Автор проекта: педагог-психолог Горпенко Ирина Юрьевна.
Место работы автора: МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия.
Место реализации проекта: МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия.
Тема проекта: «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционной и развивающей работе с воспитанниками ДОУ».
Внепредметное направление.
Целевая аудитория: воспитанники старшей и подготовительных групп МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия (5-7 лет).
Актуальность.
Проблема: по результатам диагностики, которая проводится с воспитанниками МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия в начале учебного года по запросу родителей (законных представителей), выявлено увеличение количества воспитанников с неустойчивой эмоциональной сферой.
Эмоциональное благополучие воспитанников является одной из важней составляющей в работе педагога-психолога с воспитанниками ДОУ.
В этом учебном году я запланировала активное сотрудничество с инструктором по физической культуре и родителями воспитанников по созданию оптимальных условий для развития эмоциональной сферы ребенка, обеспечивающих согласованность воздействий взрослых, которые взаимодействуют с ним. Предложила включить использование телесно-ориентированных психотехник как в детском саду, так и в семье, что позволит осуществить качественное развитие психомоторной функции, эмоциональной сферы ребенка. Так как считаю, что возникшую проблему можно решать только совместно со всеми участниками образовательного процесса.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы воспитанников МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия.
Задачи:
· учить понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека;
· обучение основам саморегуляции;
· снятие психомоторного напряжения посредствам занятий «Хатха-йога»;
· учить достигать детские физические результаты посредствам занятий утренней гимнастикой с родителями.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 года – май 2021 года
Тип проекта: прикладной (практико-ориентированный), долгосрочный, 2020 – 2021 учебный год.
Виды занятий:
· индивидуально-коррекционные занятия с педагогом-психологом;
· групповые коррекционные занятия с педагогом-психологом;
· физические развивающие занятия с инструктором по физической культуре;
· утренняя гимнастика с родителями воспитанников.
Процесс реализации проекта.
I. Подготовительный этап
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Создание команды проекта (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, родители воспитанников) |
Специалист – координатор (педагог – психолог) |
05.09.2020 |
Составление комплексно-тематического планирования проекта |
Специалист – координатор (педагог – психолог) |
07.09.2020 |
Отбор потенциальных участников (родителей и воспитанников), распределение обязанностей участников мероприятия |
Специалист – координатор (педагог – психолог) |
с 05.092020 по 30.09.2020 |
II. Основной этап
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Занятия у педагога-психолога с применением телесно-ориентированных техник на индивидуальных и групповых, используя программу Ганичевой И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004 |
Педагог-психолог |
с 01.10.2020 по 30.05.2021года (2 раза в неделю) |
«Хатха – йога» (практические упражнения йоги родителей совместно с ребенком, научиться чувствовать свое тело) |
Инструктор по физической культуре |
с 01.10.2020 по 30.05.2021года (2 раза в неделю) |
Занятия утренней гимнастикой |
Родители воспитанников |
постоянно |
III. Заключительный этап (май 2021 года)
— активное применение телесно-ориентированных практик в работе педагога-психолога МАДОУ «Калинка» города Черногорска;
— презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;
— взаимосвязь с другими социальными и образовательными учреждениями города: обмен опытом по представленной теме;
— распространение материала занятий «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционной и развивающей работе с воспитанниками групп компенсирующей направленности МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия» на разных уровнях: региональном, федеральном.
Тематика занятий с педагогом-психологом.
— я и мои помощники (знакомство с телом);
— эмоциональная сфера;
— развитие крупной моторики;
— развитие крупной моторики;
— развитие зрительного анализатора;
— работа с сегментами тела;
— основы саморегуляции.
Занятия построены на основе программы Ганичевой И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.
Данная программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства и гармонии развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие психомоторной функции.
«Хатха-йога» с инструктором по физической
культуре.
Занятия
проводятся с воспитанниками в сопровождении родителей.
Практические упражнения йоги
Приветствие – «Круг дружбы».
И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра.
Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь».
И.п. – стоя ровно, выпрямиться.
Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем
через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».
Асаны хатха-йоги:
«Звезды»
И.п. - Ноги на ширине. Руки разведены в стороны. Наклоны.
1,2 – наклоняемся, тянемся правой рукой до левой ноги, левая рука наверх.
3,4 – и.п.
Затем смена положения в другую сторону.
«Поза дерево»
И.п. – стоя на двух ногах, согнуть правую ногу в колене, расположив правую пятку под коленом
1,2 – балансируя на левой ноге поднять вытянутые руки вверх так, чтобы они оказались рядом с ушами, сомкнуть ладони вместе и
опустить до уровня груди. Соблюдая баланс.
3,4 – и.п. смена положения.
«Наклоны»
И.п. – ноги на ширине плеч
1,2 – Во время вдоха поднимите левую руку в сторону и вверх над головой, заводим ее за левое ухо
3,4 - Во время выдоха переместите правую руку вправо (в сторону от себя) вдоль пола. Наклоните вправо туловище, голову и левую руку.
Во время вдоха вернитесь в исходное положение. Выполняем тоже самое в левую сторону.
Ожидаемые результаты:
Психолого – педагогические изменения:
· воспитанник (ребенок) умеет понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека;
· успешно регулирует свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях;
· воспитанник (ребенок) умеет снимать психомоторное напряжение посредствам занятий «Хатха-йога»;
· успешно достигает детские физические результаты посредствам занятий утренней гимнастикой с родителями.
Литература.
1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004
2. Лоуэн А Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ: М., 1997
3. Сандомирский М.Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1211
4. www.PPt4WEB.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.