МДОУ «Малыш»
Проект: "Индивидуализация развивающей
предметно-пространственной среды"
Авторы:
воспитатели группы
№ 06 «Светлячки»
Капорская Е.Л.
2019 г.
Актуальность
Актуальность проекта обусловлена необходимостью в связи с введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней.
Какой же должна стать развивающая предметно-пространственная среда? Среда - обеспечивающая:
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ;
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей и направлена на обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Поэтому, дошкольными учреждениями должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации, как принципа образования в научно- методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход". Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную деятельность ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, в деятельности, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Цель проекта:
Создание единой развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка, как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
• Освоение педагогом новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
• Овладение педагогом новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании развивающей предметно- пространственной среды, способствующими повышению его профессиональной компетентности;
• Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Этапы реализации проекта:
• Организационный
• Основной
• Заключительный
Предварительные результаты:
• Совершенствованная развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с принципом индивидуализации среды.
• В группе созданы условия для индивидуальной траектории развития ребенка.
Участники проекта: дети, педагог, родители.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: февраль-апрель.
Перспективное планирование по проекту
1 этап Организационный
(февраль)
№ п\п
|
Мероприятие
|
Участники |
1 |
Предварительная работа по сбору информации: использование интернет ресурсов, изучение методической литературы и опыта работы педагогов по теме |
Воспитатель
|
2 |
Определение целей и задач проекта |
Воспитатель |
3 |
Составление перспективного плана работы по проекту |
Воспитатель |
4 |
Беседы с родителями о индивидуальных потребностях и интересах детей |
Воспитатель |
5 |
Анализ индивидуальных потребностей и интересов детей |
Воспитатель
|
Перспективное планирование по проекту
2 этап Основной
(март)
№ п\п |
Мероприятие |
Участники |
1 |
«Доска приветствия». Для создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе. |
Воспитатели, родители |
2 |
Оформление индивидуальных выставок детей. Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества. |
Воспитатели, родители |
3 |
Стенд «Здравствуйте я пришёл». Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. |
Воспитатели, родители |
4 |
«Познавательный рюкзачок». Для индивидуальной работы с семьёй. |
Воспитатели |
5 |
«Копилка добрых дел». Для стремления детей совершать хорошие поступки и добрые дела в течении недели, что поможет им научиться быть чутким и внимательными к себе и потребностям окружающих его людей. |
Воспитатели |
6 |
«Деловые хлопоты». Бейджи с картинками, определяющими роль ребёнка, которую он сегодня исполняет в течении дня. |
Воспитатели |
7. |
«Уголок уединения». Помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. |
Воспитатели |
8. |
Обеспечение безопасности среды с соблюдением правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей. |
Воспитатели |
9. |
Приучение детей самостоятельно пользоваться материалами, использовать и изменять пространство группы. |
Воспитатели |
10. |
Совместное тематическое оформление группы. |
Воспитатели, дети |
Перспективное планирование по проекту
3 этап Заключительный
(апрель)
№ п\п |
Мероприятие |
Участники |
1 |
Подведение итогов проекта |
Воспитатель |
2 |
Презентация проекта на педагогическом совете |
Воспитатель |
3 |
Оформление папки по реализации проекта |
Воспитатель |
4 |
Создание предварительного плана на перспективу оформления старшей группы |
Воспитатель |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.