Проект "Маленькими шагами в прекрасный мир"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИВАНОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА.docx

 

1.     Авторы проекта: Иванова Светлана Викторовна, Кочкина Ирина Ивановна.

2.     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №2 «Росинка» города Дубны Московской области.

3.     Образовательная область: «Познавательное развитие».

4.     Тема: педагогический проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование «Маленькими шагами в прекрасный мир».

5.     Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), родители воспитанников, педагоги.

6.     Номинация конкурса: долгосрочный педагогический проект (сентябрь 2019г. – май 2020г.)

7.     Проблема. Формирование знаний о мире природы.

Актуальность проблемы. При формировании основ ес­тественно-научных и экологических понятий экспериментиро­вание рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда яв­ляются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования за­ключается в том, что ребенок познает объект в ходе практи­ческой деятельности с ним; осуществляемые ребенком прак­тические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование как специально организованная де­ятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. В связи с этим возникла необходимость осуществления это­го проекта.

Актуальность проекта. Ребенок рождается исследо­вателем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопыт­ство, постоянное стремление наблюдать и эксперименти­ровать, самостоятельно искать новые сведения о мире тра­диционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в ес­тественной форме проявляется в виде детского эксперименти­рования, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой — начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следст­венными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представле­ния в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей — вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опе­реться на слова Н. Н. Поддьякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничен­ности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разде­лу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить малышей в осмысленную деятель­ность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все но­вые и новые свойства предметов.

 

8.     Цель проекта: развитие познавательной сферы детей через включе­ние в процесс экспериментирования.

 

Задачи проекта:

1.    Углублять представления о живой и неживой природе.

2.    Способствовать участию детей в исследованиях и обоб­щению результатов опытов.

3.     Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

 

Гипотеза проекта. Если включить малышей в осмыслен­ную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнару­живать все новые и новые свойства предметов, то улучшатся их знания об окружающем мире. Возможно развитие у детей интереса к миру природы в целом и к ее явлениям в частности.

 

Предполагаемый результат. Качественное изменение уровня знаний детей об окружающей действительности и явле­ниях природы.

 

Методы проекта.

·        совместные (с детьми, родителями) обу­чающие игры;

·        опыты,

·        наблюдения,

·        развлечения.

·        консультации для родителей.

 

Мероприятия

Работа с детьми.

·        режимные моменты (умывание, игры с водой);

·        совместная образовательная деятельность (традиционная, тематическая, сюжетная, игровая);

·        игровая деятельность (дидактические, конструктивные, сю­жетные игры);

·        развлечения;

·        опыты и эксперименты;

·        прогулки (наблюдения, игры);

·        совместная деятельность со взрослыми;

·        самостоятельная деятельность.

 

Работа с родителями.

Одним из условий успешного ознакомления малышей с ок­ружающим миром является работа не только с детьми, но и с их семьями.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием ус­пешного становления личности дошкольника, развития позна­вательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира и возможно только благодаря совместным усилиям родителей и педагогов дошкольного уч­реждения.

Формы работы с родителями

·        пополнение исследовательского уголка;

·        памятка о создании наиболее благоприятных условий для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях ок­ружающего мира «Детское экспериментирование: можно и нельзя»;

·        семинар-практикум на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста»;

·        консультация на тему «Маленькими шагами в прекрасный мир!»;

·        Выставка альбомов детской опытно-экспериментальной деятель­ности «Мир прекрасного»;

·        родительское собрание по итогам реализации проекта на тему «Маленькие исследователи».

 

Форма презентации. Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста.

 

Этапы реализации проекта

I.     Организационный

Анализ практических и теоретических сведений о дет­ской экспериментальной деятельности, изложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой) и научно-методической литературе на эту тему.

Определение уровня знаний детей, выявление запросов ро­дителей, постановка целей и задач.

Составление тематического плана опытно-эксперименталь­ной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач.

 

II.    Внедренческий

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькими шагами в прекрасный мир».

 

III.    Результативный

Период осмысления собственных результатов.

 

Структура проекта. Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми «В гостях у профессора Знайкиной», взаимодействие с родителя­ми, обогащение развивающей среды группы, издание информа­ционно-методического материала, создание картотеки опытов и экспериментов.

 

Цикл познавательных занятий с детьми

Реализация проекта предполагает различные формы и ме­тоды работы с детьми:

·        циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке;

·        экспериментиро­вание;

·        игровая и трудовая деятельность детей;

·        творческая деятельность.

