Методический паспорт проекта.
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П.Гвездослав
Название проекта: «Мы познаем мир природы» (Экологическая тропа)
Тип проекта: Познавательно – исследовательский, игровой.
Возраст детей: 4 года.
Руководители проекта: Воспитатели: Командина Надежда Ивановна
Маслова Елена Николаевна
Участники: Педагоги, дети, родители.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта:
Развитие познавательного отношения детей 4лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.
Задачи:
ü Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
ü Формирование системы экологических знаний и представлений.
ü Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
ü Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
ü Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
ü Учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
ü Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
Значение экологической тропы:
Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм живѐт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка..
В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность , расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Актуальность:
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Большая часть современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке детского сада, умение детей вести себя экологически грамотно в природе.
Ожидаемые результаты
Ø создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
Ø повышение уровня знаний по экологии у детей;
Ø совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
Ø сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;
Ø сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.
Ø умение детей вести себя экологически грамотно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Формы и методы работы с детьми
Ø Экологические беседы;
Ø Наблюдения;
Ø Элементарные опыты;
Ø Экскурсии;
Ø Целевые прогулки;
Ø Экологические конкурсы, викторины;
Ø Чтение художественной литературы;
Ø Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Ø Труд в природе;
Ø «Красная книга природы»;
Ø Коллекционирование;
Ø Экологические досуги, развлечения, праздники;
Ø Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
Роль родителей в реализации проекта:
Ø Помощь в подготовке пособий, изготовлении кормушек, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии.
Ø Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Ø Изготовление рисунков, поделок;
Ø Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
Ø Участие в конкурсах
Ø Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
Ø Фотовыставки;
Продукт проектной деятельности:
Ø план-схема экологической тропы,
Ø фотографии, рисунки,
Ø исследовательские работы,
Ø выставки,
Ø кормушки,
Ø дидактические экологические игры,
Ø коллекции,
Ø зона экспериментирования в группе,
Ø презентации: «Деревья», «Растения леса», «Животные», «Насекомые», экологические знаки.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Ø Изучение современных требований к содержанию и организации работы экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
Ø Изучение методической литературы.
Ø Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Ø Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
Ø Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс
Ø Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
Ø Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:
Ø Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
Ø Составление паспорта всех точек тропинки.
Ø Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
Ø Составление рекомендаций по работе с детьми
Ø Изготовление лэпбуков : «Насекомые», «Деревья» «Зеленая аптека»
2 этап. Реализация (выполнение) проекта.
Ø Совместная деятельность с детьми:
«Шестиногие малыши»
Ø Занятие «Насекомые»
Ø Занятие «Божья коровка»
Ø Занятие «Муравей»
Ø Занятие « Путешествие в страну насекомых»
Ø Занятие «Бабочки на цветочном лугу»
Ø Занятие «Кто такая божья коровка»
Ø Занятие «Пчелы - наши друзья»
Ø Занятие «Польза и вред насекомых»
Ø Наблюдения:
Ø За божьей коровкой
Ø За комаром
Ø За стрекозой
Ø За бабочкой
Ø За майским жуком
Ø За пауком
Ø За муравьем
Ø За шмелем
Ø За гусеницей
Ø Лэпбук «Мир насекомых»
Чтение художественной литературы
Стихи про насекомых
«Деревья Нашего двора»
Ø Занятие «Какие бывают деревья»
Ø Занятие «Деревья в нашей жизни»
Ø Занятие «Деревья и кустарники»
Ø Занятие «Дерево осенью»
Ø Занятие «Золотая осень»
Ø Занятие «Что такое куст»
Ø Занятие «Сравнение куста и дерева»
Ø Занятие «Кому нужны деревья в лесу»
Ø Занятие «Как листочек березу спас»
Беседы с детьми:
Ø «Как защищаются растения?»
Ø «Строение растений»
Ø «Что ты знаешь о деревьях?»
