Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Усинска
«Интерьерная кукла»
Автор: Руденко Софья Витальевна,
ученица 9а класса
Руководитель: Ермолина Ирина Николаевна,
учитель технологии
г. Усинск
2024
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………… …4-5
Основная часть………………………………………………………………….6-11
Ⅰ. Теоретический раздел
1.1. Истерическая справка…………………………………………………… …..6-8
1.2. Интерьерные куклы…………………………………………………………8-10
Ⅱ. Экспериментальная часть …………………………………………………...11
Ⅲ. Практический раздел……………………………………………………12-13
1. Выбор идеи
3.1 Описание работы над интерьерной куклой
3.2. Расчет стоимости материалов
Ⅲ. Заключение……………………………………………………………………14
Ⅳ. Информационные источники…………………………………………….15
[ПРИЛОЖЕНИЯ]
Приложение 1 – из истории кукол
Приложение 2 – «Коннэ»
Приложение 3 – «Тильда»
Приложение 4 – «Народная»
Приложение 5 – «Тыквоголовая»
Приложение 6 - «Чердачная кукла»
Приложение 7 – «Вальдорфская кукла»
Приложение 8 - «Шарнирная кукла»
Приложение 9 - Эксперимент по использованию обычных и специальных игл для разных видов трикотажных полотен
Приложение 10- Технология изготовления интерьерной куклы
Приложение 11 - Фотоотчет
ВВЕДЕНИЕ
Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с ним.
Куклы представляют одну из важных деталей украшения нашей квартиры, особенно детской комнаты. Они добавляют тепла и уюта помещению, так же могут занять свободное время детей. Куклы, продаваемые в магазинах, зачастую не являются теми, какие бы мы хотели приобрести, хочется смотреть в глаза куклы и видеть ее доброту, понимать, что она сделана с любовью и трепетом. Мы можем найти разные виды кукол, но стоимость их «космическая». Зачем трать баснословное количество денег, если можно ее сделать своими руками, получив удовольствие от проделанной работы, вложить в куклу свою душу и частичку своего сердца.
Актуальность
Сегодня изделия ручной работы пользуются большим спросом. Интерьерная кукла бьет все рекорды популярности, что вполне обоснованно. Расположив такое чудесное создание в своем жилище на одном из самых видных мест, можно быть уверенным, что она никого не оставит равнодушным. Актуальность моего проекта заключается в том, что куклы вызывают интерес у всех, в основном у представительниц женского пола и детей. Интерьерная кукла является украшением комнаты и придают ей тепло и уют. Кукла, сделанная своими руками, сшитая, связанная или сваляны из шерсти, является особенной, она несет свой характер и свою историю. Сам процесс успокаивает и завораживает, а конец работы вызывает восторг, можно сказать ты даришь жизнь кукле.
Гипотеза: действительно ли игрушки ручной работы уникальны и несут особую энергетику.
Цель работы: научиться создавать интерьерную куклу своими руками.
Задачи проект:
Перед собой я поставила несколько задач:
· узнать историю создания интерьерных кукол;
· найти интересные факты о куклах;
· изучить технологию изготовления текстильных кукол;
· применить полученные знания в процесс изготовления интерьерной куклы своими руками.
Планируемый результат: изготовить куклу своими руками, воплотив свою задумку в реальность.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретическая часть
1.1. Из истории кукол
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки, воспроизводящая человеческое тело или тело животного, сделанная из разных материалов, иногда управляемая актёром (кукловодом) кукольного театра.
История куклы неразрывно связана с культурной историей человечества. Кукла принадлежит к числу уникальных артефактов, свидетельствующих о его универсальном характере.
История происхождения кукол уходит своими корнями в далёкое прошлое. Известно, что в глубокой древности, на ранних стадиях развития общества, жизнь ребёнка практически ничем не отличалась от жизни родителей. Детей очень рано приобщали ко взрослой жизни и её ценностям, главной из которых была добыча питания. Поэтому времени на игру было мало, а первыми игрушками были камни, кости, ветки деревьев – что явно не подходит под определение слова «кукла». Учёными доказано, что древние люди, верили в высшие силы – богов, которых боялись и поклоняясь молили о помощи и защите. Богов представляли в виде человеческих фигур, высеченных из камня или вырезанных из дерева. Таким образом, появились идолы и истуканы, которые своим видом и напоминают кукол. Можно сделать вывод о том, что это и были самые первые куклы. Однако древние куклы не были предназначены для игры, у них было иное – культовое значение.
