Проект «Мы познаем мир природы» (Экологическая тропа)
Оценка 4.9

Проект «Мы познаем мир природы» (Экологическая тропа)

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл
15.01.2021
Проект «Мы познаем мир природы» (Экологическая тропа)
Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.
проект Эколог. тропа.docx

Методический паспорт проекта.

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

                                         П.Гвездослав

 

Название проекта: «Мы познаем мир природы» (Экологическая тропа)

Тип  проекта: Познавательно – исследовательский, игровой.

Возраст детей: 4 года.

Руководители проекта: Воспитатели:  Командина Надежда Ивановна

                                                                    Маслова Елена Николаевна

Участники: Педагоги, дети, родители.

Продолжительность  проекта: Долгосрочный.

 

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 4лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Задачи:

ü Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

ü Формирование системы экологических знаний и представлений.

ü Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

ü Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

ü  Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

ü  Учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;

ü   Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.

 

 

Значение экологической тропы:

Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм живѐт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка..

В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность , расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Актуальность:

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Большая  часть современных  детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать мир природы  можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности на участке детского сада, умение детей вести себя экологически  грамотно в природе.

Ожидаемые результаты

Ø  создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

Ø  повышение уровня знаний по экологии у детей;

Ø  совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 

Ø  сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;

Ø  сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.

Ø  умение детей вести себя экологически  грамотно в природе.

 

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.

 

 

 

 

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми

Ø  Экологические беседы;

Ø  Наблюдения;

Ø  Элементарные опыты;

Ø  Экскурсии;

Ø  Целевые прогулки;

Ø  Экологические конкурсы, викторины;

Ø  Чтение художественной литературы;

Ø  Обсуждение и проигрывание ситуаций;

Ø  Труд в природе;

Ø  «Красная книга природы»;

Ø  Коллекционирование;

Ø  Экологические досуги, развлечения, праздники;

Ø  Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

 

 

Роль родителей в реализации проекта:

Ø Помощь в подготовке пособий, изготовлении кормушек, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии.

Ø Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

Ø Изготовление рисунков, поделок;

Ø Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

Ø Участие в конкурсах

Ø Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

Ø Фотовыставки;

Продукт проектной деятельности:

 

Ø план-схема экологической тропы,

Ø фотографии, рисунки,

Ø исследовательские работы,

Ø выставки,

Ø кормушки,

Ø дидактические экологические игры,   

Ø коллекции,

Ø зона экспериментирования в группе, 

Ø презентации:  «Деревья», «Растения леса», «Животные», «Насекомые», экологические знаки.

 

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

Ø Изучение современных требований к содержанию и организации работы экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.

Ø Изучение методической литературы.

Ø Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Ø Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов  по    данной теме.

Ø Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс 

Ø Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Ø Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех     ее объектов:

Ø Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

Ø Составление паспорта всех точек тропинки.

Ø Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Ø Составление рекомендаций по работе с детьми

Ø Изготовление лэпбуков : «Насекомые», «Деревья» «Зеленая аптека»

 

2 этап. Реализация (выполнение) проекта.

 

Ø Совместная деятельность с детьми:

 

 «Шестиногие малыши»

Ø Занятие «Насекомые»

Ø Занятие «Божья коровка»

Ø Занятие «Муравей»

Ø Занятие « Путешествие в страну насекомых»

Ø Занятие «Бабочки на цветочном лугу»

Ø Занятие «Кто такая божья коровка»

Ø Занятие «Пчелы - наши друзья»

Ø Занятие «Польза и вред насекомых»

Ø Наблюдения:

Ø За божьей коровкой

Ø За комаром

Ø За стрекозой

Ø За бабочкой

Ø За майским жуком

Ø За пауком

Ø За муравьем

Ø За шмелем

Ø За гусеницей

Ø Лэпбук «Мир насекомых»

Чтение художественной литературы

Стихи про насекомых

 

«Деревья Нашего двора»

Ø Занятие  «Какие бывают деревья»

Ø Занятие «Деревья в нашей жизни»

Ø Занятие «Деревья и кустарники»

Ø Занятие «Дерево осенью»

Ø Занятие «Золотая осень»

Ø Занятие «Что такое куст»

Ø Занятие «Сравнение куста и дерева»

Ø Занятие «Кому нужны деревья в лесу»

Ø Занятие «Как листочек березу спас»

 

 

Беседы с детьми:

Ø «Как защищаются растения?»

Ø «Строение растений»

Ø «Что ты знаешь о деревьях?»

