Проект "Моя малая Родина"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТРОМИЛОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАjob_24457_1605756352.docx

     

Название проекта: «Моя малая Родина»

Автор проекта: Стромилова Н.С. – старший воспитатель

Место работы: МАДОУ «Золотая рыбка» город Черногорск, Республика Хакасия

                                                                                                       

                                                                                          

МАТРИЦА ПРОЕКТА

Название проекта: «Моя малая Родина».

Проблемное поле проекта: Можно ли через изучение народного быта и традиций республики Хакасия воспитать чувство патриотизма, вырастить юного гражданина.

В своей практике педагоги часто сталкиваются со следующими проблемами:

·        у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о малой Родине.

·        отсутствие доступной информации по истории родного края, родной республики;

·        отсутствие у детей навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме, слабое умение представить окружающим полученные знания.

Актуальность: В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому,  семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному месту, дому, семье, традициям и обычаям. На основе изученной проблемы был создан проект «Моя малая Родина».

Цель

Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения и систематизации представлений о республике Хакассия, её истории, национально-культурных традициях и природе на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

 

Задачи

Ø  Создать условия для воспитания гражданина России на основе изучения, познания регионального компонента.

Ø  Способствовать развитию толерантных установок на основе поликультурности;

Ø  Поддержка детской инициативы и самостоятельности;

Ø  Развитие навыков творческой работы детей в группах и микрогруппах.

Шаги реализации проекта:

1.      Выбор темы проекта

2.      План

3.      Поиск информации, средств для реализации проекта

4.      Реализация проекта

5.      Подведение итогов (презентация результата проекта перед иностранными гостями)

Описание продукта, полученного в результате проекта:

Праздник в честь встречи гостей.

 

Предполагаемый результат:

При ознакомлении детей с родной республикой создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества. На основе ярких впечатлений о родной природе, об истории родного края, традициях и обычаях малой Родины, у детей  формируются определённые черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Будет осуществляться разными путями:

ü  Через знакомство с хакасскими традициями посредством посещения Музея истории города.

ü  Общение с представителем коренного народа Хакасии. (беседа о хакасских традициях и обычаях, разучивание игр, потешек и элементарных слов приветствия и прощания на хакасском языке);

ü  Создание книжек-малышек по мотивам хакасских народных сказок, «Хакасские загадки», «Красная книга животного мира Хакасии».

ü  Через непосредственную образовательную деятельность;

ü  Через работу с родителями;

ü  Распространение информационных буклетов для родителей «Достопримечательности Хакасии»;

ü  Творческую деятельность детей и взрослых (рисунки на тему природы родной республики, изготовление макета «Хакасское поселение», украшение орнаментом национального костюма);

ü  Разучивание песен, стихов, танцев;

ü  Праздник в честь встречи гостей «Знакомьтесь – моя Родина…».

ü  Через презентацию проекта на родительском собрании в группе.

Вид проекта: Творческо-исследовательский.

Тип проекта: групповой, интегративный, среднесрочный.

Состав участников: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Этапы выполнения проекта с содержанием деятельности:

1.      Подготовительный (сбор информации);

2.      План:

1)     Сообщение детям о скором приезде иностранных гостей, с целью знакомства с республикой Хакасией.

2)     Предложения детей о том, как познакомить гостей с традициями и бытом хакасского народа.

3)     Разучивание с детьми хакасских танцев, игр, песен и стихотворений о родной республике.

4)     Знакомство с традициями и бытом хакасского народа через посещение Музея истории города Черногорска, беседу с представительницей коренного народа.

5)     Продуктивная деятельность детей (рисунки, орнаменты, создание книги «Хакасские загадки», изготовление макета).

6)     Работа с родителями (распространение информационных буклетов для родителей «Достопримечательности Хакасии», привлечение к совместному изготовлению книжек-малышек по сюжетам хакасских народных сказок).

7)     Выполнение (проведения праздника в честь встречи гостей «Знакомьтесь – моя Родина…»).

8)     Презентация проекта.

9)     Подведение итогов. Распространение опыта.

Интеграция образовательных областей:

1)      Речевое развитие (чтение познавательной литературы, хакасские народные сказки, стихи, загадки);

2)      Художественно - эстетическое развитие (продуктивная деятельность (рисунки, орнаменты, макет), национальный танец, знакомство с музыкальными инструментами хакасов, разучивание песни);

3)      Физическое развитие (хакасские подвижные игры);

4)      Социально-коммуникативное развитие (социализация);

5)      Познавательное развитие.

