Проект "Методические рекомендации по разработке и проведению мастер-класса"

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЕРВУШКИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНАjob_23891_1605874228.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия города Юрги»

 

 

---

 

Педагогический проект

«Методические рекомендации

по разработке и проведению

 мастер - классов»

 

 

 

 

 Авторы проекта:

                              Первушкина   Татьяна   Александровна

                           Кузьминых   Нататья   Ильинична,

                            учителя начальных классов

                           МАОУ «Гимназия  города Юрги»

 

 

 

Юрга - 2020 – 2021 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Картинки по запросу "картинка книги"

---

Раздел 1

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта

3. Новизна проекта

4. Цель и задачи проекта

5. Основные направления реализации проекта

6.Этапы реализации проекта

7.Ожидаемые конечные результаты проекта

8. Ресурсное обеспечение

(материально – технические, кадровые, информационные, финансовые и т.д.)

Раздел 2

 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1.1.  Определение понятия мастер – класс

1.2.  Структура проведения  мастер – класса

1.3.  Требования к организации и проведению мастер – класса

1.4.  Преимущества мастер – класса как формы профессионального обучения

 1.5.  Алгоритм технологии мастер – класса

Раздел 3

1. План мероприятий по реализации проекта

2. Конечный продукт проекта

3. Критерии оценки эффективности реализации проекта

4. Прогноз возможных негативных последствий

5. Способы коррекции, компенсации  негативных последствий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ  

 

Раздел I

1.Паспорт проекта

Наименование

проекта

«Методические рекомендации по разработке

и проведению мастер – классов»

Основные разработчики проекта

Первушкина Татьяна Александровна

Кузьминых Наталья Ильинична,

учителя начальных классов

Цель проекта

Недостаточное использование всех возможных форм, методов и приёмов при проведении мастер – классов.

Задачи проекта

1.  Изучить и проанализировать состояние проблемы

по  данной теме.

2. Оказать методическую помощь педагогам в  выборе вариантов и форм проведения мастер – класса.

3.Создать мотивационные условия, благоприятные для вовлечения педагогов в  проведение мастер – классов.

4. Разработать  и показать в практической деятельности особенности проведения мастер – классов.

5. Оформить результат работы, представив методические разработки  мастер – классов (приложение)

Сроки реализации проекта

2 года (сентябрь 2018 – декабрь 2020)

I этап  (организационный)

Сентябрь – декабрь 2018 года

IIэтап  (деятельностно- практический)

Январь 2019  - май  2020

IIIэтап (обобщающий)

июнь – декабрь  2020

Исполнители проекта

 и основных мероприятий

Первушкина Т.А., Кузьминых Н.И., -

педагоги МАОУ «Гимназия города  Юрги».

Для категорий педагогических работников:

молодые специалисты,  директора общеобразовательных учреждений, заместители директора  по учебно-воспитательной работе, методисты, воспитатели, сотрудники городских учреждений дополнительного и профессионального образования.

Перечень основных мероприятий

- создание условий для развития мотивационной сферы педагогов;

- разработка системы организационных мероприятий

 по практическому осуществлению проекта;

- фотоматериалы проведенных мастер -классов;

- создание методических разработок - мастер – классы (приложение);

- анализ и корректировка промежуточных результатов проекта;

- презентация  созданного инновационного продукта

- обсуждение перспектив проекта.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

1. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельности;

2.Заинтересованность коллег в  передаче опыта  по проведению мастер- класса, как одной из  интерактивных форм

3.Привлечение разных категорий педагогических работников  к самостоятельной разработке  и проведению мастер- классов

4.Развитие коммуникативной  компетенции субъектов образовательного процесса

5. Повышение профессионального уровня  педагогов

6.Издание готовой методической продукции по проведению мастер - классов

Ресурсное обеспечение

(материально – технические, кадровые, информационные, финансовые и т.д.)

Материально-технические: автоматизированное рабочее место, технические средства: ПК, принтер, проектор, доступ к Интернету, аудио и видео материалы, фотоаппарат, цифровая камера. 

Кадровые: научный консультант, педагоги.

Информационные: дополнительная  литература,  учебники, справочники, интернет – сайты, выпуск фотоотчётов, публикации

Финансовые: покупка материалов  для изготовления изделий, канцелярские товары, бумага, ватман, альбомы, листы формата А3, А 4.