Со временем куклы хоть и продолжали носить культовый характер, но использовались в качестве символа женского плодородия. Поэтому, девочкам при рождении дарили куклы, сделанные из дерева, глины или слоновой кости. В отличие от погребальных, у таких кукол делались и руки, и ноги, которые прикреплялись с помощью ниток или палок и были подвижны. Эти куклы были предназначены для того, чтобы маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только перед свадьбой, девочки расставались со своими куклами. Девушка-невеста должна была посвятить куклу одной из влиятельных богинь: Гере, Афродите или Артемиде. У Египетской царицы Клеопатры, оказывается, была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод. Им делали очень дорогие и торжественные наряды. Именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний.
История русской куклы уходит в глубокое прошлое, когда наши предки вели натуральное хозяйство и создавали все собственными руками. Вначале куклы использовались как амулеты и обереги для защиты от злых духов и нежелательных гостей. Они выполнялись из природного материала, который приносился из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Кроме того, такой куколке можно легко доверить любой секрет и быть уверенным в том, что она его никому не разболтает
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки - зверушки, барыни, свистульки. Однако, в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге. Вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин. Куклы появилась в роскошных покоях знати, как декор помещения и признак достатка. Одевали их в дорогие ткани, кружево и шерсть, а также обували в кожаную обувь. Однако после 1917 года большинство старинных русских фарфоровых кукол утратились. Склады Императорского завода были разрушены в 1930-ых годах как «лишняя роскошь», и они были недоступны детям рабочего класса.
Советские куклы были скромны и привлекательны, имели спокойные, нейтральные цвета и оставляли простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок мог умывать куклу, расчёсывать, убаюкивать и укладывать спать. Тем самым познавая окружающий мир, открывая для себя социальные отношения, осваивая нравственные нормы. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку.
С развитием фабричного производства кукол искусство изготовления отошло на второй план. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.
ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби. Самое последнее изобретение – американская кукла-робот «My Real Baby» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.
И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства - авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.
1.2 Интерьерная кукла
Использование кукол в украшении интерьера — традиция, существующая не один век. Правильно выбранное место, в котором разместится ваша интерьерная кукла, порадует не только ребёнка, но и может стать центром дизайна комнаты, привнести дополнительную изюминку в интерьер. Решайте сами, что вам больше нравится: кому-то по душе миниатюрные фигурки ангелочков и феечек, кто-то захочет украсить дом куклой в технике тильда, а кому-то придутся по вкусу модели автомобилей, поездов или набор солдатиков, которые не пылятся в коробках в дальнем углу детской, а удачно расставлены на видных местах в квартире.
Игрушки из текстиля часто используются дизайнерами для украшения нежных девичьих комнат, оформленных в стиле шебби-шик или прованс. Так как такие куколки являются очень хрупкими и маркими, то для игр их не используют. Существует несколько разновидностей текстильных кукол, имеющих характерные особенности и названия.
Модель № 1 «Коннэ»
Кукла изготовлена по типу «большеножки». Большие ножки добавляют кукле не только устойчивость, но и делают ее очень милой. Авторская текстильная игрушка Татьяны Коннэ (приложение 2).
Модель № 2 «Тильда»
Тильда - это кукла, которая может нести на себе образ человека (мужчина, женщина, ребенок), ангела, сказочного персонажа (фея, гном и др.), животного (овечка, кот, кролик и др.) или даже предмета (сердечко, звездочка, подушечка и др.), созданных по дизайну норвежской художницы Тони Финнангер (приложение 3).
Модель № 3 «Народная»
Народная – это кукла которая изготовлена по типу куклы-масленицы или куклы - оберег, так же это может быть кукла в народной русской одежде: валенки, варежки, полушубок (приложение 4).
Модель № 4 «Тыквоголовка»
Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название. Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо. У них настоящие глаза, ротик и носик. Такое оформление лица придает кукле индивидуальность (приложение 5).
Модель № 5 «Чердачная кукла»
В наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь (приложение 6).
