ПроЕКТ «Картошка – царица полей!»
База реализации проекта: обучающиеся 4 класса слабослышащего отделения.
Год разработки учебного проекта: январь 2011 г. - май 2011 г.
Автор проекта: Р.И. Моисеева Актуальность проекта:
Главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – учащиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей проекта.
Главная идея проекта:
Ÿ Развитие понимания роли личной ответственности за посаженное растение через взаимодействие педагога и учащихся в ходе реализации проектной деятельности.
Цель:
Ÿ Определение роли картофеля в природе и жизни человека.
Задачи:
Ÿ Подобрать и изучить литературу о картофеле (работа в школьной библиотеке, компьютерном кабинете с Интернет-ресурсами).
Ÿ Провести наблюдение за ростом картофеля в искусственно созданных условиях.
Ÿ Определить значение картофеля в жизни человека.
Объект исследования:
Ÿ Картофель
Предмет исследования:
Ÿ искусственные условия, в процессе которых происходит созревание плодов картофеля.
Методы и приёмы:
Ÿ Сбор информации.
Ÿ Беседы.
Ÿ Самостоятельная работа с литературой.
Ÿ Составление полезных советов о картофеле.
Ÿ Написание памятки «Как оберегать картофель от вредителей колорадского жука и его личинок».
Ÿ Обработка собранной информации.
Ÿ Наблюдение за ростом и развитием картофеля в искусственно созданных условиях классной комнаты.
Ÿ Творческая работа (поделки из картофеля, проведение праздника «Картофельный БУМ»).
Ÿ Творческая деятельность «Картофель и фантазия».
Опыт использования и степень распространения:
участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» (размещение на сайте WWW.greenplaneta.ru фоторепортажа и краткой информации);
очное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Новое качество образования в новых условиях» - представлена презентация «Особенности проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ»;
очное участие на августовской конференции работников образования VII Региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок.
Приращения в ЗУН и специфических умениях:
Целенаправленная и систематическая деятельность данного проекта помогла детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:
Ÿ обогатить язык специальной терминологией, наполняя речь определённым содержанием;
Ÿ активизировать познавательный интерес к окружающему миру природы;
Ÿ установить более тесные связи между ростом и развитием растения и деятельностью человека;
Ÿ понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»;
Ÿ осознать необходимость выполнения правил поведения на природе сущность нравственно-этических установок;
Ÿ действовать самостоятельно в заданных условиях.
Кадровое оснащение:
заместитель директора по НМР Дузькряченко Л.Д.; специалисты НИИ психического здоровья СО РАМН: Карауш И.С. – врач-педиатр, Куприянова И.Е. - психотерапевт; школьный врач высшей категории, и учитель информатики Шахмайкина И.О.
Ресурсы проекта:
Ÿ Коллективная работа «Картофельный Дух Васюганского болота» (В качестве духа был представлен клубень картофеля, изображающий определённый профиль человека с крупным круглым носом, глазами-пуговицами, волосами-нитками).
Ÿ Посадка глазков картофеля в горшок.
Ÿ Наблюдение за ростом картофеля.
Ÿ Создание папки творческих и литературных работ о картофеле (рисунки, аппликации, кроссворд, ребус, советы, рецепты и т.д.).
Ÿ Составление вопросов для викторины.
Ÿ Создание памяток «Как бороться с вредителями картофеля».
Ÿ Выступление на уроке природоведения с сообщениями «Что мы знаем о картофеле».
Ÿ Реабилитационный урок трудового обучения «Картофель и фантазия».
Ÿ Праздник картошки «Картофельный БУМ».
Ÿ Итоговый урок с использованием компьютерных технологий (презентация «Картофель»)
Вследствие чего ребёнок ощущает радость настоящего открытия, понимает, что удивительное действительно находится рядом, только нужно научиться замечать его.
Выводы:
На, основе сбора информации о картофеле, изучения дополнительной литературы, экспериментальной деятельности, наблюдения за ростом и развитием картофеля в искусственных условиях были сделаны выводы о том, что картофель на самом деле даёт плоды-клубни, минуя фазу цветения; является «вторым хлебом» не только для людей, живущих в Сибири, а также в других странах.
Достижение дидактических целей проекта:
Ÿ Систематизированы знания и представления детей о картофеле путём переосмысления причинно-следственных связей.
Ÿ Частично сформированы представления об экологической целостности природы, экспериментально-исследовательской деятельности.
Ÿ Осознание ребёнком важности отношения к экспериментальной деятельности.
Ÿ Прослеживается личностная траектория развития каждого участника проекта по результатам решения поставленной проблемы.
Практическое значение проекта:
Ÿ Результаты работы апробированы и внедрены в начальный блок слабослышащего отделения школы-интерната №15 и могут быть использованы другими школьными учреждениями, в том числе учреждениями I, II вида.
Ÿ Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.