Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 121
Проект краткосрочный
«Мой Хабаровский край»
Автор проекта:
Дементьева Елена Сергеевна,
Комсомольск-на-Амуре
2023 г.
Вид: информационно-творческий, исследовательский, краткосрочный.
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Срок реализации: одна неделя.
Актуальность:
Огромную роль в становлении личности ребенка играет любовь к родному краю. Знакомство детей с историей родного края формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Впечатления полученные в детстве останутся на всю жизнь в памяти человека. Важно выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.
Мой проект должен пробудить у детей познавательный интерес к истории и культурному наследию Хабаровского края через совместный поиск решения проблемы. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников.
Работая над созданием проекта, учитывались возрастные особенности дошкольников.
Проблема:
Дети, живущие в Хабаровском крае, мало знают о нем. Не имеют представления об истории, растениях и животных родного края.
Причины:
1. Родители мало внимания уделяют этой проблеме в связи с отсутствием интереса и определенных знаний.
2. Недостаточный уровень гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
3. Поиск детьми нравственных ориентиров затруднен.
Цель:
Расширить кругозор детей, привлечь их к изучению истории Хабаровского края, культуры и обычаев.
Задачи:
1. Познакомить с историей развития родного края, с достопримечательностями, с культурой и людьми, прославившими Хабаровский край.
2. Формировать чувство любви и гордости за свой край.
3. Показать многообразие животного и растительного мира Хабаровского края.
4. Воспитывать духовно-нравственные отношения к самобытности народов, населяющих Хабаровский край, уважительное отношение к традициям народов родного края.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач.
2. Определение направлений, объектов и методов.
3. Предварительная работа с детьми и родителями.
4. Подбор методической и художественной литературы.
5. Подбор дидактических и подвижных игр.
Практический этап:
1.Понедельник
Тематические беседы: « Моя малая Родина» , «Улицы моего поселка», «Что мы знаем о Хабаровском крае?», «Люди, прославившие Хабаровский край».
2.Вторник
Занятия по ознакомлению с Хабаровским краем: «История возникновения Хабаровского края», «Растительный и животный мир родного края», «Знакомство с обычаями и традициями Хабаровского края».
Чтение художественной литературы о природе Хабаровского края.
Разучивание стихов о родном крае.
3.Среда
Художественно-продуктивная деятельность: «Герб Хабаровского края» аппликация, рисование «Наш любимый край» стенгазета, «Животные Хабаровского края» лепка.
4.Четверг
Диалектические игры: «Какой наш край», «Подбери словечко», «Животные нашего края», « Растет – не растет».
5.Пятница
Поход в библиотеку знакомство с амурским тигром.
Рассматривание иллюстраций, фотографий о Хабаровском крае, картин известных художников, просмотр видеофильмов о Хабаровском края.
11. Консультации для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников», «Как привить любовь к малой родине».
Заключительный этап:
1. Обобщение работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
2. Итоговое мероприятие: Игра-викторина «Знатоки Хабаровского края».
3. Выставка детских рисунков о Хабаровском крае.
Предполагаемый результат:
Дети будут иметь представления:
1. О родном крае, в котором живут.
2. Об истории возникновения Хабаровского края и его достопримечательностях, культуре, обычаях.
3. У детей сформируется чувство гордости за свой поселок и край.
4. Будут проявлять интерес к родному краю и отражать его в своих рисунках.
Приложение
Беседа. Моя малая Родина.
Цель: Расширять представление детей о крае, в котором они живут.
Задачи:
1. Формировать представление о своем крае, как части России. Учить рисовать модель «Малая Родина на планете Земля».
2. Обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края.
3. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
4. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, её природе.
Предварительная работа:
1. Рассматривание карты России
2. Оформление альбомов «Растительный и животный мир нашего края».
4. Экскурсия по городу.
5. Рисование на тему «Мой город – мой дом».
6. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстрация про родной край.
7. Беседы о родном крае.
8. Разучивание стихов, песен, пословиц, поговорок о родном крае, загадывание загадок.
