Проект "Казак без веры не казак"
Оценка 4.8

Проект "Казак без веры не казак"

Оценка 4.8
docx
30.03.2020
Проект "Казак без веры не казак"
ПРОЕКТ Казак без веры-не казак.docx

Казак без веры - не казак!

Кольцов Александр Владимирович

Затона Екатерина  Александровна

Россия,Краснодарский край, Староминский район, станица Канеловская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, 4 класс

 

Содержание

 

Аннотация ……………………………………………………………….2

Краткая аннотация……………………………………………………….3

Введение ………………………………………………………………….4

1.Традиции и казачество ………………………………………………...5

2.Казак без веры - не казак!.......................................................................5

3.Рождественские праздники……………………………………………6-9

4.Мы – юные казачата……………………………………………………9-10

5.Заключение…………………………………………………………….11-13

Список использованной литературы…………………………………. .14

Приложения……………………………………………………………...15-24

 

 

 





 

 

Казак без веры - не казак!

Кольцов Александр Владимирович

Затона Екатерина  Александровна

Россия,Краснодарский край, Староминский район, станица Канеловская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, 4 класс

 

Аннотация

 Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

  Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру  православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. 

 

 

Казак без веры - не казак!

Кольцов Александр Владимирович

Затона Екатерина  Александровна

Россия,Краснодарский край, Староминский район, станица Канеловская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, 4 класс

 

 

Краткая аннотация

В научно- исследовательской работе рассказывается о традициях, обычаях казачества. О роли православной религии в жизни этого замечательного народа. Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции». Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписаные законы. Традиции тогда становятся действующими (т.е. законом), когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. В проекте представлены православные, бытовые и культурные традиции казачества.

Народ крепко дорожит обычаями,

как своим священнейшим достоянием.

В.Г. Белинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казак без веры - не казак!

Кольцов Александр Владимирович

Затона Екатерина  Александровна

Россия,Краснодарский край, Староминский район, станица Канеловская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, 4 класс

 

Введение

Актуальность выбора темы научно-исследовательской работы обусловлена тем, что в современном обществе остро стоят цели сохранения обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение у казаков. Главной задачей является то, что мы должны помнить, что национальная культура казачества является неотъемлемой частью общей культуры  России и наш долг - сохранить и развивать культуру, ее материальные и духовные ценности, ведь если отобрать у человека все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начинать сначала. Казаки очень любили отмечать православные праздники и тщательно к ним готовились. Одними из таких считались Рождественские праздники и наша задача сохранить эти традиции.

Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. За последние годы лихолетья и годы уничтожения казачества как класса, данные понятия значительно исказились, под внешним влиянием. Даже современные старожилы, не всегда верно трактуют старые неписаные обычаи. 
В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно становился молчалив и недоступен. 
Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.
Длительные походы превращали казака в философа и поэта, о чем рассказывают многочисленные песни: приходилось размышлять о вечном, о суете сует, о конце, который будет неизбежен. Вот только когда. Поэтому, все казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа. 
Эти заповеди формировали морально-нравственные устои казачьего общества: не убий, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов свое Отечество.
Кроме Господних заповедей, у казаков свято соблюдались и чисто жизненные, то есть те, которых требовала бытовая необходимость. Обязательным было уважительное отношение к старшим, к любой женщине, независимо от того, являлась ли она матерью, сестрой или женой. Святым было почитание любого гостя.

Пожалуй, главный обычай казаков – воспитание молодого поколения. Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти - семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён — военной службе.

1.Традиции и казачество.

         Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам.

XX век был трудным и для всего мира, и для нашей страны. Революции, войны, гонения привели к тому, сто многие народные русские традиции, обычаи и обряды стали оттесняться, уходить и забываться. К счастью, интерес к ним вновь возвращается.

Для наших предков праздник всегда был не только временем веселья, но и неизменно – периодом таинственности и священнодейства , в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии.

2. Казак без веры – не казак!

                                                                       Ой, да терцы ой, да вы кубанцы и донцы

                                                                       Казаки - линейцы славные,

                                                                       Служим мы отечеству, как и деды, братцы

                                                                       С верой православною.