Критерии и показатели оценки эффективности реализации проекта

В качестве критериев оценки педагогического проекта мы выделяем:

Ø  Актуальность и результативность реализуемого проекта.

Ø  значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;

Ø  ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;

Ø  соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема - цель - задачи - метод-результат.

Используемые технологии

Проектной и исследовательской деятельности, критического мышления, ИКТ, интерактивные технологии, АМО.

2. Актуальность проекта

                                              "Кто не боится работы, тот станет мастером"                                                                                                                                                                                                                                           

          В модели современной школы  определена стратегия повышения качества образования. Тактика ее реализации зависит от самих педагогов. Новые концептуальные идеи российского образования требуют от  педагогов обратить внимание на содержание своей деятельности, на поиск таких форм и методов работы, которые выведут нас на более высокий уровень качества образования.

 Наиболее значимыми сегодня становятся мастер - классы, как одна из форм  интерактивного обучения и обмена опытом. Они  прочно  вошли в профессиональную деятельность педагогов. Необходимость данных мероприятий обусловливается, с одной стороны, наибольшим интересом к ним со стороны педагогов и учащихся, с другой – широким внедрением технических устройств и средств в образовательную деятельность.

        У педагога  - мастера появилась  возможность демонстрировать авторские  мастер-классы и  посещать их. При организации мастер - классов следует учитывать такие организационные и содержательные условия, как их тематическое разнообразие в соответствии с потребностями педагогов, возможность разрешения возникающих в процессе деятельности вопросов. Повышение мотивации педагогической аудитории к профессиональному развитию возможно только при условии успешно проведённого  мастер-класса, активной творческой  работы педагогов и закрепления изученного на практике.

      Все это свидетельствует об актуальности организации и проведении  данной формы,  как способа профессионального развития педагогов и обусловливает дальнейшие перспективы деятельности, связанные с разработкой конкретного содержания мастер-класса  и их апробацией в общеобразовательных организациях.

В связи с этим возникла необходимость создания данного проекта.

Вместе с тем,  в работе  по разработке  и  проведению мастер – классов  

существует проблема. Заключается она  в том,  что:

  • эта технология не всегда правильно выдержана по структуре и содержанию,  следовательно, от этого зависит качество и ее результативность.

Исходя из проблемы,  вытекает ряд причин, а именно:

ü  Недостаточно внимания уделяется на методических объединениях и  в работе творческих групп учителей  изучению разных образовательных  технологий,  в частности  технологии мастер – класс.

ü  Не каждый  мастер - педагог может демонстрировать  конкретный методический приём или метод.

ü  Часто мастер - класс не авторский, а взят из отдельных  разработок (источников)  ранее представленных  учителями

Обоснование значимости проекта

В современных условиях развития образовательной системы мастер - класс позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».

Данный проект разработан для  того,  чтобы   показать, что систематическое   проведение технологии дает положительный результат обучения в работе мастер-класса;  в том, что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своего профессионального потенциала.

3.Новизна проекта

Данный проект предполагает такую форму проведения мастер – классов, которая:

v  усиливает мотивацию коллег к проведению мастер – классов;

v  формирует  опыт общения субъектов образовательного процесса, взаимодействия и широкого поиска информации;

v  обеспечивает практическое применение знаний в разных предметных областях.

Новизна  проекта состоит в том, что:

·        в процессе его реализации были созданы и апробированы авторские  методические разработки    проведения мастер – классов;

·      проект  обеспечивает развитие творческого, интеллектуального потенциала,  стимулирует профессионализм и  творческую активность  педагога;

·      даёт возможность создать продукт инновационной деятельности.

4.Цель и задачи проекта

Цель проекта: недостаточное использование всех возможных форм, методов и приёмов при проведении данной технологии.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  по  данной теме.

2. Оказать методическую помощь педагогам в  выборе вариантов и форм проведения мастер – класса.

3. Разработать  и показать в практической деятельности особенности проведения мастер – классов.

4. Оформить результат работы  в виде готовой методической продукции.

5. Основные направления реализации проекта.

Организация деятельности педагогов на основе современных технологий: (проектные, исследовательские, коммуникативные технологии, технология диалога культур).