Ø «Береза»
Тематические прогулки:
Ø «Наблюдение за березой»
Ø «Экскурсия по экологической тропе»
Ø «В гостях у Лесовичка»
Ø Экскурсия по территории детского сада»
Наблюдения:
Ø «За цветущей липой»
Ø «За рябиной»
Ø «За березой»
Ø Цикл наблюдений за деревьями в разное время года
Проведение дидактических игр
Ø «Найди листок, какой покажу»
Ø «Найди предмет по сходству»
Ø «У кого такой же листок, ко мне»
Ø «Найди листок»
Ø «Найди, о чем расскажу»
Ø «Найди свой дом»
Чтение художественной литературы
Стихи и загадки
В.Зотов «Клен», «Лиственница»
«Царство растении»
Ø Занятие «Путешествие в царство звуков и цветов»
Ø Занятие «Лекарственные растения»
Ø Занятие «Путешествие на цветочную поляну»
Ø Занятие «Цветы»
Ø Занятие «На лугу- лужочке расцвели цветочки»
Ø Занятие «Одуванчик»
Ø Занятие «Лето. Цветы луговые»
Ø Занятие «Цветочная поляна»
Ø Занятие «Цветы садовые и луговые»
Работа на прогулке:
Ø «Лекарственные растения рядом» наблюдения за:
Мать и мачехой, подорожником, одуванчиком, крапивой.
Ø Наблюдение за цветником.
Ø «Увлекательная прогулка по экологической тропе»
Проведение дидактических игр:
Ø «Найди растение»
Ø «Найди, что опишу»
Ø «Отгадай, что за растение»
Ø «К названному растению беги»
Ø «Собери цветок»
Ø «Найди такое же растение»
Ø «Какого цветка не стало?»
Ø «Отгадай по загадке»
Ø «Собери букет»
Ø «Четвертый лишний»
Ø «Найди такой же»
Ø «Что изменилось?»
Ø «Где спряталась матрешка?»
Ø «Найди растение по названию»
Ø «Продайте то, что назову»
Ø «Где спрятано растение?»
Ø «Узнай растение»
Ø «Найди о чем расскажу»
Ø «Опиши цветок»
Ø «Загадай, мы отгадаем»
Ø Лэпбук «Зеленая аптека»
Загадывание загадок.
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Проведение пальчиковых игр:
Ø «Наши алые цветы»
Ø «Цветы»
Ø «Мак»
Ø «Растения»
Проведение подвижных игр:
Ø «Солнышко и дождик»
Ø «Цветы и ветер»
Ø «Растения»
Ø «Мы на луг ходили»
Трудовая деятельность.
Ø Поливка комнатных растений.
Ø Мытье комнатных растений.
Ø Поливка клумб с многолетниками.
Ø Посадка рассады цветов.
Ø Пересадка комнатных растений.
Чтение художественной литературы
Ø Стихи о цветах.
Ø Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
Ø Пришвин М. «Золотой луг».
Ø Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
Ø Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
Ø Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
Ø Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
Ø Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
Ø Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».
Ø Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»).
Ø Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Ø Рассматривание книг,
иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Физкультминутки:
Ø «Во дворе растет подсолнух»
Ø «Одуванчик»
Ø «Бабочка» и другие
Работа с родителями
Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
Ø «Зеленый мир на окне»
Ø «Зеленая аптека на участке детского сада»
Ø «Огород на окне»
Ø «Опасные соседи - ядовитые растения»
Ø «Ох, уж эти насекомые!»
Ø «Экологическое воспитание детей»
3 этап. Заключительный (обобщающий).
Ø Обобщение знаний по проекту.
Ø Формирование устойчивого интереса к живой природе.
Ø Представление результатов совместного творчества детей и родителей.
Ø Анализ результативности поставленных задач
Ø Итоговое развлечение «Праздник цветов»
ВЫВОД
В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, и т. д.
Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе были использованы разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Литература
В.В. Петров « Растительный мир нашей родины»
Н. Рыжова «Деревья – наши друзья»
Т.Н. Нуждина «Энциклопедия для малышей Чудо-всюду»
Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья»
Наглядно-демонстрационный материал «Деревья
Энциклопедия Все обо всем «Растения»
Полная энциклопедия «Растения»
Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты
Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
Детская энциклопедия. Цветы от А до Я.
Махнева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.