                                                                (Из гимна Кавказского линейного казачества)

 «Казак без веры – не казак» – это жизненная позиция казачества, прошедшее проверку всей казачьей историей. Христианство не было лишь внешним обрамлением казачьей жизни, а составляло ее фундамент. Церковь являлась главным участником основных событий в жизни казака, производя его крещение, венчание, благословение на службу Отечеству. Основные вехи хозяйственной жизни определялись по отношению к церковным праздникам – после Троицы косили сено, после Рождества Богородицы убирали виноград и т.д. Воинскому делу казачества церковь придала высокий мотив служения. В начале, казаки устраивали религиозную жизнь по своему «христианскому разумению». Для совместных обрядовых действий они собирались в одном из домов, который выполнял функцию молитвенного дома, или на открытой местности. Поскольку церковная организация у вольного казачества отсутствовала, они сами выбирали лиц для богослужения из числа наиболее уважаемых казаков, хорошо знакомых с религиозной жизнью своих отцов и дедов. В то время казаки выполняли только те христианские обряды, которые считали нужными. Одним из главных таинств у казаков было крещение. Его совершение было равносильно причислению к казачеству. Особую форму у казаков приобрели такие христианские таинства как Причащение и покаяние. Жизнь Казачьего народа, как части богоносного Русского народа, всегда была тесно связана с православием. Поднимаясь на защиту Веры, Отечества, выступая в поход против зла, наши предки понимали, что выбор стоит не между жизнью (выживанием) и смертью, а между смертью и бессмертием (жизнью вечной). Действия казаков обуславливаются любовью к Богу и своему народу, а не жаждой обогащения. Безусловно, казак заберет у поверженного врага трофеи: оружие, ценности – но не из жадности, а для обеспечения своих дальнейших действий в защиту свободы Родины, утверждения Веры. В этом положении заключается одно из основных отличий казаков от многочисленных псевдо патриотов, которые под словоблудие о продвижении свободы нарушают Божьи заповеди, законы, традиции, продают свой народ, страну, а вырученные средства отправляют за рубеж. Вывоз денег и приобретение недвижимости за рубежом – верный признак врагов народа, делающих что-то плохое, понимающих это, страшащихся возмездия и готовых к бегству в любую минуту.

Казак должен стремиться к Вере, ежедневно молиться. Вера открывает глаза. Например, украинские партизаны по утрам строились, по команде «К молитве» становились смирно, правой рукой снимали головные уборы. Один из повстанцев читал ежедневные молитвы «Отче наш» и «Богородица Дева». Казак должен посещать храм в дни богослужений, по праздникам (Пасха, Рождество, Крещение, Троица и т.д.), а также в престольные праздники Посещения церкви. Казак должен знать, где он крестился, где крестились его предки, делать все возможное для восстановления разрушенных храмов. Казак обязан знать церковные праздники.

 

3. Рождественские праздники.

         Казаки очень любили отмечать православные праздники и тщательно к ним готовились. Одними из таких считались Рождественские праздники.

В казачьем быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником. Святки начинались не ранее Николина дня – 19 декабря по новому стилю, в тот период, когда казаки, закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть.

С началом святок в строгой повседневной станичной жизни наступала пора веселья. Молодежь, собираясь на посиделки, игры, гадания и устраивая самые различные забавы, скрашивала унылую станичную зиму.

Хотя святки и считались молодежным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным.

Особо значимы были святки для казачек. Им предоставлялась возможность освободиться от будничных бытовых забот и принять участие в общем веселье. Самая строгая мать на святки не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьем. К святочным вечерам молодежь всегда готовилась: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой. На святочные вечера собирались в основном по улицам, но на них могли прийти и казаки с других улиц, иногда даже из других станиц. Вечера заканчивались шалостями. К примеру, молодежь заваливала всяким хламом двери хат, ворота, да так, что утром домочадцы не могли выбраться наружу. Взрослые казаки также не любили сидеть дома. Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей. В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме «святовских».

Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Поздним вечером взрослое население станиц и хуторов направлялось в церковь.                                                                                               

Оставшиеся  ждали христославщиков (колядовщиков). Начинали колядовать дети.

За окном раздавались дружные голоса: «Можно похристославить?». Получив добро, дружная компания входила в дом и нестройным хором пела:                 

 «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» Далее следовало поздравление всех с праздником и пожеланиями здоровья и счастья. Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки выходила молодежь, и даже взрослые казаки.

 

Все они собирались большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки.