В проекте представлены тематические блоки.

·        «Опыты и эксперименты с водой»;

·        «Опыты и эксперименты с песком»;

·        «Опыты и эксперименты с воздухом»;

·        «Опыты и эксперименты с природными материалами»;

·        «Опыты и эксперименты с бумагой».

 

      Создание развивающей среды

 Уголок экспериментирования для самостоятельной сво­бодной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

          разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

          природный материал, собранный совместно с детьми (ка­мешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т. д.);

          бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

          разные виды бумаги, пластилин;

          красители пищевые и непищевые;

          приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, маг­ниты и др.);

          медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.);

          прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито);

          детские фартуки;

          полотенца, тряпочки, щетка и совок;

          схемы проведения опытов.

Планирование проектной деятельности

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности детей младшего возраста

Содержание

Цель

Форма организации

Тема: «Вода»

Дидактические упражнения «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай руч­ки» и т. п.

Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и жела­ние играть сообща

Предметно-манипуляци­    онная деятельность,

ре­жимные моменты

«Водичка, водичка»

Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать

Режимные моменты

«Напоим кукол»

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разли­ваться из сосуда

Часть занятия

«Чистые ручки»

Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой

Игра

«Помощники»

Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой

Режимные моменты

«Найди пингвиненка»

Дать представление о том, что вода прозрачная

Опыт

«Прятки»

Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной

Опыт

«Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно по­красить

Часть занятия

«Будем пить»

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса

Режимные моменты

«Что получится?»

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде раство­ряются

Опыт

«Вкусная водичка»

 

Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, мо­гут передавать воде свой вкус

Опыт

 

«Заморозим»

Дать представление о том, что вода может превращаться в лед

Опыт

«Разогреем»

Дать представление о том, что лед может превращаться в воду

Опыт

«Теплая — холодная»

Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной

Часть занятия

«Куда делась вода?»

Выявить процесс испарения воды

Опыт

«Откуда берется вода?»

Познакомить с процессом конденсации

Опыт

«Высушим»

Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени

Часть развлечения

 

 

 


Тема: «Песок»

Содержание

Цель

Форма организации

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый

Игра

«Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться

Опыт

«Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нуж­ную форму

Часть занятия

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и от­печатки

Игра

«Высушим»

Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Часть развлечения

 

 

 

Тема: «Воздух»

Содержание

Цель

Форма организации

«Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден

 

 

 

 

 

 

Игра

 

 

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду

Опыт

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух

Опыт

«Буря в стакане»

Дать представление о том, что воздух легче воды

Игра

«Легкий воздух»

Дать представление о том, что воздух легче воды

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мяч прыгает высоко, потому что в нем много воздуха

Игра

«Лодочка, плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Часть занятия

«Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха

Наблюдение на

прогулке

 

 


Тема: «Камни»

 

 

Содержание

Цель

Форма организации

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые

Опыт

«Легкий — тяжелый»

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие

Часть занятия

«Теплый — холодный»

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теп­лыми

Опыт

«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму

Часть занятия

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые

Опыт

«Твердый — мягкий»

Дать представление о том, что камни твердые

Опыт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Бумага»

 

Содержание

 

 

Цель

 

Форма организации

 

 

«Бумажные листочки»

Дать представление о том, что бумага легкая

Опыт

«Тонкая — толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой

Опыт

«Порвем бумагу»

Дать представление о том, что бумага может рваться

Опыт

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде

Опыт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план итоговых мероприятий

 

Содержание

Цель

Форма организации

 

«Воздух видимый и невидимый»

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

 

Открытый показ НОД

«Домашняя лаборатория»

Ознакомление и изучение свойств  воды, воздуха, песка, камня и бумаги путем опытно – экспериментальной деятельности; формировать умение делать выводы.

Подготовка и проведение опытов в совместной деятельности с родителями

«Прекрасный мир»

Вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.

Выставка альбомов

детской опытно – экспериментальной деятельности

«Я – маленький исследователь»

Развитие познавательной сферы детей через экспериментирование; способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

Конференция

(дети, родители, педагоги)

«Шоу с воздушными шарами»

Развивать познавательный интерес к экспериментально – исследовательской деятельности, создать положительный эмоциональный настрой.

 

Развлечение

 

 

 


 

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ

«Водичка, водичка»

Цель. Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.

Оборудование. Лейка, пульверизатор.