ХОД
Пальчиковая гимнастика.
"Мы - друзья природы"
Ярко светит солнце-раз,
Дует лёгкий ветерок-два,
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух-три.
Нам хорошо и приятно- четыре,
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое- пять. (разгибаем пальцы рук)
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карты. Эта карта нашей страны. Как она называется? Ответы 2 – 3 детей. (Россия)
Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашей стране.
Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной.
Ребенок 1:
Малая Родина –
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
И березка белая,
А под ней скамья,
Ласковая малая
Родина моя!
Ребенок 2:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина.
Ребенок 3:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
2. Основная часть.
Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её, заботиться о ней. Наша малая Родина – город, в котором мы живем. Как он называется? (Ответы 2-3 детей)
Воспитатель: Вам нравится наш город? Чем он нравится? (Ответы 2-3 детей)
Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. Подойдите к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.
Воспитатель: На какой планете мы живем? (Ответы 2-3 детей) (планета Земля)
Воспитатель: Возьмите голубой карандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: - Как называется наша страна? (Ответы 2-3 детей) (Россия)
Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: - А как называется область, в которой мы живем? (Ответы 2-3 детей) (Калининградская область)
Возьмите карандаш синего цвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А наш город находится в Калининградской области. Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина – Приморск. Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле. Часть России малая, наш любимый город. Назовите достопримечательности нашего города Приморска. (Ответы 3-4 детей)
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (Ответы 2-3 детей)
Воспитатель: Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. А теперь давайте поприветствуем всё живое.
Физминутка
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуйте мои друзья
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
(Дети выполняют движение в соответствии с текстом)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру : «Растения нашего края». Я вам загадаю загадки, а вы на плакате с растениями находите ответ.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Воспитатель: Следующая игра: «Животные нашего края» .
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказы о животных). Например: лисица, воробей, заяц, и т. д.
Воспитатель:
Из предложенных животных выберите тех, которые обитают в Калининградской области. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эту пословицу: "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".(ответы 2-3 детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родном крае вы еще знаете? (ответы детей)
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Береги землю любимую, как мать родную.
Воспитатель: А сейчас давайте хором скажем наш девиз: «Путешествуй, познавай, край родной оберегай», «Люби и охраняй природу нашего края».
Конспект занятия «Портрет тигра Амура»
Тема: «Портрет тигра Амура»
Образовательная область: Художественно-эстетическая деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, художественно-эстетическая деятельность
Тип: нетрадиционное.
Форма непосредственной образовательной деятельности: НОД.
Форма организации: групповая
Цель: Создать условия, при которых дети познакомятся с тигром, как с животным. Вызвать положительный эмоциональный настрой к тигру. Организовать для детей увлекательное занятие, раскрыть творческие способности ребенка и помочь воплотить задуманное. Подарить минуты радости для дошкольников от творческой работы.
Задачи:
1.Образовательные:
• Познакомить детей с образом жизни тигра, средой его обитания, привычками;
• Закреплять у детей навыки и умения;
• Расширять знания о животном мире.
2.Развивающие:
• Развивать продуктивную деятельность;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром;
• Активизировать речь.
3.Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе и ее обитателям;
• Воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование и материалы: ИКТ, запись рычания тигра и тигренка, мягкая игрушка – тигренок, иллюстрации с изображением тигра, одноразовые тарелочки (на каждого ребенка, гуашь оранжевого цвета, широкая кисть, заготовки для ушей из оранжевого картона по 2 штуки на каждого ребенка, заготовки ля носа, рта и полосок из черного картона (10 штук на каждого ребенка, клей, баночки с водой, клеенка, кисточка для рисования и кисточка для клея, салфетка бумажная.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, и скажите, о каком животном идет в ней речь.
Хищник сильный он, зубатый,
Полосатый и усатый.
И клыки большие есть.
Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа,
Может сильно поцарапать,
А издалека на кошку….
Этот зверь похож немножко. (Тигр)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, это тигр.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о тиграх?