Славим Бога Бессмертного,

Он явил нам Рожденного,

И Матерь Его Святую,

Марию, Деву Чистую,

Сия миру Царя дала,

Да будет Ей честь и хвала!

Песнь Ти сугубо приносим,

Благославити мир просим

 И нас, грешных, глаголющих,

Во век века Тя поющих.

Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые усердно перебегали от одного двора к другому и славили Христа: «Я маленький мальчик, Влез на стаканчик, В дудочку играю, Христа прославляю. С праздником поздравляю, Счастья всем желаю».

После полуночи все «колядовщики» собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова. Рано утром родители возвращались из церкви и звали всех домочадцев к богато убранному столу. После разговения начинался обильный обед с пирогами, гусем, холодцом, чаем. После завтрака дети отправлялись с поздравлениями к бабушкам и дедушкам, которым исполнялись рождественские стишки и песни, а те в ответ поздравляли своих внуков. Как на Руси казаки праздновали Рождество, можно говорить бесконечно.

4.  Мы – юные казачата.

Ну, а сейчас мне очень хочется рассказать о том, какое именно я имею отношение к казачеству. Мои предки – казаки! А я – будущая казачка! А я – будущий казак! Наш класс является классом казачьей направленности. За эти 3 месяца я для себя узнала очень много полезной информации. Мы много

говорим о том, что значит быть настоящим человеком? Мне кажется, что критерием действий настоящего Че­ловека является его  душа, т. е. те моральные и нрав­ственные законы, которые вложены в человека его родите­лями и обществом, церковью, а также воспитаны им самим. Кого угодно может обмануть человек, кроме своей души. Как грозный страж, она стоит на пороге совершаемых нами поступков и одобряет их или порицает. Значит, жить в согласии с душою — быть Человеком.

5. Заключение

Православная религия определяла всю жизнь казака с рождения и до самой его смерти. Православие определяло «казачью долю» – отдать свою жизнь от начала до конца своих дней активному служению вере Христовой с оружием в руках в молодости и в зрелости и духовно служить идеалам православия в старческом возрасте.

Православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество. Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так поступали и казаки Зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине.

До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали анонимного барана, гуся, корову и т.д. в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.

Религия была составной частью казачьей культуры. Самодержавие и церковь формировали православное сознание казаков.

Очень много Отец Пётр и Николай, Лариса Петровна, наш атаман- Фёдор Тельманович, наш классный руководитель – Светлана Александровна рассказывают нам о добрых поступках Казак без веры - не казак!

Людей , о жизни в нашем обществе, о том, как жить в согласии с собой и ещё очень много всего полезного.

У нас очень красиво оформлен класс и мне нравится в нём учиться.

А совсем недавно мы встречали гостей и устроили для них казачьи посиделки. Всем очень понравилось наше мероприятие.

А это наш любимый класс!

   Я очень рада, что в моей жизни есть все эти люди.

Храни Вас всех Господь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Губогло М.Н.,Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука»,Москва,1999 г

2.Коваленко, А. И. « Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)»,Благовещенск: «Зея», 2008 г

3. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс»,Ростов н/Д,2010 год

4. Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова,Ставрополь,2005 г

5.Шкваров А.Г. «История православия на Дону» СПб.: Алетейя, 2009 г

6.http://www.slavakubani.ru/orthodoxy/orthodox-cossack-traditions/detail-1566-pravoslavie_i_traditsii_kazakov

7.http://vbkv.ru/Dokumenty/Prav_vera_skaz/2pravoslavie_kazachestva

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        Приложение I

 

Словарь

 

Казачество  представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия , которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках.

Святки  (в христианской традиции) время с Рождества Христова до Крещения Господня.

Узвар  (взвар, устаревшее) — прохладительный напиток из сухих фруктов и ягод, иногда с добавлением мёда.

Христославщики – колядовщики.

Христианство – мировая религия, которая основана на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Библии. Иисус выступает в роли Мессии, Божьего сына и Спасителя людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       Приложение II

В тот период, когда казаки, закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть.

http://www.stihi.ru/pics/2014/10/14/8177.jpg

                                                            Рис.1  Труд казаков.

       С началом святок в строгой повседневной станичной жизни наступала пора веселья. Молодежь устраивая самые различные забавы, скрашивала унылую станичную зиму.

http://os1.i.ua/1/5/164918.jpg

Рис.2 Зимние казачьи забавы.

