Проект
«Музыка и здоровье»
Выполнила: Туркина Евгения Константиновна
музыкальный руководитель
Сыктывкар 2022
Проект «Музыка и здоровье»
Актуальность
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Поэтому педагоги дошкольных организаций, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективны технологии здоровьесбережения.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача всех ДОО. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация ДОО музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка.
1 этап. Подготовительный.
ü Изучение методической литературы;
ü Подбор музыкально-оздоровительных игр, упражнений.
Цель и задачи:
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОО, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
ü Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и её грамматический строй.
ü Формировать начала музыкальной культуры.
ü Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
ü Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
ü С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможность детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Сроки и этапы реализации.
Проект рассчитан на 1 год
2 этап. Диагностический
ü Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роди музыкального воспитания в семье.
О.Н. Арсеневская
3 этап. Практический.
Месяц |
№ занятия |
Название занятия |
Цели и задачи занятий |
Сентябрь |
1 |
Ознакомительное |
Познакомить детей с пользой здорового образа жизни; Развивать интерес к здоровьесберегающим технологиям. |
|
2 |
« Дружба» (пальчиковая гимнастика) |
Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью. |
|
3 |
« Ладошки» (дыхательное упражнение) |
Познакомить с дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой, учить вдыхать носом, выдыхать ртом. |
|
4 |
« Знакомство с язычком и его домиком» |
Вырабатывать качественные, полноценны движения органов артикуляции. |
Октябрь |
1 |
« Лепка» комплекс массажа лица |
Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвращения простудных заболеваний; обратить внимание на лёгкость прикосновения пальцев к лицу. |
|
2 |
« Резиновая игрушка» (фонопедическое упражнение). |
Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений. |
|
3 |
« На лужок» (пальчиковая гимнастика) |
Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за чёткими движениями пальцев, активным проговариванием текста. |
|
4 |
« Ладошки» (дыхательная гимнастика) |
Продолжать работать над правильным вдохом-выдохом детей. |
Ноябрь |
1
|
« Прогулочная сказка» (комплекс артикуляционных упражнений) |
Развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движениями рук. |
|
2 |
« Дружба», « Гости» (пальчиковая гимнастика) |
Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, чёткую дикцию. |
|
3 |
« Надо голову помыть» (игровой массаж) |
Разучить комплекс упражнений самомассажа головы для воздействия на активные точки, улучшающие кровообращение. |
|
4 |
« Листопад» (речевая игра) |
Развивать координацию речи с движением; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельных музыкальных инструментов, звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). |
Декабрь |
1 |
« Кошка» (дыхательное упражнение) |
Продолжать разучивать упражнения гимнастики Стрельниковой, обращая внимание на осанку детей, правильное положение рук. |
|
2 |
« Сова вглядывается в темноту» (коррекция осанки» |
Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника, укреплять глазные мышцы с помощью упражнений для коррекции осанки на основе китайского искусства движения. |
|
3 |
« Матрёшки» (пальчиковая игра) |
Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек. |
|
4 |
« Спортивная сказка» (артикуляционная гимнастика) |
Работать с детьми над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата. |
Январь |
1 |
« Часы» (пальчиковая гимнастика) |
При помощи пальчиковой игры развивать коррекцию движения пальцев рук. |
|
2 |
« Тарарам-шурум-бурум» (речевая игра) |
Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельными музыкальными инструментами, звучащими жестами. |
|
3 |
« Роботы» (формирование правильной осанки) |
Тренировать детей двигаться, сохраняя ровную осанку, правильное положение головы и туловища; развивать память, внимание, умение сохранять равновесие. |
|
4 |
« Обними себя» (дыхательное упражнение) |
Разучивать новое упражнение Стерльниковой; напомнить детям о правилах дыхания во время упражнения: активный вдох-пассивный выдох. |
Февраль |
1 |