•Реализация программы непрерывного педагогического образования, направленного на развитие профессиональной компетентности (семинары, практикумы, педсоветы, мастер-классы, круглые столы).

•Создание условий для самореализации педагогов через публикации, конкурсную и научную деятельность, распространение педагогического опыта и методических наработок в рамках деятельности школы как ресурсного центра (методическое сопровождение, финансирование).

• Создание условий для взаимодействия с передовыми региональными учебными заведениями гг. Кемерово, Томска, Новосибирска, научно-исследовательскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования с целью обмена опытом и внедрением эффективных технологий в образовании.

•Разработка и апробация учителями новых учебных программ, ориентированных на индивидуализацию обучения, обеспеченную современными педагогическими технологиями и средствами ИКТ.

•  Участие в очных, дистанционных конкурсах.

•Проведение мониторинга деятельности по проекту.

•Трансляция собственного опыта работы.

6. Этапы реализации проекта

1 этап

(организационный)

сентябрь – декабрь

2018 года

 

1. Создание условий для реализации проекта.

2. Составление  плана  работы и определение  основных задач.

3. Изучение теоретических основ проблемы.

4. Изучение опыта работы коллег по данной теме.

5. Решение организационных вопросов.

6. Разработка  инновационного образовательного проекта и основных мероприятий по организации

и проведению мастер – классов.

7. Разработка  системы мероприятий  по практическому осуществлению проекта.

2 этап

(деятельностно - практический)

Январь 2019  - май 2020

 

Разработка и реализация….

1. Организация преемственности между школой и дошкольными образовательными учреждениями города.

2. Распространение передового педагогического опыта работы на различных уровнях,  в том числе: участие в школьных, городских и областных  мероприятиях.

3. Анализ  промежуточных результатов проекта.

3 этап

(обобщающий)

Июнь   2020

 - декабрь 2020

 

1.Анализ и систематизация полученных результатов по реализации проекта;

2.Корректировка содержания инновационного проекта;

3.Оценка эффективности проекта;

4.Перспективы проекта. 

5.Защита проекта, в рамках региональной открытой сетевой инновационной программы «Образование через коммуникацию»

 

7.Ожидаемые конечные результаты проекта.

В ходе реализации данного проекта мы рассчитываем получить

следующие результаты, а именно:

профессиональные изменения, предполагающие:

1. Повышение профессионального уровня  педагогов;

2. Динамику личностного развития педагогов;

3.  Развитие коммуникативной  компетенции субъектов образовательного процесса;

4.  Заинтересованности коллег в  передаче опыта  по проведению мастер- класса, как одной из  интерактивных форм;

5.  Вовлечённость разных категорий педагогических работников  к самостоятельной разработке  и проведению мастер- классов;

6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельности;

7. Издание готовой методической продукции по проведению мастер – классов.

8.Ресурсное обеспечение проекта

(материально – технические, кадровые, информационные, финансовые и т.д.)

Материально-технические: автоматизированное рабочее место, технические средства: ПК, принтер, проектор, доступ к Интернету, аудио и видео материалы, фотоаппарат, цифровая камера. 

Кадровые: научный консультант, педагоги.

Информационные: дополнительная  литература,  учебники, справочники, интернет – сайты, выпуск фотоотчётов, публикации.

Картинки по запросу "картинка книги"Финансовые: покупка материалов  для изготовления изделий, канцелярские товары, бумага, ватман, альбомы, листы формата А3, А 4.

Раздел II

 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

В ходе работы над проектом мы изучили нормативно- правовую, методическую литературу и разработали методические рекомендации, которые содержат следующее:

1.1.  Определение понятия мастер – класс.

            В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

ü  квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

ü  человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

ü  специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

            Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация

оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

1.2.  Структура проведения  мастер – класса.

Структура мастер-класса различной направленности строится по  принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний,  усвоение  знаний, рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.3.  Требования к организации и проведению мастер – класса.

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.

Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса предлагается использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

1.4.  Преимущества мастер – класса как формы профессионального обучения.

Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела педагогу необходимо постоянно совершенствоваться и учиться, в том числе, друг у друга. И лучшим побудителем для этого может стать обмен профессиональным опытом своей

воспитательной и преподавательской деятельности. Одним из самых эффективных способов передачи своих умений, знаний и опыта является мастер-класс, как:

Ø  форма передачи практического опыта;

Ø  форма интерактивного взаимодействия педагогов;

Ø  форма организации активной самостоятельной работы всех участников.

