Проект "Использование технологии "Интеллектуальные карты"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФЕДОРЕНКО ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНАjob_24284_1605706290.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка»

 (МБДОУ «ДС «Звездочка»)                                           

 

 

 

 

 

Проект  

«Использование технологии «Интеллектуальные карты» в образовательном процессе ДОУ»

 

Разработали:

                                                                    Федоренко Татьяна Александровна,

                                                                                    воспитатель

                                                                    Кожевникова Валентина Валерьевна,                                            воспитатель

                                                                      Дорофеева Наталья Александровна,                                             воспитатель

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Калинино, 2020 г.

Проект  

«Использование технологии  «Интеллектуальные карты» в образовательном процессе ДОО»

Актуальность: В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.  ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.

Интеллектуальные карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.

На наш взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Поэтому, мы разработали и реализуем долгосрочный проект по применению инновационной технологии интеллектуальные карты.

 

Цель проекта: Создание социальной ситуации развития детей посредствам внедрения в образовательный процесс ДОО технологии «Интеллектуальные  карты».

Задачи проекта:

- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллектуальных карт;

- формировать познавательные действия, становление сознания, развивать воображение и творческую активность;

- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;

- развивать  умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;

- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;

- ознакомить педагогов с эффективным методом  в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект  -карты;

- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Ожидаемые результаты:

- повысился интерес детей к занятиям, возросла  их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;

- сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;

- связная речь детей стала грамотнее, логичнее;

- повысилось профессиональное мастерство педагогов;

- родители повысили свою педагогическую грамотность, вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, выросла их удовлетворенность подготовкой детей к школе.

Формы  работы: с детьми: занятия по речевому и познавательному развитию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры  на развитие внимания, воображения, памяти; с педагогами: проведение консультаций, мастер – классов, семинар – практикумов  по  изготовлению  интеллект- карт; с родителями: проведение индивидуальных и групповых консультаций, мастер- класса, открытый показ занятия.

Тип проекта: информационно - практико- ориентированный - творческий

По составу участников:  групповой (дети, воспитатели, педагоги, родители).

 По срокам реализации: долгосрочный (август 2020 года - май 2021года).

Этапы работы над проектом:

Проект состоят из 3-х этапов:

1. Организационно - подготовительный (август 2020 г.).

2. Основной – практический (сентябрь 2020 г.- апрель2021г)

3. Заключительный (аналитический) (май 2021г.)

1 Этап. Подготовительный (информационно-аналитический):

- отбор участников проекта, подбор и изучение методической, справочной литературы по теме проекта;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

- вовлечение родителей воспитанников в реализацию проекта.

2. Этап. Основной (практический):

- консультации в уголок для родителей по теме проекта;

- мастер – класс с родителями по созданию интеллект – карт;

- подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт;

- создание интеллект - карт с участием детей и родителей;

- занятия с применением  метода  интеллект - карт;

- семинар – практикум  с педагогами по применению в практической работе метода интеллект - карт;

- дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.

3. Этап. Заключительный (аналитический):

- анализ результатов проекта;

- диссеминация педагогического опыта.

 

Ресурсное обеспечение: ватман, цветные маркерыклей,  разнообразные картинки соответствующие теме интеллектуальной карты и журналы для вырезания из них картинок, презентации, интернет – ресурсы.

Таким образом, реализация проекта «Использование технологии «Интеллектуальные карты» в образовательном процессе ДОО» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада. Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах  работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность  видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям. Воспитатели изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей. Родители убедились в  результативности метода и в  том, что необходимо уделять особое  внимание развитию  ребенка в совместной домашней деятельности.  Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы.

   Список использованной литературы:

1.   Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников //  Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.

2.   Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2019.

3.   Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном  процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.

4.   Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.

5.   Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов.- а. Хакуринохабль, 2018.

6.   Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.