Ход занятия. Воспитатель наливает в лейку воду и де­монстрирует детям поливку комнатных растений, затем вмес­те с детьми выясняет, что происходит, когда она наклоняет лейку. (Льется вода.) Откуда льется вода? (Из носика лейки.) Далее воспитатель обрызгивает цветы из пульверизатора, объ­ясняя детям, что это необходимо цветам, особенно в жаркую погоду (цветочки принимают душ, листочкам легче дышать). Воспитатель предлагает малышам понаблюдать за процессом разбрызгивания, обращая внимание на то, что капельки воды очень мелкие, похожи на пылинки. Затем воспитатель брызга­ет детям на ладошки и выясняет, какими они стали (мокрыми). Почему? (На них побрызгали водой.)

Вывод. Вода может литься, а может разбрызгиваться.

«Напоим кукол»

Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Оборудование. Куклы, стаканы, кувшин с водой.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям напоить си­дящих за столом кукол. Для этого она наливает воду в стакан доверху и предлагает ребенку быстрым шагом принести стакан с водой куклам. Затем воспитатель вместе с детьми выясняет, что произошло: вода пролилась на пол, на одежду, намочила руки. Почему это произошло? {Стакан был слишком полный.) Почему вода может разливаться? {Потому что она жидкая.) Как же сделать так, чтобы вода не разливалась? {Наполнить стакан наполовину и нести медленно.)

Воспитатель предлагает попробовать.

Вывод. Если наполнить стакан водой, то жидкая вода будет в нем плескаться и разливаться.

«Найди пингвиненка»

Цель. Дать представление о том, что вода прозрачная.

Оборудование. Емкость с водой, пингвиненок из «киндер-сюрприза».

Ход занятия. Воспитатель показывает детям игрушку и го­ворит, что пингвиненок хочет поиграть с ними в прятки: пусть малыши закроют глаза, а пингвиненок в это время спрячется. Дети закрывают глаза, а воспитатель бросает игрушку в ем­кость с водой, затем предлагает малышам найти пингвиненка. Дети видят игрушку на дне емкости с водой. Воспитатель вмес­те с детьми выясняет, что произошло: куда спрятался пингви­ненок? {В банку с водой.) Вы его нашли? {Да.) А почему мы его видим? {Потому что вода прозрачная.)

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё всё видно»

«Прятки»

Цель. Дать представление о том, что прозрачная вода мо­жет стать мутной.

Оборудование. Две емкости с водой, пингвиненок из «киндер-сюрприза», немного муки.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям игрушку и го­ворит, что пингвиненок снова хочет поиграть с ними в прятки. Повторяется опыт «Найди пингвиненка». Дети видят игрушку, потому что вода прозрачная. В другую емкость с чистой водой воспитатель добавляет немного муки, размешивает ее и броса­ет туда игрушку. Затем вместе с детьми выясняет, что произо­шло. Вы видите пингвиненка? {Нет.) Почему? {Потому что вода стала непрозрачной, мутной.)

Вывод. Прозрачная вода может стать мутной. В мутной воде ничего не видно.

«Разноцветная водичка»

Цель. Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

Оборудование. Четыре стакана, гуашь четырех цветов, кисть.

Ход занятия. Воспитатель открывает кран и предлага­ет детям понаблюдать за льющейся водой. Затем спрашивает, какого цвета вода. (У воды нет цвета, она прозрачная.} Далее воспитатель объясняет детям, что воду можно покрасить, доба­вив в нее краску, и демонстрирует это (добавляет в воду гуашь). Малыши наблюдают за окрашиванием и вместе с воспитателем выясняют, что произошло. Какого цвета стала вода? {Красная, желтая, синяя, зеленая.) Правильно, цвет воды зависит от того, какого цвета краску в нее добавить.

Вывод. Прозрачная вода легко окрашивается в любой цвет.

«Чистые ручки»

Цель. Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Оборудование. Таз с водой, влажный песок.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть с влажным песком (слепить колобки). Далее обращает внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Давайте отряхнем ладони. Стали руки чистыми? {Нет.) Давайте поду­ем на них. Стали руки чистыми? {Нет.) Как очистить руки от песка? {Помыть их водой.) Дети с помощью воспитателя моют руки в тазу или под краном. Стали руки чистыми? {Да.)

Вывод. Руки станут чище, если помыть их водой.

«Помощники»

Цель. Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой.

