Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа
– интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
ПРОЕКТ
«МЫ ПОМНИМ, МИР СПАС СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ!»
к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
База реализации проекта: педагогический коллектив школы-интерната (20 человек), ученический коллектив (54 человека), родители (65 человек), волонтёры (6 человек).
Авторы:
Татьяна Алексеевна Плесовских – учитель начальных классов
Татьяна Николаевна Дутова – учитель начальных классов
Томск 2015
Очень важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать их возможности.
Л.И.Швецова
заместитель председателя
Государственной Думы РФ
Пояснительная записка
Реализация ФГОС в условиях общеобразовательной школы моделирует дальнейшую работу по выявлению наиболее прогрессивных средств и методов всестороннего развития и воспитания детей с нарушениями слуха. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов изменились не только требования к образованию детей с ОВЗ, но и появилась возможность у детей с нарушением слуха обучаться в общеобразовательной школе.
Образовательная среда в школе должна максимально включить детей с ОВЗ в процесс развития и становления личности.
Речевое общение, процесс овладения языком, являются сильнейшими средствами развития личности и занимают одно из ведущих направлений в работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Одно из самых важных условий эффективности учебного процесса – становление познавательного интереса обучающихся. Интерес позитивно влияет на все психические процессы и функции, на развитее памяти, мышления, формирования речи. Интерес стимулирует самостоятельный поиск решения проблемных задач интеллектуального или практического характера.
Наиболее полноценно познавательные способности обучающихся реализуются в проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет обучающимся проявлять самостоятельность, даёт возможность реализации творческого потенциала.
Преимущества метода проектной деятельности в работе с детьми с нарушением слуха:
Системность
и комплексный подход в реализации урочной и внеурочной деятельности;
Выход
из привычной образовательной среды, где преобладает
информационно-иллюстративный метод;
Использование
не только привычной формы коммуникации «учитель-ученик», но и коммуникации типа
«ученик-ученик»;
Вовлечение
родителей в процесс обучения и воспитания детей.
Нарушение слуха значительно осложняет усвоение обучающимися учебного материала. В связи с низким уровнем развития речи детей, необходима регламентация объема материала по всем разделам программы и требованиям к ее усвоению.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов изменились требования к образованию детей с ОВЗ, необходимо формировать универсальные учебные действия на ступени начального образования.
Необходимость разработки, создания проекта связано с психофизическими возможностями развития данной категории детей: снижен объем учебного материала, низкая концентрация внимания, слабая переключаемость, отсутствие словарного запаса, нарушение слухового восприятия.
Кроме того, в классах появились обучающиеся со сложными «комплексными» нарушениями развития: нарушения слуха сочетаются с задержкой психического развития, нарушением мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, нарушением функций опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью. Основной задачей развития устной речи детей дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Для правильной организации работы по развитию речи должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.
Актуальность выражается в сохранении исторической памяти, включение младших школьников в социальные связи. Исторические события Великой Отечественной войны являются важнейшим воспитательным средством для обучающихся с нарушениями слуха это первые представления о жизни не отдельного человека, а всей страны, это средство приобщения обучающихся к духовно-нравственному и историческому пространству своего народа.
Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Развитие интереса к историческим событиям времён Великой Отечественной войны у обучающихся с нарушениями слуха возможен в ходе проектной деятельности, с использованием современных образовательных технологий и включением в образовательный процесс всех доступных этому возрасту видов деятельности. Логически выстроенный цикл мероприятий и учебных занятий, последовательно усложняющийся материал, широкое использование наглядного материала позволяет найти эмоциональный отклик в душе ребёнка, воспитать у детей чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к старшему поколению, пробудить интерес к изучению исторического наследия.
Использование фото и видео материалов, исторических документов, архивов семьи, посещение музеев, выставок, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участие в творческих конкурсах и викторинах, посвящённых юбилею Победы, позволяют максимально заинтересовать детей. Активизация жизненной позиции, стимулирование к участию в совместной исследовательской деятельности обучающихся и их родителей способствует более глубокому освоению учебного материала.
