Проект: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.»
Оценка 4.9

Проект: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа +1
5 кл—6 кл
09.07.2024
Проект: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.»
Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие связной грамматически правильной речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников. Формирование речи у детей и при отсутствии патологии - процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Трудности, возникающие у детей при формировании основных языковых компонентов речевой системы, неизбежно отражаются на формировании связной речи. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный «локальный» дефект. Речь является средством регуляции всех высших психических функций.
прокт Формирование связной речи у детей.docx

Проект: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.»

 

 

Пояснительная записка

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

 

Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие связной грамматически правильной речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников. Формирование речи у детей и при отсутствии патологии - процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Трудности, возникающие у детей при формировании основных языковых компонентов речевой системы, неизбежно отражаются на формировании связной речи. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный «локальный» дефект. Речь является средством регуляции всех высших психических функций.

Первичное обследование детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи , ( I – II у.р.),  поступающих для коррекционно-развивающего обучения, показывает, что у детей наблюдаются некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления. Некоторые детей не могут собрать разрезные картинки, испытывают трудности в определении правдоподобности ряда ситуаций, у детей отмечается низкая активность припоминания, запоминания, которая сочеталась с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Зная, что в структуре коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР значительное место должно отводиться методам и приемам, взаимовлияющим на развитие высших психических функций и речи детей, решили использовать в работе мнемонику (мнемотехнику). 

Актуальность проекта: 

Актуальность использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

-        Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-        Мнемотехника облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

-        Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цель проекта: Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной речи средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

-        побуждать детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

-        Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

-        способствовать развитию образного и логического мышления;

-        воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

-        порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Новизна проекта: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Объект проекта: Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: влияние приемов мнемотехники на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели логопедических групп, родители.

Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, работа с педагогами, родителями.

Срок реализации проекта: на 6 месяцев.

Ожидаемые результаты:

для детей:

-        появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;

-        пополнение и активизация словарного запаса детей;

-        развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

-        умение договариваться и работать слажено;

-        умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

для педагога:

-        повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;

-        удовлетворенность работой;

-        систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

-        повысится интерес к совместной деятельности по развитию речевых способностей детей;

-        гармонизируются детско-педагогические отношения;

Этапы реализации проект

I этап – подготовительный поисково-теоретический

1.      Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

2.      Определить критерии и уровни развития связной речи детей с ОНР.

3.      Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.

II этап: основной практический

1.      Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.

2.      Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы

3.      Заполнение предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

4.      Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

III этап: итоговый заключительно – обобщающий

1.      Анализ результатов проекта;

2.      Диссеминация педагогического опыта.

 

 

 

План работы на 2022-2023гг.

 

Эта-пы

Вид деятельности

Работа с

детьми

Работа

с педагогами

Работа с родителями

Форма

регистрации

 

 

I .

Изучение литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников

Доклад  презентация. «Формирование

связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования».

Определение критерий и уровней развития связной речи детей в начале года

Диагностическое

обследование

Ознакомление с результатами

обследования

Речевые карты

Результаты

диагностики на начало

учебного года.

Разработка перспективногоплана по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц.

Определение направления работы по данной проблеме

Перспективный план по развитию

связной речи

детей с ОНР в старшей  группе с

использованием мнемотаблиц.          

 

II .

Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

Организация образовательной деятельности: фронтальные, индивидуальные занятия

Методические рекомендации

Посещение занятий: показ фрагментов по Формированию связной речи с

применением

 метода мнемотехники

Дальнейшее знакомство с новой технологией на родительских собраниях.

Конспекты занятий

Тетрадь взаимосвязи

учителя – логопеда

и воспитателей

Протоколы

родительских

собраний

 

Консультации

«Формирование связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и  графических схем»

«Формирование связной речи детей с помощью схем - подсказок».

Проведение индивидуальных

консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе занятий с детьми

Методический  

материал для родительского обучения.

 

Мастер - класс

Организованная образовательная деятельность

Открытый просмотр

Открытое занятие.

Конспект занятия по Формированию связной речи на тему: Зимушка-зима.

Пересказ сказки «Снегурочка».

 

Семинар – практикум

Всеобуч для педагогов

Презентация проекта.

«Формирование

связной речи у дошкольников посредством использования приёмов

мнемотехники в старшей  группе»

 

 

III.