Принцип:

                                                                «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

1.5. Алгоритм технологии мастер – класса.    1. Презентация педагогического опыта мастера (краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом, описание достижений Мастера, определение проблем и перспектив в работе педагога)

2. Представление системы занятий (описание системы занятий, определение основных приемов работы, ответы на вопросы участников мастер-класса)

3.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы (формы: лекции, практические занятия).

4.Моделирование. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение полученных авторских моделей.

5. Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников.

 Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Раздел III

1. План мероприятий по реализации проекта

1 этап  Организационный   (сентябрь – декабрь 2018)

Данный проект рассчитан на 2 года (сентябрь 2018 – декабрь 2020)

Цель: определение  темы проекта и создание  условия для его реализации.

Основные задачи этапа:

ü  Изучение и анализ имеющегося опыта по проблеме.

ü  Распределение обязанностей при работе над проектом.

ü  Разработка проекта и организационных мероприятий по созданию продукта проекта.

ü  Разработка системы организационных мероприятий  по осуществлению проекта:

1. Работа с интернет – ресурсами.

2. Работа с литературно – критическим материалом по теме.

3. Изучение плана работы городского МО, на которых будут представлены мастер – классы.

4. Создание методической базы для реализации проекта.

Разработка проекта, общественное обсуждение, утверждение окончательного варианта проекта.

2 этап   Деятельностно - практический   (январь 2019 – май 2020)

Цель: обобщение результатов и представление опыта проекта.

Основные задачи этапа:

ü  Реализация ведущих этапов проекта (разработка и проведение мастер – классов) 

ü  Анализ промежуточных результатов проекта.

 

Проведение мастер – классов на методических семинарах, школьных  и городских МО, на региональных научно – практических конференциях, Кузбасском образовательном форуме,  межрегиональном фестивале педагогических проектов.

№ п\п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1.

Мастер класс

 «Обучение в сотрудничестве,  как средство развития коммуникативных  УУД», в рамках  городского семинара по преемственности между ДОУ и школой.

Февраль 2019

Головачева О.Д.

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

2.

Мастер класс

«Коммуникативная компетентность педагога»,  в рамках  региональной научно – практической конференции

Апрель 2019

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

3.

Мастер класс

«Жить - добро творить»

на межрегиональной практико-ориентированной конференции педагогов «Организация проектной деятельности в рамках ФГОС» (в рамках сетевой открытой инновационной программы «Образование через коммуникацию», муниципальной инновационной площадки «Реализация ФГОС ООО: системно-деятельностный подход в изучении гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин)

 

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

4.

Мастер класс

«Использование технологии «лэпбук « на занятиях  внеурочной деятельности»

на обучающем семинаре (в рамках сетевой открытой инновационной программы «Образование через коммуникацию») для заместителей директоров, учителей ОО г. Юрга), муниципальной инновационной площадки «Реализация ФГОС ООО: «Системно - деятельностный подход как один из механизмов повышения качества образования в условиях ФГОС»

 

Федотова Е. Н.

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

5.

Мастер класс

« Создание авторской книги « Вклад Кузбасса в Победу»

(по технологии лэпбук)»

на  Кузбасском образовательном форуме -2020,

« Кузбасс - к юбилею Победы»

 

Федотова Е. Н.

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

6.

Мастер класс

 «Целеполагание -  как важная часть конструирования урока»

В рамках городского семинара по преемственности ДОУ и НОО

 

Головачева О.Д.

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

7.

Защита проекта на межрегиональном фестивале педагогических проектов

Город Томск

Апрель 2020

(было отказано принимающей стороной по причине пандемии)

Федотова Е. Н.

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

8

Мастер класс

(проведен конкурсанткой Клементьевой Ю.В.)

на областном конкурсе «Лучший библиотекарь Кузбасса»

(мастер – класс был подготовлен при нашем непосредственном участии)

Октябрь 2020

Клементьева Ю.В.

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

9.

Анализ текущих результатов реализации проекта на совещании при директоре

Декабрь 2020

Карпова Л.Ю.