Воспитание патриотических, нравственных чувств - целенаправленный процесс приобщения детей к гражданским, моральным ценностям народов Российской Федерации и конкретного общества. С течением времени дети постепенно овладевают принятыми в обществе нормами и правилами поведения, присваивают моральные ценности, то есть делают своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия с окружающей действительностью. На этом этапе важной составляющей в воспитании патриотизма, духовности является приобщение подрастающего поколения к изучению исторических событий времён Великой Отечественной войны, к истории родного края и города, обращение к своим семейным архивам довоенных и военных времён
Современные требования в образовательном процессе направлены на достижение качественного уровня, на развитие интегративных способностей обучающегося, стремление к личностному развитию. Особенно важно формирование активной позиции обучающихся начального звена, становлению гражданской позиции в наиболее благоприятном для этого возрасте. Отношение к ветеранам войны и труженикам тыла, к историческому наследию времён Великой Отечественной войны, причастность каждой семьи к тяжёлым испытаниям в военные и послевоенные годы создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие высшие психические процессы.
Развитие связной речи слабослышащих школьников
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.
Всестороннее развитие ребенка с нарушениями слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач нашей школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если обучающиеся не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной ее формой. Контакт со слабослышащими детьми предполагает умение ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.
Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у детей с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется в дальнейшем.
Для определения уровня развития устной речи слабослышащих школьников в проектной деятельности было проведено исследование, в котором приняли участие дети младшего школьного возраста.
3 этапа исследования
1 этап. Констатирующий эксперимент в среде слабослышащих детей младшего школьного возраста по выявлению уровня развития устной речи.
2 этап. Коррекционная работа по развитию устной речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста
3 этап. Количественный и качественный анализ проектной деятельности.
Для обследования развития устной речи слабослышащих школьников представляются тестовые задания на выявление уровня сформированности устной речи. Тестирование проводится исходя из требований адаптированных программ обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста
Данное исследование подразумевает выявление уровней сформированности развития устной речи.
1.Высокий уровень - имеет словарный запас сверх программных требований. Хорошо понимает обращенную речь, выполняет и понимает задания устно.
2.Средний уровень – словарный запас соответствует программным требованиям, не всегда понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания слухо-зрительно (устно-дактильно).
3. Низкий уровень – предметный словарь с преобладанием слов бытовой тематики. С трудом понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания с опорой на таблички.
Аудитория: обучающиеся 2-6 классов отделения слабослышащих школьников
Сроки реализации: март – апрель 2015 г.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально выявить динамику уровня развития речи в проектной деятельности у обучающихся с нарушениями слуха.
Объект – процесс становления и развития речи, формирования ключевых компетенций в ходе проектной деятельности у обучающихся с нарушениями слуха.
Предмет – проектная деятельность, современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций и развития речи обучающихся с нарушениями слуха.
Гипотеза проектной деятельности:
Совершенствование нравственного и патриотического воспитания, приобщение подрастающего поколения к историческим традициям нашего народа в проектной деятельности с использованием современных образовательных технологий будет способствовать развитию активной и выразительной речи слабослышащих обучающихся начальной ступени образования.
Задачи:
-развитие ключевых компетенций обучающихся;
-развитие исследовательских способностей обучающихся;
-активизация творческих способностей, направленных на укрепление семейных ценностей, семейных отношений и традиций посредством совместного творчества детей и родителей;
-изучение современных образовательных технологий, стимулирующих речевое развитие слабослышащих обучающихся;
-изучение и формирование банка инновационных методов исследования развития речи, как средства коммуникации;
-анализ и изучение результатов проектной деятельности, проверка эффективности применения современных образовательных технологий по развитию речи обучающихся.