Сообщение на родительском собрании

«Использование метода наглядного моделирования – залог динамики речевого развития каждого

ребёнка».

Протокол

родительского

собрания

Итоговое логопедическое обследование; 

обработка и

 систематизация материала,  письменное оформление отчёта.

Диагностическое

обследование

Ознакомление с результатами

обследования

Ознакомление с результатами обследования

Речевые карты

Результаты

диагностики на конец

учебного года.

 

 

 

 

Перспективно-тематический план на 2022-2023год.

недели

 

Дата

 

Формирование лексико -  грамматических средств языка

Развитие

связной речи

4

26.09 – 30.09

Огород, овощи.

Образование множественного числа существительных.

Заучивание пальчиковой гимнастики «Огород»

5

03.10 – 07.10

Сад,  фрукты.

Относительные прилагательные.

Составление описательных рассказов о фруктах с опорой на схему.

6

10.10 – 14.10

 

Осень в лесу. Лиственные деревья.

Родительный падеж  единственного числа существительных.

Работа с мнемотаблицей стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

7

17.10 – 21.10

Осенняя одежда, обувь.

Притяжательные местоимения мой, моя

Составление описательных рассказов – об одежде  и обуви с опорой на схему.

8

24.10 – 28.10

 

Домашние животные.

Согласование числительных один, одна с существительными в роде.

Составление описательных рассказов

о домашних животных по мнемотаблице.

9

31.10 – 03.11

Дикие животные готовятся к зиме.

Притяжательные прилагательные.

Составление описательных рассказов

о диких  животных по мнемотаблице.

10

07.11 –

11.11

Домашние птицы.

Согласование числительных два, две с существительными.

Составление описательных рассказов о домашних птицах по мнемотаблице.

11

14.11 – 18.11

 

Перелётные птицы.

Винительный падеж существительных в ед. числе.

Составление описательных рассказов о перелётных  птицах по мнемотаблице.

14

05.12 –

09.12

Зимушка-зима.

Зимние признаки, природные явления.

Родственные слова.

Составление описательного рассказа о зиме по мнемодорожкам.

 

15

12.12 – 16.12

 Зимующие птицы.

Глаголы 3-го лица ед. и мн. числа настоящего времени.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах с использованием схемы.

16

19.12 –

23.12

Новый год у ворот.

Играем с мнемокубом.

Пересказ сказки «Снегурочка» с опорой на картинки.

19

09.01 – 13.01

Дом. Мебель.

Предлоги  на, под

Составление описательных рассказов о мебели с использованием схемы.

20

16.01 – 20.01

Дом. Посуда.

Относительные прилагательные.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»  по пиктограммам.

21

23.01 – 27.01

Электроприборы

Приставочные глаголы

Д/и «Придумай сказку сам» (мнемокарточки)

 

Задачи на перспективу:

1.      Продолжать работу по Формированию связной речи детей с ОНР с использованием мнемотехники.

2.      Разрабатывать новые мнемотаблицы.

3.      Углубленно внедрять  приемы мнемотехники в индивидуальную  коррекционно-логопедическую  работу с детьми по автоматизации и дифференциации звуков.

4.      Продолжать развивать умение детей структурировать рассказы, грамотно строить предложения.

5.      Развивать психические процессы, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память

                                                

Список используемой литературы:

1.      Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

2.      Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

3.      Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д, 2001.

4.      Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – Санкт- Петербург: Детство-пресс, 1999.

5.      Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

6.      Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.

7.      Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение./Уч.- метод. пособие для логопедов и воспитателей. - М., Гном и Д, 2000.

8.       Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным            недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

9.      Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

10.   Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи./ Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.  - с.102 -115


 

Проект: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники

Проект: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники

Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с

Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с

Этапы реализации проект I этап – подготовительный поисково-теоретический 1

Этапы реализации проект I этап – подготовительный поисково-теоретический 1

План работы на 2022-2023гг.

План работы на 2022-2023гг.

Конспекты занятий Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей

Конспекты занятий Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей

Диагностическое обследованиеОзнакомление с результатами обследованияОзнакомление с результатами обследованияРечевые карты

Диагностическое обследованиеОзнакомление с результатами обследованияОзнакомление с результатами обследованияРечевые карты

Домашние птицы. Согласование числительных два, две с существительными

Домашние птицы. Согласование числительных два, две с существительными

Коноваленко В. В., Коноваленко

Коноваленко В. В., Коноваленко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2024