Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка»
(МБДОУ «ДС «Звездочка»)
Проект
«Использование технологии «Интеллектуальные карты» в образовательном процессе ДОУ»
Разработали:
Федоренко Татьяна Александровна,
воспитатель
Кожевникова Валентина Валерьевна, воспитатель
Дорофеева Наталья Александровна, воспитатель
с.Калинино, 2020 г.
Проект
«Использование технологии «Интеллектуальные карты» в образовательном процессе ДОО»
Актуальность: В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Интеллектуальные карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
На наш взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Поэтому, мы разработали и реализуем долгосрочный проект по применению инновационной технологии интеллектуальные карты.
Цель проекта: Создание социальной ситуации развития детей посредствам внедрения в образовательный процесс ДОО технологии «Интеллектуальные карты».
Задачи проекта:
- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллектуальных карт;
- формировать познавательные действия, становление сознания, развивать воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;
- ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект -карты;
- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;
- сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
- связная речь детей стала грамотнее, логичнее;
- повысилось профессиональное мастерство педагогов;
- родители повысили свою педагогическую грамотность, вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, выросла их удовлетворенность подготовкой детей к школе.
Формы работы: с детьми: занятия по речевому и познавательному развитию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; с педагогами: проведение консультаций, мастер – классов, семинар – практикумов по изготовлению интеллект- карт; с родителями: проведение индивидуальных и групповых консультаций, мастер- класса, открытый показ занятия.
Тип проекта: информационно - практико- ориентированный - творческий
По составу участников: групповой (дети, воспитатели, педагоги, родители).
По срокам реализации: долгосрочный (август 2020 года - май 2021года).
Этапы работы над проектом:
Проект состоят из 3-х этапов:
1. Организационно - подготовительный (август 2020 г.).
2. Основной – практический (сентябрь 2020 г.- апрель2021г)
3. Заключительный (аналитический) (май 2021г.)
1 Этап. Подготовительный (информационно-аналитический):
- отбор участников проекта, подбор и изучение методической, справочной литературы по теме проекта;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
- вовлечение родителей воспитанников в реализацию проекта.
2. Этап. Основной (практический):
- консультации в уголок для родителей по теме проекта;
- мастер – класс с родителями по созданию интеллект – карт;
- подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт;
- создание интеллект - карт с участием детей и родителей;
- занятия с применением метода интеллект - карт;
- семинар – практикум с педагогами по применению в практической работе метода интеллект - карт;
- дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.
3. Этап. Заключительный (аналитический):
- анализ результатов проекта;
- диссеминация педагогического опыта.
Ресурсное обеспечение: ватман, цветные маркеры, клей, разнообразные картинки соответствующие теме интеллектуальной карты и журналы для вырезания из них картинок, презентации, интернет – ресурсы.
Таким образом, реализация проекта «Использование технологии «Интеллектуальные карты» в образовательном процессе ДОО» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада. Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям. Воспитатели изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей. Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности. Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы.
Список использованной литературы:
1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2019.
3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
4. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.
5. Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов.- а. Хакуринохабль, 2018.
6. Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.