Методы:
-изучение современной отечественной и зарубежной литературы по сурдопедагогике;
-мониторинг уровня речевых навыков обучающихся на старте и по итогам проектной деятельности;
- анализ и систематизация материалов проектной деятельности;
- анкетирование обучающихся и родителей;
- метод математической обработки результатов.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что программа мероприятий, посвящённых памятной исторической дате 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне может применяться в работе педагогами общеобразовательных организаций и педагогами дополнительного образования для развития патриотических, нравственных, гуманных чувств у обучающихся, для формирования ключевых компетенций.
Логически выстроенная, комплексная организация проектной деятельности даст возможность качественнее усвоить адаптированный материал обучающимися с ОВЗ, имеющими различные отклонения в речевом развитии.
Программа и материалы проекта не статичны, они могут использоваться педагогами ежегодно, дополняясь и расширяясь.
Программа и материалы проекта могут быть использованы студентами педагогических вузов, обучающимися по специальностям: учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Ожидаемый результат
Максимальное включение слабослышащих обучающихся в социальную тематическую среду, постепенно усложняющийся, адаптированный к восприятию речевой материал, сопровождающийся разнообразным наглядным материалом окажет позитивное воздействие на процесс становления вербального общения, на развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха.
Формирование УУД в проектной деятельности у детей с нарушениями слуха
интерес
к истории Отечества;
навыки
осмысленного чтения;
навыки
выразительного чтения
способность
передавать свои впечатления с помощью художественных средств;
умение
взаимодействовать с партнёрами;
умение
владеть своими эмоциями при публичном выступлении;
умение дать словесную оценку проделанной работе.
Продукт проекта в результате совместной деятельности обучающихся и педагогов:
1. Выставка рисунков «Мы помним, гордимся, чтим…», посвященная 70-летию Великой Победы.
2. Фотоальбом «Вечно живы в памяти нашей», посвящённый героям Вов.
3. Альбом «Летопись войны», посвящённый страницам истории Вов.
4. Творческие работы обучающихся, представленные в конкурсах и викторинах, посвящённых 70-летию Великой Победы: эссе, рисунки, буклеты, поделки, стенгазеты.
5. Материалы к выставке «Бессмертный полк».
6. Информационные стенды по теме проекта.
7. Материалы для работы с родителями по теме проекта: папки-передвижки, буклеты;
8. Пособия к развивающим дидактическим играм, атрибуты к спортивным играм;
Продукт проекта в результате педагогической деятельности:
1.Методическое пособие по формированию УУД у детей с нарушениями слуха через мотивацию к речевой деятельности и формирование жизненных компетенций в проектной деятельности: авторские разработки уроков и внеклассных мероприятий;
2.Электронные презентации: авторский презентационный материал, созданный в редакторе POWER POINT;
Кадровые ресурсы проекта
Л.Д.
Дузькряченко – заместитель директора по НМР;
Н.С.
Фролова – заместитель директора по УР, учитель-дефектолог;
Т.П.
Мурина – председатель МО, учитель начальных классов;
Л.М.
Кузнецова – учитель-дефектолог
О.Ю.
Сашина – учитель-сурдопедагог;
Н.И.
Борунова – учитель-дефектолог;
А.Н.
Сваровский – учитель-дефектолог;
Н.А.
Шацкая– учитель-логопед:
И.О.
Шахмайкина – учитель информатики, консультант;
Т.Н.
Дутова – учитель начальных классов;
Т.А.
Плесовских – учитель начальных классов.
Р.И.
Моисеева – учитель начальных классов, педагог-психолог;
О.В.
Григорьева – учитель начальных классов;
Н.А.
Петрова– учитель физической культуры;
Н.В.
Аманова – воспитатель;
Н.И.
Каирова – воспитатель;
Н.А.
Чечегова– воспитатель;
О.А.
Шульга– волонтёр;
А.И.
Черемных – библиотекарь.