Приложение III

Хотя святки и считались молодежным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным.

http://www.gametogether.ru/images/Statiy/kolyada111111.jpg

                                                    Рис.1 Веселились все, от мала до велика.

Отметив сочельник, поздним вечером взрослое население станиц и хуторов направлялось в церковь.

http://abzac.org/wp-content/uploads/2013/01/08.jpg

                                                         Рис.2 Поход в церковь – это святое.

Приложение IV

http://sviyazov.narod.ru/_ph/1/197707519.jpgОставшиеся  ждали христославщиков (колядовщиков). Начинали колядовать дети.

                                                              Рис.1 Юные колядовщики.

За окном раздавались дружные голоса: «Можно похристославить?». Получив добро, дружная компания входила в дом и нестройным хором пела рождественскую песню.

http://www.pechild.pe.hu/img2/image33.png

                                                                  Рис.2 Колядки.

                                                                                                                            Приложение V

Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки выходила молодежь, и даже взрослые казаки.

http://900igr.net/datas/literatura/Vechera-na-khutore/0028-028-K.A.Trutovskij.jpg

                                                  Рис.1 Колядки в Малороссии.

Встреча с Батюшкой ( отцом Петром)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Рис.2 Встреча с батюшкой.

                                                                                                                          Приложение VI

Встреча с Халюто Ларисой Петровной.

                                   Рис.1 Рассказ о Николае-Чудотворце.

Учащиеся нашего класса в форме настоящих казаков.

                                                         Рис.2 Юные казачата.

                                                                                                                              Приложение VII

Оформление стенда нашего класса

                                                                Рис.1 Наш класс.

Оформление задней стены в нашем классе.

                                                             Рис.2 Наш класс.

                                                                                                                              Приложение VIII

Мероприятие «Рождественские посиделки»

                                                 Рис.1 Исполнение песни «Казаки»

                                                   Рис.2 Мы поём частушки звонко.

                                                                                                                         Приложение IX

                                        Рис.1 Инсценирование песни «Варенички»

Наш любимый класс!

                                                                  Рис.2 Мой « 4В».


 

Скачано с www.znanio.ru

Казак без веры - не казак! Кольцов

Казак без веры - не казак! Кольцов

Казак без веры - не казак!

Казак без веры - не казак!

Казак без веры - не казак!

Казак без веры - не казак!

Казак без веры - не казак!

Казак без веры - не казак!

Эти заповеди формировали морально-нравственные устои казачьего общества: не убий, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков, заботься о…

Эти заповеди формировали морально-нравственные устои казачьего общества: не убий, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков, заботься о…

Казак без веры – не казак!

Казак без веры – не казак!

Вывоз денег и приобретение недвижимости за рубежом – верный признак врагов народа, делающих что-то плохое, понимающих это, страшащихся возмездия и готовых к бегству в любую…

Вывоз денег и приобретение недвижимости за рубежом – верный признак врагов народа, делающих что-то плохое, понимающих это, страшащихся возмездия и готовых к бегству в любую…

Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей

Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей

Как на Руси казаки праздновали

Как на Руси казаки праздновали

Религия была составной частью казачьей культуры

Религия была составной частью казачьей культуры

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Приложения

Приложения

Приложение I Словарь Казачество – представители казачества, сложной социальной группы , военного сословия , которое сложилось на окраинах русского государства в

Приложение I Словарь Казачество – представители казачества, сложной социальной группы , военного сословия , которое сложилось на окраинах русского государства в

Приложение II В тот период, когда казаки, закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть

Приложение II В тот период, когда казаки, закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть

Приложение III Хотя святки и считались молодежным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным

Приложение III Хотя святки и считались молодежным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным

Приложение IV Оставшиеся ждали христославщиков (колядовщиков)

Приложение IV Оставшиеся ждали христославщиков (колядовщиков)

Приложение V Поздним вечером, перед

Приложение V Поздним вечером, перед

Приложение VI Встреча с Халюто

Приложение VI Встреча с Халюто

Приложение VII Оформление стенда нашего класса

Приложение VII Оформление стенда нашего класса

Приложение VIII Мероприятие «Рождественские посиделки»

Приложение VIII Мероприятие «Рождественские посиделки»

Приложение IX

Приложение IX
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020