Проект: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.»
Пояснительная записка
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие связной грамматически правильной речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников. Формирование речи у детей и при отсутствии патологии - процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Трудности, возникающие у детей при формировании основных языковых компонентов речевой системы, неизбежно отражаются на формировании связной речи. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный «локальный» дефект. Речь является средством регуляции всех высших психических функций.
Первичное обследование детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи , ( I – II у.р.), поступающих для коррекционно-развивающего обучения, показывает, что у детей наблюдаются некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления. Некоторые детей не могут собрать разрезные картинки, испытывают трудности в определении правдоподобности ряда ситуаций, у детей отмечается низкая активность припоминания, запоминания, которая сочеталась с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Зная, что в структуре коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР значительное место должно отводиться методам и приемам, взаимовлияющим на развитие высших психических функций и речи детей, решили использовать в работе мнемонику (мнемотехнику).
Актуальность проекта:
Актуальность использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- Мнемотехника облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
- Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Цель проекта: Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной речи средствами мнемотехники.
Задачи проекта:
- побуждать детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.
- Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
- способствовать развитию образного и логического мышления;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Новизна проекта: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Объект проекта: Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: влияние приемов мнемотехники на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели логопедических групп, родители.
Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, работа с педагогами, родителями.
Срок реализации проекта: на 6 месяцев.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
- умение договариваться и работать слажено;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.
для педагога:
- повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
для родителей:
- повысится интерес к совместной деятельности по развитию речевых способностей детей;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
Этапы реализации проект
I этап – подготовительный поисково-теоретический
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей с ОНР.
3. Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.
II этап: основной практический
1. Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
2. Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы
3. Заполнение предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
4. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
III этап: итоговый заключительно – обобщающий
1. Анализ результатов проекта;
2. Диссеминация педагогического опыта.
План работы на 2022-2023гг.
Эта-пы |
Вид деятельности |
Работа с детьми |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
Форма регистрации |
I . |
Изучение литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников |
Доклад презентация. «Формирование связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования». |
|||
Определение критерий и уровней развития связной речи детей в начале года |
Диагностическое обследование |
Ознакомление с результатами обследования |
Речевые карты Результаты диагностики на начало учебного года. |
||
Разработка перспективногоплана по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц. |
Определение направления работы по данной проблеме |
Перспективный план по развитию связной речи детей с ОНР в старшей группе с использованием мнемотаблиц. |
|||
II . |
Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы. |
Организация образовательной деятельности: фронтальные, индивидуальные занятия |
Методические рекомендации |
Посещение занятий: показ фрагментов по Формированию связной речи с применением метода мнемотехники Дальнейшее знакомство с новой технологией на родительских собраниях. |
Конспекты занятий Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей Протоколы родительских собраний |
Консультации |
«Формирование связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем» |
«Формирование связной речи детей с помощью схем - подсказок». Проведение индивидуальных консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе занятий с детьми |
Методический материал для родительского обучения. |
||
Мастер - класс |
Организованная образовательная деятельность |
Открытый просмотр |
Открытое занятие. Конспект занятия по Формированию связной речи на тему: Зимушка-зима. Пересказ сказки «Снегурочка». |
||
Семинар – практикум |
Всеобуч для педагогов |
Презентация проекта. «Формирование связной речи у дошкольников посредством использования приёмов мнемотехники в старшей группе» |
|||
III. |
Сообщение на родительском собрании |
«Использование метода наглядного моделирования – залог динамики речевого развития каждого ребёнка». |
Протокол родительского собрания |
||
Итоговое логопедическое обследование; обработка и систематизация материала, письменное оформление отчёта. |
Диагностическое обследование |
Ознакомление с результатами обследования |
Ознакомление с результатами обследования |
Речевые карты Результаты диагностики на конец учебного года. |
Перспективно-тематический план на 2022-2023год.
№ недели
|
Дата
|
Формирование лексико - грамматических средств языка |
Развитие связной речи |
4 |
26.09 – 30.09 |
Огород, овощи. Образование множественного числа существительных. |
Заучивание пальчиковой гимнастики «Огород» |
5 |
03.10 – 07.10 |
Сад, фрукты. Относительные прилагательные. |
Составление описательных рассказов о фруктах с опорой на схему. |
6 |
10.10 – 14.10
|
Осень в лесу. Лиственные деревья. Родительный падеж единственного числа существительных. |
Работа с мнемотаблицей стихотворение Е. Трутневой «Листопад». |
7 |
17.10 – 21.10 |
Осенняя одежда, обувь. Притяжательные местоимения мой, моя |
Составление описательных рассказов – об одежде и обуви с опорой на схему. |
8 |
24.10 – 28.10
|
Домашние животные. Согласование числительных один, одна с существительными в роде. |
Составление описательных рассказов о домашних животных по мнемотаблице. |
9 |
31.10 – 03.11 |
Дикие животные готовятся к зиме. Притяжательные прилагательные. |
Составление описательных рассказов о диких животных по мнемотаблице. |
10 |
07.11 – 11.11 |
Домашние птицы. Согласование числительных два, две с существительными. |
Составление описательных рассказов о домашних птицах по мнемотаблице. |
11 |
14.11 – 18.11
|
Перелётные птицы. Винительный падеж существительных в ед. числе. |
Составление описательных рассказов о перелётных птицах по мнемотаблице. |
14 |
05.12 – 09.12 |
Зимушка-зима. Зимние признаки, природные явления. Родственные слова. |
Составление описательного рассказа о зиме по мнемодорожкам.
|
15 |
12.12 – 16.12 |
Зимующие птицы. Глаголы 3-го лица ед. и мн. числа настоящего времени. |
Составление описательных рассказов о зимующих птицах с использованием схемы. |
16 |
19.12 – 23.12 |
Новый год у ворот. Играем с мнемокубом. |
Пересказ сказки «Снегурочка» с опорой на картинки. |
19 |
09.01 – 13.01 |
Дом. Мебель. Предлоги на, под |
Составление описательных рассказов о мебели с использованием схемы. |
20 |
16.01 – 20.01 |
Дом. Посуда. Относительные прилагательные. |
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» по пиктограммам. |
21 |
23.01 – 27.01 |
Электроприборы Приставочные глаголы |
Д/и «Придумай сказку сам» (мнемокарточки) |
Задачи на перспективу:
1. Продолжать работу по Формированию связной речи детей с ОНР с использованием мнемотехники.
2. Разрабатывать новые мнемотаблицы.
3. Углубленно внедрять приемы мнемотехники в индивидуальную коррекционно-логопедическую работу с детьми по автоматизации и дифференциации звуков.
4. Продолжать развивать умение детей структурировать рассказы, грамотно строить предложения.
5. Развивать психические процессы, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память
Список используемой литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д, 2001.
4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – Санкт- Петербург: Детство-пресс, 1999.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение./Уч.- метод. пособие для логопедов и воспитателей. - М., Гном и Д, 2000.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
9. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи./ Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.