Оборудование. Емкость с водой, ветошь.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Снова садиться за такие столы не очень приятно. Что же де­лать? (Помыть столы.) Воспитатель предлагает детям проте­реть столы сухой тряпкой. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Намочить тряпку водой и хорошо потереть столы.) Воспитатель показывает малышам процесс мытья столов, а затем предлагает сделать это детям. Во время мытья воспитатель подчеркивает роль воды. Теперь столы стали чистыми? (Да.)

Вывод. Предметы станут чище, если их помыть водой.

При проведении этого опыта вместо столов можно исполь­зовать игрушки и другие предметы. Так же можно стирать ку­кольную одежду.

«Будем пить»

Цель. Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Оборудование. Томатный, персиковый и лимонный соки; графин с кипяченой водой.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям поочередно попробовать томатный, персиковый и лимонный соки, уточняя вкус каждого из них. Какой сок? (Вкусный, соленый, сладкий, кисловатый и т. п.) Затем воспитатель предлагает малышам попробовать воду. Какой вкус у воды? (У нее нет вкуса.)

Вывод. Вода не имеет вкуса.

«Что получится?»

Цель. Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование. Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход занятия. Воспитатель предлагает посмотреть детям, что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через не­которое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель то же самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок — нет.

Вывод. Некоторые вещества в воде растворяются, а неко­торые — нет.

«Вкусная водичка»

Цель. Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Оборудование. Три стакана кипяченой воды, соль, сахар, лимонная кислота.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям попробовать воду, отмечая, что у воды нет вкуса. Затем воспитатель раство­ряет в воде немного соли и дает попробовать ее детям. Какая стала вода? (Соленая.) То же самое воспитатель проделывает с сахаром и лимонной кислотой, отмечая вкус воды (сладкая, кислая).

Вывод. Некоторые вещества, растворяясь, могут переда­вать воде свой вкус.

«Теплая — холодная»

Цель. Дать представление о том, что вода может быть теп­лой и холодной.

Оборудование. Две емкости — с теплой и холодной водой, кукла.

Ход занятия. Воспитатель говорит детям о том, что нуж­но искупать куклу, и предлагает им определить, в каком тазу будем это делать. Дети поочередно опускают руки в холодную и теплую воду, выбирая нужный таз. Почему будем купать кук­лу в этом тазу? (Потому что здесь вода теплая.) А почему не надо купать куклу в другом тазу? (Потому что там вода холод­ная и кукла замерзнет.) Выполняют процедуру в нужном тазу.

Вывод. Вода бывает холодная и теплая. Мыться приятнее в теплой воде.

«Заморозим»

Цель. Дать представление о том, что вода может превра­щаться в лед.

Оборудование. Небольшая формочка с водой.

Ход занятия. Воспитатель набирает в формочку воду и предлагает детям потрогать ее, отмечая, что вода жидкая, льется и брызгает. Затем воспитатель ставит формочку с во­дой за окно (зимой) или в холодильник. Через некоторое вре­мя она предлагает детям посмотреть, что же стало с водой? Вода превратилась в лед. Она стала твердой, не льется и не брызгает. Почему? {Потому что на улице очень холодно.)

Вывод. Вода может быть твердой, когда превращается в лед. Это происходит, если очень холодно.

«Разогреем»

Цель. Дать представление о том, что лед может превра­щаться в воду.

Оборудование. Замороженная формочка с водой.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям формочку со льдом, уточняя состояние воды и причину этого состоя­ния. Затем воспитатель ставит формочку со льдом в теплое место (на батарею) и через некоторое время предлагает детям посмотреть, что стало со льдом. (Лед растаял и превратился в воду.) Почему? (Потому что было очень тепло.)

Вывод. Лед может превращаться в воду. Это происходит, если очень тепло.

 

«Куда делась вода?»

Цель. Выявить процесс испарения воды.

Оборудование. Мерная емкость.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми наливает воду в емкость и делает отметку уровня. Затем ставит емкость на по­доконник.

В течение недели дети наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках емкости, отмечая, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда ис­чезла вода из банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух).

Вывод. Вода может исчезать (испаряться).

 

«Откуда берется вода?»

Цель. Познакомить с процессом конденсации.

Оборудование. Емкость с горячей водой, охлажденная ме­таллическая крышка.