Ø «Береза»

Тематические прогулки:

Ø «Наблюдение за березой»

Ø «Экскурсия по экологической тропе»

Ø «В гостях у Лесовичка»

Ø Экскурсия по территории детского сада»

 

 

Наблюдения:

Ø  «За цветущей липой»

Ø «За рябиной»

Ø «За березой»

Ø Цикл наблюдений за деревьями в разное время года

Проведение дидактических игр

 

Ø «Найди листок, какой покажу»

Ø «Найди предмет по сходству»

Ø «У кого такой же листок, ко мне»

Ø «Найди листок»

Ø «Найди, о чем расскажу»

Ø «Найди свой дом»

 

Чтение художественной литературы

Стихи и загадки

В.Зотов  «Клен», «Лиственница»

 

«Царство растении»

 

Ø Занятие «Путешествие в царство звуков и цветов»

Ø Занятие «Лекарственные растения»

Ø Занятие «Путешествие на цветочную поляну»

Ø Занятие «Цветы»

Ø Занятие «На лугу- лужочке расцвели цветочки»

Ø Занятие «Одуванчик»

Ø Занятие «Лето. Цветы луговые»

Ø Занятие «Цветочная поляна»

Ø Занятие «Цветы садовые и луговые»

Работа на прогулке:

Ø  «Лекарственные растения рядом» наблюдения за:

Мать и мачехой, подорожником, одуванчиком, крапивой.

Ø Наблюдение за цветником.

Ø «Увлекательная прогулка по экологической тропе»

 

Проведение дидактических игр:

Ø «Найди растение»

Ø «Найди, что опишу»

Ø «Отгадай, что за растение»

Ø «К названному растению беги»

Ø «Собери цветок»

Ø «Найди такое же растение»

Ø «Какого цветка не стало?»

Ø «Отгадай по загадке»

Ø «Собери букет»

Ø «Четвертый лишний»

Ø «Найди такой же»

Ø «Что изменилось?»

Ø «Где спряталась матрешка?»

Ø «Найди растение по названию»

Ø «Продайте то, что назову»

Ø «Где спрятано растение?»

Ø «Узнай растение»

Ø «Найди о чем расскажу»

Ø «Опиши цветок»

Ø «Загадай, мы отгадаем»

Ø Лэпбук «Зеленая аптека»

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Проведение пальчиковых игр:

Ø «Наши алые цветы»

Ø «Цветы»

Ø «Мак»

Ø «Растения»

 

Проведение  подвижных игр:

Ø  «Солнышко и дождик»

Ø «Цветы и ветер»

Ø «Растения»

Ø «Мы на луг ходили»

Трудовая деятельность.

Ø Поливка комнатных растений.

Ø Мытье комнатных растений.

Ø Поливка клумб с многолетниками.

Ø Посадка рассады цветов.

Ø Пересадка комнатных растений.

         Чтение художественной литературы

Ø Стихи о цветах.

Ø Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».

Ø Пришвин М. «Золотой луг».

Ø Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.

Ø Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.

Ø Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.

Ø Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?

Ø Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.

Ø Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

 

Ø Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»).

Ø Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.

 

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Ø Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.

Физкультминутки:

Ø «Во дворе растет подсолнух»

Ø «Одуванчик»

Ø «Бабочка» и другие

 

Работа с родителями

Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:

Ø «Зеленый мир на окне»

Ø «Зеленая аптека на участке детского сада»

Ø «Огород на окне»

Ø «Опасные соседи - ядовитые растения»

Ø «Ох, уж эти насекомые!»

Ø «Экологическое воспитание детей»

 

3 этап.  Заключительный (обобщающий).

 

Ø Обобщение  знаний по проекту.

Ø Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Ø Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

Ø Анализ результативности поставленных задач

Ø Итоговое развлечение «Праздник цветов»

 

 

ВЫВОД

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, и т. д.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе были использованы  разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

 

 

 

 

Литература

В.В. Петров « Растительный мир нашей родины»

Н. Рыжова «Деревья – наши друзья»

Т.Н. Нуждина «Энциклопедия для малышей Чудо-всюду»

Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья»

Наглядно-демонстрационный материал «Деревья

Энциклопедия Все обо всем «Растения»

Полная энциклопедия «Растения»

Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты

Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.

Детская энциклопедия. Цветы от А до Я.

Махнева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы

 


 

Методический паспорт проекта.

Методический паспорт проекта.

Значение экологической тропы:

Значение экологической тропы:

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада: –

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада: –

Субботники по облагораживанию территории

Субботники по облагораживанию территории

Реализация (выполнение) проекта

Реализация (выполнение) проекта

Экскурсия по экологической тропе» Ø «В гостях у

Экскурсия по экологической тропе» Ø «В гостях у

Найди такое же растение» Ø «Какого цветка не стало?» Ø «Отгадай по загадке» Ø «Собери букет» Ø «Четвертый лишний» Ø «Найди такой же» Ø «Что…

Найди такое же растение» Ø «Какого цветка не стало?» Ø «Отгадай по загадке» Ø «Собери букет» Ø «Четвертый лишний» Ø «Найди такой же» Ø «Что…

Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»)

Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»)

Литература В.В. Петров « Растительный мир нашей родины»

Литература В.В. Петров « Растительный мир нашей родины»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021