Название образовательной области

Содержание

Задачи

Речевое развитие

    Беседы с детьми:

   «Что мы знаем о Хакасии?»;

   «Традиции Хакасского народа»;

   «Животный мир республики».

    Драматизация хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка».

    Отгадывание загадок.

     Словарная игра «Закончи предложение».

    Чтение хакасских народных сказок и стихотворений о Хакасии.

    Рассказывание детям хакасских легенд: «Легенда об Абакане» (Про медведя Аба), «Легенда про Утку Хас».

 

   создать условия для знакомства с произведениями устного народного творчества, с писателями и поэтами Хакасии;

   способствовать развитию интереса к художественной литературе;

   создать условия для развития детской фантазии и творческого воображения;

   способствовать речевой активности и познавательной активности детей;

   способствовать пополнению детского словаря новыми словами;

   способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;

Художественно – эстетическое развитие

     Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами, игры на музыкальных инструментах - ворган и бубен;

     Д/и «Угадай какой инструмент звучит?»

     Разучивание песни «Часхыкилдiчирiме», слушание горлового пения;

     Постановка хакасского танца;

     Рассматривание репродукций картин хакасских художников-пейзажистов.

     Украшение национального костюма орнаментом;

     НОД (рисование) «Моя Хакасия», нетрадиционная техника рисования «роспись по камню».

     Творческое задание для детей и родителей: выставка книжек-малышек по сюжетам хакасских народных сказок.

     Совместная продуктивная деятельность детей и педагогов: создание макета «Хакасское поселение».

- формировать у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки), книжная графика), средства худ. выразительности;

- Способствовать развитию художественного восприятия;

- Создать условия для воспитания интереса к художественно-творческой деятельности.

Физическое развитие

     Хакасские подвижные игры: «Наездники», «Кто быстрее забежит в юрту», «Мелей тастазах» (передай рукавичку); «Сахтангчи» (сторож), «ПагТудызах» (перетяни веревку); «ОрынПылазах» (занятие места).

-создать условия для здоровьесбережения детей.

-создать условия для двигательной активности детей;

- способствовать развитию слухового внимания.

Социально-коммуникативное развитие

     Экскурсия в Музей истории города;

     Разучивание элементарных слов приветствия и прощания на хакасском языке;

     Беседы;

     Знакомство с хакасской традицией завязывания ленточек на дерево («Чулыма»);

     Просмотр мультфильма на русском языке «Певец и чатхан»;

     Просмотр мультфильма на хакасском языке «Светофор».

- способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-способствовать развитиюпознавательного интереса у детей.

Познавательное развитие

     Познавательные беседы о символике республике Хакасия, достопримечательностях и памятных местах, о традициях и обычаях хакасского народа;

     Беседа «Животный мир Хакасии»;

     Просмотр мультимедийных презентаций «Красная книга Хакасии» и «Эта загадочная Хакасия» (о курганах, пещерах, целебных озёрах и других интересных местах республики).

     Знакомство с традиционной хакасской кухней (просмотр местной кулинарной программы «Диалог со вкусом»)

 

- создать условия для развития познавательных процессов у детей (логики, мышления);

- способствовать углублению представлений об окружающей действительности;

- способствовать развитию интереса к культуре, обычаям и традициям хакасского народа;

- Создать условия для воспитания чувства патриотизма, а также толерантности.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.

Реализация данного проекта не предусматривает материальных ресурсов.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Мультимедийный проектор, канцелярские принадлежности (краски, цветные карандаши, клей, цветная бумага, картон, пластилин, нетрадиционные материалы для изготовления макета), дидактический материал, хакасская художественная литература, интернет ресурсы.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам: Среднесрочный (3 месяца)

Этап

Содержание деятельности

Поисковый

§  Беседа с детьми (введение детей в проблемную ситуацию);

§  Изучение знаний детей по теме;

§  Определение формы реализации проекта.

Аналитический

§  Формулировка проблемы, цели проекта;

§  Составление плана деятельности;

§  Подбор приёмов и методов реализации проекта, выбор наглядно-дидактических пособий и демонстрационного материала;

§  Определение продукта проекта.