Модель № 6 «Вальдорфская кукла»
Педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов (приложение 7).
Модель № 7 «Шарнирная кукла»
Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские, очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение. У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы. (приложение 8)
2. Экспериментальная часть
Эксперимент по использованию обычных и специальных игл для разных видов трикотажных полотен (приложение 9)
В ходе эксперимента использовались различные виды трикотажных полотен, обычная машинная игла и специальная игла для трикотажа.
Прокладывание машинных строчек различными иглами и на разных видах трикотажных полотен.
Вид трикотажа |
Обычная машинная игла № 100 |
Специальная трикотажная игла № 100 «Jersey» |
Футер 2-х нитка петля с напылением |
При работе рвется нить, но получается ровная строчка |
Ровная строчка, не стягивающая ткань |
Футер 3-х нитка начес |
Хорошая строчка, возможно распускание петель |
Идеальный результат |
Футер 2-х нитка петля |
Ткань не стягивается, пробивает петли |
Слегка стягивает ткань |
Футер 3-х нитка петля |
Строчка проваливается в ткань, ее не видно |
Возможны стяжки, строчка видна чуть лучше |
Футер 3х -нитка 100% хлопок |
Хорошая строчка |
Хорошая строчка |
Футер 2-х нитка начес + петля |
Отличная строчка |
Отличная строчка |
Спортивный трикотаж |
Пропуски стежков |
Вытягивает ткань |
В результате эксперимента я выяснила, что специальные иглы лучше для определенных типов ткани. В нашем случае для трикотажного полотна подходит игла для работы с трикотажем, ведь она справляется лучше обычной иглы.
1. Практическая часть
Вдохновившись работами, представленными в интернете, просмотрев множество мастер-классов, я решила, что хочу самостоятельно сшить интерьерную куклу, которая придавала тепла и уюта в мою комнату, а также ребята, которые приходили в гости могли занять свое свободное время игрой в куклы. В наше время к большинства есть свои талисманы и это может быть что угодно: фотка, письмо, одежда и многое другое, я хочу создать куклы своими руками. Вложить в нее частичку моего сердца, а также частичку моей души. Она будет напоминать о школьном времени, а также будет являться моим талисманом.
3.1. Описание работы над интерьерной куклой
В процессе изучения различных материалов, я определила для себя, что буду шить куклу из трикотажного полотна. Трикотаж мы заказывали в интернет-магазине.
Выкройку куклы сделала, используя материал мастер-класса Яны Гарбузовой, эскизы одежды придумала сама.
Материалы: трикотажное полотно для туловищ, нитки белые и бежевые, ткань для одежды, эластичная тесьма, ботиночки для куклы, трессы для волос, наполнитель (синтепон или синтепух), стержень для клеевого пистолета.
Инструменты и оборудование: игла ручная, игла большая (длинная) для пришивания рук и ног, булавки, портновский мел, ножницы, утюг, швейная машина «brother», клеевой пистолет.
Технологическая карта пошива куклы (приложения 10-11)
3.2. Расчет стоимости материалов
Экономический расчет
материал |
цена |
количество |
стоимость |
Трикотажное полотно |
700 рублей |
0,2 м |
140 рублей |
Ткань для одежды |
420 рублей |
0.1 м |
42 рубля |
Нитки |
25 рублей |
2 шт |
50 рублей |
Трессы |
70 рублей |
1 шт. |
70 рублей |
Обувь |
120 рублей |
1 пара |
120 рублей |
ВСЕГО: |
422 рубля |
Я считаю, что мое авторское изделие обошлись недорого. Это выгодно, а главное оно выполнены самостоятельно, с большим желанием и любовью.
Я довольна своей выполненной работой. Мое изделие высоко оценили одноклассники, родители и учителя. Предложили нам принимать заказы по пошиву кукол и одежды для них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав такую большую работу, я пришла к выводу, что преимущество изготовления интерьерных кукол своими руками неоспоримо. Помимо того, что это модно и современно, изготовление кукол является успокаивающим процессом, а также памятью, которая останется на долгие время. Она будет наполнять квартиру любовью и теплом. Куклы можно выставлять на выставках, показывать мастер-классы и дарить близким людям.