Информационные ресурсы проекта
Школьная
библиотека, областная детско-юношеская библиотека;
Интернет
ресурсы;
Телевидение;
Ресурсы
ТОИПКРО, РЦРО Департамента образования города Томска;
Ресурсы
ОГАУК «Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича
Шатилова» г. Томск, пр. Ленина, 75
Материально-технические ресурсы проекта
Проект реализуется
на базе школы - интерната для обучающихся с нарушениями слуха, оснащённого в соответствии
с современными требованиями (стационарная звукоусиливающая аппаратура
индивидуального пользования, компьютерный класс, интерактивная доска,
видеокамера, фотоаппарат, принтер, сканер, актовый зал, спортивный зал,
пришкольный участок, школьный автобус);
Специально организованная совместная учебно-познавательная деятельность педагога и обучающихся предполагает:
постановку
личностно-значимых образовательных задач;
планирование
хода и способов исследования в рамках определённых этапов;
определение
ожидаемых результатов и продуктов;
развёртывание
деятельности по решению личностно-значимых образовательных задач (инициатив);
создание
конкретного продукта;
рефлексию
результатов деятельности.
Система разработанных мероприятий по реализации проекта:
1. Анкетирование обучающихся в ходе проектной деятельности;
2. Беседы по теме проекта;
3. Экскурсии в городе Томске:
- к мемориалу боевой и трудовой славы томичей в Лагерном саду;
- возложение цветов к Вечному огню в Лагерном саду;
- посещение открытия памятника Фёдору Зинченко, герою Вов;
- к городским памятникам, посвящённым героям Великой Отечественной войны;
- в ОГАУК «Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова» для посещения экспозиций , посвящённых ВОв;
- в Томский кадетский корпус, на выставку «Боевая слава томичесй»
- в городские музеи;
- на городские выставки, посвящённые Великой Отечественной войне;
4. Виртуальные экскурсии, посвящённые героям ВОв;
5. Изучение истории своей семьи, сбор материалов для организации выставки «Бессмертный полк»
6. Участие в акции «Открой для себя музей»;
7. Участие в акции «Бессмертный полк»;
8. Участие обучающихся в конкурсе – выставке в рамках проекта долгосрочной программы по работе с детьми с ОВЗ «Право быть равными»
9. Выступление с музыкально-жестовой композицией обучающихся 6 класса на церемонии награждения участников конкурса – выставки в рамках проекта долгосрочной программы по работе с детьми с ОВЗ «Право быть равными»
10. Участие педагогов школы – интерната в творческих конкурсах посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
11. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне;
12. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны Козак И.В, Бондаренко Ф.Т.;
13. Школьная выставка рисунков, посвящённых 70-летию Великой Победы в ВОв
«Мы гордимся, помним, чтим…»
14. Участие обучающихся в литературных и творческих конкурсах, викторинах школьного, городского, областного и всероссийского уровней;
15. Проектная, предметно-практическая деятельность по составлению фотоальбомов, альбомов творческих работ.
16. Решение кроссвордов по теме проекта;
17. Организация информационной деятельности родителей.
18. Разработка авторских презентационных материалов, посвящённых 70-летию Великой Победы в Вов
19. Школьный конкурс чтецов «Поэтический парад Победы»;
20. Организация спортивной военно – патриотической игры «Зарница»;
21. Школьный праздник, посвящённый 70-летию Великой Победы в ВОв
22. Разработка авторских классных часов и уроков, посвящённых 70-летию Великой Победы в Вов
23. Анкетирование и тестирование по итогам проектной деятельности обучающихся, родителей.
