Проект "Использование телесно-ориентированных техник ..."

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ГОРПЕНКО ИРИНА ЮРЬЕВНАjob_24325_1605501519.doc

Автор проекта: педагог-психолог Горпенко Ирина Юрьевна.

 

Место работы автора: МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия.

 

Место реализации проекта: МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия.

 

Тема проекта: «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционной и развивающей работе с воспитанниками ДОУ».

 

Внепредметное направление.

 

Целевая аудитория: воспитанники старшей и подготовительных групп МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия (5-7 лет).

 

Актуальность.

Проблема: по результатам диагностики, которая проводится с воспитанниками МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия в начале учебного года по запросу родителей (законных представителей), выявлено увеличение количества воспитанников с неустойчивой эмоциональной сферой.

Эмоциональное благополучие воспитанников является одной из важней составляющей в работе педагога-психолога с воспитанниками ДОУ.

В этом учебном году я запланировала активное сотрудничество  с инструктором по физической культуре и родителями воспитанников по созданию оптимальных условий для развития эмоциональной сферы ребенка, обеспечивающих согласованность воздействий взрослых, которые взаимодействуют с ним. Предложила включить использование телесно-ориентированных психотехник как в детском саду, так и в семье, что  позволит осуществить качественное развитие психомоторной функции, эмоциональной сферы ребенка. Так как считаю, что возникшую проблему можно решать только совместно со всеми участниками образовательного процесса.

 

Цель проекта: развитие эмоциональной сферы воспитанников МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия.

 

Задачи:

·                                учить понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека;

·                                обучение основам саморегуляции;

·                                снятие психомоторного напряжения посредствам  занятий «Хатха-йога»;

·                                учить достигать детские физические результаты посредствам занятий утренней гимнастикой с родителями.

 

 

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 года – май 2021 года

 

Тип проекта: прикладной (практико-ориентированный), долгосрочный, 2020 – 2021 учебный год.

 

Виды занятий:

·        индивидуально-коррекционные занятия с педагогом-психологом;

·        групповые коррекционные занятия с педагогом-психологом;

·        физические развивающие занятия с инструктором по физической культуре;

·        утренняя гимнастика с родителями воспитанников.

 

Процесс реализации проекта.

 

I.      Подготовительный этап

 

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Создание команды проекта

(педагог-психолог, инструктор по физической культуре, родители воспитанников)

Специалист – координатор

 (педагог – психолог)

05.09.2020

Составление комплексно-тематического планирования проекта

Специалист – координатор

 (педагог – психолог)

07.09.2020

Отбор потенциальных участников (родителей и воспитанников), распределение обязанностей участников мероприятия

Специалист – координатор

 (педагог – психолог)

с 05.092020 по 30.09.2020

 

II.  Основной этап

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Занятия у педагога-психолога с применением телесно-ориентированных техник на индивидуальных и групповых, используя программу Ганичевой И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004

Педагог-психолог

с 01.10.2020 по 30.05.2021года  (2 раза в неделю)

 «Хатха – йога»

 (практические упражнения йоги родителей совместно с ребенком, научиться чувствовать свое тело)

Инструктор по физической культуре

с 01.10.2020 по 30.05.2021года  (2 раза в неделю)

Занятия утренней гимнастикой

Родители воспитанников

постоянно

 

 

III.            Заключительный этап (май 2021 года)

       активное применение телесно-ориентированных практик в работе педагога-психолога МАДОУ «Калинка» города Черногорска;

       презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;

       взаимосвязь с другими социальными и образовательными учреждениями города: обмен опытом по представленной теме;

       распространение материала занятий «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционной и развивающей работе с воспитанниками групп компенсирующей направленности МАДОУ «Калинка» города Черногорска Республики Хакасия» на разных уровнях: региональном, федеральном.

 

Тематика занятий с педагогом-психологом.

     я и мои помощники (знакомство с телом);

     эмоциональная сфера;

     развитие крупной моторики;

     развитие крупной моторики;

     развитие зрительного анализатора;

     работа с сегментами тела;

     основы саморегуляции.

Занятия построены на основе программы Ганичевой И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.

Данная программа построена  на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства  и гармонии развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития  ребенка с основным акцентом на развитие психомоторной функции.

 

«Хатха-йога» с инструктором по физической культуре.
Занятия проводятся с воспитанниками в сопровождении родителей.

 

Практические упражнения йоги

 

Приветствие – «Круг дружбы». 

И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра. 

 

Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь». 

И.п. – стоя ровно, выпрямиться.

Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем

через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».

 

Асаны хатха-йоги: 

«Звезды»

И.п. - Ноги на ширине. Руки разведены в стороны. Наклоны. 

1,2 – наклоняемся, тянемся правой рукой до левой ноги, левая рука наверх. 

3,4 – и.п.

Затем смена положения в другую сторону.

 

«Поза дерево»

И.п. – стоя на двух ногах, согнуть правую ногу в колене, расположив правую пятку под коленом

1,2 – балансируя на левой ноге поднять вытянутые руки вверх так, чтобы они оказались рядом с ушами, сомкнуть ладони вместе и

опустить до уровня груди. Соблюдая баланс.

3,4 – и.п. смена положения.

 

 «Наклоны»

И.п. – ноги на ширине плеч

1,2 – Во время вдоха поднимите левую руку в сторону и вверх над головой, заводим ее за левое ухо

3,4 - Во время выдоха переместите правую руку вправо (в сторону от себя) вдоль пола. Наклоните вправо туловище, голову и левую руку.

Во время вдоха вернитесь в исходное положение. Выполняем тоже самое в левую сторону.

 

Ожидаемые результаты:

Психолого – педагогические изменения:

·       воспитанник (ребенок) умеет понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека;

·       успешно регулирует свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях;

·       воспитанник (ребенок) умеет снимать психомоторное напряжение посредствам  занятий «Хатха-йога»;

·       успешно  достигает детские физические результаты посредствам занятий утренней гимнастикой с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.     Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004

2.     Лоуэн А Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ: М., 1997

3.     Сандомирский М.Е.   Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1211

4.     www.PPt4WEB.ru


Скачано с www.znanio.ru