Изготавливая куклы своими руками мы можем получать новые знания, а так же развивать свое воображение, создавая дизайны одежды и придумывая разные виды игрушек без особых денежных затрат. С одной стороны, изготовление кукол своими руками помогает занять свое свободное время и получить наслаждение от процесса работы.
Моя гипотеза о том, что «игрушки ручной работы уникальны и несут особую энергетику» подтвердилась и нашла свое отражение в моей игрушки. В процессе моей работы я убедилась, что можно создать уникальную и неповторимую игрушку своими руками. Моя игрушка дает мне понять, что время, затраченное на ее изготовление, не прошло в пустую, она передает тепло, доставляет радость и наполняет мое сердце добрыми воспоминаниями.
В работе была поставлена цель: научиться создавать интерьерную куклу своими руками. Для ее осуществления мне удалось изучить различные источники информации по созданию интерьерных кукол; освоить технологии по созданию кукол, а также сшить ее. В процессе работы мне пришлось не только изучить создание интерьерных кукол, но и научиться подбирать ткать для изделия, продумывать дизайн куклы, подсчитывать расход материала, совершенствовать свое умение машинного и ручного шитья.
Считаю, что работа, выполненная мной. будет полезна для обществ. Ее можно использовать на уроках технологии, внеурочной деятельности и мастер-классах. Для себя я открыла новый вид рукоделий – интерьерные куклы. Считаю, что данный вид техники актуален в наше время, так как, изготавливая такие изделия можно получить наслаждение от процесса, занять свое свободно время, а также украсить интерьер комнаты. Я бы хотела продолжить работу над данной темой и освоить другие техники создания кукол своими руками. Так как рукоделие – это неиссякаемый источник энергии, которые пополняет меня и вдохновляет на новые идеи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://handsforyou.ru/blog/520-myagkie-igrushki-ruchnoy-raboti-osobennosti-sozdaniya-i-obzor-tehnik-ispolneniya-/
2. https://slovarozhegova.ru/
3. https://moluch.ru/archive/492/107647/
4. https://dou8.lmn.su/2-uncategorised/319-istoriya-kukol.html
5. http://noadressblloga.blogspot.com/2015/02/blog-post_32.html
6. https://bowknot.ru/shop/o-kompanii/publikatsii/iistoriya-interernoj-kukly
7. https://wanttosew.ru/blog/lekala-i-vyikrojki/
© https://www.livemaster.ru/topic/3736332-blog-istoriya-tekstilnyh-kukol-ot-drevnih-vremen-do-sovremennosti
Приложение 1
Из истории кукол
|
|
Приложение 2
«Коннэ»
Приложение 3
«Тильда»
Приложение 4
Народная
Приложение 5
Тыквоголовая
Приложение 6
«Чердачная кукла»
Приложение 7
«Вальдорфская кукла»
Приложение 8
«Шарнирная кукла»
Приложение 9
Эксперимент по использованию обычных и специальных игл для разных видов трикотажных полотен
Приложение 10
Технология изготовления интерьерной куклы
Последовательность обработки |
Графическое изображение |
Оборудование, инструменты |
Перевести детали выкройки куклы на картон и вырезать. |
|
Карандаш, ножницы |
Сложить трикотаж пополам лицевой стороной внутрь. |
|
|
Перевести детали выкройки куклы на трикотаж, учитывая направление петель и припуски на обработку. |
|
Карандаш |
Стачать детали кроя по контуру, оставляя место для выворачивания. |
|
Ножницы, портновские булавки, швейная машина |
Вырезать детали по припускам на швы, выполнить надсечки в местах сгиба. |
|
Портновские ножницы. |
Вывернуть и выправить детали ручек, ножек, туловища, головы и приутюжить. |
|
Пинцет, колышек, утюг |
Набить детали наполнителем, зашить отверстие потайными стежками. |
|
Игла, ножницы, колышек, утюг |
Собрать тело куклы, соединив голову, руки и ноги потайными стежками. |
|
Игла, ножницы, колышек |
Приклеить волосы-трессы клеевым пистлетом. |
|
Клеевой пистолет |
Разметить и нарисовать глазки. |
|
Перманентный маркер. |
Сшить одежду (платье, штанишки) |
|
Игла, портновские булавки, ножницы, швейная машина |
Отутюжить изделия. |
|
Утюг |
Приложение 11
Фотоотчет
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.