Этапы проектной деятельности
I Подготовительный
|
|||
№ |
Мероприятие |
Срок проведения |
Ответственный |
1. |
Посещение музея ОГАУК «Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова» г. Томск, пр. Ленина, 75 |
апрель - май |
Т. А. Плесовких Т. Н. Дутова, |
2. |
Организация цикла экскурсий «Памятники Томска защитникам нашей Родины в годы ВОв», |
апрель - май |
Т. А. Плесовких Т. Н. Дутова, |
3. |
Возложение цветов к Вечному Огню, мемориал боевой и трудовой славы томичей в Лагерном саду |
апрель - май |
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова, |
4. |
Участие в акции «Открой для себя музей» Конкурс – выставка детских творческих работ «Открой для себя музей» в номинации «70 лет под мирным небом» Номинация приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
апрель - май |
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова, |
5. |
Посещение обучающимися Томского кадетского корпуса и выставки «Боевая слава томичей» |
апрель - май |
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова |
6. |
Подготовка и сбор и материалов к участию акции «Бессмертный полк» |
апрель - май |
Классные руководители, воспитатели |
7. |
Школьная выставка рисунков, посвящённая 70-летию Победы в Вов «Мы помним, гордимся, чтим,..» |
апрель - май |
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова |
II Основной
|
|||
Предметно – практическая часть |
|||
1. |
Составление фотоальбома «Вечно живы в памяти нашей», посвящённого героям Вов.
|
|
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова |
2. |
Работа над созданием альбома «Летопись войны», посвящённого страницам истории Вов. |
|
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова |
3. |
Оформление информационных стендов по теме проекта. |
|
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова |
4. |
Подготовка материалов для работы с родителями по теме проекта: папки-передвижки, буклеты |
|
Т. А. Плесовских Т. Н. Дутова, |
5. |
Создание авторских презентационных материалов, посвящённых 70-летию Великой Победы в Вов
|
|
Классные руководители, воспитатели |
6. |
Создание творческих работ обучающимися, для участия в конкурсах и викторинах, посвящённых 70-летию Великой Победы. (Различные эссе, рисунки, буклеты, поделки, стенгазеты и т.д.)
|
|
Классные руководители, воспитатели |
Внеклассные мероприятия |
|||
1. |
Классный час «Герои Великой Отечественной Войны» |
апрель |
О.В. Григорьева |
2. |
Внеклассное мероприятие к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для обучающихся 1-4 классов начальной школы «Помним твой подвиг, Ленинград!» |
апрель |
Т.А. Плесовских |
3. |
Внеклассное мероприятие к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для обучающихся 1-6 классов начальной школы «Дневник Тани Савичевой» |
апрель |
Т.Н. Дутова,
|
4. |
Классный час: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» |
апрель |
Т.Н. Дутова,
|
5. |
Классный час: «Вечно живы в памяти нашей…» |
апрель |
Т.А. Плесовских |
6. |
Урок изобразительного искусства «Вечный Огонь» |
апрель |
Т.А. Плесовских |
7. |
Урок трудового обучения «Праздничная открытка ко дню Великой Победы» |
апрель |
Т.А. Плесовских |
8. |
Урок изобразительного искусства «Страницы той страшной войны» |
апрель |
Т.Н. Дутова,
|
9. |
Интегрированный урок. «Драгоценный колосок» в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне |
апрель |
Р.И. Моисеева, |
10. |
Урок трудового обучения «Вечный огонь» в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне |
апрель |
Р.И. Моисеева, |
11. |
Интегрированный урок. «Военная техника» в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне |
апрель |
Р.И. Моисеева |
12. |
Классный час: «Живи, цвети, Победный Май!» |
апрель |
Р.И. Моисеева, |
13. |
Классный час «Нам дороги эти забывать нельзя…» |
апрель |
Т.П. Мурина |
14. |
Классный час «Животные на службе в годы Великой Отечественной войны» |
апрель |
Т.П. Мурина |
15. |
Урок трудового обучения «Изготовление поздравительной открытки к 9 мая» |
апрель |
Т.П. Мурина |
16. |