« Кухонный оркестр» (речевые игры с музыкальными инструментами) |
Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение шумовыми инструментами, звучащими жестами. |
|
2 |
« Медвежата» (динамические упражнения) |
Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища; развивать мышцы ног и шеи. |
|
3 |
« Утро с котиком Рыжиком» (артикуляционная гимнастика) |
Развивать речевой аппарат детей, укреплять речевое дыхание; показать детям презентацию или иллюстрацию к игре. |
|
4 |
«Божьи коровки» (пальчиковые игры) |
Учить детей правильно и ритмично выполнять движения пальчиками, выразительно произносить текст игры. |
Март |
1 |
« Ау», « Машина» (фонопедические упражнения) |
Укреплять голосовые связки детей с помощью фонопедических упражнений по методу В. Емельянова |
|
2 |
« Повороты головы», « Большой маятник» ( дыхательная гимнастика) |
Учить следить за осанкой и правильным положением рук при входе и выдохе, выполнять движения ритмично под счёт педагога. |
|
3 |
« Дождик» ( массаж спины) |
Учить выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения от периферии к центру тела. |
|
4 |
« В лесу» ( пальчиковая гимнастика) |
Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию. |
Апрель |
1 |
« Жаба Квака» (артикуляционная гимнастика) |
Повторить с детьми названия элементов артикуляционных упражнений, используемых на занятиях. |
|
2 |
«Белка», «Сова» (гимнастика для глаз) |
Способствовать сохранению зрения детей с помощью игровой гимнастики для глаз. |
|
3 |
« Ножницы», « Крокодил» ( пальчиковая гимнастика) |
Развивать память, внимание, пространственную координацию, речевой и музыкальный слух. |
|
4 |
« Ледоход» ( массаж биологически активных точек) |
Побуждать активно выполнять оздоровительный самомассаж биологически активных точек лица. |
Май |
1 |
« Шаги» (дыхательная гимнастика) |
Продолжать знакомить детей с дыхательными упражнениями гимнастики Стрельниковой. |
|
2 |
« Котик Рыжик в детском саду» (артикуляционная гимнастика) |
Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание, чувство ритма при произнесении текста. |
|
3 |
«Муравьишка» (массаж рук); «Лягушата» (массаж тела); «Дождик» (массаж бедра)
|
Разучивать новые виды самомассажа всего тела в игровой форме) |
|
4 |
«Зайцы», «Птички», « Козы» (пальчиковая гимнастика)
|
Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой, учить изображать пальцами животных и птиц. |
Организация деятельности с родителями.
Беседы
ü Индивидуальные консультации;
ü Анкетирование;
ü Проведение музыкальных, спортивных, интеллектуальных праздников, досугов с участием родителей;
ü Родительские собрания;
ü Открытые показы музыкальных занятий;
ü Оформление наглядного материала по музыкальному воспитанию;
ü Дни и недели открытых дверей.
Продукт проекта для детей:
Развлечение: «Самая здоровая семья»
Продукт проекта для родителей:
ü Презентация проекта на собрании;
ü Консультации «Стрельниковская дыхательная гимнастика», «Ладошки множества детей сердца согревают всех людей», « Здороьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Реализация проекта через разные виды деятельности:
ü Театральная деятельность;
ü Музыкально - дидактические игры;
ü Оздоровительные упражнения;
ü Музыкально - ритмические движения;
ü Игровой массаж;
ü Речевые игры;
ü Пение;
ü Самостоятельная деятельность в музыкальных уголках;
ü Утренняя гимнастика;
ü Музыкально-спортивные праздники и развлечения;
ü Взаимодействие с родителями.
4 этап. Обобщающий.
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Исполнитель проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
ü Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
ü Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
ü Повышение уровня речевого развития;
ü Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями);
ü Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Для родителей:
Информировать о влиянии музыкально-оздоровительной работы на развитие детей.
Проявлять интерес к деятельности детей в детском саду.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
ü Уважение к ребёнку, к процессу и результатам в сочетании с разумной требовательностью;
ü Комплексный подход при разработке занятий;
ü Возможность и необходимость использования современных здоровьесберегающих технологий в игровой форме;
ü Системность и последовательность занятий;
ü Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;
ü Повторность (цикличность повторения) материала.
ü
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.