко ликбез – изучение экологических терминов, составление глоссария |
12.10.20г. 26.11.20г. |
Экологический проект «Чистый берег» Экологический проект «Экологический паспорт школы» |
13.11.2020
23.11.20г.
26.11.20г. |
Всероссийский экологический урок «Животные родного края» Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы» Всероссийский (международный) экологический фестиваль детей и молодежи «Земле жить!» |
Декабрь 20г.
14.12.20г.
До 20.12.2020г. |
Экологическая викторина «Открываем Антарктиду вместе» в рамках областной акции «Неделя в защиту животных» (ОЦЭКИТ) Участие в конкурсе рисунков «Животный мир Антарктиды» в рамках областной акции «Неделя в защиту животных» (ОЦЭКИТ) Итоговая диагностика знаниевых компетенций (Практическая часть) Областной дистанционный творческий конкурс «ЭКО-ёлка» |
Учебная работа в классе служит теоретической основой для самостоятельной работы в отряде, а работа «Эколятах» способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, на внеклассных занятиях можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые с успехом применяются впоследствии на уроках. Опыты, поставленные на внеклассных занятиях, можно продемонстрировать на уроке. Работа школьников в отряде является хорошим средством воспитания. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Целенаправленные систематические работа под руководством учителя способствуют расширению знаний обучающихся по вопросу экологии. Внеклассные занятия по данному направлению приводят к повышению уровня знаний об охраняемых живых организмах. Большинство детей начинают осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды.
В то же время, можно спланировать дальнейшую работу по дальнейшему формированию понимания целостности окружающего нас мира и взаимосвязи всех его компонентов. Предстоит много работать над формированием понимания взаимосвязи внутреннего содержания каждой личности и восприятия ею окружающего мира, над пониманием того, что благополучие окружающего нас мира, а значит и благополучие каждого человека целиком зависит от его личностных качеств, от результатов воздействия его на природу. Следует отметить, что экологическое воспитание невозможно без привлечения краеведческого материала. На это и будет нацелена дальнейшая работа по экологическому воспитанию.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Уровни и критерии экологической воспитанности младших школьников.
По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир» [6].
Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.
Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет сделать не только количественный, но и качественный анализ.
Экологические знания являются основой экологического воспитания. Эта методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у обучающихся начальных классов.
Перечень вопросов:
1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?
А) животные; Б) лишайники; В) растения.
2.Почему человек создает сады и парки в городе?
А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;
Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;
В) чтобы было красиво.
3. Какие вещества люди добывают из морской воды?
А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир.
4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:
А) да; Б) нет.
5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?
А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака.
6. Какая вода встречается в озерах?
А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.
7. К чему приводят загрязнения водоемов?
А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения В) размножаются водоросли.
8. Как служат почве дождевые черви?
А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья;
В) роют подземные ходы.
9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?
А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.
10. Редкие растения у нас выращивают:
А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду.
11. Букеты можно составить:
А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком;
В) из красивых цветов.
12. Если в лесу станет мало птиц, то:
А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться;
В) не услышим птичьих песен.
13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:
А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь.
14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?
А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.
15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?
А) лошадь; Б) волк; В) белка.
Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.
Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний обучающихся.
· Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.
· Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.
· Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.
Сравнительные диаграммы полученных результатов:
Полученные результаты наглядно показывают положительную динамику полученных экологических знаний обучающихся 3а класса. Подтверждают предположение об эффективности разработанных педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе. Данные будут дополнены после проведения итоговой диагностики знаниевых компетенций обучающихся 4а класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования, изучив теоретическую литературу и проведя эмпирическое исследование можно сделать следующие выводы. Младший школьный возраст – это период жизни ребёнка от 7 до 11 лет, он является наиболее ответственным этапом школьного детства. Именно в этом возрасте формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Для того чтобы сформировать экологическое знание и экологическую воспитанность у младших школьников, необходимо заниматься экологическим воспитанием. Оно позволит ребенку выработать экологически правильное поведение.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные компоненты, методы и формы экологического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации. Экологическое воспитание формируется в процессе становления осознанного и правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её разнообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также восприятие себя частью природы, осознание ценности жизни и здоровья и их прямой зависимости от состояния природной среды. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева Е. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 2010. №4
2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. 2009. №2
3. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., 2013.
4. Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков. //Дополнительное образование.2011. №12.
5. Плешаков А.А., Окружающий мир, 1 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях. М. «Просвещение», 2012
6. https://multiurok.ru/files/diagnostika-ekologicheskoi-gramotnosti-shkolnikov.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.