Индивидуальное занятие по формированию устной речи и развитию слухового восприятия «Великая Отечественная Война». |
апрель |
Н.С. Фролова, О.Ю. Сашина |
Социально – ориентированная часть |
|||
1. |
Военно-спортивная игра «Зарница» |
апрель |
Н.А. Петрова |
2. |
Праздничное украшение школы и классов |
апрель |
воспитатели |
3. |
Встреча с ветеранам ВОв Козак И.В, Бондаренко Ф.Т. |
|
волонтёры |
4. |
Встреча с ветеранам ВОв Бондаренко Ф.Т. |
апрель |
волонтёры |
5. |
Подготовка школьного праздника, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне |
апрель |
воспитатели |
III Итоговый этап
|
|||
1. |
Участие в конкурсах и викторинах, акциях различных уровней в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне |
апрель - май |
Классные руководители, воспитатели |
2. |
Акция «Бессмертный полк» |
май |
Воспитатели: Т. А.Чечегова, Т.Я. Тихонова, Т. А. Плесовских |
3. |
Конкурс чтецов «Поэтический парад Победы» |
май |
Т. А. Плесовских |
4. |
Школьный праздник, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне |
май |
Воспитатели: Т. А.Чечегова |
5. |
Анкетирование обучающихся |
май |
Классные руководители, воспитатели |
6. |
Анализ и диагностика уровня речевого развития обучающихся |
май |
Учителя дефектологи и сурдопедагоги |
7. |
Награждение победителей и участников творческих конкурсов и викторин, посвящённых ВОв |
май |
Администрация |
Построение познавательных классных часов и развивающих уроков по развитию речи слабослышащих младших школьников и методика их проведения обусловлены спецификой выносимого на них языкового материала и особенностями формируемых речевых навыков. Следовательно, каждый из уроков должен удовлетворять особым требованиям. Укажем лишь наиболее общие организационно-методические положения, на которых должна основываться система занятий по развитию устной речи.
Уроки, проводимые на тематически сгруппированном материале, включает в себя разные по форме и содержанию беседы, в процессе которых развивается и диалогическая и монологическая речь.
Все уроки по развитию устной речи рассматриваются как форма организации речевой практики слабослышащих учащихся, призванная постепенно преодолевать глубокое недоразвитие речи, сформировать речь как полноценное средство общения в познавательной деятельности, создать возможности для ее дальнейшего совершенствования на базе усвоенного языкового материала и основных закономерностей его функционирования (словообразовательных, грамматических, логических, стилистических).
Из этого положения вытекают требования: обеспечение на уроках максимальной активности учащихся (речевой и познавательной), побуждение их к самостоятельным высказываниям, установление связей между усваиваемым языковым материалом и различными видами деятельности детей, впечатлениями, языковым материалом и различными видами деятельности детей, впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни, отбор материала, актуального, интересного и доступного для детей, использование разнообразных форм занятий и видов упражнений.
На уроках предусматривается постепенное усвоение материала. Вновь вводимый в речь детей языковой материал на первом этапе его усвоения должен обеспечить понимание обращенной к ним речи учителя (содержащий новую лексику, словосочетания, предложения). На этом этапе происходит и первичная семантизация материала и уточнение его слухо-зрительного восприятия. Сходные лексические или грамматические единицы предъявляются детям в сопоставлении с другими.
Далее этот материал включается в систему языковых упражнений, в процессе которых он многократно воспроизводится в различных ситуациях и контекстах. Тем самым автоматизируется его использование, вырабатываются закрепленные в опыте речевые структуры, с применением (комбинированием) которых в дальнейшем учащиеся могут составлять самостоятельные (творческие) высказывания. Этап варьирования и комбинирования речевого материала в типовых структурах обеспечивает решение очень важной задачи речевого развития – овладение способность к переносу как материала, так и навыков в новые условия общения.