Ход занятия. Воспитатель накрывает емкость с горячей водой холодной крышкой, предварительно отметив, что крыш­ка сухая. Через некоторое время детям предлагается рассмот­реть внутреннюю сторону крышки, потрогать ее рукой. Какая стала крышка? (Мокрая) Почему? (На ней скопилась вода) Воспитатель объясняет детям, откуда берется вода: это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.

Вывод. Когда вода испаряется (исчезает), она может скап­ливаться в другом месте.

«Высушим»

Цель. Дать представление о том, что влажные салфетки вы­сыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Оборудование. Две салфетки, емкость с водой.

Ход занятия. Воспитатель мочит салфетки в емкости с во­дой или под краном и предлагает детям потрогать их на ощупь. Какие стали салфетки? (Мокрые, влажные) Почему они ста­ли такими? (Их намочили в воде) К нам в гости придут куклы, и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки — на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую — на теневой. Какая салфетка высохла быстрее — та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце)

Вывод. Белье на солнце высыхает быстрее, чем в тени.

 

 

 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ

«Испечем угощение»

Цель. Дать представление о том, что мокрый песок прини­мает любую нужную форму.

Оборудование. Емкости с сухим и мокрым песком, фор­мочки для песка.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям определить, где находится мокрый песок. Дети трогают песок в обеих емко­стях, выполняя задание. Затем воспитатель предлагает детям ис­печь угощение для мам: скатать колобки и сделать «пирожные» с помощью формочек. Дети выполняют задание. Воспитатель обращает внимание на то, что песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Далее воспитатель предлагает малышам про­делать то же самое с сухим песком. У вас получается? (Нет) Почему? (Потому что песок не лепится) Почему песок не ле­пится? (Потому что он сухой)

Вывод. Из мокрого песка можно лепить, а из сухого — нет.

«Следы»

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке оста­ются следы и отпечатки.

Оборудование. Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям на сухом пес­ке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет) Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровня­ет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да) Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получи­лись отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок на­мочили)

Вывод. На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом — нет.

«Песчинки»

Цель. Дать представление о том, что песок — это множес­тво песчинок.

Оборудование. Емкость с сухим песком, лист бумаги.

Ход занятия. Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок) Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного пес­чинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка, нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод. Песок состоит из множества песчинок.

«Песочек»

Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Оборудование. Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям емкость с песком и предлагает сунуть руки в него. Что это? (Песок.) Достаньте ручки. Они мокрые? (Нет, сухие.) Значит, и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чис­тыми? (Да.) Это потому что песок сухой, он легко стряхивается с рук. Затем воспитатель наливает в емкость с песком воду так, чтобы песок стал влажным, и снова предлагает детям сунуть в него руки. Какой стал песок? (Мокрый.) А почему песок мок­рый? (Потому что его полили водой.) Достаньте ручки. Какие стали ручки? (Мокрые, грязные.) Стряхните ручки. Стали руки чистыми? (Нет.) Это потому что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? (Помыть их водой.)

Вывод. Песок бывает сухой и мокрый, если его полить во­дой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый — нет.

«Посыпалки»

Цель. Дать представление о том, что сухой песок может сы­паться.

Оборудование. Емкости с сухим и мокрым песком, песоч­ный набор: воронка, сито, мельница.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям определить, где находится сухой песок. Дети трогают песок в обеих емко­стях, выполняя задание. Затем воспитатель предлагает детям набрать в кулачок горсть сухого песка и выпустить его малень­кой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплет­ся.) Далее воспитатель предлагает то же проделать с мокрым песком. Что происходит с мокрым песком? (Он не сыплется.) Воспитатель показывает малышам песочный набор и объясня­ет, как с ним играть: просеивать сухой песок, сыпать его через воронку на мельницу и т. д. Воспитатель предлагает детям про­делать те же манипуляции с мокрым песком. У вас получается? (Нет) Почему? (Потому что песок не сыплется) Почему пе­сок не сыплется? (Потому что он мокрый) Затем дети играют с сухим песком.

Вывод. Сухой песок сыплется, а мокрый — нет.

 

 

 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ

«Поймаем воздух»

Цель. Дать представление о том, что воздух не виден.

Оборудование. Полиэтиленовый пакет.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтилено­вый пакет. Что там? (Он пуст.) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем ею. Наш пакет полон воздуха и похож на по­душку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха.) Опять на­берем в пакет воздух и снова его выпустим (2—3 раза).

Вывод. Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо пой­мать.