Практический

§  Организация НОД, совместной и самостоятельной деятельности;

§  Привлечение родителей к реализации проекта;

§  Экскурсия в Музей истории города;

§  Беседа детей с гостьей (представительницей коренного народа республики Хакасия);

§  Изготовление книжек-малышек совместно с родителями;

§  Рисование «Природа Хакасии»;

§  Декоративно-прикладное творчество (украшение национального костюма орнаментом);

§  Изготовление макета «Хакасское поселение»;

§  Разучивание песни «Часхыкилдiчирiме»;

§  Постановка хакасского народного танца.

Презентационный, итоговый

§  Организация праздника в честь встречи гостей «Знакомьтесь – моя Родина…»..

§  Презентация проекта на родительском собрании для родителей.

Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название

Непосредственно образовательная деятельность

        Чтение хакасских народных сказок (речевое развитие);

        Разучивание стихотворений о Хакасии (речевое развитие).

        Отгадывание загадок, создание книги «Хакасские загадки» (речевое развитие);

        Интегрированное занятие по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию – «Природа Хакасии»;

        «Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами» (художественно-эстетическое развитие);

        «Хакасские песни» (художественно-эстетическое развитие);

        «Хакасские танцы» (художественно-эстетическое развитие);

        «Хакасские игры» (художественно-эстетическое развитие);

        «Хакасские традиции» (Социально- коммуникативное развитие);

        «Хакасия «в красках»» (художественно-эстетическое развитие):

1) «Природа Хакасии» (рисование);

2) «Национальный орнамент» (аппликация);

3) «Жилище хакасов» (лепка);

        Чтение стихотворений о Хакасии (речевое развитие);

        «Хакасские подвижные игры» (физическое развитие);

        Экскурсия в Музей истории города Черногорска (социально-коммуникативное развитие);

        Разучивание элементарных слов приветствия и прощания на хакасском языке (социально-коммуникативное развитие);

        Познавательные беседы о символике республике Хакасия, достопримечательностях и памятных местах, о традициях и обычаях хакасского народа (познавательное развитие);

        Беседа «Животный мир Хакасии» (познавательное развитие);

        Просмотр мультимедийных презентаций «Красная книга Хакасии» и «Эта загадочная Хакасия» (о курганах, пещерах, целебных озёрах и других интересных местах республики) - (познавательное развитие).

Моделирование

        Создание макета «Хакасское поселение» (совместная работа детей и педагогов);

        Совместная продуктивная деятельность детей и родителей: изготовлениекнижек-малышек по сюжетам хакасских народных сказок;

        Создание книги «Хакасские загадки».

Экскурсии

Экскурсия в Музей истории города и краеведческий музей.

Самостоятельная и совместная деятельность детей и педагогов

        Драматизация хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка»;

        Сюжетно-ролевая  игра «Мы археологи!»;

        Сюжетно-ролевая игра «Модельеры» (украшение орнаментом национального костюма);

        Лепка на тему «Жилище хакаса», составление макета «Хакасское поселение»;

        Творческое задание для детей и родителей: выставка книжек-малышекпо мотивам хакасских национальных сказок.

        Дидактическая игра «Что лишнее».

        Дидактическая игра «Продолжи узор».

        Словесная игра «Закончи предложение».

        Игра на развитие зрительного внимания и быстроты мышления «Раз, два, три – смотри!».

        Беседа «Символика республики Хакасия»;

        Беседа «Традиции и быт хакасов»;

        Беседа «Хакасские музыкальные инструменты»;

        Беседа «Животный мир Хакасии»;

        Разучивание песни «Часхы килдi чирiме»;

        Постановка хакасского национального танца;

        Хакасские народные подвижные игры;

        Оформление хакасского уголка.

Взаимодействие с родителями

        Мастер-класс  «Роспись на камнях»

        Посещение праздника «Чiл Пазы»;

        Приготовление дома хакасского блюда;

        Помощь в изготовлении Хакасского уголка;

        Презентация проекта на родительском собрании в группе.

Форма проведения презентации реализации проекта

Праздник в честь встречи гостей «Знакомьтесь – моя Родина…»

Выставка детско – родительских  творческих работ «Хакасия – мой край родной»

Заключение

В ходе реализации проекта «Моя малая Родина» у воспитанников расширятся знания о родном крае, дети знакомятся с символикой республики и страны, узнают  о быте и традициях коренного населения Республики Хакасия.      Дети знакомятся с особенностями народного декоративно - прикладного творчества, с традициями и обычаями хакасского  народа.  В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию способностей детей наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Проект направлен на воспитание у детей патриотических чувств, уважения к своей стране, расширения знаний об удивительном многообразии России.