Упражнения этого этапа получили название речевых, поскольку они выполняются с целью обучения выражению в речи собственных мыслей и чувств. Внимание учащихся направлено главным образом не извлечение смысла из ситуации (наглядной или словесной), на передачу определенной информации (сообщение о действительности). Выполняются эти упражнения хотя и самостоятельно, однако с определенными опорами, в них используется весь имеющийся к данному моменту речевой опыт детей (как в отношении материала, так и в отношении навыков): «Самостоятельная речь учащихся, хотя и подготовленная (опора на речевые образцы, ключевые слова и т. п.), направлена на выражение нового содержания, изменяющегося в зависимости от создаваемых речевых ситуаций. Упражнения предусматривают не только варьирование лексики в данной модели, но и употребление данной модели в сочетании с другими, ранее усвоенными (комбинирование моделей). Такой подход обеспечивает максимальную сочетаемость и комбинационность слов, создает условия для их запоминания и правильного использования, позволяет осуществить обучение по принципу преодоления одной трудности».
Завершающим этапом работы над материалом (и воспитанием тех или иных навыков) является выполнение заданий, непосредственно неподготовленных. Такие упражнения максимально приближаются к естественным условиям коммуникации, они развивают самостоятельную речь детей: «Высказывания на этапе неподготовленной речи носят коммуникативный характер и мотивируется условиями речевой ситуации, предшествующими высказываниями (репликами) или внутренними побуждениями». Поэтому особое значение в текущих событиях, обмен живыми впечатлениями от трудовой, игровой деятельности, экскурсий, просмотра фильма и т п.
Процесс обучения устной речи в условиях специальной школы требует использование письма (графической фиксации языкового материала) и письменной речи как средства развития речи в целом, коррекции фонетической, лексической и грамматической стороны речи. Письменная речь незаменима и как способ развития речевых навыков, с ее помощь изучается и контролируется усвоение материала в устной речи: «Письменная речь в условиях обучения слабослышащих детей может быть использована как «обиходный» путь, как одно из важнейших средств, способствующих формированию механизмов внутренней речи и словесного мышления».
Практическая направленность в овладении языковым материалом, системными отношениями языка, в которой выражен коммуникативный характер обучения, обеспечивается отбором и организацией лексики и грамматических конструкций на основе содержательных, а не формальных признаков. Этим достигается реализация смыслового подхода к работе над материалом, так как задача состоит в том, чтобы дети учились выражать смысл, типовые и конкретные значения средствами лексики и грамматики.
Направления развития связной речи младших школьников через проектную деятельность
Рисунок 1.
Показатели развития связной речи.
Рисунок 2.
Типы заданий и оценка уровней развития связной речи.
Таблица 1.
№ |
Тип задания |
Высокий |
Средний |
Низкий |
1 |
Пересказ текста из нескольких предложений |
Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. |
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. |
Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
|
2 |
Рассказ из нескольких предложений по серии сюжетных картинок.
|
Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). |
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. |
Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. |
3 |
Составление рассказа из нескольких предложений на основе личного опыта |
Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. |
Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфологосин-таксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). |
В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз |
4 |
Составление описательного рассказа |
В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).
|
Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.
|
Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. |
5 |
Продолжение рассказа из нескольких предложений по заданному началу |
Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. |
Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.
|
Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. |
Уровень речевой активности в начале проектной деятельности.
Диаграмма 1.
Уровень речевой активности по итогам проектной деятельности.
Диаграмма 2.
Уровень развития речи младших школьников по итогам проектной деятельности.
Таблица 2.
Тип задания |
Динамика |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Пересказ |
(+14,3%) |
(+19,1%) |
(-66,6%) |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
(+24,3%) |
(+19,1%) |
(-56,6%) |
Рассказ на основе личного опыта |
(+13,3%) |
(+4,8%) |
(-81,9%) |
Составление описательного рассказа |
(+15,6%) |
(+23,8%) |
(-60,6%) |
Продолжение рассказа по заданному началу |
(+14,3%) |
(+4,8%) |
(-80,9%) |
Для обследования развития устной речи слабослышащих дошкольников использовались тестовые задания на выявление уровня сформированности устной речи. Тестирование проводится исходя из требований адаптированных образовательных программ.
Детям предоставлялись 20 вопросов, опирающиеся на 6 лексических тем:
Война.