Воспитатель: Я хочу вас познакомить с удивительным животным - тигром. Их осталось очень мало. Тигр живет в тайге, питается мясом, он хищник. Его относят к семейству кошачьих. Он похож на кошку, только очень большую. Это одно из самых редких и величественных животных земного шара. Я вам предлагаю посмотреть иллюстрации о тигре в природе. (Показ иллюстраций)
2.Деятельный этап:
Звучит аудиозапись «Рычание тигра», затем «Рычание тигренка».
Воспитатель: Что это такое? Кто же может так рычать. Пойду я посмотрю. (Заносит игрушку тигра)
Воспитатель: К нам в гости пришел тигренок и зовут Амур. Посмотрите, какой он красивый. Шерсть у тигренка оранжевая с черными полосами. Такая пестрая окраска делает его незаметным среди камышей, тростника и густого кустарника.
Воспитатель. Амур сначала рычал, а потом замурлыкал, как кошка. Это потому, что он услышал вас ребята и захотел познакомиться с вами. Когда тиграм угрожает опасность или они чем-то недовольны, они рычат, но когда опасности нет, то мурлычат, как домашние коты.
Воспитатель: Ребята, покажите как рычат тигры. (Дети изображают рычание тигра)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашего гостя и скажите, что есть у нашего гостя?
Дети: Туловище, голова, 4 лапы и хвост.
Воспитатель: Туловище у тигра длинное?
Дети: Да, а голова круглая.
Воспитатель: Какой формы уши у тигра?
Дети: круглые, маленькие.
Воспитатель: А что есть на мордочке у тигра?
Дети: Глаза, нос, усы, пасть (рот).
Физминутка;
Прибежали к нам тигрята
И все начали играть.
Вот раздался страшный рык –
На лужайку прыгнул тигр.
Звери делают поклоны
Появился царь зверей.
Приседают поскорей.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте.
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой:
Влево, вправо.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Все тигрята по местам!
Воспитатель: Ребята, нашему гостю очень нравится, как хорошо вы отвечаете на вопросы. Тигр Амур, считает, что он очень красивый и хочет, чтобы вы сделали его портрет. Давайте его порадуем и выполним его просьбу. Но будем делать его портрет, не на бумаге, а вот на таких одноразовых тарелочках. Посмотрите, как мы будем это делать. Сначала, мы широкой кисточкой покрасим тарелочку в оранжевый цвет и дадим краске немного подсохнуть. Тем временем мы сделаем ушки нашему тигренку. Для этого на заготовку для ушей из оранжевого картона, наклеим черные полоски. Уши готовы.
Воспитатель: Краска на тарелочке подсохла, и на нее мы сейчас с помощью клея приклеим заготовки глаз, носа и рот из черного картона. На щеках и на лбу приклеиваем по две полоски из черного картона. Теперь можно приклеить уши. Портрет тигра Амура готов.
(Дети приступают к работе, воспитатель помогает им по необходимости)
3.Рефлексивный этап:
Воспитатель: Ребята, какие красивые портреты у вас получились. Тигренок Амур очень доволен, ваши работы ему очень нравятся. Он хочет, что бы вы свои работы оставили себе, как память о нашем госте. Тигренок Амур не может оставаться у нас в гостях долго потому, что его дома ждет мама-тигрица. Она очень скучает по нему и Амуру нужно возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. До свидания Амур, приезжай к нам еще в гости. (Дети прощаются с тигренком)
Воспитатель: О каком животном мы говорили на занятии?
Воспитатель: Что нового узнали о тигре?
Воспитатель: Ребята, вам было интересно на нашем занятии? Скажите, что вы расскажите о тигре своим родителям и друзьям дома?
Воспитатель: Тигренок уехал к своей маме, но оставил нам в подарок свои портреты и еще сладкие конфеты, что бы вам не было так горько, от расставания с ним. Сейчас мы будем пить чай со сладкими конфетами, а наше занятие закончено.
Звучит аудиозапись песни «Маленький тигренок»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.