Первушкина Т.А.

Кузьминых Н.И.

3 этап   Обобщающий      (июнь 2020 – декабрь 2020)

Цель: анализ реализации проекта.

Основные задачи этапа:

ü  анализ и систематизация полученных результатов по реализации проекта;

ü  презентация  полученных продуктов проектной деятельности, размещение  их на сайте школы (возможно на промежуточном этапе);

ü  корректировка содержания инновационного проекта;

ü  перспективы проекта. 

2. Конечный продукт проекта.

ü Альбом с фотоматериалами проведённых мастер – классов.

ü Авторские методические разработки мастер – классов.

ü Создание Лэпбука, как конечного результата проведённого мастер – класса на Кузбасском образовательном форуме.

3. Критерии оценки эффективности реализации проекта.

В качестве критериев оценки эффективности

 педагогического проекта можно выделить:

Ø значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом и учебно-воспитательного процесса в частности;

Ø ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;

Ø корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;

Ø адекватность показателей оценки эффективности проекта;

Ø соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема– цель – задачи –метод–результат;

Ø значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

4. Прогноз возможных негативных последствий

      При осуществлении проекта возможен ряд  негативных последствий, а именно: 

1.Отсутствие заинтересованности самого  общеобразовательного учреждения в использовании данной технологии

2.Отсутствие сетевого сообщества всех участников проекта

3.Проблема, связанная с отсутствием  необходимых материально-технических условий для проведения мероприятий

4.Низкая  мотивация  администрации к участию в проектной деятельности

наличие в ОУ локальной сети интернет и возможности подключения для работы по данному проекту

5.Недостаточный уровень компетентности педагогов

сложности с мотивированием специалистов других учреждений участвовать в совместной деятельности

6. Разный  уровень подготовки педагогов и  понимание  в правильности выбора подходов (опасение, что нововведения заставят менять что – то в деятельности и в самом себе)

5. Способы коррекции, компенсации негативных последствий
- Повышение мотивации администрации путём вовлечения в процесс реализации проекта; 
- Обеспечение материально-технических условий реализации проекта за счёт внутренних и внешних ресурсов; 
- Создание сетевого сообщества участников проекта и обеспечение информацией в доступной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над  проектом мы пришли к следующим выводам о значимости мастер-классов  для педагогов, результатами  которого станет:

·        Повышение педагогического мастерства;

·        Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

·        Выход на новые направления в работе;

·        Пополнение своего портфолио, что в свою очередь, также показывает накопленный опыт и профессионализм педагога;

·         Собственная мотивация к реализации новых идей на разных уровнях;

·        Расширение кругозора.

Разработанные нами методические  продукты мы представили на:

ü  школьных методических объединениях;

ü  городских  методических объединениях по преемственности ОУ и ДОУ;

ü  региональных и межрегиональных конференциях, на обучающем семинаре (в рамках сетевой открытой инновационной программы «Образование через коммуникацию») для заместителей директоров, учителей ОО г. Юрга), муниципальной инновационной площадки «Реализация ФГОС ООО: «Системно - деятельностный подход как один из механизмов повышения качества образования в условиях ФГОС»

ü   Кузбасском образовательном Форуме «« Кузбасс - к юбилею Победы»

ü  На очном этапе  областного конкурса «Лучший библиотекарь Кузбасса» участница представила мастер – класс по теме «Творчество А. С. Пушкина», который был подготовлен при нашем непосредственном участии (наставничество молодых сотрудников)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

---

 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России – 2014. - № 4. – С. 63

2.Поташник,  М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.

3. Русских,  Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40.

4. Советова,  Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285 с.

Интернет-ресурсы

1.Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

http://www.openclass.ru/wiki-pages/51787

2.Современные проблемы науки и образования

http://www.science-education.ru/102-5831

3.Соцобраз - сетевое социально-педагогическое сообщество

http://www.socobraz.ru/index.php/Мастер-класс

4.Учитель — учителю

Картинки по запросу "картинка книги"http://teacher.at.ua/publ/innovacijni_tekhnologiji_navchannja/organizacija_i_provedenie_master_klassov/63-1-0-5922

5.Школа успешного учителя

http://edu-lider.ru/texnologiya-provedeniya-master-klassa/


Скачано с www.znanio.ru