Этот же опыт можно проделать с воздушным шаром: сна­чала надуть его, а потом постепенно выпускать воздух из от­верстия шара, направив его на руку ребенка, чтобы он ощущал движение воздуха.

«Наберем воздух в стакан»

Цель. Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Оборудование. Емкость с водой, стакан.

Ход занятия. Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в емкость с водой, обращая вни­мание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

«Выпустим воздух из стакана»

Цель. Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Оборудование. Емкость с водой, стакан.

Ход занятия. Воспитатель снова опускает стакан в емкость с водой, но теперь держит стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод. Если воздух выпустить из стакана, то его место зай­мет вода.

«Буря в стакане»

Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование. Стакан с водой, соломинка.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям опустить соломинку в стакан с водой и подуть в нее. Что получается? Пузырьки воздуха вырываются на поверхность. Это происхо­дит потому, что воздух легче воды.

Вывод. Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды.

«Удивительные игрушки»

Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование. Емкость с водой. Резиновые игрушки.

      Ход занятия. Воспитатель показывает детям резиновую иг­рушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходя­щую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в иг­рушке есть воздух.) Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает.) Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

     Вывод. Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

 

«Мой веселый звонкий мяч»

   


  Цель. Дать представление о том, что мяч прыгает высо­ко, потому что в нем много воздуха.

Оборудование. Два мяча: новый и старый проткнутый.

Ход занятия. В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, ее можно бросать. Что это такое? (Мяч.) Посмотрите, какой он большой, упругий, как вы­соко прыгает. А вот если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет пры­гать. Воспитатель бьет мячом об пол. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха)

Вывод: Мяч прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

«Лодочка, плыви»

Цель. Дать представление о том, что предметы могут пере­двигаться при помощи воздуха.

Оборудование. Таз с водой, бумажные лодочки.

Ход занятия. Воспитатель опускает лодочку на воду. Предлагает набрать побольше воздуха и подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (Она плывет.) Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем.) Так и настоящие лодки тоже мо­гут плыть благодаря ветру.

Вывод. Лодки могут передвигаться по воде при помощи ветра.

«Сделаем ветерок»

Цель. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

Оборудование. Вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками.

Ход занятия. Воспитатель предлагает посмотреть в окно, есть ли ветер. Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточ­ку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода без­ветренная, воспитатель устраивает сквозняк, и тогда ветер «приходит в гости».) Можно поздороваться с ним. Затем вос­питатель предлагает подумать, откуда берется ветер. (Как пра­вило, дети говорят, что ветер дует потому, что деревья кача­ются.) Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздает ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть на ни­точки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают.) Да, бабочки и божьи коровки улетают благодаря струйке вет­ра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту, двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.

Вывод. Ветер — это движение воздуха. Ветер можно изоб­разить — сделать глубокий вдох и подуть.

«Песня воздуха»

Гипотеза: Воздух можно услышать.

- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? Ответы детей.

- На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

Педагог предлагает проверить гипотезу при помощи свистульки.

- Посмотрите, у меня есть свисток, через него можно пустить быструю струю воздуха? (можно)

- Что для этого надо сделать? (подуть в свисток)

Педагог предлагает детям сделать глубокий вдох и подуть в свисток.

- Что это звучит? (воздух)

Вывод. С помощью свистка мы смогли услышать воздух.

 

«Волшебный веер»

Гипотеза: Воздух можно ощутить на себе.

Оборудование: веер (по количеству детей).

Ход занятия: Как вы думаете, можно ли воздух почувствовать? Ответы детей

Педагог предлагает детям проверить так ли это на самом деле при помощи веера.

- Возьмите веер и помашите на себя.

- Что вы почувствовали? (легкий ветерок)

- Это – воздух.

- Откуда появился ветерок? (обмахивали себя веером)

Вывод. С помощью веера мы привели воздух в движение и ощутили его на себе.

 

«Спасательный жилет»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: таз с водой, мандарины.

Ход занятия: У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)

- А теперь отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)

Опускаем мандарины в воду.

- Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы)

- Несмотря на то, что мандарин в кожуре тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.

Вывод. В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

 

 


 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

«Помоем камешки»

Цель. Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Оборудование. Емкость с водой, камни, перышко.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям поместить камни в емкость с водой. Что произошло? (Камни утонули.) Почему? (Потому что они тяжелые.) Для сравнения воспита­тель опускает в воду перышко, обращая внимание детей на то, что оно не утонуло, потому что перышко легкое.

Вывод. Тяжелые предметы в воде тонут, а легкие — нет.