Памятные даты Великой Отечественной войны.
Герои Великой Отечественной войны.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Памятники нашего города.
Мирное время.
Данное тестирование отражает уровень сформированности развития устной речи по итогам проектной деятельности.
1.Высокий
уровень
-
имеет словарный запас в соответствии с программными требованиями. Хорошо понимает
обращенную речь, выполняет и понимает задания устно.
2.Средний уровень
- словарный запас соответствует программным требованиям, не всегда понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания слухо-зрительно (устно-дактильно).
3. Низкий уровень
- предметный словарь с преобладанием слов бытовой тематики. С трудом понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания с опорой на таблички.
Вывод
Проектная деятельность является эффективным средством развития познавательных универсальных учебных действий;
Способствует более глубокому усвоению программного материала;
Мотивирует детей с нарушением слуха к речевому общению и формирует адекватное отношение к своим способностям, придаёт уверенность в себе.
Проектная деятельность позволяет обучающимся проявлять самостоятельность, даёт возможность реализации творческого потенциала. Усвоение младшими школьниками языковых средств, постижение закономерностей их функционирования в речевой деятельности служат коммуникативным и другим социальным целям.
Формируемая в младшем школьном возрасте произвольность объединяет языковые факторы и закономерности со способностями и возможностями детей, объективизирует и обеспечивает их развитие. Этот механизм реализуется в разнообразной речевой деятельности младших школьников, которые учатся произвольно оперировать собственными умениями.
Литература:
1. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. — М: АСТ, 2005. — С. 663. — 766 с. — ISBN 5-I7-023997-I.
2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1 – 8. М., Просвещение, 1982.
3. Великая отечественная война 1941 – 1945 г.г. в фотографиях и кинодокументах. 1942 год. Т 2. – М.: Планета, 1986. – 400 с.
4. Великая отечественная война 1941 – 1945 г.г. в фотографиях и кинодокументах. 1945 год. Т 5. – М.: Планета, 1989. – 400 с.
5. Из фронтовой лирики: Стихи русских советских поэтов. – М., 1981. – 350 с. – (Б-ка советской поэзии).
6. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.,1998.
7. Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. — М., Столетие, 1998.
8. Коноплева Л. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
9. Кораблёва Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира дошкольниками с недостатком слуха. // Тезисы международной конференции « Ребёнок в современном мире», Т.II»Здоровье ребёнка». СПб: Научный центр проблем диалога, 1993.
10. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно – развивающей работы. СПб, 1998.
11. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. // коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих. / Под редакцией Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СПб, 1997.
12. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.
13. Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
14. Методы изучения аномальных детей / Под редакцией Дьячкова, А.И., Розановой Т.В., Яшковой Н.В., М.: Просвещение, 1965.
15. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
16. Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. – М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010.
17. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарёва З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.
18. «Первое сентября». Festival.1september.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг.
19. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971.
20. Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1975.
21. Титова М.Ф. Изучение природы в 1-3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.
22. Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
Интернет-источники:
1. http://www.arms-expo.ru/news/archive/otkryto-predstavitel-stvo-oao-vertolety-rossii-vo-v-etname07-12-2011-16-52-00/
2.
3. http://subscribe.ru/group/vtoraya-mirovaya-vojna/
4. Gallery For > T 50 Tankimgarcade.com700 × 425Поиск по картинке
5. http://zhurnal.lib.ru/g/gubskij_wladimir_iwanowich/as-ntns-1.shtml
6. http://topwar.ru/14998-luchshie-tanki-vtoroy-mirovoy-po-versii-discovery.html
7. http://technika2.ru/boevye-vertolety-vov
8. http://www.dityachi-zagadky.org.ua/
9. http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-predmetnom-mire/zagadki-pro-transport/zagad
10. http://www.zanimatika.narod.ru/RF34_3_1.htm
11. http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-anatolevna-sorvanova/zagadki-o-voenoi-tehnike.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.