«Теплый — холодный»

Цель. Дать представление о том, что камни могут быть хо­лодными и теплыми.

Оборудование. Два небольших камешка.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям камни, пред­лагает их потрогать. Затем воспитатель кладет один камень на подоконник (зимой) или в холодильник, а другой — на батарею. Через некоторое время воспитатель предлагает детям поочеред­но потрогать камни, отмечая, что они стали холодными и теп­лыми.

Вывод. Камни могут быть холодными и теплыми в зависи­мости от окружающей температуры.

«Какой формы камень?»

Цель. Дать представление о том, что камни имеют различ­ную форму.

Оборудование. Камни различных форм.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям камни, обра­щая внимание на то, что они разной формы. Дети берут кам­ни в руки, а воспитатель просит их обвести пальчиком силуэт камня. Воспитатель объясняет, что камни могут быть округлой формы, без уголков, и могут катиться; могут быть плоскими, как тарелочка, а могут быть с уголками.

Вывод. Камни имеют разную форму.

«Легкий — тяжелый»

Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяже­лые и легкие.

Оборудование. Три камня, резко контрастные по величине.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие.) Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обраща­ет внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? {Потому что камень очень тяжелый.)

Вывод. Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

«Твердый — мягкий»

Цель. Дать представление о том, что камни твердые.

Оборудование. Камень и кусочек поролона примерно оди­наковой формы.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям камень и по­ролон и предлагает им определить, что из них тяжелее. После этого воспитатель предлагает детям сжать в руке сначала поро­лон. Что произошло? (Поролон сжался.) Почему? (Потому что он мягкий.) Затем воспитатель предлагает сжать камень. Что произошло? (Камень не сжимается.) Почему? (Потому что он твердый.)

Вывод. Камни твердые.

«Следы»

Цель: Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков.

Оборудование: шишка, грецкий орех, ракушка, пластилин (глина), лист с изображением тех же предметов (шишки, грецкого ореха, ракушки).

Ход занятия: Педагог предлагает детям взять пластилин и сделать из него три лепешки.

Затем предлагает на них создать отпечатки каждого предмета. Теперь необходимо внимательно рассмотреть отпечатки и найти соответствующий предмет на рисунке.

 

Экологическая сказка

«Маленький Прудик»

Цель: Исследовать влияние на воду природных материалов.

Оборудование: Таз с водой, цветные карандаши, речной песок, камешки, листья.

Описание: Жил – был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. Подуйте сильно на воду в тазу так, как это делает ветер. То стало с водой? Ответы детей. В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. Бросайте в воду камешки и наблюдайте, как на воде образуются круги. Где оказались камешки? Ответы детей. Насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Ответы детей. 

Бросьте в воду листья. Что происходит с листьями в воде? Ответы детей. Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки.

 


 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С БУМАГОЙ

«Бумажные листочки»

Цель. Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование. Лист бумаги, емкость с водой.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить, тяжелый он или легкий. Затем предла­гает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони.) Почему? (Потому что он легкий.) Далее вос­питатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произо­шло? (Листок плавает.) Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая.)

Вывод. Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде.

«Тонкая — толстая»

Цель. Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Оборудование. Тетрадный лист и лист плотного картона.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям два листа различной бумаги, дает их потрогать и обращает внимание на то, что один лист бумаги тонкий, а другой — толстый. Затем воспитатель предлагает детям смять тетрадный листок. Что получилось? (Он легко смялся.) Почему? (Потому что листок тонкий.) То же воспитатель предлагает проделать с картоном. Что произошло? (Он не мнется.) Почему? (Потому что листок толстый.)

Вывод. Бумага бывает толстая и тонкая. Тонкая бумага лег­ко мнется, а толстая — нет.

«Порвем бумагу»

Цель. Дать представление о том, что бумага может рваться.

Оборудование. Тетрадный лист и лист плотного картона.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям два листа бу­маги, отмечая ее толщину. Затем предлагает оторвать кусочек от тонкого листа бумаги. Что произошло? (Бумага легко порва­лась.) Далее воспитатель предлагает то же проделать с толстым листом бумаги. Что произошло? (Бумага не рвется.) Почему? (Потому что она толстая.)

Вывод. Тонкая бумага легко рвется, а толстая — нет.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1) Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

2) Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

3) Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

 4) Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

5) Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

6) Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

7) Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

8) Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

9) Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

10) Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

11) Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.

12) Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

13) Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

14) Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.